Студопедия — КАДИМИСТЫ И ДЖАДИДИСТЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАДИМИСТЫ И ДЖАДИДИСТЫ






В те времена дело просвещения татар было в руках духовенства. Господствовало старометодное обучение - кадим. Муллы адимисты обучали грамоте в мактабах (мактаб - начальная школа) или просто у себя дома без букваря и учебников, пользуясь богословскими книгами на арабском языке и скудной художественной литературой на татарском языке. Появившуюся тогда татарскую прозу и поэзию они считали греховодными и отвергали. Обучение было малоэффективным, поэтому желающие получить образование отправлялись в Бухару, Стамбул и другие восточные города. Адимисты были реакционны: они не верили, что Земля шарообразна и вращается вокруг Солнца, осуждали ношение одежды европейского покроя, оправдывали многоженство, требовали, чтобы женщина при посторонних мужчинах прикрывала лицо. В это время в мактабах и медресе было введено новометодное обучение - Джадид; в учебных классах появилась классная доска, начали пользоваться букварем и учебниками, в программу включалось изучение математики, географии и татарского языка, начали пользоваться появившейся новой художественной литературой.

Встречаются попытки называть борцов с кадимизмом - джадидистами и давать им отрицательную оценку, приписывая джадидизму реакционность, национализм, панисламизм, пантюркизм и даже контрреволюционность. Так Ф.Фасеев в книге "Из истории татарской передовой общественной мысли" (Таткнигоиздат, 1955 г., стр. 14) пишет: "На самом деле джадидизм представляет реакционную идеологию изолированной от народных масс враждебной им националистической контрреволюционной буржуазии... Джадидисты проповедовали "единство мусульманской нации", недоверие и ненависть к другим нациям и в первую очередь к великому русскому народу. Джадидизм был направлен на то, чтобы оторвать татарский и иные мусульманские народы от России, и подчинить их прогнившей империи турецких султанов".

На самом деле в начале века борцы с кадимизмом - джадиды, вышедшие из медресе, повели себя по-разному. Наиболее передовые образовали плеяду выдающихся просветителей-демократов (Каюм Насыри, Габдулла Тукай и другие), передовая часть духовенства повела борьбу, оставаясь на позициях ислама, некоторые начали распространять националистические и панисламистские идеи, были и такие, которые призывали татар отделиться от России и соединиться с турками, многие порвали связь с Родиной и эмигрировали за рубеж или встали на путь контрреволюции и вступили в Белую армию. Так что определяющим признаком является конкретная деятельность отдельных лиц или группировок, а не принадлежность их к джадидизму.


26. ДЖАДИДИЗМ, ОСНОВНЫЕ ИДЕИ. Идеи и деятельность татарских просвети-пей подготовили почву для возникновения джадидизма движения произошло от арабского джадидизма. Начало этому движению было положено в 80-х гг. IX в. Его идеологами стали Исмаил Гаспринский (1851-1914), Галимджан Баруди (1857-1921), Ризаэт-Фахретдин (1859-1936), некоторые другие предстали татарской либеральной интеллигенции. Джадидизм зародился в сфере образования, просвещения Старая школа была пронизана схоластикой, ориентируясь главным образом на достижения средневековой, в ней преобладали богословские дисциплины. Между тем нужны были светские образованные кадры, владеющие современными научными знаниями. Джадидисты и взялись за перестройку школьного образования татар, преодолевая сопротивление властей и консервативных кругов татарского общества (кадимистов).

С 80-х гг. на смену старым, кадимистским школам начинают приходить новометодные, джадидистские. К концу XIX в. в Казанской губернии их уже было несколько десятков. В джадидистских школах широко использовался азбучно-звуковой метод вместо буквослагательного, который облегчал усвоение школьных предметов. В реформированных школах появились классы, классные доски, парты, столы, географические карты, были предусмотрены экзамены. Учащиеся наряду с основами ислама изучали арифметику, географию, историю, русский, ряд европейских и восточных языков. Татарский язык изучался под названием «тюрки тель» («тюркский язык»).

В 1882 г. Г. Баруди основал в Казани одно из самых знаменитых новометодных учебных заведений — медресе «Мухаммадия» В нем в начальных классах богословским дисциплинам отводилось в неделю 39, светским — 11 часов, в средних классах — 43 часа и 131 час. Светские дисциплины были широко представлены и в других наиболее крупных новометодных медресе — «Галлия» (Уфа), «Хусаиния» (Оренбург), «Расулия» (Троицк).

Постепенно перестройка школьного образования татар набирала размах. Однако новометодные учебные заведения еще не заняли главенствующего положения. К концу XIX столетия их удельный вес в Казанской губернии по отношению ко всем татарским школам не превышал 5 процентов.

Программа джадидистов предусматривала обновление различных сторон жизни нации. Она включала в себя организацию женского образования, открытие библиотек, клубов, читален, издание газет. Джадидисты выступали за то, чтобы татары носили европейскую одежду, посещали театр. Реформированию подлежал также ислам.

Многое удалось и сделать. С 1883 г. начала выходить первая тюрко-татарская газета «Тарджеман» («Переводчик»). Ее основателем и редактором был городской голова Бахчисарая И. Гаспринский. В газете сотрудничали Бахретдин, А. Максуди, братья Шакир и Закир Рамие-многие другие представители татарской интеллигента. В 1890 г. Г. Баруди вместе со своей женой организовали: первую татарскую женскую новометодную школу. Называлась она «Магруй Баруди школа». Таким образом, во второй половине XIX в. татарское Национальное движение прошло большой путь. Сформировалось просветительское движение, которое выдвинуло целую плеяду прогрессивных мыслителей и деятелей. Многие его идеи были восприняты джадидистами. было уже не только просветительское, но и реформаторское движение. Оно наложило сильный отпеча-эк на образование, общественную жизнь, быт татарское общества.








Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1493. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия