Студопедия — Поиски законов композиции
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Поиски законов композиции






Работа над эскизом картины — это всегда «езда
в незнаемое». Она почти всегда приводит худож-
ника к мысли о том, существуют ли какие-то все-
общие закономерности композиционного построе-
ния и если существуют, то чем они обусловлены.
Почему в одном случае картина получилась, а в
другом не получилась.

И. Е. Репин, будучи уже знаменитым художни-
ком, вспоминал, что в молодости законы компози-
ции не давали ему покоя. В Академии художеств
учили сочинять барельефы, расставлять фигуры по
планам и прочее. И только на Волге, в кустарни-
ках на Лысой горе, он впервые уразумел законы
композиции: рельеф и перспективу, пространство



первого плана и фон. Натура учила композиции.

И. Н. Крамской знал, что они, «эти проклятые
законы», существуют помимо личного вкуса и тем-
перамента художника. Нужно их понять и им под-
чиняться. Известно его письмо к художнику
Ф. А. Васильеву, в котором он указывает на необ-
ходимость построения картины в соответствии с
законами зрения, потому что нельзя при взгляде
вдаль видеть землю под ногами, а при взгляде
вниз — небо над головой.

Народный художник СССР Б. В. Иогансон был
убежден, что законы композиции имеются, но
вскрыть их, найти общие правила чрезвычайно
трудно. В 1950 г. в статье «К вопросу о компози-
ции» он писал: «Вопрос о композиции является
труднейшим, узловым вопросом изобразительного
искусства... Можно ли учить композиции, сущест-
вуют ли для композиции законы такие же, как и
для рисунка?... Я думаю, учить можно. Обязатель-
но должны существовать и существуют закономер-
ности в композиции....Вопрос о композиции дол-
жен быть хорошо теоретически обоснован. Поэто-
му, мое мнение,— кафедру композиции в художест-
венных институтах организовывать рано... Сейчас
пока нужно учить студента композиции на разборе
шедевров русского и мирового искусства. Другого
выхода, по-моему, нет» '.

В 1980 г. вышла книга Н. Ростовцева «Методи-
ка преподавания изобразительного искусства в
школе», в которой автор отмечает, что старая Ака-
демия художеств «обучала своих воспитанников
правилам и законам композиции и сегодня худож-
ники-педагоги, уважающие традиции реалистиче-
ского искусства, стараются их восстановить»2.
Далее Н. Ростовцев приводит интересные данные,
которые красноречиво говорят о теоретической пу-
танице в вопросах композиции: академик М. Ма-
низер указывает десять правил композиции,

A. Лаптев — пять правил, А. Дейнека — девять
(седьмое правило — золотое сечение), академик

B. Н. Яковлев — двенадцать общих законов компо-
зиции и сорок (!) частных правил композиционно-
го решения тематической картины. Сам Н Ростов-
цев рассматривает восемь законов, в число которых
попадают асимметрия, равновесие, статика, дина-
мика и др.

1 Иогансон Б. В. За мастерство в живописи.— М., 1952.—

C. 87—89.

2 Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразитель-
ного искусства в школе.—М., 1980.—С. 172.


Н. Ростовцев не говорит о том, что «старая
академия» четко разграничивала понятия сочине-
ния картины и ее композицию. Смысловая сторона
картины сочинялась и излагалась в программном
задании, бралась из мифа или библии, из оте-
чественной истории, подсказывалась действитель-
ной жизнью, а композиция строилась. Законы по-
строения формы картины для данного содержания,
легко и свободно воспринимаемой глазом, явля-
ются законами композиции.

Издательство «Просвещение» в 1986 г. выпусти-
ло очень нужный учебник «Композиция» автора
Е. В. Шорохова для студентов художественно-гра-
фических факультетов педагогических институтов.

Е. В. Шорохов делит законы композиции на
основные (общие, объективные) и частные.
К основным отнесены законы: целостности, кон-
трастов, новизны,
и подчиненности всех средств
композиции идейному замыслу. К частным зако-
нам отнесены законы жизненности и воздействия
«рамы» на композицию изображения на плоскости.
Заметим, что в первом издании учебного пособия
Е. В. Шорохова «Основы композиции» (М., 1979)
в основных законах фигурировал закон типизации
(жизненности), но отсутствовал закон новизны.
Закон целостности назывался законом цельности,
что не одно и то же. Такие законы формообразо-
вания, как симметрия и ритм, в первом и втором
изданиях отнесены к правилам композиции. Такое
перетасовывание законов композиции, как карт в
колоде, стало возможным потому, что допускалось
смешение понятий «законы искусства», «законы
картины» и «законы формы (композиции)». Одно
подменялось другим. Свободно толкуется понятие
закона и правила.

Найти законы композиции и построить научную
теорию можно только тогда, когда законы компо-
зиции мы не будем конструировать на основе
умозаключений, а будем исходить из реально суще-
ствующих объективных законов формообразования
в природе и искусстве.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 668. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия