Студопедия — ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА






Н. Я. Данилевский (1822-1885)

Николай Яковлевич Данилевский — выдающийся русский философ, историк, политолог и геополитик, родился в офицерской семье, окон­чил Царскосельский лицей и физико-математический факультет Пе­тербургского университета (1847). В молодости Данилевский увле­кался идеями Фурье и считал возможным соединение социализма с самодержавием, привлекался к следствию по делу петрашевцев и был отправлен в ссылку в Вологду (1848). После окончания срока и до 1856 г. жил под надзором полиции в Самаре. Принимал участие в экспедиции под руководством К. Бэра по исследованию рек и выяв­лению перспектив развития рыболовства в России, что в дальнейшем сказалось на увязывании им проблем политики и географии, культу­ры и почвы. В идеологическом плане Данилевский еще в ходе следст­вия перешел на консервативные позиции и в дальнейшем придержи­вался неославянофильских взглядов.

В 1871 г. Данилевский выпустил быстро ставшую знаменитой рабо­ту «Россия и Европа», имевшую ярко выраженный геополитический подтекст. Достаточно прочесть подзаголовок: «Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романско­му», чтобы убедиться, что автор поставил себе задачей разделение Европы на самобытные культурно-исторические типы, отделение Ев­ропы от России. Применив к своим геополитическим построениям цивилизационный подход, Данилевский разделил весь исторический процесс на 12 культурно-исторических типов (китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитский, ин­дийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, романо-германский, или европейский, мексиканский, перуанский), народы которых развивались самостоятельным путем, творя таким образом историю человечества.

Причем цивилизации, умевшие хранить преемственность, передавая культурные достиже­ния по цепочке (египетская цивилизация —> ассирийско-вавидонско-финикийская -> греческая -> римская ~> еврейская -> европейская), получили значительное преимущество над цивилизациями обособ­ленными (китайская, индийская, мексиканская, перуанская, аравий­ская). В этом, по мнению Данилевского, состоит суть прогресса Запа­да и застоя Востока.

Не удовлетворившись этим выводом, Данилевский в конце книги дал другую классификацию цивилизаций или культурно-историче­ских типов. В основу ее положены четыре типа культурной деятель­ности людей: 1) религиозная; 2) культурная в узком смысле этого слова (т. е. эстетическо-художественная); 3) политическая; 4) обще­ственно-экономическая. Цивилизации по-разному проявили себя в реализации этих видов деятельности. Египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская (в первом варианте последняя циви­лизация отсутствовала) не проявили себя в полной мере ни в одном виде деятельности. Их Данилевский назвал подготовительными или автохтонными. Еврейская, греческая и римская цивилизации реали­зовали себя только в одном из видов деятельности (соответственно в религиозном, культурном и политическом) — это так называемые одноосновные цивилизации. Двухосновной цивилизацией Данилев­ский назвал романс-германскую, реализовавшую себя в научной и промышленной деятельности. К высшей, четырехосновной цивили­зации с развитыми религиозными, культурными, политическими, об­щественно-экономическими типами деятельности людей он не совсем логично и объективно отнес Россию. Он определил такие черты рус­ского национального характера, как привычка повиноваться, уваже­ние и доверие к власти, отсутствие властолюбия, отвращение к вме­шательству в дела, в которых они не компетентны. Такой характер русского народа, но мнению Данилевского, является основной причиной отсутствия в России политических смут и гарантией от совре­менных и будущих революций, ставящих целью ограничения едино­властия, изгнание царствующей династии, установление демократии ¹. В этом прогнозе, к сожалению, он оказался антипророком.

Каждый культурно-исторический тип в своем развитии проходит определенные стадии от рождения до смерти и выполняет опреде ленные функции (или дисфункции) в истории.

¹ Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 488.

Одни предназначены судьбой для положительной роли, другие нацелены на разрушитель­ную деятельность «положительных» цивилизаций, третьи — на слу­жение не своим целям, а в качестве этнографического материала. Что­бы достичь расцвета и сыграть позитивную роль в истории, цивили­зация должна обладать этническим разнообразием, но без «чуждых» элементов. При этом этнически разнообразные элементы не должны находиться в составе единого политического целого, а, пользуясь не­зависимостью, составлять федерацию или иную геополитическую систему. Исходя из этого «закона» (именно так называет свои фор­мулы Данилевский) ученый выдвинул идею всеславянского союза со столицей в Константинополе и Россией во главе (с присоединением к ней Галиции и Угорской Руси). В состав этого союза или федерации он также включил Королевство Чехо-Мораво-Словацкое, Королев­ство Сербо-Хорвато-Словенское, Королевство Болгарское, Королев­ство Румынское (с Молдавией), Королевство Эллинское (с Кипром и малоазийским побережьем), Королевство Мадьярское (современ­ная Венгрия), Цареградский округ. Население этого союза, состав­лявшее на то время 125 млн человек, по своему составу, религии и ис­торической судьбе образовало бы «особый культурно-исторический тип, укрепленный долголетнюю борьбою против враждебных внеш­них сил, держащих... его народы в разъединении» ¹.

Таким образом, полагал Данилевский, можно было бы решить так называемый «восточный вопрос», т. е. проблему пересечения геопо­литических интересов Османской, Австрийской и Российской им­перий на востоке Европы — на Балканах. Образование федерации славянских народов решило бы окончательно и «польский вопрос», оставив Польшу навсегда в составе России.

Столь же радикально Данилевский предлагал пересмотреть всю геополитическую доктрину России и от политики участия в «Свя­щенном союзе» перейти к созданию Всеславянского союза, являю­щегося «единственной твердой почвой, на которой может возрасти самобытная славянская культура» ². Европа, утверждал Данилевский, всегда была враждебна России, которая тормозила развитие евро­пейской цивилизации, и Россия никогда не принадлежала Европе ни географически, ни этнически. Однако «Запад и Восток, Европа и Азия представляются нашему уму какими-то противоположностями, полярностями.

¹ Дангшевский Н. Я, Россия и Европа. С. 71. С. 388-390.

² Там же. С. 397.

Запад, Европа составляют полюс прогресса, неустанно­го усовершенствования, непрерывно движения вперед; Восток, Азия — полюс застоя и коснения, столь ненавистных современному челове­ку» ¹. Вследствие этого Данилевский объявляет Россию не Европой, не Азией, а особым культурно-историческим миром, получившим преимущество молодости над «дряхлеющим и загнивающим» орга­низмом Старого света.

Теория Данилевского об особом российском культурно-историче­ском типе была в XX в. использована создателями евразийской шко­лы геополитики, а его цивилизационный подход — такими известны­ми западными геополитиками, как О. Шпенглер, А. Тойнби, С. Хан­тингтон.

В. П. Семенов-Тян-Шанский (1870-1942)

Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шапский — географ и геополи­тик, сын известного географа и путешественника Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского, в 1893 г. окончил естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, принимал участие во многих географических экспедициях в Сибирь, на Урал, на Кавказ, в первой переписи населения России (1897). В 1905-1917 гг. работал в статистических учреждениях.

В 1899-1914 гг. Семенов-Тян-Шанский редактировал фундамен­тальное издание: «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». Из запланированных двадцати двух томов вышло девят­надцать (помешала война). В 1900-1911 гг. под его редакцией был опубликован многотомный труд «Торговля и промышленность Евро­пейской России по районам» в 12 томах.

В. П. Семенов-Тян-Шанский был автором монографий «Город и деревня Европейской России» (1910) и «Типы местностей Европей­ской России и Кавказа» (1915), в которых он в соответствии с мето­дом Риттера связывал районирование географических частей России с проживающим в них населением, закладывая таким образом осно­вы российской региональной геополитики.

После революции Семенов-Тян-Шанский долгое время работал над составлением подробнейшей карты плотности населения европей­ской части СССР на 110 листах, всего вышло 47 листов этого труда.

¹ Там же. С. 71.

Как геополитик Б. П. Семенов-Тян-Шанский получил известность после публикации книги «О могущественном территориальном вла­дении применительно к России. Очерк политической географии» (Петроград, 1915), в которой он, развивая взгляды европейских поли­тических географов и геополитиков, впервые высказал идею взаимо­действия живых организмов и трех оболочек Земли, описал процессы распространения человека по земной территории в доисторическое время и колонизации европейскими народами всей территории Зем­ли в новейшей истории. Исследуя значение моря в развитии челове­ческой цивилизации, он выделил три «великие океанические бухты»: Средиземное море, Китайское море (которое сейчас подразделяется на Желтое, Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря) и Кариб­ское море, сыгравшие выдающуюся роль в развитии человеческой цивилизации. Им также была сформулирована концепция и выделе­ны три территориальных типа могущественных владений (кольцеоб­разный, клочкообразный и чрезматериковый).

Семенов-Тян-Шанский предложил разделить Россию на западную и восточную части с границей по Енисею, затем он выделил в запад­ной части Финляндию, Западную, Северную, Центральную, Южную Россию, Северное и Южное Приуралье, Русские Пустыни (на месте современного Казахстана), Русский Туркестан (все современные стра­ны Средней Азии), Северо-Западную и Западную Сибирь. Восточную часть России он разделил на Северную Сибирь, Ленский край, Вер-хояно-Колымский край, Чукотско-Анадырский край, Прибайкалье, Верхнее и Нижнее Приамурье. От современной России отпали Фин­ляндия, западная (Белоруссия, Молдова, часть Украины) и украин­ская часть Южной России, Русские Пустыни и Русский Туркестан; в остальном с точки зрения современной региональной геополитики районирование России Семеновым-Тян-Шанским остается актуаль­ным. Все эти концепции и идеи В. П. Семенов-Тян-Шанский уточнил и развил в книге «Район и страна» (1928), где он разделил географи­ческую науку на неорганическую и органическую географию и гео­графический синтез. В последний раздел географических наук, т. е. в науки синтетические, интегрирующие территориальное и духовное в жизни человечества, он включил политическую географию. Далее уче­ный подробно и аргументированно исследовал три территориальных тина могущественных владений: кольцеобразную систему, клочкообразную систему и систему «от моря до моря», или чрезматериковую. Кольцеобразная система возникает на побережьях внутренних мо­рей, которые постепенно в борьбе разных племен захватываются каким-нибудь одним народом, начинающим после этого продвижение в глубь материка (Древняя Греция, Древний Рим).

Она образуется захватом побережий различных континентов и островов державой, владеющей могучим флотом (Испания, Голландия, Англия). Именно флот позволяет поддерживать регулярное сообщение между разроз­ненными территориальными владениями. Система «от моря до мо­ря», или чрезматериковая, образуется путем освоения внутренних пространств какого-либо материка от одного его берега до другого (Древняя Персия, США, СССР). В этом случае главной задачей ос­воения территории является устройство внутренних водных и сухо­путных коммуникаций.

Слабым местом клочкообразной системы является ее непосредст­венное соприкосновение с системой чрезматериковой, оказывающей мощное «континентальное» давление на разнородные, разбросанные приморские анклавы (клочки). Отсюда становится ясным, почему так часто создаются так называемые «буферные» государства между эти­ми системами. В XIX в. Афганистан стал «буфером» между Россией и Англией, в XX в. СССР был отгорожен от Германии целой сетью стран, включавшей Финляндию, Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Венгрию, Румынию.

" В этой книге Семенов-Тян-Шанский обратил внимание на такую проблему, как движение географического центра государства и центра его населения. Например, в российской истории движение обоих цент­ров было направлено на восток, но первый из них, вследствие меньшей заселенности более северных районов, всегда находился севернее вто­рого. Также ученый выделил типы территориального расселения чело­вечества, привязав их к ландшафтным и растительным характеристи­кам Земли (зональные типы: долинный, долинно-овражный, водораз­дельный, приморский береговой, рыболовный) и искусственной среде, созданной человеком (азональные типы: горнозаводский, фабрично-заводский, железнодорожный и трактовый, дачный и курортный).

Говоря о расселении человека по земной поверхности, Семенов-Тян-Шанский выделял два ядра этого процесса: желтое (азиатское) и белое (средиземное). Распространяясь до Тихого и Атлантического океанов, эти ядра «загнулись» внутрь материков: желтое — к северо-западу, белое — к северо-востоку, образуя две встречные волны ми­грационного движения, отраженные берегами Атлантического и Тихо­го океанов. Следствием атлантического движения, отмечал Семенов-Тян-Шанский, была ликвидация кочевых волн из Азии и перемеще­ние европейского центра образованности к западу. Это позволило европейским странам всю энергию, предназначавшуюся для поиска морского пути в Индию, направить на колонизацию Америки, пре­доставив России двигаться сухопутным путем в Азию.

Данные идеи и концепции, имеющие в своей основе геополитиче­ские представления, развивающие взгляды Риттера, Мечникова, Ратцеля, Маккиндера, привнесли немало нового в геополитическую нау­ку, что позволяет поставить В. П. Семенова-Тян-Шанского в один ряд с классиками мировой геополитики.

В. И. Ленин (1870-1921)

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился в г. Симбирске в семье директора народных училищ Симбирской губернии, получившего в 1892 г. личное дворянство. В. И. Ульянов по окончании симбирской гимназии поступил на юридический факультет Казанского универ­ситета, но был исключен с первого курса (1887) за участие в студен­ческой сходке. В 1891 г. он сдал экстерном экзамен в Петербургском университете и в 1892-1893 гг. работал в Самаре помощником при­сяжного поверенного. С 1893 г. — профессиональный революционер, организатор рабочих кружков по изучению марксизма в Петербурге, один из основателей «Союза борьбы за освобождение рабочего клас­са» (1895). За эту деятельность он был арестован и затем сослан (1897) на три года в село Шушенское Енисейской губернии. В ссыл­ке В. И. Ленин много читал, написал более 30 работ.

По окончании срока ссылки выехал за границу, где занимался ор­ганизационно-партийной работой, редактировал газету «Искра», вел полемику с представителями других, отличных от марксизма поли­тических течений. Ленин никогда не считал себя геополитиком и критически относился к этой науке. В то же время как политик и по­литолог он не мог пройти мимо проблем, поставленных и решаемых представителями разных геополитических школ. В работе «Империа­лизм как высшая стадия капитализма» (1915) он не только изложил свой резко критический взгляд на завоевательную политику колони­альных держав и свою теорию империализма, но и дал обзор других подходов и теорий колониализма и империализма, привел статисти­ку колониального раздела мира. Согласно ленинской картине мира, на земном шаре в начале XX в. существовали колониальные, полуко­лониальные страны (к ним Ленин относил Персию (Иран), Китай, Турцию) и колонии.

Ленин вполне обоснованно подразделяет коло­ниальные державы на великие (Англия, Россия, Франция, Германия, США, Япония) и малые (он называет их «маленькими»), которые сохраняют свои колониальные владения, играя на противоречиях великих держав ¹. Колонии малых держав Бельгии, Голландии, Пор­тугалии и других являются «ближайшим объектом возможного и ве­роятного передела».

Таким образом, колониальная политика, по Ленину, неизбежно вела к борьбе за раздел и передел мира, протекающей в мирных и во­оруженных формах, а в начале XX в. вылилась в мировую войну. Особенностью колониализма XX в. является монополизация капита­листического производства и господство союзов крупнейших пред­принимателей. Колонии необходимы монополистическим предпри­ятиям как источники сырья и рынки сбыта готовой продукции. «Владение колонией, — отмечал Ленин, — одно дает полную гаран­тию успеха монополий против всех случайностей борьбы с соперни­ком — вплоть до такой случайности, когда противник пожелал бы за­щититься законом о государственной монополии» ².

Однако (5 дальнейшем развитие капитализма не пошло по пути пол­ной монополизации экономики, и большинство законов о государст­венной монополии были отменены. Более того, сначала в США, а за­тем в других развитых странах было принято антимонопольное зако­нодательство. Это в числе других причин дало реальную возможность уже после Второй мировой войны начать процесс деколонизации.

После захвата власти в России в октябре 1917 г. Ленин много сил и государственных ресурсов потратил на подготовку и осуществление мировой революции, которая, по теории К. Маркса и замыслам боль­шевиков, должна была совершенно изменить картину мира, уничто­жив класс буржуазии и капиталистические государства и установив бесклассовый общественный строй коммунизм во всемирном мас­штабе. Несмотря на сложные условия Гражданской войны, Ленин в 1919 г. создал Коминтерн, основными целями которого стали образова­ние коммунистических партий во всех странах мира, помощь им в пар­тийном строительстве и совершении коммунистических революций.

Л. А. Троцкий (1879-1940)

Лев Давидович Троцкий (Бронштейн) — известный революционер, политик, политолог, организатор и первый руководитель Красной

¹ Ленин В. И- Избранные произведения: В 6 т. М., 1931. Т. III. С. 55.

²Там же. С. 55.

Армии, родился в семье землевладельца и арендатора, занимавшегося агропромышленным бизнесом в Херсонской губернии. Учился Лев Бронштейн в реальном училище сначала в Одессе, затем в Николаеве. Будучи старшекурсником николаевского реального училища, он ак­тивно изучал и пропагандировал марксистское учение; за антиправи­тельственную деятельность был арестован (1898) и приговорен к двум годам тюремного заключения с последующей четырехлетней ссылкой. Из ссылки Троцкий бежал за границу (1902) и обосновался в Лондо­не, где участвовал в работе II съезда РСДРП (1903), проявив себя сторонником центристской линии: по программным вопросам он под­держивал большевиков, а по организационным — меньшевиков.

Во время революции 1905-1907 гг. Троцкий приезжал в Россию. Во время Октябрьской стачки (1905) был одним из лидеров Петер­бургского Совета рабочих депутатов. В декабре вновь арестован и приговорен судом за антиправительственную деятельность к вечно­му поселению в Сибири. По пути бежал за границу (1906).

Л. Д. Троцкий считал себя последовательным марксистом. К. Маркс был убежден, что вся человеческая цивилизация революционным путем перейдет к коммунизму, а инициаторами социальной револю­ции станут наиболее развитые в экономическом отношений страны. Троцкий разработал теорию перманентной революции, в соответст­вии с которой революции не в самых передовых странах, например в России, призванные решать задачи капиталистического развития, по­строения демократии и т. д., т. е. буржуазные по содержанию в XX в., когда на историческую арену вышел многочисленный пролетариат, приобретают перманентный (постоянный и непрерывный) характер и в конце концов перерастают в социалистические, целью которых является установление диктатуры пролетариата. Эта диктатура и станет орудием решения задач отстающего развития, ускоренного прохождения этапа буржуазного развития и перехода к коммунизму. Перманентная революция, по Троцкому, — это революция, не оста­навливающаяся на демократическом этапе, а переходящая на следу­ющий, социалистический этап, а во внешнеполитическом плане — к войне против внешней реакции. При этом «один этап преобразова­ния непосредственно вытекает из другого. <...> Взрывы гражданской войны и внешних войн чередуются с периодами мирных реформ» ¹.

¹ Троцкий Л. Перманентная революция. Берлин, 1930. С. 15.

В геополитическом, всемирном масштабе это означает, что социали­стическая революция, начатая в СССР, не может окончиться на национальной почве, а неминуемо перерастет в мировую революцию, ибо «национальная революция не является самодовлеющим целым: она лишь звено интернациональной цепи», а «международная рево­люция представляет собой перманентный процесс, несмотря на вре­менные снижения и отливы» ¹. «Социалистическая революция начи­нается на национальной арене, развивается на интернациональной и завершается на мировой. Таким образом, социалистическая револю­ция становится перманентной в новом, более широком смысле слова: она не получает своего завершения до окончательного торжества но­вого общества на всей планете» ².

Отсюда подготовка и осуществление революции в России и во­обще вся деятельность революционеров имеют единую конечную цель — всемирную революцию. Революционеры-коммунисты с точ­ки зрения теории перманентной революции не могли считать свою цель достигнутой, пока идеи коммунизма не победят во всемирном масштабе. Теория перманентной революции Троцкого, таким обра­зом, явилась одним из вариантом концепции всемирной революции, а сам Троцкий, создавший эту глобальную теорию, несомненно, мо­жет считаться геополитиком всемирного масштаба.

Преодолев свои колебания между большевизмом и меньшевиз­мом, пережив неудачные попытки объединить две враждующие фракции РСДРП, Троцкий твердо и однозначно поддержал Ленина и его соратников в Октябрьском перевороте и последующей Гражданской войне.

После победы революции он вошел в Совет народных комиссаров в качестве наркоминдела. Троцкий был руководителем советской делегации на переговорах с Германией в Брест-Литовске (февраль 1918 г.), после того как Россия, игнорируя обязательства перед Антантой, вышла из войны и согласилась на сепаратный мир с Германией. При этом вопрос региональной геополитики о территориальных уступках Германии Троцкий, в полном согласии с Лениным, превратил в про­блему глобальной геополитики, используя переговоры для револю­ционизирования международного рабочего класса и приближения ми­ровой революции.

В марте 1918г. Троцкий был назначен наркомом по военным делам и занимал эту должность в течение всей Гражданской войны (1918-1921), одновременно являясь наркомом путей сообщения. Он безжа лостно расстреливал всех, заподозренных в поддержке «классового врага». В конце войны именно Троцкий высказал и пытался осущест­вить идею похода на Варшаву, а затем, в случае успеха, на Берлин в целях «подталкивания» мировой революции.

¹ Там же. С. 16.

² Там же. С. 167.

В работе «Военная доктрина или военное доктринерство» (1922) Троцкий предстает не только геополитиком, рисующим глобальные планы мировой революции, но и военным стратегом. В полном соот­ветствии с выводами Клаузевица (которого он цитировал в этой ра­боте) Троцкий подчинял военную стратегию внутренней и внешней политике. Красная армия, по его мнению, должна служить не только оплотом советской власти, но и поддержкой для грядущей социали­стической революции в Европе.

Ленин, критиковавший Троцкого по отдельным организационным и тактическим вопросам (например, централизм в партии, роль проф­союзов в обществе), был полностью солидарен с ним в решении геопо­литических проблем мировой революции, международной классовой борьбы, стратегии социалистического государства во «враждебном буржуазном окружении», военной стратегии в Гражданской войне, роли армии в экспорте революции и т. д.

В 1924 г. Троцкий опубликовал книгу с символическим названи­ем: «Запад и Восток. Вопросы мировой политики и мировой револю­ции», которая представляла собой сборник статей и речей ведущего советского политика, занимавшего тогда высокие государственные посты. В этой книге Троцкий описал историю Коммунистического Интернационала (организации, специально созданной для осуществ­ления мировой революции), подразделяя ее на три периода.

Первый — от октября 1917 г. до революции в Германии 1921 г. Второй — неудача с захватом власти немецкими коммунистами и общий откат революции в Европе (1921-1924). С 1924 гг., по мне­нию Троцкого, начался третий этап всемирной революции, которо­му соответствовала определенная ситуация в мире, характеризовав­шаяся экономической и политической стабилизацией европейских стран (за исключением Италии, где можно ожидать крушения режи­ма Муссолини) и упрочением положения США, значительно обо­гнавшим Европу по темпам экономического развития. Анализируя соотношение классовых сил, Троцкий отнес к противникам комму­нистов все политические партии и даже социал-демократов.

В то же время он рассчитывал на положительную перспективу, понимая под ней объединение европейских стран в «Европейскую Федеративную Советскую Республику, неразрывно связанную с нашим нынешним Союзом и через его посредство протягивающую руку на Восток наро­дам Азии» ¹.

Итак, геополитическая картина мира на третьем этапе мировой коммунистической революции, по Троцкому, предстает следующим образом: новая революция в европейских странах, которая, возможно, начнется в Италии, создаст объединенную Европу по образу и подо­бию СССР. Союз советской федеративной Европы и СССР, исполь­зуя подъем национально-освободительной борьбы народов Востока, сокрушит капиталистическую Америку, откроет путь всем народам мира к коммунизму. Главной силой в этой борьбе выступал Комму­нистический Интернационал, который, опираясь на ресурсы СССР, взращивал коммунистические партии и готовил их к захвату власти в своих странах и экспорту революции в другие страны, созданию в каждой стране победившего пролетариата армии, подобной Крас­ной, — всегда готовой служить орудием мировой революции. Троцкий в указанных работах предстает в трех лицах: как геополитик, разработавший теорию перманентной революции; как геостратег, показавший путь ее развития (революция в России, революция в Германии, которая охватит всю Европу, национально-освободительное движение народов Востока, которое станет союзником коммунистов, сокрушающих последний оплот империализма — США и устанавливающих коммунистический порядок во всем мире), и, наконец, •как военный стратег, считавший армию орудием гражданских и ре­волюционных классовых войн и направлявший Красную армию на Варшаву и Берлин с целью осуществления мировой революции.

Взаимоотношения Троцкого со Сталиным не сложились в первую очередь из-за психологической несовместимости и нежелания Троц­кого подчиняться менее способному, менее развитому и образованно­му Сталину. В перспективном геополитическом предвидении Сталин, впрочем, оказался более прозорливым. Он вовремя почувствовал спад всемирной коммунистической революции и повел линию на построе­ние коммунизма в «отдельно взятой стране», в то время как Троцкий продолжал ратовать за раздувание «мирового пожара». Впрочем, Ста­лин никогда не забывал заветов Ленина и при первой возможности (после победы во Второй мировой войне) сумел создать на террито­рии СССР, части Европы и Азии огромное геополитическое объеди­нение государств — социалистический лагерь. Даже после поражения в борьбе со Сталиным и его сторонниками и высылки из СССР, Троцкий продолжал агитационную, пропагандистскую и организа­торскую деятельность по осуществлению перманентной революции, создав с этой целью IV троцкистский Интернационал.

Троцкий был убит но личному приказу Сталина в своем имении в Мексике испанским коммунистом Р. Меркадером.

¹ Троцкий Л. Запад и Восток. Вопросы мировой политики и мировой революции. М., 1924. С. 138.

П. Н. Савицкий (1895-1968)

Петр Николаевич Савицкий — известный русский геополитик, лидер евразийского течения в геополитической мысли родился в дворян­ской семье, в родовом поместье на Черниговщине. Получив прекрасное домашнее образование, он поступил на экономический факуль­тет Петроградского политехнического института. Успешно окончив его, Савицкий принял предложение занять должность секретаря-по­сланника русской миссии в Норвегии, исполнение которой помогло ему получить практику общения на многих европейских языках, вой­ти в курс российской политики на севере Европы, непосредственно наблюдать многие хитросплетения международных отношений.

По своим политическим симпатиям Савицкий был кадетом. Его либеральные установки сформировались под влиянием П. Б. Стру­ве, В. И. Вернадского, М. М. Ковалевского, других известных пре­подавателей-либералов, работавших в то время в Политехническом институте. Следует учесть, что годы учебы и становления П. Н. Са­вицкого как личности пришлись на период Первой мировой войны. Отсюда такой явный крен в сторону германофобии, отрицания «уми­рающей» романо-германской культуры, влияния Европы на разви­тие России, а также его понимание евразийства — с тягой к русскости и русской почве, к объединению с Азией против «враждебной» Евро­пы, созданию огромной империи, к сохранению отделенных от евро­пейского влияния больших геополитических пространств.

После Октябрьской революции, которую он не принял, Савицкий участвовал в белом движении. Он был секретарем П. Б. Струве, кото­рый, как известно, занимал пост министра иностранных дел в прави­тельстве Врангеля.

Оказавшись в эмиграции в Европе, Савицкий познакомился с фи­лологом и социальным философом Н. С. Трубецким и его работой «Европа и Человечество», с которой, собственно, и началось евразий­ство как течение социально-философской мысли. Из известных уче­ных, его последователей, следует отметить также историка Г. В. Вер надского, философа и богослова Г. В. Флоровского, государствоведа и философа права Н. Н. Алексеева, историка-медиевиста Л. П. Кар­савина, философа и публициста В. Н. Ильина, социальных филосо­фов Д. С. Святополк-Мирского и С. Л. Франка. Если Трубецкой был инициатором и идейным вдохновителем, главой евразийства, то Са­вицкий стал главным организатором и политическим лидером евра­зийского движения, лично разрабатывавшим его экономо-географи­ческие и геополитические основы.

В 1921 г. в Софии Савицкий организовал публикацию сборника статей «Исход к Востоку: предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев», в котором были изложены принципы и основные задачи евразийства. Этот манифест евразийцев представлял собой программу так называемого третьего пути России (первый путь — царизм, второй — большевизм) и явился рефлексией русской философской и политической мысли на события в Европе и России, подобно тому как итальянский тоталитаризм и немецкий консервативный революционаризм примерно в то же время искали выхода для своих наций в сложных условиях послевоенного бытия. На следующий год в Бер­лине вышел второй сборник «На путях. Утверждение евразийцев», а через год еще один — «Россия и латинство». Эти выступления в пе­чати не только дали начало и направление движению евразийцев, но и создали ему определенную известность. В 1926 г. Савицкий принял участие в публикации брошюры «Евразийство. Опыт систематиче­ского изложения», ставшей программной для всего движения. Это был пик, расцвет евразийства. Уже на закате движения выходят «Ев­разийский сборник» (Прага, 1929) и «Тридцатые годы» (Париж, 1931).

Савицкий редактировал «Евразийский вестник», «Евразийские хроники» — периодические издания, выходившие не систематиче­ски, но предоставлявшие возможность публикаций участникам дви­жения, создавал евразийские кружки в Праге, Софии и Белграде.

В 1926 г. в Париже появился кружок «левых» евразийцев, выка­зывавших явные симпатии большевикам. Фракция «правых», анти­большевистских евразийцев существовала до середины 1930-х гг., но с течением времени под влиянием «левой» группировки и реальных успехов СССР расслоилась на мелкие группки, да и сама тематика исследований под действием отмеченных факторов тоже мельчала.

Подъем нацизма, оккупацию Чехословакии П. Н. Савицкий пере­жил, находясь в Праге и работая преподавателем гимназии. С приходом советских войск (1945), он был арестован и осужден в СССР на десять лет за антисоветскую деятельность. В заключении Савицкий позна комился с Л. В. Гумилевым, будущим советским неоевразийцем. По окончании срока заключения (1956), Савицкий возвратился в Прагу.

В программной статье «Евразийство», опубликованной в 1925 г., он обосновывал позицию движения, вытекавшую, по его мнению, из «срединного» положения России: ни в Европе, ни в Азии, а на особом евразийском материке, «континенте-океане-России», граничавшем па западе с Европой, а на востоке с Азией. При этом Европа и Азия су­ществуют не только как географические, но и как культурно-истори­ческие реалии — таковой должна быть и Россия. Действительно, в ее истории причудливо перемешались культурные влияния византий­ского Юга, европейского Запада и монгольско-тюркского Востока. Этот сплав культур, развивавшийся в определенной географической среде и историческом пространстве, получив такое своеобразие, не может быть причислен ни к европейской, ни к азиатской культурной традиции. Кроме того, обладая огромной территорией, не соизмери­мой с территорией ни одной европейской или азиатской страны, Рос­сия просто не уместится в то или иное географическое пространство. Итак, Россия, по мнению евразийцев, обречена своим географиче­ским положением, размерами и самой судьбой на исключительно самостоятельное развитие. А любые попытки привнести в ее само­бытную культуру европеизацию в виде атеизма или социализма вы­зывают отклонение от истинного, евразийского исторического курса. Опыт коммунистической революции в России лишний раз показал, что «здоровое социальное общежитие может быть основано только на неразрывной связи человека с Богом, религией», на традиционной соборности и духовности, на привязанности к своей земле, своему «месторазвитию», своей истории и традиции.

«Месторазвитие» является не только базовым термином, но и центральной концепцией евразийства. Место, т. е. географические условия, и развитие как исторический процесс, интегрируясь, не только определяют характер, душу, национальное лицо того или ино­го народа, но и предопределяют его судьбу и перспективу развития. Другим важнейшим понятием евразийства является «идеократия», понимаемая как государство, подчиненное «идее-правительнице» (под которой и понимается идея евразийства), государство, выполняющее особую историческую миссию.

В другой статье «Евразийство как исторический замысел» (1933) Савицкий смягчил непримиримую позицию по отношению к боль­шевизму, представив евразийцев сторонниками диалектики, людьми, не опасающимися противоречий, умеющими совмещать традицию и революцию, видящими подобное совмещение в современной советcкой действительности.

Особенно его вдохновляла замена «лозунгов Интернационала лозунгом укрепления и развития самодовлеющего мира России-Евразии». Но свою доктрину коммунисты хотят навязать всему остальному миру. В этом и проявляется основное отличие в между коммунистами и евразийцами. Евразийцы не верят в возможность слияния разных культур. Для них истинным остается «закон творческого взаимодействия» культур, каждая из которых развивается своим собственным путем.

В статье «Географические и геополитические основы евразийствa» (1933) Савицкий обосновывал свою евразийскую, «срединную» позицию, подводя под нее географич







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 529. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия