Студопедия — НЕПРОСТЫЕ ОТМАХИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

НЕПРОСТЫЕ ОТМАХИ






Как известно, отмахом назад могут делаться не только элементар­ные выходы в стойку или вис. На этой основе исполнимы и более сложные вещи, начиная с «подхватов» и поворотов и кончая некото­рыми сальто и малоизвестными трюками. С этим связаны опреде­ленные тонкости технических действий, которые небесполезно знать.


Начнем с сальто, именуемого «комэнеч» (рис. 179).


______________________________________ 183. Непростые отмахи

По причинам вполне понятным, сальто делается в положении со­гнувшись ноги врозь; так легче, соблюдая должную элегантность, преодолеть основные трудности движения, связанные с необходимо­стью достаточной крутки и дохвата за жердь. Вместестем, настроен­ность именно на полет согнувшись порождает технические гримасы этого движения, без которых можно было бы обойтись.

На фиг. а показано сальто «комэнеч» с типичными для него ошиб­ками, на которые судьи обычно не обращают, увы, свое внимание. Главная из них — ущербный мах назад, при котором гимнастка, едва оторвавшись тазом от жерди (к. 2), тут же начинает активно притор­маживать ноги и сгибаться, все еще оставаясь на опоре (к.к. 2—4)\ Исполнительнице движения кажется, что если она пораньше «поза­ботится» о сгибании, то и вращение по сальто будет активнее (ведь все знают, что «складка» ускоряет вращение). Но как же она в этом случае заблуждается! Гимнастке следовало бы помнить (и понимать), что всякая группировка или сгибание хоть, безусловно, и ускоряют вращение в безопорном положении, но на опоре те же самые действия могут давать совсем другой эффект! Именно это и происходит в опи­сываемом сальто.

Посмотрим еще раз на рисунок: сохраняя опору о жердь, гимнаст­ка энергично сгибается в тазобедренных суставах (к.к. 2—4), застав­ляя ноги вращаться в направлении, противоположном сальто, а это прямо означает потерю нужного для сальто вращения всем телом! Вот откуда вялая «крутка» в полете (к.к. 5—7), необходимость дохвата в согнутом положении (к. 7) и спад почти сразу в вертикальный вис, с неприятным обрывом (к.к. 8—9).

Этих грубых ошибок можно избежать, если работать посмелее и больше, свободнее выпускать ноги назад-вверх во время броска (б, к.к. 1—4). При этом акцент делается на движении с подъемом над опорой, но без сильного от нее удаления53. В этой ситуации даже сги­бание ног в коленях, синхронное с активной фазой отмаха, работает на получение нужной крутки (заметим, что сальто вперед в вис, вы­полненное в компактной группировке, но с подчеркнуто высоким взлетом, виртуозным вращением и ранним дохватом «сверху», ни­чуть не менее эффектно, чем сальто «комэнеч» в форме согнувшись). Благодаря такому отходу не только заметно возрастает высота выле­та, но и ускоряется вращение всего тела вперед; для гимнастки от-

53 Сравните это движение со случаем исполнения сальто вперед прогнувшись на перекладине, когда сходная задача решается выходом в положение «стоя» над опорой (37).


БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ ________________________________

крывается возможность вернуться на опору без пресловутого пере­маха ноги врозь и дохватиться еще до прохождения телом опорной горизонтали (к.к. 8—9). Разумеется, добиться такого исполнения не легко — не только технически и физически, но и психологически, так как даже мастерам бывает трудно преодолеть инстинктивное стремление «не отпускать» себя далеко от опоры, если предстоит воз­вращение на нее. Но над этим имеет смысл специально потрудиться, эта овчинка выделки стоит.

Обратимся теперь к еще одному непростому отмаху назад, кото­рый интересен тем, что чрезвычайно красив, вполне доступен, но... никогда не исполнялся на соревнованиях. Это переворот вперед с поворотом на 360° в вис согнувшись {рис. 180).

Это оригинальное движение строится по принципу «обратного диомидовского».

Отмах начинается обычным образом, из упора хватом сверху. Сделав замах (к. Г), гимнастка выполняет бросок ногами с расчетом на некоторый отход назад-вверх, так, чтобы в итоге остаться несколько позади от опоры, не «переваливаясь» через нее вперед (к.к. 1—3). В идеале, отмах должен быть высоким, почти до полной " «оттяжки», и лишь после этого гимнастка выполняет быстрый пово­рот вокруг одной руки, обводядругой туловище по кругу (к.к. 4—9). Повернувшись на первые 180° (к. 6), гимнастка уже начинает посте­пенно сгибаться, отходя назад-вниз в упор согнувшись. Переносная рука (одноименная повороту) пораньше дохватывается за жердь, как бы находя ее за спиной (к.к. 9—10). Далее — обычный спад назад в вис согнувшись сзади (к.к. 10—11).

Существенная техническая деталь, не видимая на рисунке: весь мах из упора с последующим переворотом через стойку и сгибанием выполняется в одной плоскости, без какого либо смещения вбок и без переноса тяжести на опорную руку! Последняя совершает во время исполнения поворота конусообразное движение, направленное внутрь, и к концу движения опять встает прямо54.

(Попутное замечание: описанный переворот вперед имеет вари­ант «обращения». Практически точное представление о нем можно получить, «прочитав» рис. 180 вспять — от к. 11 к к. 1. Получится подъем вперед с поворотом на 360°вупор. Упражнение, насколько из-

54 Сравните эту ситуацию с махами на мужских брусьях: если бы гимнаст, например, при «оберучных» поворотах, держась одной рукой, переносил тя­жесть на опорную жердь, а не держался точно в плоскости начального маха, были бы неизбежные удары ногами о жердь (84).


вестно, никогда не исполнялось, но оно доступно, особенно на пере­кладине. Мощности, необходимые для его исполнения, к сожале­нию, мужские, хотя вся логика и стилистка этого движения, ско­рее, — «женская». Представим себе такое соединение: махом вперед из виса на в/ж хватом сверху перемах согнувшись и подъем вперед с поворотом на 360° в положение, близкое к стойке на руках, спад впе­ред в упор продольно хватом сверху и — оборот вперед с последую­щим отмахом назад).

В заключение отметим, что есть, конечно, и еще отмахи, достой­ные упоминания и требующие хорошего понимания техники движе­ния. Например — другие движения с поворотами, включая «вертуш­ку» Веры Чаславской, технику которой можно детально представить себе по аналогии с «вертушкой» махом из виса на перекладине (49). Что касается отмахов вперед, то наиболее известный из них — «через голову», также подробно описан нами в главе, посвященной перекла­дине (13).

184. КОГДА «РАЗВЯЗАНЫ» РУКИ

Один из характернейших признаков современного сложного уп­ражнения на брусьях р/в (как и на перекладине) — наращивание чис­ла элементов, исполняемых с отпусканием рук. Это не только полет­ные упражнения, но и самые разнообразные элементы с перехватами,

поворотами, перемахами.

А когда вообще можно отпускать руками опору, не нарушая тех­нических норм исполнения? В общем виде мы уже дали нужный от-


           
     

вет в главе о перекладине (2—4). Но рассмотрим в этой связи еще несколько конкретных случаев применительно к брусьям р/в.

Например, такие движения, как повороты в зоне стойки на ру­ках. В принципе, для любой под­готовленной гимнастки такой по­ворот не составляет проблемы, его делают именно в стойке и вообще в положениях, близких к верхней вертикали.

Но обращали ли вы внимание, где поворот выполняется наиболее активно — легко и быстро? — Нее стойке. Обычно это происходит в

начале спада из стойки (рис. 181). И это совершенно закономерно, поскольку у самой вертикали (к. 1) гимнастку прижимает к опоре силой тяжести, а в висах той же силой оттягивает. Иначе говоря, ки­сти в этих фазах движения находятся под давлением, и для перегруп­пировок такие моменты неблагоприятны (2,3).

Что же, возразит недремлющий скептик, автор советует нам де­лать примитивные повороты и другие действия «на свале»?

Нет, автор не советует работать примитивно. Он предлагает наи­более разум но, точно пользоваться реальными физическими услови­ями: нужно уметь легко «держать осанку» в любой фазе движения в зоне стойки, уметь там действовать, но при этом полезно знать, что физически наиболее благоприятная фаза работы в этом случае — на­чало спада, (к.к. 2—3 и 2-а, 3-а) именно тогда можно и нужно выпол­нять решающие действия, в особенности, если они вызывают, пока что, затруднения.

Второй пример элементарен и связан с первым. Если гимнастка выполняет отмах не в стойку, а в наклонный упор (рис. 178-6), с наме­рением сделать, например, поворот, то какое положение будет наибо­лее рациональным, технически удобным? Ответтот же — положение, в котором кисти максимально разгружены, как за счет вытелкивания при отмахе, так и благодаря изменению давления на опору, вызван­ному движением тела в силовом поле (к.к. 5—6) (2,3).

И еще один случай — отмах в стойку на руках с перехватом (178-а на с. 461). Где здесь освобождаются кисти гимнастки? Как лучше действовать?








Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 442. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия