Студопедия — Б). Методы философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Б). Методы философии






Метод (от греч. Methodos – путь к чему-либо) – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методы философии – это пути, средства, с помощью которых философия осуществляет исследование природы, общества и мыслительную деятельность человека.

Классификация методов исследования. Наиболее приемлемой классификацией всех методов познания можно считать деление их на три большие группы:

· всеобщие методы познания;

· логические методы познания;

· научные методы познания

Всеобщие методы познания – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Более подробно будет рассмотрена ниже.

Логические методы познания – это приемы и способы, присущие человеческому познанию в целом, на базе которых строится как обыденное, так и научное познание.

К ним можно отнести:

· индукцию – на основе частных посылок строится общий вывод;

· дедукцию – заключение частного характера выводится из общего положения;

· анализ – условное разделение сложного явления на отдельные части;

· синтез – изучение явлений путем условного объединения ее составных частей;

· системный подход – ориентировка на раскрытие целостности объектов, на выявление многообразных связей в нем;

· функциональный подход – ориентировка на выяснение функции одних социальных явлений по отношению к другим.

Научные методы познания подразделяются на эмпирический и теоретический уровни исследования.

· эмпирические методы исследования, в свою очередь, состоят из наблюдения и эксперимента;

· теоретические методы исследования включают в себя метод формализации, аксиоматический метод и гипотетико-дедуктивный метод.

Формализация представляет собой построение абстрактно-математических моделей, раскрываемых сущность изучаемых процессов действительности.

Аксиоматический метод – это построение теории из заданной совокупности аксиом по определенным правилам.

Гипотетико-дедуктивный метод позволяет на основе созданной системы дедуктивной связанных между собой гипотез, выводит утверждения об эмпирических фактах. Действует по формуле: «Что было бы, если бы».

Всеобщие методы познания подразделяются на диалектический и метафизический методы исследования.

Диалектический метод базируется на фундаментальном понятии философии – диалектика. Диалектика (греч dialextice – вести беседу, спор) — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Тем самым, Диалектика (материалистическая) рассматривает явления, происходящие в «триаде» в виде процесса, то есть в беспрерывном движений, изменений, преобразований и развитии, с присущими им внутренними противоречиями как источников развития. Она представлена двумя направлениями материалистической и идеалистической. Деление произведено касательно основного вопроса философии, о чем подробно будет сказано ниже. Идеалистическая диалектика, в свою очередь, представлена объективным и субъективным направлениями. Объективный идеализм – преувеличивает, абсолютизирует роль понятий, абстрактного мышления. Субъективный идеализм – преувеличивает роль ощущений, восприятий, одинаково противопоставляя их объективному миру.

Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока (Индии, Китая), Древней Греции и Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

Научный диалектический взгляд на мир наиболее ярко проявляется в учении об объективной и субъективной диалектике.

Объективная диалектика — это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

Субъективная же диалектика или диалектическое мышление — это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная — первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.

Главными принципами диалектики являются: принцип развития и принцип всеобщей связи. Согласно принципу развития, диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. В этом нас убеждают и повседневный опыт, и достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной — результат длительного развития различных видов материи. В процессе эволюции материального мира возник человек. Как же в материалистической диалектике понимается сам процесс развити я? В ней развитие рассматривается как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты, то есть революции. Причем, это движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали, свободно вычерченной от руки. Каждый виток этой спирали глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Источник развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих предметам и явлениям.

Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений и предметов действительности.

Антиподом диалектики является метафизический метод. Термин «метафизика» (от лат. та мета та физика — буквально «то, что следует после физики) был введен в 1 в. до н. э. комментатором трудов Аристотеля Андронником Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, где речь шла об общих вопросах бытия и познания, то есть «первую философию» (о сущности, причинах и т. д.), в отличие от «второй философии», представлявшей частнонаучные знания. Таким образом, Метафизика рассматривает явления и процессы, происходящие в «триаде» обособленно, как бы сами по себе, статично (то есть как бы неизменными и независимыми друг от друга), без присущих им внутренних противоречий как источников развития. Из чего следует самая характерная, существенная черта метафизики — односторонность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире — того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме. Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз навсегда данным. Она изменялась, выступала в различных исторических формах, из которых можно выделить две основные ее формы: старую и новую метафизику.

В современном обществознании понятие «метафизика» имеет три основных значения: философия как наука о всеобщем; онтология, или учение о бытии; философский способ познания мышления и действия. Кроме того, можно перечислить ряд методов, которые не характерны диалектическому материализму:

· Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии

· Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной, ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

· Софистика – сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, так называемых софизмов, то есть всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью. Софистика была распространена в Древней Греции, имела целью неполучение истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

· Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии (одновременно является философским направлением).

6. Основной вопрос философии и основные направления в философии – материализм и идеализм







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 1172. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия