Студопедия — Элевсинские мистерии.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Элевсинские мистерии.






В Греции наряду с публичными церемониями национального и народного культа существовали религиозные церемонии, носившие тайный характер и не допускавшие участия в них всех тех, кто не удовлетворял известным определенным условиям. Они носили название мистерий и были связаны главным образом с культом Деметры, Персефоны и Диониса, т. е. с группой богов земли.

Причину этого легко понять. Для человека нет ничего более таинственного, чем земля. В одно и то же время она является и источником всякой производительности и всякой жизни, и общей могилой для всего живущего. Поэтому божества, пребывающие в ней, должны обладать тайной жизни и смерти. Эту тайну и приходили узнавать в Элевсин, делая попытки вступить посредством особых обрядов в сношение с богами.

С. 390 Для участия в обрядах требовалась специальная подготовка. Посвящения в них можно было добиться только постепенно. Такая строго установленная постепенность существовала, с одной стороны, при переходе от малых мистерий к великим, разделенным между собою промежутком в 7 месяцев; с другой стороны, от великих мистерий к мистериям эпоптии, между которыми должен был пройти по крайней мере целый год. Жрецы пользовались безусловным правом отклонить чье-либо присутствие при этих священных обрядах. Привилегией участвовать в них пользовались в течение долгого времени только афинские граждане. Впоследствии, когда право доступа к ним получили все греки, для участия в них всегда надо было удовлетворять известным нравственным условиям. Религия эта, существовавшая сначала только для избранных, расширяя круг своего влияния, имела притязание совершить настоящее пересоздание душ и образовать из своих сочленов общество избранных.

Мистерии.

С. 391 Первые наставления посвящаемые получали в малых мистериях. Прежде всего эти лица должны были совершить очищение, способ которого нам неизвестен. Вероятно, он состоял в нравственном очищении, необходимом для принимавших посвящение. В Самофракии посвящаемый должен был признаться в грехах особому жрецу, называемому коесом; но нет никаких указаний на то, что подобная исповедь требовалась в малых мистериях. Вслед за этой церемонией происходили, вероятно, молитвы, особые моления, пение священных мифов и воспроизведение священных легенд в мимических представлениях, изображавших союз Диониса и Коры, возвращение которой на землю праздновалось весной.

Великие мистерии, или Элевсинии, праздновались в эпоху Геродота только через пять лет. Впоследствии же они устраивались ежегодно в месяце Боэдромионе (в сентябре нового стиля). Этот праздник продолжался не менее12 или 14 дней и подразделялся на две различные части. Они праздновались последовательно в Афинах и в Элевсине. Посвященные собирались в Афинах 15 Боэдромиона под портиками храма Элевсиниона. Тут они должны были выслушать заявление гиерофанта57, который объявлял об установленных условиях для допущения в мистерии. На следующий день все шли к морю, чтобы совершить там омовение. Три следующих дня были посвящены искупительным церемониям. Наконец, 20 числа процессия двигалась в путь и несла с великим торжеством изображение Иакха58. Бог, увенчанный миртами и с факелом в руках, двигался при звуках флейты и пении гимнов, перемежавшихся с танцами, а восторженные крики толпы тысячу раз повторяли его имя. Процессия выходила из Элевсиниона, проходила через Агору и Керамик, снова подвергаясь очищению в текущих соленых водах, носящих название Ῥεῖτοι, и подходила к Кефисскому мосту.

С. 392 Тут происходили различные шутки и забавные выходки. Затем процессия прежним торжественным маршем следовала по священной дороге в Элевсин, куда благодаря многим остановкам входила только ночью.

Теперь только начинались настоящие мистерии, т. е. длинный ряд церемоний в нескольких актах, где принимали участие получившие простое посвящение в предшествующем году и желавшие достигнуть посвящения в эпоптии. Другие же церемонии предназначались для вновь посвящаемых, или неофитов. Обрядовая сторона известна нам очень мало, но можно предполагать, что обряды соответствовали главным сценам легенды о Деметре и Персефоне59. В поисках своей дочери Деметра в течение девяти дней обходила землю, не желая вкушать никакой пищи и никакого питья. Только на десятый день она согласилась выпить смесь воды, мяты и меда, называемую кикейон (κυκεών). Участники мистерий постились подобно Деметре в течение 9 дней. На десятый день пост прерывался. В подражание Деметре они пили кикейон — символ веселья, которое вскоре должно было сменить печаль, господствующую в первой части праздника.

Обряды, происходившие один за другим в святилище, были двух родов:действия и зрелища. Одним из наиболее важных действий было наполнение некоторых священных предметов, к которым посвящаемые прикасались, божественною пищей; ее должны были вкушать. Это было нечто в роде таинства, в которое их посвящали. Они слушали произносимые жрецами священные формулы, таинственные слова, обладающие особою силою; они узнавали тайные имена богов. Целью зрелищ было наглядное изображение самого мифа о двух великих богинях. В этой элевсинской драме не было слов, она с. 393

Приношение Ифигении в жертву.

С. 394 была мимической, и ее безмолвные действия, изображаемые жрецами в парадных одеяниях, проходили в виде сменяющихся одна за другой живых картин. Эффект увеличивался благодаря отсутствию всякого человеческого слова. Молчание это нарушалось только на одно мгновение криками Деметры, призывающей свою дочь, в ответ на которые из глубины святилища раздавались трубные звуки, и еще раз, когда богиня при виде Коры испускала радостный возглас. В одной из картин изображалось пребывание Персефоны в аду, возвращение ее к свету и вознесение на Олимп. Этот контраст был поразителен. Посвященные в течение долгого времени оставались в глубоком мраке.

«Сначала», говорит Плутарх, «было блуждание, утомительное странствование во мраке, страшные переходы по бесконечному пути. Перед прибытием к цели ужас достигает высшего напряжения: человек содрогается от страха, холодный пот леденит его, но затем чудный свет озаряет взор человека, он переносится в дивные места, откуда то доносятся звуки голосов и священных мотивов, то слышатся святые слова, то появляются хоры танцующих и дивные видения». Тут происходили те сцены превращений, тайна которых была изобретена античным театром.

Посвящаемым не предлагалось какое-либо догматическое поучение, объясняющее скрытый смысл. Мистерия говорила глазам и через зрение производила впечатление на воображение и на сердце. Элевсинская драма прежде всего была зрелищем, на которое смотрели с интересом и при виде которого испытывали волнение высшего порядка, чем при обыкновенных человеческих представлениях. Конечно, посвящаемые получали некоторое предварительное наставление во время малых мистерий, но оно касалось очень немногих вопросов, и напрасно было бы искать в элевсинской религии следов существования ее особенных догматов. Поучение ее давалось косвенным путем и вытекало из созерцания священных церемоний. С этой точки зрения легенда о Персефоне получала с. 395

Памятник Нереид в Ксанфе.

С. 396 особую важность. Картина ада, где находилась богиня после своего посвящения, феерическое представление ее вознесения к свету, к радостям Олимпа, вызывали в душах посвященных заботу об их собственной участи. Они думали о том дне, когда сами сойдут в глубину земли и воочию увидят эти ужасы или картины блаженства.

Поэты смутно намекали на это, но в Элевсине участники мистерий сами созерцали картины, которые приводили их в ужас реальным изображением загробного существования. Эта забота о будущей жизни и страх перед мучениями Тартара, по-видимому, были побудительной причиной, влекшей греков к элевсинскому святилищу. Своим участием в мистериях они хотели умиротворить подземные божества, а почести, которые они воздавали им при жизни, были средством обеспечить себе их расположение после смерти. В большом числе греческих текстов находятся намеки на то блаженное существование, которое ведут в Аиде души посвященных. Сократ утверждает, что мистерии являются источником«самых светлых надежд не только для этой жизни, но также и для вечности». «О, трижды блаженны», говорит Софокл60, «те смертные, которые сойдут в Аид, побывав на священных церемониях, потому что для них одних возможна жизнь в подземном мире, других же ожидают только страдания».

Посвященные, впрочем, не могли ограничиваться только исполнением обрядов, хотя от них и не требовалось соблюдения определенных правил; но, по-видимому, все эти зрелища производили на них впечатление благочестивого назидания, которое обращало к добру их души. Это предположение подтверждается тем удивлением и почтением, которое обнаруживают самые серьезные авторы, начиная от Андокида и кончая Цицероном61. «Вы были в числе посвященных», говорит Андокид, «вы видели с. 397 церемонии двух великих богинь, потому должны наказывать нечестивых и спасать тех, кто защищается против несправедливости».«Утверждают», писал впоследствии Диодор Сицилийский62, «что люди, принимавшие участие в таинствах, становятся благочестивее, честнее и лучше во всех отношениях».

(Decharme. Mythologie de la Grèce antique, стр. 389—404; 2 изд.).

<<< НАЗАД ОГЛАВЛЕНИЕ ВПЕРЕД >>>

Стр. III IV V VI VII VIII 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 431. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия