Студопедия — Либералы. П.Я. Чаадаев. Спор западников и славянофилов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Либералы. П.Я. Чаадаев. Спор западников и славянофилов






Деятельность правительства Николая I (1825 – 1855 гг.), направленная на искоренение всякой свободной мысли, не уничтожила полностью общественное движение. Оно существовало уже во второй половине 1820-х гг. и активно развивалось в 1830 — 1850-е гг.

В 1820 — первой половине 1830-х гг. еще не произошло четкого разделения основных направлений и течений общественной мысли. Ярким примером подобного идейного синкретизма может служить «Общество любомудров», созданное в 1823 г. молодыми сотрудниками московского архива. «Архивные юноши», среди которых были В.Ф. Одоевский и Д.В. Веневитинов, А.И. Кошелев и И.В. Кириевский (будущие либералы-славянофилы), С.П. Шевырев (будущий консерватор) и др., пытались выработать «общий взгляд» на мироздание, штудируя труды немецкого философа-идеалиста Ф. Шеллинга. В 1827 — 1830 гг. «любомудры» издавали журнал «Московский вестник». Художественные произведения и публицистические статьи, печатавшиеся на его страницах, не содержали проектов либеральных реформ или революционных призывов, но в них всегда присутствовала попытка самостоятельного неказенного осмысления судьбы и предназначения России, что само по себе было вызовом николаевскому режиму.

В 1831 г. место распавшегося «Общества любомудров» занял кружок Н.В. Станкевича. Он просуществовал до 1839 г. В разное время его членами были А.И. Герцен и В.Г. Белинский (будущие революционеры-демократы), М.А. Бакунин (будущий революционер-народник и анархист), Т.Н. Грановский и В.П. Боткин (будущие либералы-западники), К.С. Аксаков и Ю.Ф. Самарин (будущие либералы-славянофилы) и даже М.Н. Катков (будущий ярый реакционер). Подобно «любомудрам» соратники Станкевича изучали немецкую классическую философию, отдавая предпочтение идеалистической диалектике Г. Гегеля. По их мнению, сначала необходимо постичь истинный смысл бытия и человеческой жизни (философию), потом — обогатиться опытом человечества (изучить историю) и только после этого приступить к реформированию современного общества.

В октябре 1836 г. Н.И. Надеждин опубликовал в своем журнале «Телескоп» «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева. Это был мощнейший удар по «теории официальной народности». По мнению Чаадаева, в истории России доминируют «дикое варварство» и «грубое суеверие», жесткость и унижение. В отличие от цивилизованных народов у нас не было «поры бьющей через край деятельности», «в крови у нас есть нечто отвергающее всякий настоящий прогресс». «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли», — подводит печальный итог своим рассуждениям автор. По замечанию историка Н.А. Троицкого: «Чаадаев показал (даже с чрезмерным акцентом), что история России мрачна, ее настоящее невыносимо, а будущее, если она останется в “жестоком рабстве”, грозит ей катастрофой».

«Философическое письмо» произвело эффект разорвашейся бомбы. Журнал «Телескоп» был закрыт, Н.И. Надеждин отправлен в ссылку, а Чаадаева император объявил умалишенным и приказал установить за ним постоянный медицинский и, разумеется, полицейский надзор. Однако в мыслящем обществе именно с этого момента начались бурные споры об историческом предназначении России, в ходе которых определились два основные направления русского либерализма 1830 — 1850-х гг.: западничество и славянофильство.

Общей чертой западничества и славянофильства являлось неприятие существующих в России порядков. Те и другие понимали гибельность крепостного права, цензурного и полицейского произвола. Но многое их и разделяло.

Западники (Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин, Б.М. Чичерин, В.П. Боткин и др.) считали, что Россия развивается по универсальным законам мировой истории, а ее своеобразие объясняется в первую очередь огромным отставанием от Европы. Исходя из этого программного тезиса, они призывали прививать на русской почве западные либеральные ценности (индивидуализм, частную инициативу, политические свободы), развивать буржуазные отношения в экономике, поощрять образование и науку. Все это поможет преодолеть историческое отставание России и обеспечит условия для ее гармоничного вхождения в европейскую цивилизацию.

Славянофилы (А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, И.С. Аксаков, К.С. Аксаков, И.В. Кириевский, П.В. Кириевский, В.И. Даль, А.И. Кошелев и др.) были убеждены, что Россия имеет свой уникальный путь развития. Важнейшим институтом русского общества они считали крестьянскую общину, главной чертой русской культуры — соборность (коллективизм). Все постигшие Россию беды они связывали именно с тем, что, начиная со времен Петра I, Россия отказалась от свойственного ей самобытного развития и стала перенимать чуждые европейские порядки. Идеалом славянофилов была допетровская Русь с Земским собором. Русский народ славянофилы считали чуждым политике, искренне преданным законному монарху, что, по их мнению, делало революцию в России невозможной. Славянофилы отрицали необходимость введения здесь конституции, разделения властей и парламентаризма. Царскую власть они представляли неограниченной, но прислушивающейся к народу, выражающему свое мнение через свободную печать и Земский собор. Однако, при этом возникал вопрос: что сможет предотвратить превращение неограниченной царской власти в деспотическую? В этом отношении славянофилы вынуждены были возлагать надежды на церковь и нравственное развитие. Считая, что исконно русские начала сохранились лишь в толще народа, не тронутой поверхностной петровской «европеизацией», славянофилы уделяли большое внимание изучению народных обычаев, быта, фольклора.

Западники и славянофилы 1830 — 1850-х гг. уповали на проведение реформ «сверху» и поэтому не создали политических организаций.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 480. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия