Студопедия — Становление культурологии в Новое и Новейшее время
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Становление культурологии в Новое и Новейшее время






Культурология – область гуманитарного знания, синтезирующая в себе философское, историческое, антропологическое, этнографическое, социологическое и др. исследования культуры, т.е. охватывает всю духовную сферу жизнедеятельности человека, главным содержанием которой является гуманизация самого человека и окружающей среды. Культурология – система знаний о сущности, принципах, закономерностях существования и развития, способах постижения культуры. (Определение толкового словаря культурологии Кононенко).

Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культуры как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и опирается на философские концепции истории Дж. Вико, И.Г.Гердера и Г. Гегеля. В век Просвещения были достигнуты определённые успехи и в разработке периодизации развития мировой культуры. Так, итальянский философ Дж. Вико в трактате «Основания новой науки о природе наций» (1725 г.) предлагал концепцию «исторической метафизики человеческого рода», суть которой сводилась к выделению трёх стадий развития мировой культуры: эпохи варварства (божественное), века героев (героическое, поэтическое) и века человечества (век города, законов, разума). Жан-Жак Руссо призывал вернуться назад к природе, т.к. под влиянием науки и искусства душа далеко не всегда преодолевает дикость, а «естественный человек» – далеко не всегда нравственный варвар. В России век Просвещения ознаменовался началом светского гуманитарного образования, появлением первых русских учёных – Ломоносова, Поповского и др. Вслед за Академией наук открывается и Московский университет. Проблемы культуры выходят на передний план в публицистике, поэзии, литературе. В петровское время мыслители ищут истоки понятия культуры в понятии «политичность». Оно наполнялось содержанием, позволяющим поставить его в один ряд с понятиями «цивилизация» и «культура».

XIX век – время расцвета науки, когда появляются отдельные научные дисциплины со своей методологией, предметом и объектом исследования, инструментарием и т.д. Культурология как наука оформилась в конце столетия, хотя сам термин культура появился ещё в начале века. Огюст Конт, будучи социологом, основателем позитивизма, выразил в своих трудах новую тенденцию в развитии культурологии: теперь мыслителей интересовало только общество, народы, нации, человечество в целом, а единичный человек был на время отстранён от объекта изучения.

Бурный рост естественных наук привёл к открытиям Ч.Дарвина, повлекшие за собой эволюционистскую концепцию культуры. Представители: Г.Спенсер – провёл системный анализ биологического и социального организмов, доказывая аналогию их зарождения и развития. Э.Тайлор определял культуру как «общее усовершенствование человеческого рода путём высшей организации отдельного человека и целого общества», он делал предметом анализа при изучении культуры «знания, верования, искусства, нравственность, обычаи и некоторые другие способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества». Георг Гегель ввёл понятие «мирового разума, духа», отождествляемого с Богом, «абсолютной культуры» как конечной цели развития человечества на пути овладения «абсолютной идеей». Он определял культуру как постепенное выявление творческой силы «мирового разума». Гегель интересовался всем человечеством в целом, сравнивая его с младенцем, который постепенно достигнет абсолютного знания.

Русская культурологическая мысль XIX века шла примерно теми же путями, что и западноевропейская, испытав влияние дарвинизма, пережив социологический бум и пр. Во второй половине XIX века в русской науке о культуре наметились два направления: биологическое (эволюционизм и начало «цивилизационного» подхода) и социологическое. Представитель биологического – Данилевский, попытался перенести методы естественных наук на анализ культуры, определяя её через понятие «организма», видя в мировой истории череду самобытных непересекающихся и непередающихся «культурно-исторических типов». Культура – набор локальных организмов, имеющих свой расцвет и свой закат. Он выделил 10 культурно-исторических типов.

В.С. Соловьёв создал собственное направление в культуроведении, развиваемое в дальнейшем религиозными философами. Он как бы вернул науке о культуре её антропологическую сущность, обратившись от социальных коллективов к отдельной личности. Историю мировой культуры представлял как развитие принципа «всеединства», лежащего в основе мироздания и человека как такового.

В это время культуру начинают понимать не как процесс обработки, возделывания человека, а как некую совокупность ценностей, знаний, достижений материального производства и т.д. В XIX веке науке о культуре уже трудно справиться с накопившимся обильным материалом и от однозначной ясности теоретических посылок прежних времён она должна перейти к сложности и многообразию новых идей и подходов. И этот закономерный этап в развитии любой науки указывает на её определённую зрелость. Период хаоса неизбежно должен был в кругу гуманитарных наук породить новую научную дисциплину – культурологию, что и случилось в XX столетии.

Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В.Дильтей, Г.Риккерт, Э.Кассирер и О.Шпенглер, с которыми связан взлёт широкого общественного интереса к культуре.

Самое главное, что произошло в науке о культуре рубежа веков – это общий и решительный отказ от культа Разума, от однозначного восприятия человека через разум и только. Философы перевернули формулу Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую», утверждая приоритет витальности, экзистенции над Разумом. Дильтей предлагал подходить к анализу культуры не рассудочно, а через некое «целостное переживание», «вживание», «понимание». Ницше разрабатывал метод интроспекции – неперерывное самоисследование с целью постижения сущности жизни. Фрейд ввёл понятие «либидо» в качестве движущей силы человеческой истории. Культура, по его определению, «охватывает, во-первых, все накопленные людьми знания и умения, позволяющие им овладеть силами природы и взять у неё блага для удовлетворения человеческих потребностей, во-вторых, все институты для упорядочения человеческих взаимоотношений, и особенно – для дележа добываемых благ». В целом он расценивал культуру негативно, считая её «механизмом социального подавления свободы человека».

Идея выделения культурологии. в самостоятельную область знания обычно связывается с именем известного американского антрополога Лесли Уайта. Однако впервые этот термин был предложен немецким философом и химиком В. Освальдом в 1909 г. и применён им во многих последующих работах. Он отличал культурологию от социологии и использовал термин «культурология» для описания специфического явления, присущего только человеку, которое может быть определено понятием «культура» и исследовано наукой под названием «культурология».

Л.Уайт применил понятие культурология для обозначения области знания, которую Тайлор определил как «науку о культуре». Использование названия культурология для науки о культуре должно было, по мнению Уайта, ускорить переход от частных наук к целостному исследованию культуры. Уайт рассматривал культурологию как принципиально новый способ изучения культурных явлений, раскрытия общих закономерностей культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры. Научный смысл культурологии в том, что она рассматривает культуру в её содержательной глубине и сложности, помогает философски осмыслить природу и происхождение культуры, разрабатывает её типологию.

Культурологию подразделяют на фундаментальную – изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, разрабатывающую категориальный аппарат и методы исследования, и прикладную – ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурных процессов, на разработку специальных технологий трансляции культурного опыта.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 951. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия