Студопедия — Святейший патриарх Иов.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Святейший патриарх Иов.






В Полном Месяцеслове Правосл. Востока. Архиепископа Сергия, Патриарх Иов помещен между русскими святыми неканонизованными (изд. 2, т. 2, 1901 г.).

В книге о святых, изданной графом М. В. Толстым, сказано: "Святейший патриарх Иов пострела от расстриги; преставился в лето 7011 июня в 19 день.-У Строена, кроме дня кончины патриарха Иова (19 июня), указано: "11 апреля перенесение мощей святителя Иова из Старицы в Москву, в Соборную церковь Успения Пресв. Богородицы, а б мая память патриарха Московского Иова — У Кайдалова-перенесете мощей патриарха Иова показано 8 июля; а в повести (Истории о первом патриархе Иове) — перенесете из г. Старицы-началось 27 марта.

Патриарх Иов. в мире Иоанн, родился в Старице Тверской епархии; родители его были посадскими. В юности Иоанн "от архимандрита Германа (настоятеля Успенского монастыря) был воспитан и грамоте и всему благочинию изучен и страху Божиему добре обучен”, — а затем в той же обители "Иоанн изводи мира сего суетного отлучитися и восприяти святый ангельский образ... и наречен бысть во иноцех”.-У того же архимандрита Германа сей Иов "в послушании и покорении бысть".

Затем Иов братиею был избран в настоятеля. В сане игумена Иов упоминается под 1569 г. С 16 апреля 1581 г. он был уже Коломенским епископом, а затем был возведен в сан Ростовского архиепископа.

В 1586 г., по удалении из Москвы митрополита Дионисия, собором Русских иерархов, при участии Константинопольского патриарха Иеремии 2-го, 28 января 1586 г. Иов был избран, а 26 января возведен в сан первого патриарха Москвы и всей России. — 19 лет Иов нес на себе бремя управления всероссийскою церковью и принимал деятельное участие в гражданских делах, а в смутное время принимал все зависящие от него меры для спасения церкви и отечества от самозванца и сам пал жертвою мятежников. Едва только в пределах Польши появился Самозванец под именем Димитрия, сына царя Иоанна Грозного, как Иов поспешил отправить послов к польскому и литовскому духовенству с грамотами, в которых уверял, что появившийся у них, не царевич Димитрий, а расстрига (беглый монах Чудова монастыря), бродяга Грешка Отрепьев, но. к сожалению, грамоты не достигали до назначения, их скрывали, а Самозванец брал русские города один за другим, и, наконец, явился в Москве (1605). Его соумышленники ворвались в Успенский собор. и в то время, когда патриарх Иов совершал литургию, извлекли его из алтаря, разодрали на нем святительские одежды. Иов, став пред чудотворною (Владимирскою) иконою Божией Матери, снял с себя панагию, положил ее к иконе и вслух всего народа сказал: "здесь, пред сею иконою, я удостоен был архиерейского сана и много лет хранил целость веры. Ныне вижу бедствия церкви и торжество обмана и ереси. Матерь Божия! Спаси православие!" Эти слова сильно озлобили злодеев, они одели патриарха в простую монашескую одежду, позорно повлекли из собора на площадь и в телеге отправили в заточение в Старицей монастырь. — "Тогда же, пишет повествователь о патриархе Иове. в той святой обители, Успенском монастыре. был архимандрит Дионисий... Виде в писании, в расстригине грамоте, яко неправедно изгнаша святейшего Иова патриарха, отца отцем, и еще ему же неправедное смирение указано: держати во озлоблении скорбном. Архимандрит же Дионисий приставов учреди, яко же довлеет, и отпусти их с честью, а сам со всею братиею и со многими горькими слезами, не ведая, что сотворите великому пастырю, молит и просит (его) что повелит и укажет же о себе творили; понеже бо знаемо бе ему всежитие святейшего отца"Патриарх Иов, обласканный архим. Дионисием, в обители жил покойно, не принимая никакого участия в делах оной, но только совершал "бдение всенощное и коленное преклонение", проводил время в молитве.

По убиении первого Самозванца, царь Василий Иванович Шуйский предлагал Иову снова занять патриарший престол, но Иов отказался и был избран в патриарха Казанский митрополит Гермоген, который первым долгом счел просить Иова прибыть в Москву для разрешения народа от присяги, данной самозванцу. Иов явился в Успенский Московский собор и в бедной рясе простого инока стал рядом с патриархом Гермогеном на патриарший престол (20 февр. 1607 г.) и, по выслушании грамоты, именем Божиим, от своего лица и от всего духовенства, объявил разрешение и прощение и немедленно возвратился в г. Старину

И в том же году он скончался в Старице 19 июня. Тело его было отпето Крутицким митрополитом Пафнутием и Тверским архиепископом Феоктистом, а также настоятелем обители архимандритом Дионисием, и погребено под монастырскою колокольнею, где ныне устроен склеп в виде часовни. На склепе надпись: "7155 г. июня в 19 день на день воскресный в нощи преставися раб Божий Святейший патриарх первый Иов Московский и всея России, уроженец града Старицы, из посадников, от своих вдан в монастырь Старицы Успения Божия Матери архимандриту Герману, от него же научен чтению и слову Божию... Ныне же чудодействуя молит о всех Вседержителя Бога Господа нашего I. Христа. Аминь". В Истории о первом патриархе Иове описано несколько чудесных исцелений от его ношей. Впоследствии (в 1652 г.) при патриархе Пиконе тело Святейшего патриарха Иова было перенесено в Москву и погребено в большом Успенском Соборе. При этом событии совершилось несколько (4) чудесных исцелений больных (см. вышеупомянутую об Иове повесть, стр. 16-20). В Старицком Успенском монастыре на месте погребения патриарха Иова устроена часовня (под колокольнею, где показывают и келью, в коей он жил "во смирении"). Могила святителя означена памятником из белого камня, на верху которого начертано краткое его жизнеописание. Поверх гробницы, на доске, закрытой стеклом, изображен лик патриарха Иова. В часовне этой передке по желанию усердствующих отправляются по нем панихиды, а в день кончины его (19 июня) совершается торжественное заупокойное служение в Успенском монастыре всем градским духовенством (нередко во главе с местных Архиепископом) и бывает крестный ход к часовне, где отправляется панихида по патриархе Иове. В напрестольных крестах Тверского кафедрального собора и в Старицком монастыре хранятся частицы от его мощей (Архим. Арсений, Описание Усп. Старицкого монастыря, Тверь, 1895 г. Стр. 17).

Опись имущества, оставшегося после патриарха, составлена была в 1607 г. архимандритом Дионисием, в коей значатся св. иконы, богослужебные и другие книги, "а денег после патриарха Иова осталось 15 рублен и те деньги изошли на погребение"... В Старицком монастыре осталось несколько вещей из его облачений, как то саккос, в котором, может быть, святитель совершал богослужение. В Тверском кафедральном соборе сохраняется панагия (завещанная им) с изображением Успения Пресв. Богородицы.

Близ г. Старицы, в полуверсте (по Московской дороге) находится старинная часовня, построенная, по преданию, на том месте, где кони, везшие тело Святейшего патриарха в Москву (в 1652 г.) остановились, и, несмотря на все усилия проводников, не могли тронуться с места в течение полсуток. В воспоминание о бытии патриарха Иова (в должности настоятеля) в Успенском Старицком монастыре, при патриархе Андриане постановлено, чтобы настоятели этой обители были возводимы в сан архимандрита.

В Вознесенской (прежде бывшем монастыре женском) приходской церкви (в нижнем этаже, в храме Знамения Пресв. Богородицы) находится каменная гробница местно чтимой сподвижницы Пелагии, которую считали сестрою патриарха Иова, но, по недавно открытым документам (опись дел в Стариц, дух. Правлении), она была его мать... В прежнее время, как видно, Пелагию чтили, как святую, и над её гробницею часто служили панихиды. Игуменья Старицкого Знаменского монастыря просила Тверское Епархиальное Начальство, чтобы часть денег от свечей поступала в пользу монастыря (и только часть причту). Память Пелагия отправляется 8 октября (день тезоименитства).

В "Соборе Тверских Святых” патриарх Иов изображен в мантии, в белом (патр.) клобуке, в левой руке деревянный посох, в правой руке держит свиток, на коем написано: "я девятнадцать лет хранил целость веры. Матерь Божия! Спаси православие!" (Архиеп. Димитрий, Месяцеслов русских святых. Июнь, 19 ч.).

 

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 454. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия