Студопедия — Приемы композиционных построений Анализ картины
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Приемы композиционных построений Анализ картины






Когда зритель смотрит картину в музее или на
выставке, он меньше всего думает о ее структур-
ной организации. Он поглощен созерцанием произ-
ведения искусства как целостного явления, где
содержание и форма слились в нерасторжимое
единство. Гармония колорита пленяет естествен-
ностью. Геометрия холста скрылась за совершен-
ством и полнотой форм. При этом в сознании зри-
теля проплывают отрывки прочитанного об этой
картине, о художнике, написавшем ее, о событиях,
связанных с сюжетом, и другие мысли.

Художнику необходимо не только смотреть на
произведения выдающихся мастеров, восхищаться
их талантами, но и делать анализ композиции,
проникать в тайны организации изображения,
способного донести до зрителя мысль автора и
сильно воздействовать на него эстетически.

Анализ линейного построения картины откры-
вает нам композиционные приемы художника. Для
примера проведем анализ картины А. А. Иванова
«Явление Христа народу» (см. рис. 36). Не имея
возможности провести этот анализ у самой карти-
ны, обратимся к репродукции. Чтобы анализ не
привел к ложным выводам, нужно убедиться, что
репродукция воспроизводит картину полностью
(часто при печати обрезают края репродукции,
дают не полное воспроизведение без указания, что
это фрагмент). Проводим диагонали, чтобы ви-
деть, где находится геометрический центр карти-
ны. Геометрическим способом или путем арифмети-




 


Рис. 53.

Учебный натюрморт с расстояния 1 м:

а — воображаемая картина; б — вариант композиции интерьера


ческого вычисления определяем место линии золо-
того сечения по горизонтали. Проводим линии
золотого сечения в левой и правой частях картины
по горизонтали, а затем — по вертикали. Строим
пропорциональные линейки для высоты и ширины.
Отрезки нисходящего ряда золотой пропорции пе-
реносим на полоску бумаги и производим промеры
расстояний между фигурами и группами фигур,
а также промеряем высоту групп и отдельных
фигур. Эти промеры можно производить и цирку-
лем золотого сечения. Промеры показали, что вы-
сота всей группы в правой части картины равна
62 частям от всей высоты картины, а ширина ее
равна 24 частям от ширины картины (золотые
пропорции). Высота стоящих фигур равна 38 час-
тям от высоты картины, а сидящих — 24 частям
(золотые пропорции). Величины 10, 14, 24, 38 по-


вторяются, особенно по ширине. Это дает ощуще-
ние плавного, неторопливого ритма. Фигура Иоан-
на Крестителя нарушает этот ритм, выделяясь
среди остальных не только размерами, но и движе-
нием в сторону появившегося вдали Христа. Она
сдвинута с линии золотого сечения. Сдвинута с
линии золотого сечения и фигура Христа. Этот
сдвиг способствует возникновению у зрителя спо-
койного движения.

Анализ линейного построения картины «Явле-
ние Христа народу» убеждает, что структурной
основой организации изображения являются про-
порции золотого сечения и повторение равных ве-
личин. Они связывают части в единое целое и
гармонизируют форму. Порядок проведения анали-
за линейного построения изображения портрета,
пейзажа или натюрморта остается таким же, как


 



 



 


Рис. 54.

Учебный натюрморт с расстояния 3 м:
а — воображаемая картина: б — вариант реальной картины


показано на примере анализа картины «Явление
Христа народу».

При посещении музея или выставки для анали-
за заинтересовавшей нас картины можно восполь-
зоваться полоской бумаги или картона длиной 7—
10 см, на которой нанесены деления половины
(50:50), функции золотого сечения (52:48), вто -
рогозолотого сечения (54: 44) и шкалы нисходя-
щего ряда золотой пропорции—62, 38, 24, 14, 10.
Необходимо встать напротив середины рассматри-
ваемой картины, отодвинуть от глаза полоску на
расстояние, когда ее края совпадут с краями кар-
тины, и заметить, против какого деления находится
главная фигура или группа фигур, каким града-
циям шкалы золотого сечения равны интервалы и
т. д. Умение проводить анализ картины учит ху-
дожника видеть гармонию форм в природе при


рисовании с натуры, добиваться ее в своих творче-
ских работах. Ум художника становится требова-
тельнее, а глаз зорче. Эскиз будущей картины
художник тожедолжен проанализировать па пред-
мет гармонического построения композиции.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 704. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия