Студопедия — Геокультуры Турции
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Геокультуры Турции






 

Геокультура Турции – одна из самых богатых культур во всем мире. Пребывание Византийской, Римской и Османской империй не могло не сказаться на геокультуре страны. На протяжении своей истории народ современной Турции прошел множество этапов – от кочевников из Средней Азии до создателей мощнейшей империи, от тюрок до османов, а потом, как ни парадоксально, от османов обратно к туркам в период Республики. Символы национального сознания менялись вместе с ходом истории. Так, для тюрок-кочевников были характерны языческие верования в силы природы, особенно в дурной глаз. Для сельджуков, а впоследствии и османов, идеологической опорой служил ислам. Для турок, граждан Турецкой Республики, созданной в 1923 г., символом национального самосознания стали понятия: «турецкая нация», «светскость власти», «уважение к национальным символам, таким как флаг», «уважение к основателю Турецкой республики Мустафе Кемалю Ататюрку».

Турецкий язык принадлежит алтайской языковой семье. В течение небольшого промежутка истории турки широко распространились по географической области, принося свой язык с собой. Люди, говорящие на турецком языке, проживали на довольно большой территории, которая сегодня простирается от Монголии до северного побережья Черного моря, Балкан, Восточной Европы, Анатолии, Ирака и части Северной Африки. Из-за расстояний в турецком языке появились многочисленные диалекты. История турецкого языка разделена на три основные группы: древний турецкий язык (с VII – XIII вв.), средний турецкий язык (XII – XX вв.) и новый турецкий язык (с XX в.). Во времена Оттоманской Империи, которые охватили пять столетий, арабские и персидские слова получили широкое распространение в речи турок. Но в это же время, сторонние языки сильно препятствовали естественному развитию турецкого. После этого периода последовало движение «нового языка». В 1928 г., спустя пять лет после провозглашения Республики, арабский алфавит был заменен латинским, который, в свою очередь, ускорял движение, направленное на то, чтобы избавить язык от иностранных слов. Современный турецкий язык литературный и культурный, развивается естественно и свободно от иностранных влияний. История турецкой литературы может быть разделена на три периода. Эти периоды отражают историю турецкой цивилизации следующим образом: период до принятия ислама, исламский период и период западного влияния.

Турецкая литература, представленная прежде всего поэзией, развивалась до середины XIX в. только при османском дворе и представляла собой сплав персидского, арабского и тюркского классических стилей. Проводниками западных веяний, начиная с 1860-х гг., стали «новые османы» – группа интеллектуалов, пытавшихся объединить европейские культурные традиции с народной формой турецкого языка. Западнические тенденции прослеживались на протяжении всего XIX в., достигнув своего пика непосредственно перед Первой мировой войной.

Отцом современной турецкой поэзии считается Орхан Вели. Одни поэты экспериментировали с формами и идеями, оставшимися неясными большинству читателей; другие в своем творчестве увлекались социал-демократическими идеалами. Османская литература и придворная музыка Турции имели по большей части религиозный характер и звучали напыщенно и печально для западного уха. Изобразительное искусство было ограничено требованиями ислама, запрещавшими изображать существа «с бессмертной душой», поэтому талантливые мусульмане не тянулись к этому виду искусства. Турецкие музеи наполнены изысканными цветными плитками, изящными стеклянными вазами, украшенными резьбой по дереву дверями мечетей, сверкающими цветными Коранами, замысловатыми украшениями и роскошными костюмами. Ататюрк в мгновение ока перевернул культуру Турции, дав возможность процветания живописи, скульптуре, литературе, западной музыке (он любил оперу), танцам и драме. Введение нового, основанного на латинице алфавита, повысило уровень грамотности большого количества людей, а османская придворная проза позволила использовать национальный язык. Несколько турецких писателей, включая Назима Хикмета, Яшара Кемаля и Орхана Памука, получили известность не только в Турции, но и во всем мире. Недавно османские искусства, такие как бумажная отделка под мрамор и теневые кукольные пьесы, получили всемирную известность. По сей день в Турции не угасает страсть к плетению ковров.

Основой для средневекового искусства Турции стал художественный опыт народов Ирана, Грузии, Армении, арабских стран и Византии, а также сельджуков. В конце XII–XIII вв. из камня строились города (Конья и др.), окруженные мощными крепостными стенами, с цитаделью в центре и кварталами, часто изолированными друг от друга. Для культовой архитектуры характерны ясная гармония стереометрически четких форм, распространение композиций с айванами и открытым двором или с центральным залом, перекрытым куполом, широкое применение треугольных парусов в перекрытиях. Из гражданских построек (включавших элементы оборонного зодчества) особенно хорошо известны караван-сараи и бани. В декоративной отделке ведущую роль играли рельефы с геометрической плетенкой, стилизованными растительными (иногда фигурными) мотивами и надписями, облицовочные плитки темно-синих и зеленых тонов, нередко составляющие целые орнаментальные мозаики. Работая над декором, мастера обычно оставляли часть стены гладкой, что придавало узору особую пластичность. В этот период существовали также резьба по дереву (строгие геометрические орнаменты) и книжная миниатюра, искусство ковроделия, ткачества, художественной обработки металла. В период упадка Османской империи архитектура нередко обретает чрезмерную тяжеловесность форм.
В XVII–XIX вв. в турецкое зодчество широко проникают мотивы европейского эклектизма. С конца 1920-х гг. в Турции развернулись градостроительные работы, были утверждены генеральные планы некоторых городов (Анкары и др.), предусматривающие сохранение исторических центров и развитие районов новой жилой застройки; однако застройка большинства турецких городов и в середине XX в. отличалась хаотичностью. В первой половине XX в. городское строительство велось, главным образом, иностранными зодчими, но постепенно выдвинулись основоположники национальной школы современной турецкой архитектуры (Э. Онат, С.Х. Эльдем и др.), которые соединили формы европейского неоклассицизма или функционализма с традиционными элементами (широкое использование в отделке зданий цвета и орнаментальных вставок, планировка квартир, учитывающая своеобразие турецкого уклада жизни). Шедевры архитектуры Турции относятся к временам пребывания сельджуков и Оттоманскому периоду. Монументальные здания, созданные турецкими архитекторами XI столетия, сохраняют и по сей день основное место в наследии мировой архитектуры. Мечети, построенные архитектором Мирмаром Синаном, являются мастерскими работами и отражают степень зрелости, которую достигла оттоманская архитектура в XVI и XVII столетиях.

При рассмотрении геокультуры региона важно обратить внимание на геокультурные символы, которых в Турции большое количество. Рассмотрим подробнее некоторые, на наш взгляд, наиболее распространенные и актуальные по сегодняшний день символы. Безусловно, один из самых древних символов турок – языческий оберег от сглаза, именуемый назар бонджук (тур. nazar boncuk), дословно переводимый как «синяя бусинка от сглаза». Турки чрезвычайно сильно верят в дурной глаз и при помощи древнего нехитрого оберега пытаются отгородить дом, машину, семью, самих себя от этого явления. Существует несколько версий появления амулета от сглаза. По одной из них, голубой глаз означал глаз Бога Неба, который наделял силой человека, его носившего, и служил оберегом от злых сил. Другая версия гласит о том, что голубой глаз – это аналог человеческого голубого глаза. Древние считали, что голубоглазые люди, пользуясь «небесной красотой своих глаз», могут навлечь неудачу, болезни и смерть. И хранение этого амулета было своего рода гарантией безопасности, потому что он отпугивает злых духов. Такое обоснование более походит на миф. Если же придерживаться более научного объяснения, то голубой глазок служил, скорее, неким привлечением внимания. На территории, где большинство жителей имеют карий цвет глаз, обладатели голубых глаз считались редким исключением и, соответственно, привлекали к себе внимание. Именно поэтому необычный глазок прикреплялся на самое видное место на одежде и служил привлекательным элементом, тем самым отвлекая внимание от самого человека.

Геокультурным символом османского, имперского прошлого страны, безусловно, являются памятники архитектуры, искусства того времени. Османская империя явилась оплотом исламской религии, а султан османов носил гордое звание «Хранителя Корана», а после завоевания арабского полуострова вместе со священными городами Меккой и Мединой еще и титул Верховного халифа. Безусловно, символом ислама как религии, является полумесяц со звездой, и этот символ уходит своими корнями в XV в., когда султан Мехмет II Завоеватель при взятии Константинополя заимствовал этот символ у византийцев. Существует легенда, связанная с ранним периодом, согласно которой основатель Османской империи Осман увидел сон, в котором полумесяц простирался от одного конца Земли до другого. Осман воспринял этот сон в качестве доброго предзнаменования, и решил сохранить полумесяц, сделав его символом своей династии. За сотни лет существования империи в сознании мусульман и немусульман полумесяц начал устойчиво ассоциироваться с самим исламом и его приверженцами. О том, как полумесяц со звездой дошли до Византии, тоже существует легенда, связанная с далеким 339 г. до н.э., когда войска Филиппа Македонского, отца знаменитого полководца Александра, окружили город Византий (так назывался в древности Стамбул). Осада была долгой и кровопролитной, жители отчаянно сопротивлялись, множество людей погибли в борьбе за свободу. Тогда неприятель решил ночью произвести подкоп под неприступную крепость. Но внезапно из-за тяжелых туч заблистал месяц, и рядом с ним появилась звезда, которая многократно отражалась в лужах крови у городских стен. Дозорные на башнях заметили врага и подняли тревогу. В память об этом событии и как символ свободы от захватчиков полумесяц со звездой стал эмблемой Византии. Через столетия, в 1453 г., орды турецкого султана захватили город, а затем и всю Восточную Римскую империю. Эмблема перешла на стяг победителей, и с тех пор полумесяц со звездой красуется на флаге Турции.

Геокультурным символом Турции, дошедшим со времен Османской Империи до наших дней, являются имперские мечети Стамбула, а шире – само понятие османской мечети – с огромным куполом и тонкими минаретами. Предком классической османской мечети, несомненно, был византийский храм, в свою очередь, берущий начало из римской архитектуры. Основным обязательным положением являлись огромный купол и создание легкой, но в то же время монументальной конструкции. Главным зодчим Османской империи, которому удалось возвести мечеть с куполом больше того, что венчал бывший храм Святой Софии (тур. Aya Sofya müzesi), являлся Мирмар Синан. О том, какого рода-племени Синан идут многочисленные споры. Существуют версии о его балканском, греческом и армянском происхождении. За свою жизнь Синан построил около 300 зданий – мечети, школы, благотворительные столовые, больницы, акведуки, мосты, караван-сараи, дворцы, бани, мавзолеи и фонтаны, основная часть которых была сооружена в Стамбуле. Самые его известные постройки – это мечеть Шехзаде, мечеть Сулеймание и мечеть Селимие в Эдирне.

Великие султаны Османской империи также являются символами Турции. Здесь нам представляется возможным упомянуть две исторические фигуры: султана-завоевателя Константинополя – Мехмета Фатиха, а также самого знаменитого султана, в правление которого Империя стала наиболее могущественной и расширила свои границы вплоть до Австрии на западе, –Сулеймана Великолепного. Султан Мехмет Фатих (тур. «завоеватель»), по свидетельствам современников, был одержим идеей завоевания Константинополя. Ему удалось осуществить свой план в возрасте всего 21 года. Второй из наиболее известных султанов – Сулейман Великолепный (тур. «kanuni» – законодатель), вошел в историю как блестящий политик и полководец, который расширил границы империи и издал свод законов.

Символами современной Турецкой Республики, несомненно, являются ее флаг и портрет создателя и первого президента Республики – Мустафы Кемаля Ататюрка. Красный цвет турецкого флага ведет начало от Умара, правителя Арабского халифата в 634–644 гг. и завоевателя Палестины, Египта и Месопотамии. В XIV в. красный цвет стал цветом Османской империи. Полумесяц со звездой – символ ислама. Одни источники указывают, что полумесяц, считающийся традиционным символом ислама, появился на турецких флагах в середине XV в. после победной битвы при Косовом поле; другие уточняют, что он был заимствован с эмблемы взятого в 1453 г. Константинополя (ныне Стамбул). Третьи напоминают, что изображение полумесяца со звездой Юпитера считалось гороскопом султана Османа (правил в конце XIII – начале XIV в.), было родовой эмблемой его династии. Правда, звезды появились на флагах Турции только в начале XIX в., тогда они были семи- и восьмиконечными. Пятиконечная звезда появилась в 1844 г. Долгое время на турецких флагах преобладал священный зеленый цвет пророка Мухаммеда, лишь в 1793 г. султан Селим III повелел узаконить красный цвет.

В Турции велико почитание первого президента и создателя республики Кемаля Ататтюрка. Причиной этого является благодарность турецкого народа не только за то, что под руководством опытного военного и расчетливого политика Мустафы Кемаля Турция сохранила свою государственность, но и за политические, гражданские и социальные свободы, которые стали возможны благодаря курсу первого президента. Среди его нововведений: право голоса женщинам, замена арабской письменности латинской, упразднение национальной одежды, разгон орденов дервишей, перенос столицы из Стамбула в Анкару и т.д. Но главное, Ататюрк впервые в мусульманском мире создал светское государство. Также его заслугой считается возвращение национального самосознания туркам и, конечно, знаменитая фраза, ставшая основой всей национальной политики и народного сознания: «Как я счастлив, что я турок». До сих пор основополагающими принципами Республики являются национализм и лаицизм – две догмы, сформулированные Мустафой Кемалем Ататюрком.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 563. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия