Студопедия — III. Характеристика объектов исследования
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

III. Характеристика объектов исследования






1.Учебный материал (н/п) для формирования типа правильной читательской деятельности, или читательской самостоятельности, − это детские книги из доступного учащимся круга чтения. В них – главным образом в литературном произведении − заключены подлежащие изучению собственно языковые (речевые) и содержательные (из накопленного человечеством опыта) объекты, факты, явления, процессы, осваивая которые ребенок, обучающийся под руководством учителя читать-общаться, познает окружающий мир и себя самого, а главное, - приобретает жизненно необходимые умения и навыки, чтобы постоянно и продуктивно думать об окружающем мире и своем месте в нем, опираясь на уже известный ему социально-нравственный опыт, свой и «чужой».

Разъяснение формулировки:

1.1. Выступая в роли учебных материалов в процессе формирования личности ребенка средствами чтения-общения, детские книги рассматриваются и как инструмент для чтения, и как место хранения человеческого опыта, и как сам опыт, основное содержание которого представлено заключенными в книгах литературными произведениями.

1.2. Учебные материалы, т.е. детские книги и литературные произведения, должны быть представлены в учебном процессе системно, поскольку в них заложены все предусмотренные обучением знания, умения и виды упражнений в читательской деятельности, интерес к которой у учащихся надо воспитать.

1.3. Обязательной характеристикой учебных материалов является гарантированная полноценность избранного для обучения круга чтения, т.е. его принципиальное соответствие кругу чтения квалифицированного читателя (см. понятие «Культура чтения»), а также возрастным особенностям и возможностям детей.

· Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения.- М.: 1991.- 208с.

· Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Детская книга и детское чтение в современной начальной школе. – М.: МГПУ, -250 с.

 

2. Библиотечка младшего школьника «Книга, здравствуй!» (БМШ) как основной учебный материал для обучения чтению-общению [н/п] – это и есть практически первый полный набор хороших детских книг, составляющий минимально необходимую материальную базу для обучения младших школьников творческому чтению, или чтению-общению, на уроках чтения и во внеурочное время.

Разъяснение формулировки:

2.1. В настоящее время в этот комплект включено 105 очень разных детских книг, которые по степени сложности восприятия и уровню готовности к этому восприятию учащимися (детьми 6,7,8 и 9 лет) разделяются на 4 части, т.е. по этапам обучения. В этих книгах содержатся целесообразно скомпонованные апробированные литературные произведения, объединенные задачей воспитать в детях интерес к себе и миру, культуру чувств и мыслей, формировать у них познавательные и собственно читательские интересы, пробуждать у них и учить их осознавать индивидуальные задатки и возможности, чтобы становиться умнее, добрее, сильнее. Многие из этих произведений окажутся полезными юным читателям не только в течение всех четырех лет обучения в начальной школе, но и впредь, т.е. в жизни.

2.2. Комплект не рассчитан на то, что младшие школьники прочитают за 4 года все включенные в него литературные произведения, но предполагает обязательное знакомство учащихся с каждой из входящих в него книг. В основу поэтапного – на 4 части − разграничения книг положены, прежде всего, внешние показатели, определяющие первое впечатление начинающего читателя от книги: ее полиграфическое оформление, принципы иллюстрирования текста, различие доступных начинающему читателю книжных и текстовых служб. Обязательный параметр отбора − объем книги и включенных в нее литературных произведений: подготовительный этап – книга от 14-17 до 20 страниц, литературное произведение – от 0,5 до 2 страниц; начальный этап – книга от 45 страниц до 75, а произведения, включенные в нее, от 3-х до 8-ми страниц; основной этап – от 75-100 страниц и более, литературные произведения – крупнообъемные; заключительный этап – книги «толстые», от 120 страниц; литературные произведения – значительные по объему рассказы, повести и даже романы, которым в это время сопутствуют доступные детям литературоведческие комментарии и наглядный материал, связанный с жизнью писателя и эпохой, о которой рассказывается в литературном произведении, а также циклы произведений и серии книг.

2.3. Поэтапность учебного материала в БМШ «Книга, здравствуй!» выражается и в последовательности развертывания перед младшими школьниками круга доступного для них чтения: подготовительный этап – общее представление о полном круге чтения, чтобы ребенок убедился – в книгах рассказывается «обо всем». Преобладающими в это время являются книги-сборники, помогающие детям накапливать представления об очень разных собеседниках, имена которых наполняются содержанием постепенно, и стихотворные по форме литературные произведения, которые воспринимаются детьми легче и эмоциональнее, чем проза. Начальный этап – фиксирует внимание детей на писателях-классиках, каждый из которых представлен им рядом конкретных произведений, позволяющих детям по стилю, содержанию и социально-нравственному опыту предварительно и предположительно воссоздавать образ автора-рассказчика и определять к нему свое отношение. Основной этап – приучает детей к чтению художественно-научной детской литературы, закрепляет приемы освоения читателем крупнообъемных произведений и вырабатывает потребность определять личную читательскую самодостаточность для чтения книг в зависимости от темы и эпохи, о которой рассказывает автор. Заключительный этап – книги и произведения о том неизвестном, которое хорошо, казалось бы, давно известно; это повести с документальной основой, это факты и размышления мудрецов о жизни тех, кого мы называем предками, и тех, кто рассказывает нам о них, т.е. закрепление у учащихся потребности в встречах с писателями, известными и новыми, к жизненным коллизиям, создающим у детей зримые представления о связях «человек », в том числе и о детях – ровесниках читателя, убеждающие в том, как трудна, сложна жизнь человека и насколько она богата и интересна, если он привык вдумываться в окружающую его действительность, осознавать себя и предъявлять требования прежде всего к себе. На каждом этапе обучения в учебный материал включены книги и произведения, раскрывающие перед ребенком удивительные стороны жизни природы и деятельности человека в ней.

· Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Детская книга пришла в школу. / Журнал «Начальная школа», №1, 2009г, с.25-28.

· Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Комплект «Библиотечка младшего школьника. Книга, здравствуй!» и основные принципы работы с ним. / Журнал «Начальная школа», №2, 2009г, с. 14-17.

· Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Как правильно работать с комплектом «Библиотечка младшего школьника. Книга, здравствуй!» / Журнал «Начальная школа», № 5, 2009г, с. 34-37.

3. Интерес к чтению (бытовое – «любовь к чтению») [у/п] – это ни что иное, как, по определению Леонтьева А.Н., «встреча потребности с предметом».

Разъяснение формулировки:

3.1. В качестве предмета в данном случае выступает книга из доступного читателю круга чтения, а важнейшим условием формирования названного личностного свойства – знание круга доступного чтения, поскольку хотеть встречи с тем, о существовании чего ты и не подозреваешь, практически невозможно. Следовательно, интерес к деятельности (к чтению-общению) не может не быть следствием интереса к книге, но не объекту, имеющему материальную ценность (с «красивой» обложкой, «красивыми» рисунками и т.п.), а к собеседнику, который готов доброжелательно и исчерпывающе поведать тому, кто с ним хочет «говорить», что-то очень важное, интересное, а может быть и обязательное, без чего ты, читатель, не сможешь стать ЧЕЛОВЕКОМ.

3.2. Интерес к книге-собеседнику [н/п] гарантированно формируется у обучающихся, с одной стороны, освоением умения «говорить» с книгой-собеседником на ее языке, испытывая от этой умственной деятельности удовлетворение и радость, а с другой, - формированием привычки видеть в каждой книге потенциального собеседника, который если и не нужен сейчас, то может понадобиться в будущем.

3.3. Читательские интересы – это высший уровень интереса к чтению-общению. Он формируются у младших школьников постепенно и только на базе привычных для обучающихся интересов к книге-собеседнику и самостоятельной беседе с ним (чтение-общение). Обязательным условием возникновения читательских интересов является хорошее знание обучающимся книг из полноценного круга доступного чтения. В младшем школьном возрасте понятие читательские интересы – это интуитивное, а иногда и осознанное предпочтение детьми книг по определенной тематике, или определенных авторов, или каких-то жанров и т.п., но не потому, что ничего другого ребенок не знает, а потому, что, представляя себе круг доступного чтения в целом, он в 9 лет почему-то из всего известного делает только ему ведомый выбор. Вполне возможно – пока, но не исключено, что и навсегда.

· Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. – М.: 1993. – С.26 и далее

· Светловская Н.Н. Теория методики обучения чтению – М.: 1998. -173с.

· Светловская Н.Н.,Пиче-оол Т.С. Учим читать книги: метод. пособие к урокам чтения для учителя нач. кл. школ любого типа: третий год обучения.- М.: 2010.- 224с.:илл.

 

 

4. Доступный круг чтения – это не понятие, а общеупотребительное представление о «море книг», «Гималаях библиотек», фактическая бесконечность которых ограничена систематизацией.

Разъяснение формулировки:

4.1. Систематизация книг, как известно, может быть научной и ненаучной. Качество ее зависит от того, какие принципы положены в основу упорядочивания множества разных книг в единое структурное целое, чтобы легко им овладеть и при необходимости воспользоваться той или иной его частью, ориентируясь на присущие книгам признаки, сходства по всем параметрам.

4.2. Принятая ныне первоначальная систематизация круга чтения современного младшего школьника научной не является. Но все равно в 6-8 лет дети могут и должны приучаться систематизировать все известные им книги пока по внешним признакам, позволяющим предопределить возможное содержание книги и характер работы с ней. Таким признаками для младших школьников могут быть: а) формы речи (проза – стихи) и б) темы чтения (О чем ты мне расскажешь, если тебя прочитать?): о Родине, о героях и подвигах, о детях, о животных и растениях, о волшебстве и приключениях. Системно-предметное разграничение книг при правильном обучении становится интересным для учащихся лишь в 4 классе, а овладевать ею они будут в средней школе. Даже алфавитное распределение художественной литературы по авторам становится доступным младшим школьникам не ранее второго полугодия 3 класса, когда они на опыте убеждаются, что вся художественная литература – это «книги о людях и для людей». И тем не менее даже такая, во многом далекая от науки классификация, основанная на освоении детьми связей, типа: книга – автор; автор – книги; автор – тема; тема – авторы и т.п. приучает детей, обращаясь в мир книг, уже на первом этапе обучения монографически представлять известных писателей, и обращаясь в мир книг, мыслить системно и таким образом осваивать основы культуры чтения.

4.3. Для учителя начальных классов доступный младшим школьникам круг чтения с профессиональной точки зрения должен прежде всего разделиться на 2 категории: книги хорошие и плохие. Ядро хороших книг составляют книги так называемого «золотого фонда», а среди них – детская классическая литература. Принципы оценки – органичность связи формы и содержания, по крайней мере, по трем параметрам: качество текста как «чужой» речи, в которую ребенку надо будет вникнуть и которая должна его продвинуть в общем, и в языковом и в литературном развитии; качество иллюстративного, наглядного ряда, сопровождаемого текст и, наконец, собственно издательские характеристики книги и текста, о чем подробно рассказано в указанных ниже пособиях.

· Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Детская книга и детское чтение в современной начальной школе. – М.: МГПУ, - с.250.

 

5. Детская литература (у\п) – это произведения искусства слова, специально написанные для детей или вошедшие в детское чтение, но непременно воплощенные в совокупности изданий, разовых и периодических, нацеленных на специфику восприятия читателей − в нашем случае – младших школьников.

Разъяснение формулировки:

5.1. Основной содержательной частью детской литературы, как следует из определения, является литературное произведение, если это книга-произведение, или литературные произведения, если это книга-сборник (авторский или тематический).

5.2. Нераздельность совокупности литературного произведения, предназначенного для младших школьников, и книги-издания, где оно помещено, – это обязательный признак хорошей детской литературы, потому что начинающий читатель – ребенок 6-9 лет − почти не располагает социально-нравственным опытом, необходимым ему для его личностно-ориентированного развития и заключенным в книгах. Для того, чтобы ребенок смог освоить «чужой» опыт в меру своих сил и возможностей, этот опыт должен быть непременно продублирован или даже специально выделен языком детской книги, в которую помещено предназначенное для чтения ребенком литературное произведение. В противном случае книга не сможет выполнить своей важнейшей роли – инструмента для чтения, готовящего читателя к самостоятельному (без помощи другого читателя) и полноценному восприятию, заключенного в ней и нужного ему опыта, а следовательно, ни о каком формировании читательской самостоятельности речи даже не пойдет.

5.3. Содержательные компоненты языка книги, которыми книга-инструмент помогает начинающему читателю предопределить восприятие заключенного в ней нравственно-социального опыта, недостающего ребенку, являются, как известно, ведущие надписи (название книги или ее заглавие), иллюстрации на обложке (переплете) и в тексте, наличие или отсутствие титульного листа, оглавления и т.п., а также самый тип издания: его размер, объем, манера иллюстрирования и даже тактильные ощущения от книги.

· Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Детская книга и детское чтение в современной начальной школе. – М.: МГПУ, - с.250.

· Светловская Н.Н.Теория методики обучения чтению – М.: 1998. -173с.

6. Литературное произведение [у\п] - это предмет из слов, поскольку литература (лат. litera – буква, а tura – суффикс – ость) – это опыт, зафиксированный писателем в слове и «брошенный в общее употребление».

Разъяснение формулировки:

6.1. Литературное произведение в круге доступного младшим школьникам чтения может быть либо художественным, либо художественно-научным, или научно-художественным (терминология литературоведением не уточнена). Художественное литературное произведение – это предмет из разновеликих художественных образов, позволяющий писателю ввести читателя в мир художественного вымысла. Художественно-научное литературное произведение – это предмет из слов, передающих представления, понятия из какой-либо сферы деятельности, – обязательно дополненный хотя бы минимальным количеством художественных образов, так как у младших школьников, по крайней мере в 1 и во 2 классах, основа мышления образная, а абстрактно-понятийная составляющая мышления именно на образной основе только еще развивается.

6.2. Художественный вымысел − согласно В.И. Далю – продукт мысли его создателя, собственно открытие чего-то нового в окружающем мире, составляет сущность литературного произведения. Его полноценное восприятие является важнейшим условием развития у детей творческого воображения. В зависимости от рода, вида и жанра литературного произведения оно формирует разные аспекты творческих возможностей юных читателей. Вследствие этого, в круг доступного чтения современных младших школьников должны войти произведения самых разных родов, видов и жанров. При этом главным критерием отбора литературного произведения для младших школьников, как нам представляется, следует взять установку Константина Дмитриевича Ушинского, данную им в работе «О первоначальном преподавании русского языка», и именно: «" Наследуя слово от предков наших, - писал он, - мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства, но наследуем самые эти мысли и самые эти чувства"; (выделено нами. – Н.С. и Т.П.). И далее: "Выбор образцов из нашей литературы для усвоения при преподавании чрезвычайно затруднителен … Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, вовсе не понимающий потребностей детства!… Не должно насильственно и преждевременно развертывать никакого чувства в детях, если мы не хотим, чтобы чувство не походило на цветок, насильственно развернутый детскими руками. Чувство, развернувшееся в нас под влиянием фактов жизни, может и выразиться фактами. Чувство, развернутое словом, и выразится только словами. А довольно уже с нас пустых болтунов!" И наконец: "На нравственное чувство должно действовать само литературное произведение, и это влияние литературных произведений на нравственность очень велико; то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении. Кроме того, всякое искреннее наслаждение изящным есть уже само по себе источник нравственного чувства. Сухая сентенция нисколько не поможет делу, но, напротив, только повредит ему" (выделено нами. – Н.С. и Т.П.).

6.3. Как и любое хорошее литературное произведение, литературное произведение из круга чтения, доступного младшим школьникам, обладает двумя важнейшими признаками: цельностью и самодостаточностью. Целостность литературного произведения, предназначенного для детей, - это обязательный критерий при его отборе в круг детского чтения. Что же касается самодостаточности литературного произведения, то она является следствием целостности литературного произведения и при отборе литературного произведения не нуждается в специальной оценке. В анализе и оценке нуждаются знания и представления, которыми должен располагать читатель, чтобы суметь воспринять литературное произведение как данность и не подменить ее ни в фактическом, ни во временном, ни в пространственных отношениях случайными или убогими бытовыми представлениями, которые у него к моменту чтения могут быть. Другими словами, чтобы литературное произведение воспринималось как предмет целостный и самодостаточный, любой, а особенно начинающий читатель, должен стать самодостаточным и в восприятии тех знаний и представлений, из которых складывается заданный ему «чужой» речью художественный вымысел – этот как бы действительно окружающий его мир.

· Светловская Н.Н. Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности. – М.:2009. – с. 272.: илл.

7. Метод чтения-рассматривания (н/п) – это основной путь, позволяющий начинающему читателю, даже не достигшему порога читательской обученности (не умеющему раскодировать текст и думать над книгой), на доступном ему уровне осваивать любую книгу и тип правильной читательской деятельности, чтобы постепенно становится читателем квалифицированным, или самодостаточным.

Разъяснение формулировки:

7.1 .Метод чтения-рассматривания – это ведущий метод обучения чтению-общению, как особому универсальному виду читательской деятельности, потому что только этот метод при его правильном использовании позволяет начинающему читателю увидеть в материальном объекте своего духовного собеседника, удивиться, порадоваться этому и привыкнуть начинать знакомство с любой книгой, следуя именно этим путем.

7.2. Метод чтения-рассматривания не только вводит читателя в мир книг-собеседников, помогая выбрать желательного или нужного, но и в процессе чтения и после того, как книга закрыта, помогает ему контролировать себя (все ли представляю, все ли понял, нет ли нужды обратиться в какой-то другой источник, чтобы уточнить свои представления).

7. 3. Метод чтения-рассматривания как основной путь, вводящий читателя в мир собеседников-книг, с точки зрения содержания представляет собой процесс реального выделения читателем сопровождающих литературное произведение конкретных иллюстраций, данных в книге, и их осмысление; затем размышления над основными надписями, вводящими в это литературное произведение (название книги и – нередко − указание на род, вид и жанр литературного произведения; названия разделов содержания, т.е. оглавление книг; надписи под картинками и т.) и, наконец, скурпулезное сопоставление осознанного иллюстративного ряда и надписей. Третья, последняя составляющая содержания метода чтения-рассматривания синтезирует в себе две предыдущие составляющие и постепенно из умения превращается в читательский навык. Именно это умение, а затем навык позволяет начинающему читателю не только предвосхищать тип отражения действительности писателем (художественное или научно-художественное это литературное произведение), но и последовательно корректировать свое восприятие литературного произведения в процессе его прочтения и после того, как книга закрыта. Чем больше читатель продвигается в своем общем и литературном развитии, тем менее ему для самопроверки нужны реалистичные рисунки, которыми иллюстрируется детская книга, так как представления о фактах, явлениях, картинах и т.п., содержащихся в «чужой» речи, накопленные им ранее и составляющих смысл произведения, самопроизвольно возникают в его сознании при чтении текста. Если процесс мысленного сопоставления слов и стоящих за словами представлений и образов – фактически процесс чтения-рассматривания − нарушается, т.е. если читатель не видит за словами текста реальных объектов и (или) художественных образов, − это для него сигнал, приказывающий прекратить чтение, чтобы всеми доступными средствами получить знания, недостающие ему для работы сначала воссоздающего, а затем творческого воображения при восприятии текста.

· Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников (Теоретико-экспериментальное исследование). - М.: 1980. –158с. – Глава IV, c.83 и далее.

· Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. – М.: 1993. – Гл. IV, c. 111-133.

· Джежелей О.В. Формирование основ читательской самостоятельности на уроках внеклассного чтения в 1 классе. Диссерт. …канд. пед. наук. – М.: 1975.

 

8. Логика правильной читательской деятельности (н/п) – это тот же ведущий метод обучения чтению-общению, т.е. чтение-рассматривание, но технологически проработанное, структурированное.

Разъяснение формулировки:

8.1. Поскольку чтение-общение в целом – это думанье над книгой, т.е. подготовка себя к встрече с определенным собеседником, затем беседа с ним, т.е. волевое усилие, заставляющее читателя вслушиваться в «чужую» речь, запоминать ее, представлять то, о чем говорит собеседник, и при этом либо соглашаться со смыслом его речи, либо сомневаться в нем, либо возражать собеседнику внутренне и, наконец, закончив беседу, определять для себя ее ценность и желание или нежелание встретиться с этим собеседником вновь, как и метод чтения-рассматривания явно расчленяется на три отрезка: думанье над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения.

8.2. Для учителя начальных классов важно навсегда запечатлеть в своем сознании сущность метода чтения-рассматривания как трехступенчатый процесс, как модель, которая вводится в читательскую деятельность ребенка сразу, чтобы тип деятельности стал привычно правильным. Но осваивается этот метод постепенно. Модель метода чтения-рассматривания, или логики правильной читательской деятельности, т.е. модель думанья над книгой, такова:

  после чтения
  в процессе чтения  
Думанье над книгойдо чтения  
     

 

 

8.3. Технологическая проработка метода чтения-рассматривания как ведущего метода обучения чтению-общению позволяет четко разграничить в обучении все действия, которые соответствуют каждой конкретной ступени этого пути – логики правильной читательской деятельности, т.е. пути от незнания к знанию, и приучает читателя автоматически ставить перед собой на каждой ступени читательской деятельности совершенно определенные вопросы, а именно:

Ступень I (до чтения):

- Книга, я тебя знаю?

-О чем ты мне расскажешь?

- Как?

- Готов ли я слушать тебя?

-Хочу ли?

 

Ступень II (в процессе чтения):

- Я слышу твой голос, мой собеседник?

- Он приятен мне? Неприятен? Он меняется? Или нет? Когда? Как?

- Я понимаю, о чем ты мне говоришь?

-Я представляю то, что ты мне рассказываешь?

- Я согласен с тобой или нет?

Ступень III (после того, как книга закрыта):

- Зачем ты мне все это рассказал?

- Почему рассказал с такой интонацией? Так?

- Чего ты хотел от меня, пока рассказывал?

- А что я понял?

- А чего теперь захотел я?

 

9. Язык книги и язык текста (у/п) – как и любой язык – это семиотическая знаковая система, важнейшими функциями которой является создание, хранение и передача информации – по первому требованию – тому, кто, во-первых, нужные знаки языка умеет выделять, а во-вторых, научен схватывать сознанием, воспроизводить воображением и переживать те «кусочки действительности», которые языковыми знаками обозначаются и выражаются, чтобы их в конце концов оценить применительно к себе.

 

Разъяснение формулировки:

9.1. Язык книги во всех деталях изучает наука книговедение. Но начальная школа книговедов не готовит, она готовит квалифицированного читателя, которому нужны только основные элементы языка книги, т.е. те, без которых он методом чтения-рассматривания в полной мере не сможет воспользоваться. Эти знаки таковы: обложка, переплет, суперобложка, корешок, форзац, титульный лист, оглавление, выходные данные, алфавитный указатель; разделы, части, абзацы текста; сноски, цифровые и словесные заголовки; различные шрифты, условные графические знаки и т.п.; фактура, цвет книги и ее переплета (обложки) и др.

Разумеется, все эти знаки языка книги – инструмента для чтения − ребенок осваивает постепенно в течение 4-х лет в соответствии с программой, основой которой является теория формирования типа правильной читательской деятельности и наука становления личности средства чтения-общения.

9.2. Языковые знаки текста, как литературные явления изучает наука литературоведение. Но и эта наука в целом не является обязательной частью даже профессиональной подготовки учителя начальных классов, поскольку общеобразовательная школа не готовит литературоведов, а готовит читателей, в частности, детей 6-9 лет.

Назовем те знаки языка текста, без которых квалифицированный читатель не сможет выполнять свои профессиональные функции: слово как основной элемент любого текста, рассматриваемое в двух аспектах: слово-название, слово-представление и слово-образ, в том числе художественный.

Род, вид и жанр литературного произведения.

Виды образов, доступные детям 6-9 лет, а именно: образ-персонаж, образы-картины (пейзаж, интерьер), образы-сцены (ситуации, эпизоды), образы-объекты, образы-детали.

Языковые эквиваленты этих значимых текстовых знаков: образ-слово, образ- словосочетание, образ-предложение, образ-высказывание, или сложное синтаксическое целое, наконец, − образ-художественное литературное произведение в целом.

4.9. 3.Все названные языковые средства книги и языковые знаки текста младшие школьники-читатели осваивают только предметно-деятельностным путем, т.е. сугубо практически. Запоминание терминологии, даже если учитель ею пользуется в учебном процессе, для детей необязательно.

· Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: 1990.

· Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. – М.: 1993.- 180с. Глава IV, c. 111 и далее.

 

10. Учитель начальных классов (у/п) – это квалифицированный читатель и специалист, в первую очередь отвечающий за читательскую подготовку младших школьников, так как, только научив и приохотив детей пользоваться кругом доступного чтения и полноценно читать-общаться с книгой-собеседником, он в состоянии выполнить свое профессиональное назначение – помочь каждому ребенку пробудить, заложенные в нем возможности и способности, осознать их и захотеть стать достойным и нужным обществу его членом.

Разъяснение формулировки:

10.1. Уникальность профессии учителя начальных классов и состоит в том, что он, знакомя детей с разными видами деятельности, и оперируя к опыту, накопленному человечеством, должен помочь каждому ребенку захотеть стать личностью и начать искать себя как особую личность. Вот такая основополагающая цель!..Цель, без реализации которой невозможно само человеческое общество. Цель, которую может выполнить только профессионал высокого класса, в равной мере любящий всех детей, убежденный в изначальной ценности каждой человеческой жизни, т.е. жизни, не направленной по ложному пути, и жаждущий, умеющий осторожно, со знанием дела помочь любому своему ученику эту самоценность в себе разглядеть и захотеть реализовать на пользу окружающего его мира.

10.2. Основные профессиональные инструменты учителя начальных классов – это детская книга и живая устная речь, рассчитанные на восприятие детьми 6-9 лет и на их общечеловеческое и собственно филологическое развитие. Этими инструментами учитель начальных классов должен владеть как никто другой, т.е. профессионально. Всеми другими инструментами, имеющими отношение к формированию отдельных знаний и умений, необходимых младшим школьникам для дальнейшего обучения и жизни (ручка, карандаш, мел, указка, классная доска, учебник и т.д.), учитель начальных классов тоже, разумеется, должен пользоваться профессионально, но без знания детских книг из полноценного и доступного младшим школьникам круга чтения, без привычки и умения к ним постоянно обращаться, их читать, без живой и ясной устной речи – даже освоив все остальное – он учителем младших классов не станет, потому что человеческий детеныщ может стать человеком только осваивая опыт тех, кто уже стал человеком. Но чтобы стать хорошим человеком – полезным, нужным обществу его членом, его социум должны составлять лучшие люди его Отечества, передающие ему самый ценный и обязательный опыт, который он должен освоить. Все это возможно только через родной язык – устный и письменный, т.е. через речь учителя и книгу.

10.3. Все сказанное выше объясняет, почему главным звеном профессиональной подготовки учителя начальных классов является собственно филологическая подготовка и, в частности, его профессиональный читательский кругозор, активный и пассивный.

11. Читательский кругозор (у/п) – это объем знаний, интересов, представлений читателя о круге доступного чтения и мире книг в целом.

Разъяснение формулировки:

 

11.1. Активный читательский кругозор это те книги, образы которых читатель (взрослый или ребенок) без усилий вызывает в своей памяти в любое время: как бы мысленно видит их перед собой – не только содержание, но и цвет, размер, объем, отдельные страницы, к которым часто обращался или обращается. При этом без усилия он книгу может правильно назвать.

11.2. Пассивный читательский кругозор – это тоже знание, но о книгах, т.е. книги-объекты, которые читатель, конечно, видел, держал в руках, однако – в лучшем случае – просто перелистал, а не читал и не рассматривал детально, не работал с ними. Поэтому и помнит о них кое-что, иногда весьма несущественное: чаще всего цвет обложки, переплета или какой-то разворот, иллюстрацию, например. Чтобы назвать такую книгу и взять ее, читатель должен уметь обратиться либо к своим записям, либо в тот раздел библиотечной картотеки или каталога, с которым он связывает нужную книгу по содержанию. Обе части кругозора – и активная, и пассивная для читателя одинаково важны. Но вторая (пассивная) − это лишь резерв для постоянного пополнения первой, активной, так как только активный кругозор создает читателю прочную гарантию читательской самостоятельности. Правда, и эта часть кругозора, если его не пополнять, может со временем утратить активность, но это страшно – это признак деградации читателя.

11.3. У читательского кругозора есть три качества, или три важнейших методических характеристики: широта (или объем), глубина (или уровень освоения содержания книг из активного читательского кругозора) и упорядоченность, т.е. уровень отработанности тех связей, которые помогают читателю целесообразно систематизировать мир книг в целом, а потому при необходимости мысленно вызывать в сознании или воображении те конкретные книги или те части мира книг, которые нужны сейчас: книга – тема, книга – автор, книга – жанр; автор – книги, тема – авторы, тема – книги, жанр – книги, жанр – авторы; автор – темы, вопрос – тип книги.

Это минимальный уровень читательской подготовки, без которого любой читатель (в том числе и учитель начальных классов) свою читательскую деятельность квалифицированно выполнить не готов.

· Светловская Н.Н.Введение в науку о читателе. – М.: 1997.- Тема V, с. 112 и далее.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 4428. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия