Студопедия — Алгоритм определения наибольшего по модулю собственного значения и соответствующего собственного вектора матрицы с положительными элементами.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Алгоритм определения наибольшего по модулю собственного значения и соответствующего собственного вектора матрицы с положительными элементами.






1. Зададим начальное приближение x 0 к собственному вектору; k = 0;

2. Вычисляем следующие приближения x k +1 формулам

 

(3.40)

3. Если |λ k +1 – λ k | ≥ ε, переходим к пункту 2, иначе — к 4;

4. Конец.

 

Критерием для остановки итераций является условие |λ k +1 – λ k | < ε, где ε — заданная погрешность.

В (3.40) можно вычислить сначала k -ю степень матрицы A и умножить её на вектор x 0 (см. пример 3.10), а в формуле для λ k можно брать отношение ненулевой координаты вектора x k +1 к соответствующей координате вектора x k, которая тоже не должна быть равной нулю. Так как заранее не известно, какие координаты собственного вектора не равны нулю, то лучше брать отношение сумм координат.

Пример 3.10. Найти наибольшее по модулю собственное значение и соответствующий собственный вектор матрицы A из примера 3.9.

Решение. Проведем расчеты в программе Mathcad. Вычислим
x 10 = A 10x 0 и x 11 = A 11x 0 и найдем собственное значение как отношение сумм координат векторов x 11 и x 10, а затем нормируем x 11:

 

Полученные результаты практически совпадают с решением предыдущего примера 3.9.

Составим на C ++ программу вычисления наибольшего по модулю собственного значения и соответствующего собственного вектора матрицы A по формулам (3.40):

 

#include <iostream.h>

#include <except.h>

#include <math.h>

int EigenMax(long double **a, long double *eig_val,long double *x0,

long double *x1, long double eps, const int n, int k_max);

int main(){

long double **a, *x0, *x1, eigv, eps; int i,j,n,k_max;

cout <<"\n input n = "; cin >> n;

cout <<"\n input k_max = "; cin >> k_max;

cout <<"\n input eps = "; cin >> eps;

try {

a= new long double*[n]; for(i=0;i<n;i++) a[i]=new long double[n];

x0= new long double[n]; x1= new long double[n];

}

catch (xalloc){cout <<"\nCould not allocate\n"; exit(-1);}

cout <<"\n input matrix a \n";

for (i=0; i<n; i++)for (j=0; j<n; j++)cin >> a[i][j];

for (i=0; i<n; i++){cout << "\n";for (j=0; j<n; j++)cout <<" "<< a[i][j];}

cout <<"\n input vector x0\n";

for (i=0; i<n; i++)cin >> x0[i];

for (i=0; i<n; i++)cout << "\n x0[" << i <<"] =" << x0[i];

eigv = 0;

EigenMax(a, &eigv, x0, x1,eps, n, k_max);

cout << "\n Max Eigen Value = " << eigv;

cout << "\n Eigen Vector: ";

for (i=0; i<n; i++)cout << "\n x1[" << i <<"] =" << x1[i];

cin >> i; // for pause

for(i = 0; i < n; i++) delete[] a[i];

delete a;

delete[] x0;

delete[] x1;

return 0;

}//end main

int EigenMax(long double **a, long double *eig_val,long double *x0,

long double *x1, long double eps, const int n, int k_max){

int i, j, k; long double xerr, xnrm, eig0, s, s0, s1;

k = 0;

do { eig0 = *eig_val;

for (i = 0; i < n; i++){

s = 0; for (j = 0; j < n; j++)s += a[i][j]*x0[j]; x1[i] = s;}

s0 = 0; s1 = 0;

for (i = 0; i < n; i++){s0 += x0[i]; s1 += x1[i];}

*eig_val = s1/s0; xerr = fabs(*eig_val - eig0);

xnrm = 0;

for (i = 0; i <= n-1; i++) xnrm += x1[i]*x1[i];

xnrm = sqrt(xnrm);

for (i = 0; i < n; i++){x1[i] = x1[i]/xnrm; x0[i] = x1[i]; }

k = k + 1; if (k > k_max)break;

}while (xerr > eps);

return 0;

}// end EigenMax

 

Найдем с помощью этой программы наибольшее собственное значение матрицы из примера 3.10:

 

Input n = 3

Input k_max = 1000

Input eps = 0.000001

Input matrix a

3 1 0 1 2 0 0 0 2

3 1 0

1 2 0

0 0 2

Input vector x0

Max Eigen Value = 3.61795

Eigen Vector:

x1[0] =0.850651

x1[1] =0.525731

x1[2] =3.81633e–05

 

Результаты с заданной точностью совпадают со значениями, найденными в примерах 3.9, 3.10.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 1679. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия