Студопедия — Маслов Р., Пронина Е. Психика и реальность: типология виртуальности // Прикладная психология. 1998. № 6.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Маслов Р., Пронина Е. Психика и реальность: типология виртуальности // Прикладная психология. 1998. № 6.






но взаимодействовать. Различно их происхождение: с одной сто­роны материализованная ментальная модель, функционирующая по искусственным законам (квадрант-4), с другой — природный объект, подчиняющийся естественным закономерностям (квад­рант-1). Но граница вообще может быть нераспознаваема для не­посвященных (курсант иногда и не подозревает, что полет ими­тируется, а не происходит на самом деле).

В квадранте-3 сосредоточиваются мыслительные образова­ния, которые заведомо не соотносятся с конкретными материаль­ными объектами, воспринимаются как вымысел, как то, чего не было и нет на самом деле, но в чем проявляется спонтанно моде­лирующая работа воображения: сны, романы, сказки, мечты. Это — «Виртуальная виртуальность». А в квадрант-2 отнесена «Реальная виртуальность»: мыслительные объекты, которые существуют в идеальной форме, но объективируются, проецируются психикой на внешний мир как принадлежащие ему: научные абстракции (мнимые числа, виртуальные частицы, теплород), этические кате­гории (добро, красота), политические доктрины, даже экстрасен­сорные представления (НЛО, барабашка), если люди в них верят и руководствуются ими в своих действиях. Одно и то же явление может выступать в разных функциях и относится в каждом конк­ретном случае к разным сферам виртуальности. Так, если сон воспринимается как откровение, посланное свыше, по воле внешней силы, то это уже «реальная виртуальность», а тот же сон, воспринимаемый как игра воображения, — «виртуальная виртуальность».

Стрелочки, соединяющие квадранты, показывают, что грани­цы между типами виртуальности прозрачные. И конкретный фе­номен может проявиться в любой ипостаси. Когда-то денежная единица, которая без промена принималась бы повсюду, была виртуальной виртуальностью, чем-то вроде мечты или сказки. Потом, когда была рассчитана перспектива и вычислена выгода от внедрения такой денежной единицы, она стала реальной вир­туальностью. Начиная с 1998 г. евро, еще не существовавшая фи­зически, но уже использовавшаяся для безналичных расчетов, превратилась в виртуальную реальность, чтобы начиная с 2002 г. стать реальной реальностью во всех аспектах денежного обраще­ния. Обратный путь по всему кругу предстоит проделать немец­кой марке, которая была самой реальной по устойчивости из мировых валют, но в период обмена на евро перейдет в вир­туальную реальность и т.д., пока не станет романтическим воспо­минанием.

Существуют закономерные трудности в идентификации типа реальности некоторых феноменов. Так, по-видимому, недоста-

точно прояснен вопрос о том, являются ли виртуальные частицы всего лишь гипотетическим предположением для объяснения за­гадочных явлений в ядерной физике или существуют на самом деле? Во всяком случае, зафиксировать их материальное сущест­вование с помощью приборов не удается. Но относительно мно­гих явлений вопрос со временем прояснился. Так, теплород (ве­щество, якобы передающее тепло) некогда считался объективной физической реальностью, но, как выяснилось, был всего лишь «реальной виртуальностью» — ментальной моделью, принимае­мой за нечто вещественное. Но есть и научные представления, которые осознаются как условность, однако на практике исполь­зуются как вполне надежные инструменты эффективного воздей­ствия на реальность: система координат, виртуальный путь, иде­альный газ, прибавочная стоимость и т.п.

Неустранимая тенденция психики к созданию субъективной модели реальности обнаруживается уже на уровне психофизиоло­гии анализаторов при восприятии материальных объектов. Как известно, для того чтобы целостное представление возникло и было идентифицировано, необходимо, чтобы образ был смодели­рован самой анализаторной системой путем движения руки по поверхности предмета, движения глаза по контуру, пропевания, интонирования и т.п. в зависимости от модальности восприятия. То есть для возникновения адекватного образа необходимо упо­добление анализатора (в частности, его двигательных звеньев) воспринимаемому предмету. Идея встречного моделирования внутреннего образа как условие ясного восприятия появляется уже в работах У. Джемса в виде так называемого идеационного центра, осуществляющего сличение внешнего стимула и предвос­хищаемого образа. Взаимодействие с объектом возможно только при наличии встречных гипотез, которые корректируются в мо­мент воздействия на объект и получения обратной связи о его свойствах. Неизвестный предмет может ложно идентифицирова­ться как хорошо знакомый или как комбинация хорошо знако­мых элементов. Есть предположение, что образ кентавра в грече­ской мифологии возник, когда греки впервые увидели варваров верхом на лошадях, потому что в Древней Греции не ездили вер­хом, а использовали колесницы.

Процесс построения психической модели объекта является первым этапом и главным условием целостного восприятия. И хотя можно представить себе отдельные воздействия, вызываю­щие изолированные ощущения, такие ощущения, если они не структурируются в образ, не несут информации об объекте как целом и остаются бессмысленными осколками субъективного пе­реживания.

Выделенные в анализе типы виртуальности можно для на­глядности обозначить образными выражениями: Реальная реальность — «природа». Реальная виртуальность — «убеждения». Виртуальная виртуальность — «сказки». Виртуальная реальность — «игры».

Все четыре стороны картины мира складываются уже в дет­ском возрасте:

• Ребенок набивает шишки, пачкает коленки, и это — природа.

• Ребенок формирует свои первые представления. Иногда они нелепы: «Дед Мороз приходит с севера», «В телевизоре живут маленькие человечки», — но это для него самая настоящая правда, он в этом убежден.

• Ему читают книжки, он смотрит фильмы и то с облегчением, если это «ужастик», то с грустью понимает, что это все сказки.

• Он самозабвенно играет в «разбойники», «дочки-матери» или «магазин», становится кем-то другим, испытывает огромный накал эмоций, но, забывая обо всем, помнит одно, что в слу­чае чего всегда можно крикнуть: «А я так не играю!»

Разумеется, четкое разделение правды и сказки, действия на самом деле и понарошку возникает не сразу. Степень синкрети­ческой нерасчлененности убывает по мере перехода от веры к сказке и игре. Когда ребенок достигает уровня игры, он, собст­венно, и становится человеком, способным к специфически че­ловеческим видам активности: систематическому абстрагирован­ному обучению, художественному творчеству, научному исследо­ванию... Разные исследователи по-разному определяли этапы созревания психики ребенка. Для Д.Б. Эльконина одним из цент­ральных феноменов стали стадии развития игры8. Для Ж. Пиаже — этапы децентрации и преодоления синкретичности мышления ребенка9. Для Л.С. Выготского — ступени развития представле­ний от синкретической кучи и комплекса к подлинному поня­тию10. И по сути дела все рассмотренные феномены легко соот­носятся с проблемой становления форм виртуальности.

Распознавание и разграничение типов виртуальности стано­вится определяющей, видоспецифической способностью челове­ческого сознания. Эта способность развивается и совершенству­ется в процессе эволюции мышления.

8 См.: Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

9 См.: Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.

10 См.: Выготский Л.С. Мышление и речь / Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984. Т. 2.

В первобытной культуре практически не разделяется идеаль­ное и материальное, субъективное и объективное. Магия — резу­льтат проекции законов психической жизни на физическую реа­льность, когда субъективные отношения, обусловленные потреб­ностью субъекта, воспринимаются как имманентные объекту. Как архаическая форма контакта с реальностью магия постепен­но утрачивала главенство, но тем не менее сохранялась на всех этапах развития культуры. Средневековый алхимик еще удивите­льным образом соединял химические опыты с колдовством.

Знаменитая формула Декарта «Cogito ergo sum» (Мыслю, сле­довательно, существую) обозначила тот водораздел в истории ци­вилизации и культуры, когда человек вполне осознал себя субъ­ектом мышления, разделив субъективное и объективное «по оси Y» (см. табл. «Типы реальности»). Это не означало еще полной дифференциации объектов реальности и мышления о них. В ча­стности, практически не разграничивались научные понятия и физическая реальность («природа» и «убеждения»), вследствие чего абстрактные построения воспринимались как безусловно ис­тинные, имманентные физическому миру, и ось X еще не опре­делилась.

Разграничение реальной реальности и реальной виртуально­сти (быть может, самое сложное в дифференциации) стало воз­можно в русле позитивистского мышления. Именно тогда возник вопрос о научном знании как модели мира, обусловленной и конституированной потребностями человеческой практики. Ис­следователи приняли операциональный подход к определению понятий и отказались от классического понятия истины как аб­солютного закона природы, установив, таким образом, границу между ментальной моделью и действительностью, между «убежде­ниями» и «природой», как бы разведя их по левую и правую сто­рону оси X.

В то же самое время психоанализ подверг сомнению досто­верность уже не только научных понятий, но и нравственных убеждений личности, представив их как «продукты психического метаболизма» и отнюдь не божественное установление. Психо­анализ снов, романов, мечтаний открыл в психике непробегае-мые сознанием глубины и бесконтрольные энергетические поры­вы, в субъективности которых биологического куда больше, чем героического. Тем самым огромный пласт психической жизни был разом переведен из категории безусловной и абсолютной ре­альности в категорию «сказок», иллюзий.

Но без этих «сказок», виртуальной виртуальности, мир вы­глядел лишенным высокого смысла, в сущности, неантропоморф­ным. И это сделало бы духовное существование человека нестер-

пимым. Но экзистенциализм противопоставил неантропоморф­ной реальности мира трансцендентальность человеческого духа, обнаружив потребность субъекта в осмыслении существования. Человек, как выяснилось, испытывает потребность жертвовать жизнью не потому, что существует нечто, стоящее такой жертвы, а потому, что он не в силах существовать, не посвящая чему-то свою жизнь. Тем самым обозначился переход к исследованию так называемых базовых иллюзий сознания, своего рода «сказки ска­зок», на уровне реальной виртуальности.

Электронная революция привела к тому, что мощная инфор­мационная система не только моделирует, интерпретирует, но и материализует виртуальную реальность. Глядя в электронный прицел реального бомбардировщика, пилот и зрители, следящие за этим по своим телевизорам, уже воспринимают расстрел реа­льных городов как своеобразную компьютерную игру, демонстра­цию особой ловкости и мастерства, которое дается многократны­ми упражнениями на тренажерах. Те же эмоции испытывает мальчишка перед экраном компьютера, наблюдая такие же кар­тинки, совершая такие же манипуляции. «Игра» воспринимается как реальность, а реальность — как игра. Общество восхищено, потрясено и напугано эффектами электронных моделирующих и транслирующих систем. Граница между ними становится зыбкой, вызывая ощущение ирреальности всего происходящего.

Если смотришь наводящий ужас фильм, ощущая все большее погружение в реальность вымысла, можно еще успокаивать себя, что это всего лишь кино, понарошку. Но если то же самое пода­ется в репортаже? Если нет возможности ни опровергнуть, ни подтвердить информацию? И ничем невозможно помочь? Как ас­симилировать знание, которое противоречит базовым иллюзиям сознания, психическим установкам и идейным убеждениям? Как противостоять ощущению бессилия и избегнуть соблазна раство­риться в веселящейся или агрессивной толпе? Это все вопросы очень личные, но массовые. И в науке они встают как трудно разрешимые социальные проблемы «информационной безопасно­сти общества»11; «информационного загрязнения среды обита­ния»12; «информационной защиты и самозащиты личности»13.

11 Лепский В.Е. Информационно-психологическая безопасность: экопсихоло-гия информационной среды общества // 2-я Российская конференция по эколо­гической психологии. М, 2000.

12 Калмыков А. А. Психоинформационная модель эйкоса и психологические за­грязнения (I Там же.

13 Пронина Е.Е. От «эффекта присутствия» до «Скорой помощи» одна минута (о некоторых феноменах медиапсихологии) // Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы». М., 2000.

Более всего пугает людей и сбивает с толку исследователей системная виртуальность журналистского текста. Одни с появле­нием Интернета вообще стали видеть в массовой коммуникации «нечто суперсовременное и античеловеческое, царство запредель­ных скоростей, сгусток виртуальных пространств, где человек на­всегда забывает о своей человеческой природе и низводится до уровня компьютерных фантомов»14. Другие бросились на защиту: «Конечно, все пространство "всемирной паутины" — Интернет и всех других электронных сетей, без сомнения, представляет собой глобальное МАСС-МЕДИА. Но если сравнение сделать еще бо­лее точным, то пространство Всемирных Сетей — это еще один мир, парамнр. Не в смысле "паранормальный", а параллельный, идентичный, равноправный. Именно поэтому — НЕ виртуальный, точнее не более виртуальный, чем обычный мир, в котором мы

живем»15.

Как метафора и то и другое даже красиво. Но фокус в том, что «мир, в котором мы живем» (то есть приспосабливаем свои действия к объективным обстоятельствам, а объективные обстоя­тельства к нашим потребностям и т.п.), без духовного освоения не допускает практического выживания, а эскапизм доводит до душевных напряжений, практически патологичных, мешающих выживанию. Интернет не «еще один», а тот же самый «мир, в ко­тором мы живем», даже если компьютеры еще не вошли в при­вычку. И дело не в том, что по Интернету можно выкупить конт­рольный пакет акций или выкрасть государственные секреты, по­лучить консультацию врача или заказать чашечку кофе. Суть в том, что человек, решая любые жизненные задачи, подкрепляет адаптивные возможности индивидуального сознания всей мощью коллективной психики путем виртуальной проработки проблемы в Интернете. Виртуальность не «запараллеливание», а моделиро­вание мира. И надо сознавать, что психологический риск при этом очень велик. Речь не об Интернет-маниях. Это всего лишь симптом. Существенно, что можно ошибиться с моделью и по­терпеть фиаско в жизни. Существеннее, что идеальное может оказаться сильнее материального, и завиральная модель, как это нередко бывает, самоорганизуется в такую «упорядоченную структуру», что и автору мало не покажется. Еще существеннее, что можно вызвать информационные шумы и помехи, которые, резонируя в Интернете, непредсказуемо повлияют на состояние

14 Корнеев С. Сетевая литература // Новое литературное обозрение. 1998. №

32.

15 Акопов А. Взгляд на проблемы сетевой журналистики изнутри и снаружи Интернета. 2000. http://www.regla.reu.ru/n45.htm

коллективной психики. Но особо важно то, что можно и не заме­тить, как утрачивается независимость индивидуального мышле­ния, креативность подменяется эвристикой, а творчество-в-про-цессе-коммуницирования приобретает характер эхолалии16.

Вопрос не в том, что перевешивает: виртуальные возможно­сти Интернета или психологический риск человека. Ни от воз­можностей, ни от риска все равно нельзя отказаться. Массовая коммуникация это тоже «мир, в котором мы живем». А с психо­логической точки зрения массовая коммуникация — это не пря­мое, а опосредованное творчеством журналиста восприятие явле­ний действительности. И еще, массовая коммуникация — это коллективное мышление-общение-поведение. Так что массовая коммуникация — это виртуальная проработка духовно-практи­ческих проблем выживания социума в природе и индивида в социуме. Вот почему комбинаторика (слияние, преобразование и трансформация) типов виртуальности становится системным свойством текста, предназначаемого для массовой коммуника­ции. А для человека, включенного в массовую коммуникацию (безразлично, в качестве реципиента или коммуникатора), жиз­ненно важно достаточно адекватно различать грань виртуально­сти и жизни. Психологически это всегда не просто.

Легко ли, к примеру, определить, что «на самом деле», а что «как будто», вот в таком журналистском тексте: «ТУВА ЗАДОБРИЛА ВОДЯНЫХ

Республика Тува прибегла к оригинальным «противопаводковым мероприятиям*. Не дамбы и спасатели встали там на пути навод­нения, а... шаманы.

Тувинские шаманы вместе со своими германскими коллегами развели костры и провели камлание в месте слияния Малого и Большого Енисея в целях «задобрить духов и предотвратить пред­сказанное синоптиками наводнение». Шутки шутками, но после проведенных обрядов подъем воды в реке замедлился. Сибирский региональный центр МЧС отмечает, что на территории Тувы он не достиг даже критической отметки»17.

Здесь в превратном свете поданы все категории: и «природа», и «убеждения», и «сказки», и «игры». Типичный гедонистический

16 «Эхолалия (от греч. echo — отражение звука, lalia — речь) — автоматиче­ское повторение чужих слов, наблюдаемое при некоторых психических заболева­ниях (шизофрении, поражении лобных долей головного мозга и др.) у взрослых и детей. Эхолалия иногда встречается и у нормально развивающихся детей как один ИЗ ранних этапов становления их речи». Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М., 1985.

17 Соколов М. Тува задобрила водяных // Московский комсомолец. 2001. 4 июня.

глум. Может, даже и без умысла. Просто без царя в голове. Но в эту весну страна переживала катастрофический паводок, ледоход стер с земли город Ленек, тысячи его жителей пребывали практи­чески в состоянии шока. Чтобы хоть как-то поддержать в народе бодрость духа, правительство принимает решение: за одно лето, чего бы это ни стоило, заново выстроить смытый разливом город, а для восполнения ущерба по всей Якутии продать часть алмаз­ных запасов страны. Так что психологически это не совсем безо­бидное сообщение. И для читателя, который в состоянии недо­умения готов то ли всерьез сравнить экономическую эффектив­ность шаманизма и Министерства по чрезвычайным ситуациям, то ли в шутку поддакнуть: «И как это тувинец Шойгу не догадал­ся, чем остановить ледоход на Лене?» Но еще больше для журна­листа, который в пропагандистском раже готов довести себя до уровня того фольклорного дурака, что, встретив похороны, по­приветствовал: «Таскать вам, не перетаскать!»

Злоупотребления системным свойством журналистского тек­ста тем и опасны, что виртуальность в массовой коммуникации неизбывна. И отсюда следует, что любое творчество-в-процессе-коммуницирования требует адекватного восприятия виртуальной реальности. Необходимым условием этого является высокая внут-рипсихическая дифференциация «Я», суверенность личности, поддержание границ индивидуальности, самостоятельность кри­тического мышления. Способность различать «игру» и «природу», «сказку» и «убеждение» многие психологи считают основным признаком психической зрелости, свидетельством определенного уровня развития цивилизации и самого человека. Рассмотренные выше (см. главы 3—8) парадигмы мышления и творчества-в-про-цессе-коммуницирования показывают, как поэтапно формируют­ся механизмы саморегуляции и контроля, как происходит после­довательное развертывание психических структур, обусловливаю­щих внутреннюю дифференциацию личности, самостоятельность и независимость мышления, как исторически закрепляется в культуре поступательное развитие психики человека от коллек­тивного сознания и общинного поведения к индивидуальному са­мосознанию и личной ответственности и далее к индивидуации и интерактивности, увеличивая степени свободы как по отноше­нию к внешнему миру, так и по отношению к самому субъекту. Изменение мышления, структуры личности и основных катего­рий культуры взаимосвязаны, поскольку составляют ипостаси единого процесса развития психики. В сводной «Матрице диффе­ренциации способностей мышления» фиксируется эволюция ка­тегорий творчества и культуры в соответствии с выделенными этапами становления психики человека.







Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 351. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия