Студопедия — Когда возникает традиция
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Когда возникает традиция






 

Как известно, писал известный исследователь фольклора В. Н. Топоров,праздник противопоставлен будням, связан с представлением о «незанятости, пустоты от дел», и «эта “пустота”, “незаполненность” праздника так или иначе соотносится с... идеей о разрыве профанической временной длительности, о празднике как состоянии, когда время останавливается, когда его нет», - [Топоров В. Н. 1982: С. 329–330], Эту мысль упорно проводит Левон Абрамян в своей статье «Время праздника» [ Абрамян Л. 2003: 254], а так же в разбросанным по разным изданиям цикле статей о первых месяцах Карабахского движения, которое он, как ни странно, определяет как праздник. Правомерно последнее или нет, нам это создает удобства, давая возможность показать контрастность событий о которых мы будем говорить. По мнению Абрамяна и множества других авторов во время праздника в той или иной мере разрушается принятый в повседневной жизни порядок, снимаются основные запреты. Позвольте мне поспорить с маститыми авторами, но это абсолютно неверно. Скажу об этом сразу, ибо в этом пафос нашей статьи. Праздник празднику рознь и мы поставим целью нашей работы показать, что существует как минимум два типа праздников, один из которых обильно описан в научной литературе, а ко второму ученые даже не подступались. «В целом праздник описывается (как исследователями, так и участниками) как время анти поведения — отсюда, видимо, расхожее противопоставление праздника как некоего хаоса космосу повседневной жизни, особенно акцентируемое М. Элиаде и его последователями». (цит. по Абрамяну Л.). Наличие или отсутствие анти поведения мы возьмем за критерий типа праздника. В противовес анти поведению мы введем термин «суперповедение», когдапочти в бешеном темпе фестиваля создается конструктив, который столь воздействует на сознание, что последнее не способно воспринять его как что-то новое, а приписывает ему извечное существование, переданное от предком и именуемое в литературе традицией. Вот на этом моменте жизни общества мы и хотим остановиться.

Что объединяя и то, и другое? Нестандартное (в любом из двух заданных направлений) поведение и высочайший эмоциональный настрой, ярко выраженное ощущение радости и праздника. Но это может быть и при анти поведении и при супера ведении.

Упомянутый Левоном Абрамяном в ряде более ранних статей «политический праздник» 1988 в Ереване в определенном смысле рассматривается как создание «хаоса» из «космоса». Это было время, когда ставшая уже традиционной внутренняя структура Еревана в момент рухнула. Это не бросалось в глаза, так как касалась самых глубинных структур, который не сразу проявлялись на поверхности. В частности, сильно расшаталась система «шрджапатов» - межличностных и межгрупповых отношений, являющаяся краеугольным камнем ереванского социума. (Речь о ней пойдет ниже) Это было естественно, поскольку, когда пространством действия стала площадь, на который шел беспрестанный митинг в защиту Карабаха, изменилась вся структура общения. Оно перестало быть упорядоченным, как и положено на карнавале, перемешались все слои общества, границы между которыми принципиально строги.

Но создание той структуры общества, которая была разрушена в дни Карабаха, воспринималось не как менее праздничное действо, сопровождаемое не менее высоким тонусом и гораздо большей игровой и поисковой активностью.

Это естественно, поскольку процесс формирования социокультурной системы, традиций и ритуалов, превращение хаотичной среды в среду структурированную требует громадного выплеска энергии, приподнятого тонуса общества и, наверняка более приподнятого, чем в случае реализации тех сценариев, которые обычно принято называть карнавальными. Причем приподнятое состояние может держаться годами, тогда как карнавальное веселее может продолжаться несколько дней. Состояние перманентной радости не разрывает трудовых будней, а сосуществует с ними, сливается с ними.

Мы не верим такой возможности, поскольку о единстве труда и праздника нас очень долго учили коммунисты, в значительной (но не полной мере) обманывая советский народ. Но мы говорит о другом явлении – этническом процессе, процессе спонтанного само структурирования этноса.

В ходе этого процесса, произвольно формирующего этнос праздник превращаются не несколько дней или даже месяцев, а долгие годы. Внешне процесс этот напоминает интересную игру. Игру, правила которой складываются по ходу дела. Игру, в которую вовлечены все члены общества без исключение и которая кажется искрометным полетом фантазии. Абсолютно свободную игру, в которую играют самозабвенно, весело, раскованно, которая вполне напоминает карнавал своей внешней беспорядочностью и удивительной пестротой красок, но которая приводит, в конечном счете, к формированию очень плотной социальной среды. Можно было бы предположить, что сама карнавальная культура ведет свое происхождение от этого потрясающего действа культурного созидания, что она лишь его украшение, блестки, яркие камушки. НО нет, хотя карновальноподобное действие может происходить в процессе игровой активности самоорганизации этноса, карнавал происходит и регулярно на фоне пониженного тонуса жизни.

Но действо это, если присмотреться к нему внимательно, имеет свои вполне четкие закономерности.

И только в том случае правы Л. Абрамян и Г Шагоян, когда говорят, что эмбрионы будущего космоса удается выявить в праздничном хаосе, включая и хаос современного политического праздника [ Абрамян Л. А., Шагоян Г. А. 2002: 40].

Явление спонтанного само структурирования этноса в своем роде заурядно, во многих этносах), но на него до сих пор не обращали внимания никем более в связи с формированием целого комплекса традиций. Процесс формирования традиций никем не описан. Может быть из-за его обыденности на него не обращали внимание ученые, привыкшие считать, что традиции складываются постепенно и передаются из поколения в поколения. Последнее может быть и верно, но спорно, а первое ошибочно в корне. Система традиций не складывается в течении долгого времени, а вспыхивает как звезда.

 

И все-таки никакие процессы спонтанного само структурирования этноса не могут быть слишком затянуты во времени, время сжимается, за годы происходит целая история целого государства, за не такие уж долгие годы.

В Ереване процесс игровой фестивальной активности, «супер поведения» заныл примерно 20 лет, с начала сороковых до начала 60–ых, а по инерции основной прирост населения продолжался и в 70-ые годы.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 328. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия