Студопедия — Мотивационные различия при изменении ситуационного стимулирования: эффекты мотивации
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мотивационные различия при изменении ситуационного стимулирования: эффекты мотивации






До сих пор мы рассматривали отно­сительно простые линейные связи между силой мотивов и внешними критериями. Более богатыми в отно­шении возможных выводов являются экспериментальные планы, при кото­рых систематически варьируются не только личностные, но и ситуацион­ные переменные (экспериментальный план типа V, табл. 1.4). В этом случае можно выявить не только главные эффекты, но и, что особенно важно, взаимодействие переменных лично­сти и ситуации. Ведь этим взаимодей­ствием в основном определяется ак­туальное мотивационное состояние. В качестве примеров будут рассмотре­ны только два исследования, в одном из которых независимой переменной выступало достижение в выполнении задания, а в другом — изменение сте­пени притягательности задания после неудачи.

В первой работе, проведенной Френч [Е. G. French, 1958], варьиро­вались следующие факторы: (1) отно­сительная выраженность двух раз­личных мотивов, (2) ориентация в ра­боте и (3) мотивационно-специфические побуждения. В груп­пах из 4 человек каждый получал 5 предложений, из которых нужно было составить рассказ, содержащий 2С предложений. В качестве зависимой переменной выступало групповое до стижение. Все группы в отношение выраженности мотивов были одно­родными: высокий мотив достижения сочетался со слабо развитым моти­вом аффилиации (оба измерялись при помощи методик ТАТ), а сильно раз­витый мотив аффилиации — с низким мотивом достижения (группы с преоб­ладанием мотива достижения в отли­чие от групп с преобладанием мотива аффилиации). Задания выполнялись при одном из двух условий: части групп говорилось о необходимости до­биться полного согласия внутри груп­пы при принятии окончательного ре­шения, а части групп такого условия не ставилось (групповая ориентация в отличие от индивидуальной). Нако­нец, во время перерыва эксперимен­татор делал одобрительные замеча­ния, причем в одних группах он гово­рил о проявляемых хороших способ­ностях, в других — о хорошем сотруд­ничестве (обратная связь о способно­стях в отличие от информации о сотрудничестве).

Таблица 6.9

Достижения групп из 4 человек в условиях различных ориентации и различного поощрения со стороны экспериментатора [Е. G. French, 1958, р. 404]

 

 

В табл. 6.9 приведены полученные результаты для 8 различных условий (2x2x2).

Как и следовало ожидать, группы, мотивированные на достижение, при обратной информации о способностях добились больших успехов, чем при информировании о сотрудничестве; в группах с мотивом аффилиации кар­тина оказалась обратной. Ориентация на группу или индивида никак не сказалась на работе групп, мотивиро­ванных на достижение, но в группах, мотивированных на аффилиацию, ориентация на группу значительно улучшила результаты. Наиболее благоприятным сочетанием условий побуждения при высоком аффили-ативном мотивировании является ориентация на группу и наличие об­ратной информации о хорошем сот­рудничестве группы; наиболее небла­гоприятным сочетанием — ориентация на индивида с подчеркиванием спо­собностей. Ни один из трех основных факторов — констелляция мотивов, ориентация в работе, мотивационно-специфическая обратная связь, — отдельно взятые, не оказали значи­мого влияния на достижения (см. средние значения по столбцам и стро­кам в табл. 6.9). Наибольшую значи­мость (р0,001) имеет взаимодей­ствие между констелляцией мотивов и мотивационно-специфической об­ратной связью (р0,001); значимо также (р0,05) взаимодействие кон­стелляции мотивов и ориентации задания.

Результаты достаточно отчетливо выявляют два момента: (1) различия в мотивах проявляются в поведении только при соответствующем побуж­дении мотивации; (2) конкретные ус­ловия побуждения по-разному воз­действуют на отдельные мотивы. За­служивает внимания тот факт, что ориентация на группу в отличие от индивидуальной ориентации при вы­полнении задания имеет значение только в случае преобладания моти­ва аффилиации, но несущественна при преобладании мотива достиже­ния.

Во второй работе проверялась пра­вильность двух теоретико-мотивационных подходов, объясняв­ших действие мотивации при опреде­ленных условиях побуждения. В каче­стве зависимой переменной бралось изменение притягательности задания после неудачи. В предыдущей главе при обсуждении эффекта Зейгарник мы уже упоминали наблюдение Кар-трайта [D. Cartwright, 1942] о повы­шении у части испытуемых притяга­тельности задания после неудачи. При последующем опросе эти испыту­емые вели себя как уверенные в успехе, поэтому Картрайт приписал им мотивационную тенденцию «пот­ребность в успехе». Другая, большая часть испытуемых нашла задание после неудачи менее притягатель­ным, а при последующем опросе сооб­щила о своей боязни дальнейшей неудачи.

Полученные данные согласуются с фактами, касающимися различий в уровне притязаний у мотивированных на успех или на неудачу испытуемых: первые предъявляют к себе несколь­ко повышенные требования, вторые предпочитают или слишком легкие, или слишком трудные задания. Оче­видно, что при экстремальных степе­нях трудности предполагаемый ус­пешный или неудачный исход меньше зависит от собственных способностей, а, скорее, должен приписываться влиянию внешних факторов, тем са­мым предотвращается неблагоприят­ное воздействие неудачи на само­оценку; мотивированные на успех, на­против, так планируют свою деятель­ность, чтобы проверить себя на сте­пенях трудности, преодоление кото­рых максимально зависит от соб­ственных способностей. Первоначаль­ная неудача должна поэтому прида­вать заданию дополнительную прив­лекательность. Согласно этому под­ходу, в теории мотивации достижения (его формализация в «модели выбора риска» Аткинсона обсуждается в гл. 9) после неудачи можно ожидать следующей формы проявления эф­фекта основного мотива: у индиви­дов, мотивированных на успех, притя­гательность выполняемого задания возрастает, а у мотивированных на избегание неудачи она снижается.

При внимательном изучении данных Картрайта Гебхард [М. Gebhard, 1948; 1949] выявил другие существен­ные условия побуждения. Оказалось, что притягательность задания особен­но возрастает, если оно выбрано са­мим испытуемым, а не просто предъ­явлено экспериментатором. Позднее это различие оказалось решающим при объяснении парадоксальных мо-тивационных феноменов в теории ког­нитивного диссонанса [см.: гл. 4; J. W. Brehm, A. R. Cohen, 1962]. Если человек сам принимает решение (вы­бор задания), выполнение которого имеет неприятные последствия (не­удача), то возникает больший когнитивный диссонанс, чем в том случае, когда человек не несет ответственно­сти за инициативу в соответствующей деятельности (навязывание задания). Чтобы уменьшить диссонанс недоста­точного внешнего побуждения к вы­полнению действия (недостаточное оправдание), после неудачи необхо­димо осуществить переоценку притя­гательности задания. По этой причи­не, согласно теории диссонанса, про­явления главного эффекта следует ожидать только тогда, когда задание выбирается свободно — его притяга­тельность после неудачи должна по­вышаться; если же задание навязано, то не требуется устранять никакого диссонанса: притягательность зада­ния останется неизменной.

Для проверки объяснительной цен­ности обеих теорий в эксперименте Хекхаузена, Ботерама и Фиша [Н. Heckhausen, N. Boteram, R. Fisch, 1970] мотивированные на успех или на неудачу испытуемые выполняли задания при двух условиях (свобод­ном выборе и внешнем навязывании) и оценивали притягательность зада­ния до и после его выполнения. Каж­дый из испытуемых получал список из 9 различных заданий и должен был упорядочить их, приписав ранго­вое место, какое, с его точки зрения, кажется наиболее подходящим. При условии свободного выбора испыту­емые могли предпочесть одно из двух заданий, занимающих 5-е и 6-е места, а при навязывании одно из этих зада­ний предъявлялось им как обязатель­ное. После выполнения, завершавше­гося явной неудачей, задания вновь ранжировались. На основе изменений в ранговых местах заданий делался вывод об их притягательности.

На рис. 6.14 приведены результаты исследования. Стрелки в каждом из четырех сочетаний (2x2) условий эк­спериментального плана означают прогнозы, вытекающие из обеих те­орий, а заштрихованные части — величину действительных изменений в- притягательности заданий. Только в одном из четырех сочетаний условий, а именно при мотиве неудачи и свобо­де выбора, из теорий следуют проти­воположные выводы. В этом случае результаты говорят в пользу теории мотивации достижения: для мотиви­рованных на неудачу привлекатель­ность задания снижается, даже если они сами его выбирали. То же можно сказать и об условии навязывания. Таким образом, по отношению к моти­вированным на неудачу испытуемым теория мотивации достижения лучше объясняет их поведение, чем теория диссонанса, но она уступает теории диссонанса при одном сочетании ус­ловий: мотивированные на успех при навязывании заданий после неудачи оценивают их притягательность не выше, а на прежнем уровне.

 

Рис. 6.14. Изменение притягательности зада­ния после неудачи у испытуемых, а также при самостоятельно выбранном и навязанном зада­нии. Стрелки указывают на прогноз, соответ­ствующий теориям когнитивного диссонанса (А) и мотивации достижения (В), заштрихован­ные частина действительные изменения притягательности заданий, sна значимость результатов, п. s. — на их незначимость [Н. Heckhausen, N. Boteram, R. Fisch, 1970]

 

В целом можно сказать, что ни одна из двух теорий при объяснении эмпирических данных не имела явных преимуществ перед другой. Из четы­рех условий в трех результаты соот­ветствуют теории мотивации дости­жения, а в двух — теории когнитивно­го диссонанса. Когда два основных фактора — мотив и выбор, — согласно обеим теориям, должны были дей­ствовать противоположным образом, проявлялся мотив, выбор и навязыва­ние, т. е. самостоятельность в приня­тии задачи, очевидно, влияет на мо­тивацию только у мотивированных на успех, но не у мотивированных на неудачу. Не случайно, последние в экспериментах по уровню притязаний стараются выбрать задания таким об­разом, чтобы избежать угрожающих самооценке последствий своих дей­ствий. Влияние самостоятельности на так называемую внутреннюю мотива­цию деятельности будет рассмотрено в гл. 12. К систематическому рассмот­рению результатов варьирования си­туационного побуждения при валида-ции мотива достижения и процедур его измерения мы вернемся в гл. 9 после обсуждения дополнительных теоретических допущений.

 







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 383. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия