Студопедия — Музыкальные занятия малыми подгруппами
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Музыкальные занятия малыми подгруппами






Занятие 1. "А я по лугу";

Взрослый приглашает наиболее активного малыша поплясать. Держась за руки, под пение русской народной песни "А я по лугу" они спокойно передвигаются по комнате, другой ребенок в это время наблюдает за тем, что они делают. Потом взрослый пляшет с другим малышом. Пляска продолжается до тех пор, пока детям доставляет удовольствие. Пляску можно разнообразить, чередуя пение с игрой на фортепиано. Если малыши не испытывают напряжения при при­косновении друг к другу, можно плясать втроем.

"Звонкий бубен";

Музыкальный педагог показывает детям бубен, ударяет в него, напевая веселую мелодию (русская народная песня "Посею лебеду на берегу"), и приплясывает на месте. Прекращая петь, останавли­вается, прячет бубен за спину, говоря: "Ай! Где музыка, нет музы­ки?" Затем взрослый поднимает бубен вверх, звенит им, говоря: "Вот музыка!", и снова играет. Далее музыкальный педагог передает бу­бен воспитателю, который выполняет упражнение под фортепианное


сопровождение.

Далее музыкальный педагог высыпает на середину зала из кор­зины или красивой коробки маленькие одинаковые бубны (бубнов столько, сколько детей). Дети берут бубны сами или с помощью взрос­лых и, подражая воспитателю, хлопают по ним ладошкой. Необхо­димо следить, чтобы дети хлопали по бубну, когда звучит музыка, и прекращали действие с прекращением музыки. Воспитатель помога­ет малышам правильно держать бубен и действовать с ним. Упраж­нение повторяется 2-3 раза. Каждый раз перед повторением упраж­нения взрослый собирает бубны в корзинку (коробку) и высыпает их уже в другом месте.

В конце занятия педагог повторяет с малышами пляску "А я по лугу".

Занятие 2. "Кадриль";

Взрослые слегка придерживают малышей сзади или за руку и помогают им плясать под веселую музыку "Калина", которая звучит в аудиозаписи в исполнении оркестра русских народных инструмен­тов, ритмично приближают и удаляют их друг от друга. Приближая детей, дают им возможность коснуться друг друга. Остальные ма­лыши наблюдают за действиями сверстников.

"Кукла спит и пляшет";

Музыкальный педагог покачивая куклу, напевает колыбельную:

Баю, баю, баю. Куколку качаю. Куколка устала, Целый день играла.

(Слова М.Чарной, музыка М.Красева)

Делая паузу, говорит: "Ляля спит, бай-бай. Покачаю лялю", сно­ва исполняет колыбельную, баюкая куклу. Затем говорит: "Аа-аа, ляля проснулась, пляшет!", напевает веселую плясовую песню "Ба­рыня", совершая плясовые действия с куклой:


 




Ай, да ты, ай, да я, Ай, да барыня моя! Барыня, барыня. Попляши, сударыня!

Далее педагог предлагает одному из малышей достать из коро­бочки одинаковых маленьких кукол и раздать сверстникам, помогает ему при необходимости. Дети баюкают кукол, подпевают, соверша­ют с ними плясовые движения, подражая педагогу. Воспитатель по­могает тем малышам, которые испытывают затруднения, следит, чтобы все дети держали кукол правильно (не вверх ногами) и выполняли действия, соответствующие характеру музыки. После игры малыши складывают игрушки в коробку. Музыкальный педагог сопровожда­ет свое пение игрой на фортепиано. "Веселые ребята";

Малыши с воспитателем стайкой шагают по комнате под пение взрослых:

Мывеселые ребята,

Наша песенка крылата.

Всем друзьям она слышна,

Далеко летит она!

(Музыка М. Раухвергера,

слова О. Высотской)

Если есть необходимость, они могут шагать, держась за руку

взрослого. Шаг взрослого должен соответствовать шагу ребенка.

Нужно приучать детей к тому, что начинать и заканчивать движение

можно только с началом и окончанием музыки.

"Танец феи Драже" из балета "Щелкунчик" П.Чайковского

Перед слушанием необходимо собрать внимание детей. Испол­няется фрагмент. После паузы, когда педагог говорит детям: "Нет музыки!", фрагмент исполняется еще раз. Слушание продолжается с перерывами до тех пор, пока у детей сохраняется интерес (приблизи­тельно 2-3 минуты).


Занятиеие 3. "Птичка" Музыкальный педагог показывает малышам птичку, дает ее по­гладить, сыплет зернышки, кормит птичку. Малыши подражают дей­ствиям взрослого. Затем педагог выразительно исполняет песню:

Маленькая птичка Прилетела к нам, к нам, к нам. Маленькой птичке зернышек я дам, дам, дам. Маленькая птичка Зернышки клюет, клюет, Маленькая птичка Песенку поет, поет.

(Слова Н. Найденовой, музыка Т. Попатенко) При повторном исполнении, педагог стимулирует малышей к под-певанию последних слов во фразе.

"Барабан";

("Марш" Р. Шумана)

Музыкальный педагог показывает детям барабан, палочки, зна­комит детей со звучанием ударного инструмента. Дети получают по одной палочке и стучат по барабану без музыкального сопровожде­ния, приговаривая: "Та — та — та, та — та -- та!" Затем педагог начинает им аккомпанировать, исполняя марш. Нужно учить малы­шей барабанить только тогда, когда звучит музыка, а когда нет музы­ки, прятать палочки за спину. Далее малыши учатся шагать под му­зыку с воспитателем, который одновременно бьет в барабан. "Добрый жук";

Пляска исполняется тройками. Воспитатель и двое малышей дер­жатся за руки, образуя маленький кружок, и под музыку выполняют движения:

Встаньте, дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг! Жил на свете добрый жук,

старый верный друг! (Пружинят ногами)


 




Никогда он не ворчал, не кричал,

не пищал, Громко крыльями трещал,

строго ссоры запрещал.

(Топают одной ногой)

Встаньте, дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг! Ты мой друг и я твой друг, старый верный друг\ (Пружинят ногами)

(Музыка А. Спадавеккиа, слова Е. Шварца) "Танец Анитры" из сюиты "Пер Понт" Э. Грига Малыши и взрослые непринужденно располагаются на полу. Музыкальный педагог говорит, что сейчас будет звучать красивая музыка. Включается аудиозапись. Взрослые экспрессивно-мимичес­кими средствами выражают свое отношение к музыке, заражая ма­лышей своими эмоциями. Слушание продолжается до тех пор, пока у малышей сохраняется внимание.

Занятие 4. "Колечки";

Музыкальный педагог крутит цветные колечки-серсо, нанизан­ные на палочку, и поет на мелодию русской народной песни "Как у наших, у ворот..." следующие слова:

Ты, колечко, покружись,

Нашим детка покажись.

Вот так и вот так.

Не поймать тебя никак!

С окончанием пения разбрасывает колечки. Малыши собирают колечки и нанизывают их на палочку. Игра продолжается под музы­кальное сопровождение до тех пор, пока у малышей сохраняется к ней интерес. Необходимо следить за тем, чтобы малыши не отнимали друг у друга колечки, делились ими, нанизывали их по очереди, не толкались, уступали сверстнику.

"Ходим — бегаем" (Слова Н. Френкель, музыка Е.Тиличеевой)


На фланелеграфе выкладывается теремок. Педагог предлагает детям узнать, кто в нем живет. Дети и взрослые стучат кулаком по стене или полу, приговаривая: "Тук, тук, тук!" На фланелеграфе по­является медведь. Педагог говорит, что медведь большой и шагает большими шагами, отстукивая при этом ритм в бубен ровными чет­вертями в среднем темпе. Затем педагог предлагает всем детям по очереди показать, как шагает медведь (постучать по бубну, пригова­ривая: "Топ, топ, топ, топ"). Далее все опять стучатся в теремок, желая узнать, кто же еще там живет. А в теремке еще живет мышка, она маленькая, быстро бегает. Дети, подражая педагогу, воспроизво­дят ритм, но теперь ровными шестнадцатыми. По окончании игры, педагог предлагает всем шагать и бегать под музыку. Воспитатель отстукивает ритм в бубен, выполняя роль ведущего, дети шагают и бегают, соблюдая направление движения. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети двигались в соответствии с характером музыки, не наталкивались друг на друга и заканчивали движение с окончанием музыки.

"Спи, мой мишка";.

Музыкальный педагог показывает детям большого плюшевого мишку и говорит, что его нужно уложить спать, потому что он очень много играл и устал. Педагог исполняет песню, а воспитатель, сидя напротив детей, поет, покачивая мишку:

Спать не хочет бурый мишка,

Уж такой он шалунишка.

Я топтыжку покачаю,

Баю, баю, баю, баю.

Ты, ложись-ка на кроватку,

Спи, мишутка, сладко, сладко.

Я ведь тоже засыпаю,

Баю, баю, баю, баю.

(Слова Ю.Островского, музыка Е. Тиличеевой)

При повторном исполнении, все дети одновременно покачивают одного большого мишку, подпевая припев. (Малыши сидят в ряд на полу, медведь лежит у них поперек ног на коленях). Воспитатель,


при необходимости, помогает качать медведя, располагаясь сзади малышей.

"Шутка" И.С. Баха

Педагог знакомит малышей с произведением в аудиозаписи, де­лает паузы, для того чтобы собрать внимание детей. При повторном слушании взрослый выполняет действия с лентой, которая прикреп­лена к деревянной палочке ("рисует" круги, змейки и т.д.). Далее все малыши получают ленточки, которые крепятся к пластмассовому или деревянному шторному кольцу. Подражая взрослым, дети играют с ленточкой: стоя на месте, на бегу, сидя.

Занятие 5. "Камаринская" П.Чайковского Педагог говорит детям, что сейчас будет звучать веселая музыка и исполняет на фортепиано "Камаринскую". Если дети начинают ра­достно хлопать в ладоши, притопывать или просто оживляться, их нужно поддержать. "У нас оркестр";

Кто-то из малышей с помощью взрослого раздает детям разные музыкальные инструменты (колокольчик, треугольник, дудочку, лож­ки, бубен). Малыши и воспитатель играют на инструментах под "Ка­маринскую", которую исполняет музыкальный педагог на фортепиа­но. Игра повторяется несколько раз, и дети каждый раз меняются инструментами. Взрослые должны стремиться к тому, чтобы научить детей соразмерять силу удара, регулировать воздушную струю, иг­рать ритмично.

"Парная пляска";

Дет исполняют пляску под русскую народную мелодию "Где ты, заинька" сначала в паре со взрослым, затем со сверстником при под­держке взрослого, далее самостоятельно под наблюдением взросло­го.

1 часть музыки — дети спокойно передвигаются по комнате, дер­жась за руки.

2 часть — выполняют пружинные полуприседания или переносят вес тела с одной ноги на другую.

Нужно стремиться к тому, чтобы дети не расцепляли рук и не отворачивались друг от друга, смотрели друг другу в лицо, а не под ноги.


"Петушок";

Педагог исполняет русскую народную песню, которая уже зна­кома малышам, просит детей показать, как кричит петушок. Малы­ши подражают звукам, зовут петушка. Появление петушка обыгры-вается. Дети кормят его зернышками (насыпают пшено в миску). Взрослые исполняют песню еще раз, побуждая детей подпевать. Занятие 6. " Машенька-Маша";

Эту песенку поют детям зимой, когда выпал снег, и у малышей имеются зимние впечатления. Педагог показывает детям снежинку (небольшой комочек ваты, прикрепленный на нитку) и рассказыва­ет, как она падает на землю, а на нее дует холодный ветер. Дети дуют на снежинку по очереди, затем каждый получает снежинку на ниточ­ке и показывает, чей ветер сильнее. Затем педагог говорит, что снега уже выпало очень много, и кукла Маша хочет покататься на саноч­ках. Педагог, напевая, везет по комнате маленькие саночки с куклой, одетой в зимнее пальто. Далее дети по очереди катают Машу, а затем все вместе под пение взрослых. Необходимо следить за тем, чтобы дети не толкались и не вырывали друг у друга санки. Взрослые эмо­ционально поют, побуждают малышей к подпеванию. "Игра с елочным дождем" ("Вальс" Г. Свиридова) Под музыку, звучащую в аудиозаписи, дети вместе со взрослы­ми, держа сначала в одной, а в дальнейшем в каждой руке по салюти-ку из дождика, танцуют. Малыши подражают взрослым, которые импровизируют по ходу игры. Движения должны быть знакомы и доступны детям. Лучше всего, если это будет бег, легкие полуприсе­дания, взмахи руками. "Тихо —- громко";

Дети сидят на стульчиках и выполняют движения по тексту пес­ни соответственно динамике:

У ребяток ручки хлопают, -Тихо хлопают

Тихо — тихо ручки хлопают. в ладоши.

Громче хлопают, сами хлопают, -Громко хлопают

Ну и хлопают, вот так хлопают! в ладоши.

т

У ребяток ножки топают, Тихо притопывают


Тихо — тихо ножки топают. ногами.

Громче топают, сами топают, -Громко топают

Ну и топают, вот как топают! ногами.
Тихо хлопают в ладоши
.

(Слова Ю.Островского, музыка Е. Тиличеевой, движ. Н.Ветлугиной)

Педагог должен стремиться к тому, чтобы в дальнейшем дети выполняли движения без подсказки, ориентируясь на динамику му­зыки.

"Игра с бубнами";

На середину комнаты ставят детский столик, сажают на него куклу и кладут рядом бубен. Педагог говорит, что кукла Маша при­несла детям бубен и хочет с ними поиграть. Музыкальный педагог предлагает воспитателю взять бубен и показать кукле и детям, как с ним нужно играть. Под украинскую народную музыку "Катерина" воспитатель выполняет следующие действия:

1 часть — бежит по кругу, встряхивая бубен;

2 часть — поворачгзается к детям и стучит по бубну.

С окончанием музыки взрослый отдает бубен наиболее активно­му ребенку. Игра повторяется до тех пор, пока все дети не выполнят упражнение. Далее все дети получают по бубну и выполняют упраж­нение одновременно. Необходимо следить за тем, чтобы дети не на­талкивались на стол, поворачивались лицом к другим детям, когда ударяют по бубну, стоя на месте.


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.................................................................................................... 3

Глава 1. Организация коррекционно-

педагогической работы в группах

кратковременного пребывания............................................................. 7

Глава 2. Методика психолого-педагогического обследования

детей третьего года жизни..................................................................... 14

2.1. Закономерности психофизического
развития нормально развивающихся

детей третьего года жизни..................................................................... 14

2.2. Особенности развития детей

третьего года жизни с органическим поражением ЦНС..................... 19

2.3. Методика психолого-педагогического
обследования ребенка третьего года

жизни....................................................................................................... 36

Глава 3. Воспитание и обучение детей третьего

года жизни с органическим поражением ЦНС.................................. 36

3.1. Основные направления
коррекционно - педагогического процесса

с детьми третьего года жизни с органическим

поражением ЦНС................................................................................... 38

3.2. Содержание коррекционно-
развивающего обучения и воспитания детей

третьего года жизни с органическим поражением ЦНС..................... 62

3.3 Музыкальные занятия с детьми

третьего года жизни с органическим поражением ЦНС..................... 64

Глава 4.Работа педагога-дефектолога

с родителями в группах

кратковременного пребывания............................................................. 77

Литература....................................................................................................... 100

Приложение 1. Примерная модель организации помощи

детям с органическим

поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания............ 102

Приложение 2. Результаты первичного комплексного психолого-педагогического обследования

детей третьего года жизни..................................................................... 103

Приложение 3. Пример индивидуальной

программы развития ребенка раннего

возраста с органическим поражением центральной

нервной системы.................................................................................... 105

Приложение 4. Примерные конспекты

музыкальных занятий........................................................................... 110


Е.А. Стребеева.Г.А. Мишина, И.А. Выродова, Ю.Ю. Белякова, М.В. Браткова, Т.В. Николаева,

Л.В. Пронина.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ РАННЕГО

ВОЗРАСТА

С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

В ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГО

ПРЕБЫВАНИЯ

Методическое пособие

Дизайн обложки и верстка Гусева Г. К.

«Полиграф сервис» 103031, Москва, ул. Рождественка, 27. Тел.: 923-31-23

ЛР№ 062215 от 09.02.98

Подписано в печать 29.05.2003. Формат 60х84716 Тираж 1 000 экз. Зак. № 10

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 588. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия