Студопедия — Глава 10. Распознайте непостоянство, страдание и состояние «без эго»
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 10. Распознайте непостоянство, страдание и состояние «без эго»






Любопытство

Распознайте непостоянство, страдание и состояние «без эго». Понаблюдайте за своими реакциями. Определите, что для вас есть мир, и правда ли, что бытие исполнено радости.

Есть три свойства существования (традиционно их называют «метками»): непостоянство, страдание и безличность (или состояние «без эго»). Слова эти звучат несколько зловеще, но именно они описывают фундаментальные качества нашей жизни. Легко прийти к мысли, что в этом есть нечто неправильное. Однако, никаких козней здесь нет. Эти качества — повод для праздника!

Непостоянство — это ценнейшее свойство реальности. Все постоянно трансформируется, все находится в потоке — так же, как времена года сменяют друг друга, так же, как день превращается в ночь, а ночь снова становится днем. Неустойчивость лежит в основе всего сущего. Младенцы вырастают в детей, потом в подростков, затем они взрослеют, стареют и в итоге умирают. Непостоянство — это череда встреч и расставаний, расцвет и угасание любви. Сегодня вы покупаете рубашку, а через несколько лет узнаёте ее во фрагменте собственноручно сшитого лоскутного одеяла.

Обычно мы не любим перемен. Мы отчаянно сопротивляемся им, пытаясь создать что-то вечное, но все время забываем, что и сами являемся частью естественного устройства мира.

Непостоянство есть принцип гармонии. Если ему не сопротивляться, можно ощутить гармонию с реальностью. Во многих культурах люди отмечают эту связь: для всех жизненных событий существуют специальные церемонии, символизирующие очередной переход из одного состояния в другое, будь то рождение или смерть, встречи и расставания, военные походы, победы и поражения. Что мешает нам признать и воспеть непостоянство этой реальности?

Теперь — о страдании. «Какая в нем радость? — спросите вы. Ведь в этом есть что-то мазохистское». Однако наша боль во многом основана именно на страхе непостоянства. Ее источник коренится в однобоком, искривленном восприятии реальности. Кому в голову пришло, что можно получить удовольствие, избежав боли? Такая идея получила широкое распространение в этом мире. Тем не менее страдание и удовольствие идут рука об руку, они нераздельны. Рождение сопровождается болью и радостью. Смерть болезненна и радостна одновременно. Все, что заканчивается, является началом чего-то нового. Страдание — это не наказание, а удовольствие — не награда.

Вдохновение и несчастье нераздельны. Мы всеми правдами и неправдами пытаемся избежать всяческих мучений и даже не задумываемся, что они существуют вместе с радостью. Смысл не в том, чтобы создать противовес, а в том, чтобы правильно воспринимать свое настоящее положение. Вдохновение и несчастье дополняют друг друга. Первое подстегивает нас — благодаря ему мы осознаем бесконечность и красоту мира. Второе же учит смирению. Когда все перевернуто вверх дном, мы становимся мягче. Наше сердце становится более зрелым. Это позволяет нам лучше понять других людей. Радоваться можно и вдохновению, и несчастью. Мы одновременно можем быть и большими, и маленькими.

В чем польза безличности? Обычно мы воспринимаем это качество как утрату, но в действительности это ценное приобретение. Признать его — все равно что обрести зрение после долгих лет слепоты или вернуть давно утраченный слух. Безличность иногда сравнивают с солнечным светом. Солнце не имеет четких границ, иногда его даже не видно из-за облаков, но лучи все равно тянутся во все стороны. Так же и мы распространяем вокруг себя пробужденность, осознанность, когда не задумываемся о себе. Безличность есть не что иное, как изначально присущая нам доброта, природа Будды. Это то, что всегда с нами, что мы никогда не потеряем.

Можно определить эго как покрывало, скрывающее нашу природную добродетель. Что именно прячет эго с практической точки зрения? Оно закрывает от нас опыт пребывания в «здесь и сейчас», лишая нас его непосредственности. В безличности проявляется безусловная радость, заключающая в себе самые разные грани нашего бытия.

Итак, как же радоваться непостоянству, страданию и безличности в повседневной жизни? Когда непостоянство заявляет о себе, примите его. Не нужно ждать особого повода. Если чернила в ручке заканчиваются на середине важного письма, думайте об этом как о непостоянстве, как о части жизненного цикла. Когда кто-то рождается, воспринимайте это как непостоянство. Если кто-то умирает, относитесь к этому как к непостоянству. Если у вас угнали машину — это все то же непостоянство, смиритесь с ним. Если влюбились, примите это чувство как непостоянство и вместе с этим ощутите его безмерную ценность. Если отношениям пришел конец — признайте в этом непостоянство. Таких примеров в обычной жизни тысячи, и возникают они с момента нашего утреннего пробуждения до момента, когда мы засыпаем, и даже во сне они продолжают появляться. Это происходит двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю.

Здесь рождается любопытство. Обычно мы бессознательно реагируем на жизненные события: веселимся, негодуем, воодушевляемся или расстраиваемся. Все это происходит без участия разума и совершенно безрадостно. А когда мы признаем в этом непостоянство, то сможем наблюдать за своей реакцией на него. Это и есть осознанность, бодрствование, любопытство, пытливость, внимательность. Как бы мы ни называли эту практику, она остается крайне полезной в деле самопознания.

Когда в жизни возникает страдание, принимайте его именно как страдание. Если мы получаем не то, чего желали (или наоборот: не получаем того, что хотели), если приходит болезнь и старость, если нас забирает смерть — нужно принять это как страдание. Будьте любопытными, осознанно наблюдайте за своей реакцией. Важно понять одно: какой бы она ни была, она всегда остается автоматической. Мы начинаем накручивать себя, но это не хорошо и не плохо. Это всего лишь реакция на удовольствия и боль, присущие нашему существованию. Можно ведь просто наблюдать за этим, не давая никаких оценок, не пытаясь скорректировать свое поведение.

Когда возникает безличность, признайте ее как безличность — момент свежести, чистого восприятия запаха, образа или звука, открытость по отношению к чувствам и мыслям. Не замыкайтесь на себе. Если вам открывается бездонность собственной жизни, или внезапно возникает пауза, прерывающая внутренний диалог, и вдруг вы замечаете то, что находится перед глазами, и видите реальность свежим, «незамыленным взглядом» — знайте, вы только что познали безличность. Это совсем не сложно. Она доступна всегда, она есть свежесть, открытость, ощущение чувственных восприятий. Любопытно, но мы иногда переживаем ее совершенно неосознанно. Обычно она возникает в результате смятения, когда последние ориентиры потеряны и ум находится в ступоре. Обычно наша реакция предсказуема: мы или открываемся еще больше, или закрываемся наглухо. В любом случае просто наблюдайте, с любопытством и осознанностью, что же будет дальше.

Мир часто называют четвертой «меткой» существования. Речь идет не о мире как антитезе войны. Имеется в виду внутреннее благополучие, возникающее в момент, когда мы осознаём, что бесчисленные пары противоположностей в действительности дополняют друг друга, являются одним целым. Если существует красота, должно быть и уродство. Если есть правда, то есть и ложь. Мудрость нельзя отделить от незнания. Эта простая истина стара как мир — на протяжении всей своей истории люди открывали ее для себя снова и снова. Развивайте в себе любопытство по отношению к настоящему моменту, и день за днем внутренний рассвет будет приближаться. Ничего не принимайте за чистую монету и не верьте тому, что вам говорили. Не будьте циничны, но и не будьте доверчивы. Просто подмечайте качества дхармы. Распознайте непостоянство, страдание и безличность. Понаблюдайте за своими реакциями. Определите, что для вас есть мир, и правда ли, что бытие исполнено радости.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 554. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия