Студопедия — Депрессивные личности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Депрессивные личности






Забыв себя, тебя я не лишусь.

Гердер

Обратимся теперь ко второй основной форме страха, связанной с существованием единства и целостности “Я” и глубинным переживанием утраты безопасности. Основным импульсом у этих личностей, как это сле­дует из приведенной выше аллегории, является “ре­волюция”, или, иначе говоря, стремление объединить­ся с “большим центром”, другими людьми, избежать поворота к самому себе. Мы определяем это качество как стремление к самоотдаче и расширению своего духовного содержания.

У депрессивных личностей преобладает стремле­ние к доверительным близким контактам, страстное желание любить и быть любимым, соотнесение сво­ей сущности и своего поведения с мерками и масш-

табами человеческого общества. В их любви превали­рует желание сделать любимого человека счастливым — они сочувствуют нам, догадываются о наших желани­ях, больше думают о нас, чем о себе, в порыве само­отдачи готовы забыть о себе и, по крайней мере в данный момент, готовы слиться с понятием “Мы”, пренебрегая индивидуальными различиями.

Прообразом каждой любви являются отношения между матерью и ребенком, и, быть может, каждая любовь пытается восстановить то, что переживалось нами в раннем детстве: чувство безграничной и бе­зусловной любви к нам, к нам таким, какие мы есть, и ощущение того, что наше существование совмест­но с другими переживается как счастье. Мы прино­сим в жизнь нашу предрасположенность к любви и расцветаем, когда эта способность становится вос­требованной. Любовь воспринимается как чувство собственной ценности, и наша готовность любить возвращается к тому, кто принимает ее. Мы снова должны повторить, что это выглядит таким обра­зом, будто у человека преобладает самоотвержение и самоотдача в ущерб потребностям становления своего “Я”

Первым следствием этого является то, что парт­нер депрессивной личности становится сверхценным объектом Любящая самоотверженность стремится посвятить себя партнеру и без связи своего суще­ствования с другим человеком невозможна. Отсюда устанавливается и распространяется зависимость, которая является центральной проблемой для лиц с депрессивными чертами характера: они больше, чем другие, зависят от партнера. Их способность любить и готовность любить вместе с их потребностью в любви — вот две стороны их натуры, которые Эрих Фромм в своей книге “Искусство любви” определил двумя фразами: “Я нуждаюсь в тебе, потому что люблю тебя” и “Я люблю тебя, потому что я в тебе нуждаюсь”. Неся свою любовь каждому, поскольку не может не любить, депрессивная личность не ве­рит в возможность того, что ее потребность в любви будет реализована.

Когда один человек настоятельно нуждается в дру­гом, он стремится уменьшить дистанцию между ними. Ему причиняет страдание пропасть, разделяющая “Я” и “Ты”, та дистанция, в которой безусловно нужда­ются шизоиды и которую они поддерживают в целях самозащиты. В противоположность этому депрессив­ные личности стремятся достичь максимальной бли­зости и, по возможности, удержать ее. У них так мало развиты эгоистические, направленные на обеспече­ние “Я” стремления, что любая дистанция, любое от­даление и разъединенность с партнером вызывают у них страх, и они делают попытки снять это дистанцирование. Отдаление от партнера означает для них оставленность, покинутость и заброшенность, что мо­жет привести к глубокой депрессии вплоть до отчая­ния.

Что делать, чтобы избежать мучительного разрыва и уйти от страха утраты? Единственный способ со­стоит в развитии такой степени самостоятельности и независимости, чтобы полностью освободиться от партнера. Но именно это очень тяжело для депрес­сивных личностей, у которых ослабление тесного контакта с другими тотчас же высвобождает страх утраты. Они делают попытки найти спасение в дру­гих людях, которые сняли бы подобные проблемы, но мы видим, что положение от этого лишь ухуд­шается.

Им кажется, что такую безопасность дает им зави­симость — и они ищут ее либо входя в зависимость от другого, либо поставив другого в зависимость от себя. При любом типе зависимости они нуждаются в обе­щании — пусть лживом — не оставлять их.

Как им, вероятно, кажется, связь с другим тем прочнее, чем выразительнее они демонстрируют бес­помощность и зависимость — ведь не может быть дру­гой человек столь жестоким и бессердечным, чтобы оставить их в таком положении. Другая возможность заключается в том, чтобы поставить другого в зависи­мость от себя, как это делают дети, в противополож­ность описанным выше действиям; но, в любом случае, мотивация депрессивных личностей остается той же и состоит в том, чтобы удержать зависимость.

У депрессивных личностей доминирующим явля­ется страх утраты в различных его внешних проявле­ниях — страх перед изолирующим дистанцировани-ем, беззащитностью и одиночеством, страх быть покинутым.

Они ищут неограниченной близости и необык­новенно крепких уз, связывающих их с другими, именно в этом находя защиту от страха — в проти­воположность шизоидам, которые видят защиту от страха в дистанцировании и освобождении от свя­зей. Для депрессивных личностей близость означает безопасность и защищенность, для шизоидов — уг­розу и ограничение их автаркии, и наоборот, дистанцирование для шизоидов — это безопасность и независимость, а для депрессивных личностей — уг­роза их существованию и страх оставленности и оди­ночества.

Если депрессивная личность узнает, что для парт­нера интересы существования “Я”, индивидуальности неизбежно означают расставание, то они отказы­ ваются от самих себя, унижаясь и повергая себя в прах перед партнером. Говоря на языке нашей аллегории, депрессивные личности пытаются избежать страха, отказываясь от центробежного стремления к “Я” (от своего “Я”) или делая других зависимыми от себя. Депрессивная личность становится спутником друго­ го человека или делает другого человека своим спут­ником. Это может быть тихая, безропотная, обращен­ная в прошлое жизнь в качестве спутника партнера или стремление создать такую жизнь для другого. Страх может достигать высокой степени и осознаваться как боязнь утраты; страх остаться наедине с самим собой, с собственными проблемами продолжает оставаться неосознанным. Страхи депрессивных личностей, ка­сающиеся как собственных проблем, так и угрозы, которую несет самостоятельность партнера, при столк­новении с жизнью получают дальнейшее развитие и могут привести к реальной утрате связи с партнером, тем более что любая индивидуальность и самостоя­тельность требуют изоляции. Чем больше самости и самостоятельности мы проявляем, тем больше отли­чаемся от других и тем меньше общего имеем с ними. Индивидуализация означает, прежде всего, выход из системы безопасности, предписывающей “быть таким, как все”, и связана с переживанием страха; “стадное влечение” этот страх уменьшает, и, вместе с тем, рас­творение в массе усиливает страх перед индивидуали­зацией. Для депрессивных личностей этот страх осо­бенно закономерен. Для них отличие от других, чужие мысли и чувства сочетаются со страхом утраты, так как означают переживание отдаления и отчужденно­сти. Поэтому депрессивные личности пытаются отка­заться от различения себя и других.

Сделаем еще некоторые разъяснения. Чем меньше мы учимся развивать свое личное существование, свою самостоятельность, тем больше нуждаемся в других. Таким образом, можно констатировать, что страх ут­раты является обратной стороной слабости “Я”. В свя­зи с этим предпринимаются попытки обезопасить себя от страха, отказываясь от всего того, что мешает или препятствует депрессивной личности и ей противо­поставлено. Если “Я” недостаточно развито, то такой человек нуждается в поддержке со стороны и вступа­ет в тем большую зависимость от другого, чем слабее он сам. Но при возникновении зависимости появля­ется постоянный страх лишиться этой поддержки — ведь он так много вложил в другого, так много деле­гировал ему полномочий, что не верит в возможность жизни без партнера, так как именно в нем, в другом, заключено его существование. Депрессивные личнос­ти ищут зависимости, которая сулит им безопасность; вместе с зависимостью, однако, возникает страх ут­раты, поэтому они прилагают все усилия для удержа­ния другого, панически реагируя даже на кратковре­менную разлуку. Таким образом, образуется типичный порочный круг, который может быть разорван только с риском для собственного существования, так как ав­тономия субъекта в данном случае разрушительна.

Если шизоидная личность защищает себя от раз­рушительной близости, придерживаясь мнения, что окружающие люди опасны и недостойны доверия, и избегая таким образом страха самоотдачи, то деп­рессивные личности ведут себя прямо противополож­ным образом: они идеализируют человека, с кото­рым стремятся сблизиться, считают его безобидным, прощают ему слабости или смотрят сквозь пальцы на темные стороны его характера. Депрессивные личности не проявляют тревоги и беспокойства по поводу возможных неприятных последствий, связанных с их доверчивостью. В связи с этим у них так мало выраже­ны фантазии, связанные с людской злобой в отноше­нии их самих и партнеров, они всецело доверяют дру­гим и не знают ограничений в любви; они подавляют сомнения и игнорируют критические замечания, не желая знать о том, какие трудности могут возникнуть на их пути, избегая споров и столкновений, поступая так, “как хочет любимый”, и нередко тем самым со­здавая угрозу отдаления от них партнера.

Депрессивные личности идеализируют партнера и вообще думают об окружающих лучше, чем они есть на самом деле. Это создает опасность использования их в корыстных интересах, что чаще всего и происхо­дит. Их поведение отличается детскостью и затя­нувшейся наивностью. Они придерживаются страуси­ной политики и, уходя от жизненных трудностей, прячут голову в песок, веря, что их окружают “хорошие люди”.

Для достижения гармонии и безмятежной близос­ти депрессивные личности, со своей стороны, долж­ны соответствовать идеалу “хорошего” — они стара­ются придерживаться альтруистических добродетелей: скромность, самоотверженность, доброжелательность, самоотречение, сочувствие и сострадание они назы­вают главными человеческими качествами. Эти каче­ства могут проявляться в различной степени — от чрезмерной скромности, когда для себя ничего не требуется, выраженной подчиняемости и приспособ­ляемости вплоть до самоотречения, а в экстремаль­ных случаях — в форме мазохистски-послушного по­ведения. Все приводится к общему знаменателю — с отказом от собственных желаний и собственного су­ществования, для того чтобы избежать страха перед одиночеством и уклониться от пугающей индивидуа­лизации.

При этом может возникнуть опасный самообман: дело в том, что описанные выше варианты поведения с соответствующей идеологией скрывают только мо­тивацию, исходящую от страха утраты, сами же деп­рессивные личности могут сознательно разделять дру­гие моральные ценности с меньшей скромностью, доброжелательностью и пр. Они (депрессивные лич­ности), на самом деле, добродетельны поневоле, пред­почитая отдавать и жертвовать тем, что у них так мало развито и что занимает так мало места в их жизни, — своим “Я”.

Такое уклонение от индивидуализации дорого сто­ит. Депрессивные личности не могут решиться на все то, что составляет суть их жизни — на желания, по­буждения, аффекты и инстинктивные потребности. Они не решаются на это не из-за страха и не из-за своей идеологии, а потому, что не могут сделать то, что осуждает другой. В связи с этим они всегда нахо­дятся в зависимости, потому что их желания и ожи­дания, которые они, естественно, имеют, зависят от исполнения их другими. Когда они не получают желае­мого, хотя бы в качестве вознаграждения за свою скромность, то уповают на Небо в соответствии с обещаниями христианской идеологии.

Отсюда возникает пассивная выжидательная по­зиция депрессивных личностей, которая не защи­щает их от разочарований и их последствий в форме депрессий, потому что в реальной жизни эти ожида­ния и упования не оправдываются. Разочарование в такой надежде на награду приводит к усугублению депрессии, к прорыву отчаяния. Депрессивные лич­ности как бы попадают в положение Тантала, который видит воду и фрукты, но не может их вкусить или ему это не разрешено. Они не могут ничего потребовать и потому ничего не имеют, не могут проявить облегчаю­щую душу агрессию, не могут в достаточной степени оценить свое состояние из-за ограниченности само­оценки, и, с другой стороны, у них не хватает мужест­ва, чтобы сдерживать себя. Приведу один пример деп­рессивного поведения

Одна молодая замужняя женщина говорила: “Мой муж часто развлекается с юной девушкой; я знаю, что она очень привлекательна и моего мужа легко совратить. Я сижу дома и реву, но не знаю, что придумать и пред­принять. Если я буду его упрекать, он сочтет это за дет­скую ревность. Я боюсь, что мои нервы не выдержат и он будет иметь право выгнать меня. Муж у меня един­ственный, и если я его люблю, то обязана смириться с происходящим, так уж положено”.

Она, очевидно, не уверена в том, что мужу “так уж положено”, но в ее представлении таковы “совре­менные партнерские отношения”, которые не долж­ны ее разочаровывать, хотя она сама их не разделяет. Она не уверена в том, что сможет бороться против того, что она на самом деле воспринимает как угрозу своему существованию, так как в силу ограниченной самооценки переоценивает свою соперницу. Вместо того чтобы защитить свои интересы и отстоять свою позицию, признав, что ее терпимость небезгранич­на, вместо того чтобы, быть может, устроить своему мужу сцену ревности, хотя бы для того, чтобы он был уверен в ее любви и привязанности, она одержима страхом перед тем, что он может ее оставить. Она уп­рекает себя в чрезмерной приверженности мещанс­кой морали, считая, что обязана приспосабливать свои желания к его требованиям (это обстоятельство ис­пользуется мужем в собственньк интересах). Поскольку она чувствует, что ей угрожает утрата связи с мужем, она верит, что удержать его может только еще большая готовность к пониманию его проблем. Она совер­шенно растерялась, узнав о его презрительном отно­шении к ней. Так как она сама себя не воспринимает всерьез, то не может серьезно и до конца воспринять и осмыслить сложившуюся ситуацию.

В наше время мы часто встречаемся с подобными обстоятельствами, когда всеобщая неопределенность в отношении свободы и обязанностей по отноше­ нию к связям, верности и сексуальной ориентации, поддерживаемая некоторыми средствами пропаган­ды, вынуждают людей — и прежде всего депрессив­ных личностей — поступать совершенно несвойствен­ным им образом, из-за страха, что их могут упрекнуть в том, что они “отстали от моды” и не понимают “веяний времени”.

Упомянутая выше молодая женщина подчиняется в своей жизни определенным альтруистическим тре­бованиям, которые сама ставит перед собой. Так, к Рождеству она ежегодно составляет список почти сотни лиц, которым обязана послать поздравление и (или) сделать подарок. В связи с этим по крайней мере за неделю до праздника она впадает в депрессию от страха, что не успеет вовремя выполнить свое зада­ние. Она не думает о том, как это воспримут другие, испытывает чувство вины, если ее адресаты высказыва­ют некоторое недовольство этими церемониями, и все равно выполняет намеченный ею план действий.

О том, какие “неудачники” часто встречаются сре­ди депрессивных личностей, свидетельствует следую­щий пример.

“Я должна быть мужественной, потому что все, что со мной происходит, получается вкривь и вкось. Вчера я была у парикмахера, который полностью искромсал и искорежил мою прическу. Затем мне отказал лучший портной — такое случается только со мной. В утешение я купила себе блузку, но дома она мне не понрави­лась — на самом деле я хотела совсем другого.”

Из данного примера легко понять, что данная личность не может достаточно ясно выразить свои желания и, вообще, ее желания носят неясный, не­определенный характер. Поэтому она всегда разоча­рована и свои неудачи связывает с различными внеш­ними обстоятельствами или с тем, что ей “не везет”. Так как она не смогла четко объяснить парикмахеру, какую хочет прическу, и не имела определенных пред­ставлений о том, какую блузку хотела бы купить, она не смогла получить компенсацию за свое разочарова­ние. Она жалеет себя и переживает свои неудачи, чувст­вует себя обделенной жизнью и не может реализовать себя из-за неопределенности своих желаний и неспо­собности определить свои требования к сложившейся ситуации. Печальный опыт общения с мастером, ко­торый на тот период являлся законодателем мод, выз­вал у нее тенденциозное представление о том, что она неудачница и достойна сожаления, и не дал ей возможности правильно осмыслить свою роль в про­исходящих событиях. Из высказывания типа “такое слу­чается только со мной” видно, что вина за происхо­дящее перекладывается на “злой мир”, который обрекает ее на страх и комплекс неполноценности за проклятую неудачливость. Она извлекает из этой жа­лости к себе истинное удовлетворение и не нуждает­ся ни в чем другом.

Конфликты депрессивных личностей проявляют­ся, в первую очередь, в форме соматических наруше­ний в воспринимающих органах. Символически пред-

ставляя все, что они воспринимают, они делают это своим внутренним достоянием. Такого рода психосо­матические расстройства легко возникают при конф­ликтных ситуациях, фиксируясь в области глотки, глоточных миндалин, пищевода и желудка. Ожирение и исхудание также могут быть психодинамически свя­заны с конфликтами. В народе бытует выражение “пе­чальное сало”, или “ожирение от горя” (Kummer- Spech); связано оно с тем, что разлука или утрата близкого человека нередко компенсируются неуме­ренным пьянством или обжорством. Это почти неот­личимо от расстройств влечений, если рассматривать их как эрзац удовлетворенности или способ бегства от действительности.

Трудности, с которыми сталкиваются депрессив­ные личности, могут привести к умственной несо­стоятельности, при которой они не могут справиться со своими проблемами и нуждаются в уходе. Им так тяжело подумать о чем-то конкретном, они так бы­стро все забывают, что кажется, что это — органи­ческие симптомы поражения мозга. При более вни­мательном рассмотрении мы убеждаемся, что такое впечатление недостаточно обосновано. Депрессивные личности воспринимают окружающее с недостаточ­ным интересом и вниманием, потому что одержи­мы страхом; сильные раздражители до них не дохо­дят, так как лишь усугубляют конфликт и ослабляют их способность к восприятию; они как бы включают фильтр для чрезмерных по силе раздражителей, что­бы предотвратить разочарование. Сюда же относятся трудности в учебе или общая утомляемость и как бы безучастность, которые, с одной стороны, несут за­щитные функции, а с другой — по типу обратной связи — усиливают депрессию, так как приводят к невыполнению ожидаемых от них действий и функ­ций и к разочарованию в себе самом. Такая кажущаяся умственная недостаточность депрессивных личностей является еще одним признаком их разочарованности и глубокой убежденности в том, что они не в состоя­нии быть счастливыми. Они охотно заранее отказыва­ются от счастья, боясь большего разочарования в бу­дущем. Таким образом, они проводят в жизнь так называемую “политику зеленого винограда”: человек не верит даже в то, чего ему под силу добиться, и отбрасывает от себя желаемое, так как оно недости­жимо. Избавляясь от всего, что может с ними про­изойти, для того чтобы избежать разочарований, они нередко обрекают себя на жизнь без желаний, серую, скучную и лишенную стимулов. Они с завистью взи­рают на уставленную яствами скатерть, с которой другие берут и вкушают плоды жизни.

Депрессивные личности всегда подходят к преде­лу своей приспособляемости и готовности к самоот­речению. Осознав тот факт, что эти свойства не яв­ляются отклонением от их субъективной сущности и не связаны ни с чрезмерной добродетелью, ни со всепоглощающей завистливостью, мы находим воз­можности для оздоровления депрессивных личнос­тей путем освобождения их от страха и чувства вины.

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 434. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия