Студопедия — Пятый урок. На этом уроке мы вернёмся к уже знакомой «Мелодии» из Третьего концерта для фортепиано с оркестром С
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Пятый урок. На этом уроке мы вернёмся к уже знакомой «Мелодии» из Третьего концерта для фортепиано с оркестром С






 

На этом уроке мы вернёмся к уже знакомой «Мелодии» из Третьего концерта для фортепиано с оркестром С. Рахманинова. Но если рань- ше её исполняли как попевку почти без сопровождения, то сейчас она превратится в развёрнутое трёхчастное произведение, в котором крайние (первая и третья) части будут исполняться с участием всего класса (хора), а средняя (вторая) часть будет звучать только на форте- пиано. Так же во втором классе исполнялась ария Ивана Сусанина.

Пусть ребята попытаются выяснить (с помощью учителя), что же всё-таки помогает им уже при первом прослушивании воспринимать музыкальное произведение и даже запоминать его (конечно, не наи- зусть, «нота за нотой», а «в общих чертах»)*?

Во-первых, это узнавание прозвучавшей ранее, то есть уже знако- мой, музыки, а во-вторых – появление новой музыки, чем-то отли- чающейся от той, которая только что прозвучала. Чем больше отли- чается одна часть от другой, тем легче нам их сравнивать и тем легче воспринимается и запоминается всё сочинение. Куплетную песню, например, мы легко воспринимаем и запоминаем благодаря тому, что запев отличается от припева; трёхчастную форму – благодаря разли- чию между крайними частями и средней частью; форму рондо – бла- годаря различию между главной темой и эпизодами; вариационную форму – благодаря изменениям основной темы в каждой вариации. (Вариационная форма – пример того, как сходство и различие про- являются одновременно: в каждой вариации одна и та же тема, но по-разному звучащая.)

Если бы в музыке не было повторений знакомых мелодий, эпизо- дов, целых частей и не было бы мелодий, эпизодов, частей новых, контрастных, вся музыка казалась бы нам расплывчатой, рыхлой, бесформенной, и нам было бы трудно и неинтересно её слушать.

Исполнение главных мелодий кантаты «Песня утра, весны и мира» Д. Кабалевского явится последней ступенью подготовки к слушанию этого произведения целиком. Здесь надо обратить внима- ние ребят на характерные особенности каждой из мелодий и доби- ваться исполнения, которое будет соответствовать этим характер- ным особенностям.

Мелодия первой части – «Вы слышите голос детей» («С первым солнечным лучом наша песня встаёт»), на которой будет построена

 

* При желании этот очень важный вопрос, касающийся восприятия музыки, можно перенести в любой другой урок четвёртой четверти, где для этого будет время (может быть, на один из двух последних уроков).


также и последняя, четвёртая часть – «Нам нужен мир» («Чтобы утро было добрым, всей земле нужен мир»), – написана в умеренно- быстром движении, но носит при этом очень песенный характер.

Начало мелодии второй части – «Доброе утро» – скороговорка («Сегодня, друзья, как вчера, начинается день наш с утра»), в кото- рой каждая фраза, поющаяся очень легко, без малейшего нажима на отдельные ноты, должна иметь только один акцент (на последнем звуке). Завершение главной мелодии – лёгкая напевность («Доброе утро»).

Мелодия третьей части – «Наша весна» – танцевальная песня (вальс), в исполнении которой точная ритмичность должна сочетать- ся с широкой певучестью.

Главная мелодия 1-й части Третьего концерта для фортепиано с оркестром С. Рахманинова – исполнение.

«Улица хмурится» (попевка-скороговорка) – разучивание.

Мелодии кантаты «Песня утра, весны и мира» («Вы слышите голос детей», «Доброе утро», «Наша весна») – исполнение.

«Доброе утро» – слушание.

 

Шестой урок*

 

Центр урока – исполнение кантаты «Песня утра, весны и мира». Утро. Весна. Мир. Эти три слова выражают самое светлое, самое радост- ное, самое доброе в жизни человека. С утра начинается жизнь каждого дня. С весны начинается жизнь каждого года. Без мира не может быть жизни на земле. Эти слова особенно дороги детям – у них вся жизнь впе- реди. Каждое утро должно у них быть добрым. Каждая весна – радост- ной. И главное – чтобы они были счастливы – никогда больше не долж- но быть войны. Мир и дружба будут царить между всеми народами зем- ного шара. В общий светлый характер музыки вторгается угрожающе- мрачное звучание только в начале последней части, где произносится слово «война». Здесь музыка приобретает маршевый характер.

Для детей и о детях написана эта кантата, и исполнителями её в сопровождении симфонического оркестра должны быть тоже сами дети. Они поют и предлагают всем детям мира присоединиться к их голосам: «Подпевайте! Подпевайте! Подпевайте нам!»

Здесь вспоминаются мальчики с картины Ф. П. Решетникова «За мир!», пишущие на стене дома призыв к миру. Репродукцию этой картины желательно продемонстрировать на уроке.

«Улица хмурится» – исполнение.

«Песня утра, весны и мира» – исполнение и слушание.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 410. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия