Студопедия — Издание Древнерусской Инглiистической церкви Православныхъ Староверовъ-Инглинговъ. Асгардъ Ирийский (Омскъ) Лето 7507 от С.М.З.Х.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Издание Древнерусской Инглiистической церкви Православныхъ Староверовъ-Инглинговъ. Асгардъ Ирийский (Омскъ) Лето 7507 от С.М.З.Х.






Предисловие

В 1999 году исполнилось 820 лет со дня рождения Снорри Стурлусона, самого прославленного из исландцев, а с тех пор, как он записал "Круг Земной", продиктованный древними Жрецами, прошло почти восемь столетий. Однако можно смело сказать, что тот, кто прочтет это знаменитое древние Священное предание, не пожалеет затраченного времени. "Круг Земной" - это яркий и драматичный, но в то же время исключительно правдивый рассказ, о судьбах сотен людей, действительно существовавших в древние времена, но мертвых уже многие века, богатейшая галерея человеческих образов, нарисованных с гениальной простотой. Герои и героини произведения говорят и действуют как живые. Снорри Стурлусон ничего не сообщает о том, что они думают или чувствуют. Но тем сильнее показан их прекрасный образный внутренний мир, такой непохожий на тот, который характерен для современного человека, и который проглядывает из их слов и поступков.
"Круг Земной" - это вместе с тем единственная в своем роде сокровищница, из немногих сохранившихся до наших дней сведений о далеком прошлом Северных Стран. О ее легендарных исторических и мифических временах, о бурной эпохе викингов и других народов. О богатых событиями первых веках существования скандинавских государств. При этом, хотя на протяжении большей части книги в центре поля зрения Снорри Стурлусона - Скандинавские страны, она содержит также массу ценнейших сведений и об остальной Европе - от Ирландии, Шотландии и Англии на западе, Белого Моря на севере, Византии и Скифии на юге, до Гардарики (Славении - Новгородской Руси) и Роси (Киевской Руси) на востоке Европы, и Великой Страны Асов за Уральскими горами (Свитьод, Свята Раса, Беловодье), на территории нынешней Западной и Восточной Сибири. Но поразительно, что, несмотря на обилие сообщаемых сведений и в противоположность тому, что обычно имеет место во всевозможных "историографических" сочинениях, в бессмертном творении великого исландца основным объектом изображения все время остается человек.
"Круг Земной" давно переведен на большинство европейских языков, но до издания нашей Книги существовал лишь один перевод на русский язык О. А. Смирницкой, и несколько небольших отрывков, переведенных разными людьми, которым не безразлична настоящая Истина, сохраненная в Рунических текстах.
В настоящем издании мы не ставили целью отвергнуть версии перевода "Саги об Инглингах" [1] О. А. Смирницкой и других переводчиков. Мы считаем, что Текст повествования "Саги об Инглингах" в редакции Капен-Инглинга отца Александра (Хиневич А. Ю.), излагается ближе к Руническому оригиналу, который хорошо согласуется с другими Руническими текстами, чем англоязычный перевод или латинизированная версия. Из текста исключены по возможности все более поздние вставки и названия, а комментарии вы можете прочитать в конце текста.

Дiй Владимиръ (Иванов Н. И.)
Старейшина Долинной Общины
Древнерусской Инглиистической церкви
Православных Староверов-Инглингов.
Асгардская Весь, Беловодье.

Лето 106777 от Основания Асгарда (1999г.)

I (1)

Круг земной [2], где живут люди, очень изрезан заливами. Из океана, окружающего землю, в нее врезаются большие моря. Известно, что море тянется от Нёрвасунда до самого Йорсалаланда [3]. От этого моря отходит на север длинный залив, что зовется Черное море. Он разделяет трети света [4]. Та, что к востоку, зовется Асией [5], а ту, что к западу, некоторые называют Венеей, а некоторые Энеей [6]. К северу от Черного моря расположена Великая, или Холодная Скифия [7]. Некоторые считают, что Великая Скифия не меньше Великой Страны Сарацин, а некоторые равняют ее с Великой Страной Черных Людей [8]. Северная часть Скифии пустынна из-за мороза и холода, как южная часть Страны Черных Людей пустынна из-за солнечного зноя. В Скифии много больших областей. Там много также разных народов и языков. Там есть великорослые люди и карлики, и смуглые люди, и много разных удивительных народов. Там есть также огромные звери и драконы. С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Скифии река, правильное название которой Рожденная в ледниках. Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль [9]. Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда Страной Ванов, или Ванахейм. Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется ныне Азией, а та, что к западу, - Европой.

II (2)

Страна в Аcии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, или Жилищем Асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином. Там было Большое Капище [10]. По древнему обычаю в нем было двенадцать Верховных Жрецов [11]. Они должны были совершать жертвоприношения и судить народ. Они назывались Диями [12], или Владыками. Все люди должны были их слушать и их почитать. Один был великий воин и Великий Жрец, и много странствовал, и завладел многими державами. Он был настолько удачлив в битвах, что одерживал верх в каждой битве, и поэтому люди его верили, что победа всегда должна быть за ним. Посылая своих людей в битву или с другими поручениями, он обычно сперва возлагал руки им на голову и давал им благословение. Люди верили, что успех будет им обеспечен. Когда его люди оказывались в беде на море или на суше, они призывали его, и это им помогало. Один считался самой надежной опорой. Часто он отправлялся так далеко, что очень долго отсутствовал.

III (3)

У Одина было два брата. Одного из них звали Be [Стар], а другого Вили [Винг]. Они правили Страной Асов, когда Один был в отлучке. Однажды, когда Один отправился далеко и долго был в отлучке, Асы потеряли надежду, что он вернется. Тогда братья разделили его наследство и хранили его, и оба брали жить к себе его жену, Фригг [13]. Но вскоре после этого Один возвратился домой, и он тогда вернул себе свою жену и наследство.

IV (4)

Один пошел войной против Ванов, но они не были застигнуты врасплох и защищали свою страну, и победа была то за Асами, то за Ванами. Они разоряли и опустошали страны друг друга. И когда это и тем и другим надоело, они назначили встречу для примиренья, заключили мир и обменялись Великими Дарами [14]. Ваны дали своих лучших людей, Ньёрда Богатого и сына его Фрейра, Асы же дали в обмен того, кто звался Хёниром, и сказали, что из него будет хороший вождь. Он был большого роста и очень красив. Вместе с ним Асы послали того, кто звался Мимиром, очень мудрого человека, а Ваны дали в обмен мудрейшего среди них. Его звали Квасир. Когда Хёнир пришел в Страну Ванов, его сразу сделали вождем. Мимир учил его всему. Но когда Хёнир был на тинге или на Собрании Вождей и Мимира рядом не было, а надо было принимать решение, то он всегда говорил так: «пусть другие решают». Тут смекнули Ваны, что Асы обманули их. Они схватили Мимира и отрубили ему голову, и послали голову Асам. Один взял голову Мимира и натер ее травами, предотвращающими гниение, и произнес над ней заклинание, и придал ей такую силу, что она говорила с ним и открывала ему многие тайны.
Один сделал Ньёрда и Фрейра Жрецами, и они были Диями у Асов. Фрейя была дочерью Ньёрда. Она была Жрица. Она первая научила Асов использовать ведовство, чтобы колдовать, как было принято у Ванов. Когда Ньёрд был у Ванов, он был женат на своей сестре, ибо такой был там обычай. Их детьми были Фрейр и Фрейя. А у Асов был запрещен брак [15] с такими близкими родичами.

V (5)

Большой горный хребет тянется с северо-востока на юго-запад [16]. Он отделяет Великую Скифию от других стран. Недалеко к югу от него расположена Страна Турок. Там были у Одина большие владения. В те времена правители Ромеев [17] ходили походами по всему миру и покоряли себе все народы, и многие правители бежали тогда из своих владений. Так как Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину мира. Он посадил своих братьев Be [Стара] и Вили [Винга] правителями в Асгарде, а сам отправился в путь и с ним все Дии и много другого народа. Он отправился сначала на запад в Гардарики [18], а затем на юг в Страну Саксов [19]. У него было много сыновей. Он завладел землями по всей Стране Саксов и поставил там своих сыновей правителями. Затем он отправился на север, к морю, и поселился на одном острове. Это там, где теперь называется Остров Одина [20] на Фьоне. Затем он послал Гевьюн на север через пролив на поиски земель. Она пришла к Гюльви, и он наделил ее пашней. Она отправилась оттуда в Страну Ётунов [21] и зачала там от одного ётуна четырех сыновей. Затем она превратила их в быков, запрягла их в плуг и выпахала землю в море напротив Острова Одина. Там теперь остров Селунд. С тех пор она жила там. На ней женился Скьёльд, сын Одина. Они жили в Хлейдре [22]. А там, где прежде была земля, стало озеро. Оно называется Лег. Заливы в этом озере похожи на мысы Селунда. Браги Старый [23] сказал так:

Нарастила, Гюльви
Обморочив - бычьи
Вздулись жилы - Гевьон
Край презнатно датский.
В восемь звезд воловьи
Лбы светили, быстро
Шли с добычей через
Пажить звери ражи.

А Один, узнав, что на востоке у Гюльви есть хорошие земли, отправился туда, и они с Гюльви кончили дело миром, так как тот рассудил, что ему не совладать с Асами. Один и Асы много раз состязались с Гюльви в разных хитростях и мороченьях, и Асы всегда брали верх. Один поселился у озера Лег, там, где теперь называется Старые Сигтуны [24], построил там Большое Капище и совершал в нем жертвоприношения по обычаю Асов. Все земли, которыми он там завладел, он назвал Сигтунами. Он поселил там и Жрецов. Ньёрд жил в Ноатуне, Фрейр - в Уппсале, Хеймдалль - в Химинбьёрге, Тор - в Трудванге, а Бальдр - в Брейдаблике [25]. Всем им Один дал хорошие жилища.

VI (6)

Рассказывают как правду, что когда Один и с ним Дии пришли в Северные Страны [26], то они стали обучать людей тем искусствам, которыми люди с тех пор владеют. Один был самым прославленным из всех, и от него люди научились всем искусствам, ибо он владел всеми, хотя и не всем учил. Теперь надо рассказать, почему он был так прославлен. Когда он сидел со своими друзьями, он был так прекрасен и великолепен с виду, что у всех веселился дух. Но в бою он казался своим недругам ужасным. И все потому, что он владел искусством менять свое обличие как хотел. Он также владел искусством говорить так красиво и гладко, что всем, кто его слушал, его слова казались правдой. В его речи все было так же складно, как в том, что теперь называется поэзией. Он и его Жрецы зовутся мастерами песней, потому что от них пошло это искусство в Северных Странах. Один мог сделать так, что в бою его недруги становились слепыми или глухими или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинки, и его воины бросались в бой без кольчуги [27], ярились, как злые собаки или волки, кусали свои щиты, и были сильными, как медведи или быки. Они убивали врагов, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда. Такие воины назывались берсерками [28].

VII (7)

Один мог менять свое обличье. Тогда его тело лежало, как будто он спал или умер, а в это время он был птицей или зверем, рыбой или змеей и в одно мгновение переносился в далекие страны по своим делам или по делам других людей. Он мог также словом потушить огонь или утишить море, или повернуть ветер в любую сторону, если хотел, и у него был корабль - он назывался Скидбладнир, - на котором он переплывал через большие моря и который можно было свернуть, как платок. Один брал с собой голову Мимира, и она рассказывала ему многие вести из других миров, а иногда он вызывал мертвецов из земли или сидел под повешенными. Поэтому его называли владыкой мертвецов, или владыкой повешенных. У него было два ворона, которых он научил говорить. Они летали над всеми странами и о многом рассказывали ему. Поэтому он был очень мудр. Всем этим искусствам он учил Рунами и песнями, которые называются заклинаниями. Поэтому Асов называют мастерами заклинаний.
Один владел и тем искусством, которое всего могущественнее. Оно называется ведовство. С его помощью он мог узнавать судьбы людей и еще не случившееся, а также причинять людям болезнь, несчастье или смерть, а также отнимать у людей ум или силу и передавать их другим. Мужам считалось зазорным заниматься этим ведовством, так что ему обучались Жрицы. Одину было известно о всех кладах, спрятанных в земле, и он знал заклинания, от которых открывались земля, скалы, камни и курганы, и он словом отнимал силу у тех, кто в них жил, входил и брал, что хотел.
Эти его искусства очень его прославили. Недруги Одина боялись его, а друзья его полагались на него и верили в его силу и в него самого. Он обучил Жрецов большинству своих искусств. Они уступали в мудрости и ведовстве только ему. Да и другие многому научились у него, и так велдовство очень распространилось и долго держалось. Люди почитали Одина и девятерых Диев, Верховных Жрецов, называли их своими Богами [29] и долго верили в них [30].
От имени Один пошло имя Аудун [31], и люди так называли своих сыновей, а от имени Тора пошли имена Торир или Торарин, а в сочетании с другими словами — Стейнтор или Хавтор и многие подобные.

VIII (8)

Один ввел в своей Стране те законы, которые были раньше у Асов. Он постановил, что всех умерших надо сжигать на костре [32] вместе с их имуществом. Он сказал, что каждый должен прийти в Валхаллу [33] с тем добром, которое было с ним на костре, и пользоваться тем, что он сам закопал в землю. А пепел надо бросать в море или зарывать в землю, а в память о знатных людях надо насыпать курган, а по всем стоящим людям надо ставить надгробный камень. Этот обычай долго потом держался. В начале зимы [34] надо было приносить жертвы Богам за урожайный год, в середине зимы — за весеннее прорастание, а летом — за победу. По всей Стране Свеев [35] люди платили Одину подать, по деньге с человека, а он должен был защищать страну и приносить жертвы за урожайный год.
Ньёрд женился на женщине по имени Скади. Но она не захотела жить с ним и вышла потом замуж за Одина. У них было много сыновей. Одного из них звали Сэминг [36]. О нем сочинил Эйвинд Погубитель Скальдов такие стихи:

Родился
Сеятель злата
[37]
У Всеотца
С великаншей [38].
Когда были
Диса-лыжница
[39]
И родич Асов [40]
Женой и мужем.
Там вдвоем
Породили
Многих сынов
Один и Скади
.

К Сэмингу возводил свой род Ярл Хакон Могучий. Эта Страна Свеев называлась Жилищем Людей, а Великая Скифия называлась Жилищем Богов. Об Асгарде есть много рассказов.

IХ (9)

Один умер от болезни в Стране Свеев. Когда он был при смерти, он велел пометить себя острием копья и присвоил себе всех умерших от оружия. Он сказал, что отправляется в Асгард и будет там принимать своих друзей. Свеи [41] решили, что он вернулся в древний Асгард и будет жить там вечно. В Одина снова стали верить и к нему обращаться. Часто он являлся Свеям перед большими битвами. Некоторым он давал тогда победу, а некоторых звал к себе. И то и другое считалось благом.
Один был после смерти сожжен, и его сожжение было великолепным. Люди верили тогда, что, чем выше дым от погребального костра подымается в воздух, тем выше в небе будет тот, кто сжигается, и он будет тем богаче там, чем больше добра сгорит с ним.
Ньёрд из Ноатуна стал тогда правителем Свеев и совершал жертвоприношения. Свеи называли его своим Владыкой. Он брал с них дань. В его дни царил мир, и был урожай во всем, и Свеи стали верить, что Ньёрд дарует людям урожайные годы и богатство. В его дни умерло большинство Диев. Все они были сожжены, а потом им приносили жертвы. Ньёрд умер от болезни. Он тоже велел посвятить себя Одину, когда умирал [42]. Свеи сожгли его и очень плакали на его могиле.

Х (10)

Фрейр стал правителем после Ньёрда. Его называли владыкой Свеев, и он брал с них дань. При нем были такие же урожайные годы, как и при его отце, и его так же любили. Фрейр воздвиг в Уппсале Большое Капище [43], и там была его столица. Туда шла дань со всех его земель, и там было все его богатство. Отсюда пошло Уппсальское богатство [44] и всегда с тех пор существует. При Фрейре начался мир Фроди [45]. Тогда были урожайные годы во всех странах. Свеи приписывали их Фрейру. Его почитали больше, чем других Богов, потому что при нем народ стал богаче, чем был раньше, благодаря миру и урожайным годам. Его женой была Герда дочь Гюмира. Их сына звали Фьёльнир. Фрейра звали также Ингви. Имя Ингви долго считалось в его Роде почетным званием, и его Родичи, произошедшие из древних Родов, назывались Инглингами.
Фрейр заболел, и когда ему стало совсем плохо, люди стали совещаться и никого не пускали к нему. Они насыпали большой курган и сделали в нем дверь и три окна. А когда Фрейр умер, они тайно перенесли его в курган и сказали Свеям, что он жив, и сохраняли его там три года. Все подати они ссыпали в курган, в одно окно — золото, в другое — серебро, а в третье — медные деньги. И благоденствие и мир сохранялись.
Фрейя стала тогда совершать жертвоприношения, так как из Богов она одна оставалась в живых, и она тогда очень прославилась, так что ее именем стали звать всех знатных женщин, а также всякую владелицу своего имущества и всякую хозяйку, у которой есть свое добро. Фрейя [46] была очень непостоянна. Ее мужа звали Од. Ее дочерей звали Хносс и Герсими [47]. Они были очень красивы. По их имени называются самые драгоценные сокровища.
Когда все Свеи узнали, что Фрейр умер, а благоденствие и мир сохраняются, они решили, что так будет все время, пока Фрейр в Стране Свеев, и не захотели сжигать его, и назвали его Богом благоденствия, и всегда с тех пор приносили ему жертвы за урожайный год и мир.

ХI (11)

Фьёльнир, сын Ингви-Фрейра, правил тогда Свеями и богатством Уппсалы. Он был могуществен, и при нем царили благоденствие и мир. В Хлейдре правил тогда Фроди Миротворец [48]. Фьёльнир и Фроди навещали друг друга и дружили. Раз, когда Фьёльнир отправился к Фроди на Селунд, там были сделаны приготовления к большому пиру и созваны гости со всех стран. У Фроди были просторные палаты. В них был огромный чан, высотой в много локтей и скрепленный большими бревнами. Он стоял в кладовой, и над ним был чердак, а в чердаке пола не было, так что лили прямо сверху в чан, и он был полон мёда. Это был очень крепкий напиток. Вечером Фьёльнира и его людей провели на ночлег на соседний чердак. Ночью Фьёльнир вышел на галерею за нуждой. А был он сонный и мертвецки пьяный. Возвращаясь туда, где он спал, он прошел вдоль галереи и вошел в другую дверь, оступился там и свалился в чан с медом и там утонул. Тьодольв из Хвинира говорит так:

Рок настиг,
Обрек смерти
Фьёльнира
В доме Фроди.
Ждал конец
Вождя ратей [49]
В бухте безбурной
Бычьих копий [50].

ХII (12)

Свейгдир стал править после своего отца. Он дал обет найти древний Асгард и старого Одина. Он ездил сам по всему свету. Он побывал в Стране Турок и в Великой Скифии и встретил там много Родичей, и эта его поездка продолжалась пять лет. Затем он вернулся в Страну Свеев и жил некоторое время дома. Он женился на женщине по имени Вана. Она была из Ванахейма. Их сыном был Ванланди.
Свейгдир снова отправился на поиски древнего Асгарда, Жилища Богов. На востоке Страны Свеев есть большая усадьба, которая называется У Камня. Там есть камень большой, как дом. Однажды вечером после захода солнца, когда Свейгдир шел с пира в спальный покой, он взглянул на камень и увидел, что у камня сидит карлик. Свейгдир и его люди были очень пьяны. Они подбежали к камню. Карлик стоял в дверях и позвал Свейгдира, предлагая тому войти, если он хочет встретиться с Одином. Свейгдир вошел в камень, а тот сразу закрылся, и Свейгдир так никогда из него и не вышел. Тьодольв из Хвинира говорит так:

Свейгдира раз
Зазвал обманом,
Заворожил
Житель скальный [51],
Когда пред ним,
Наследником Дусли [52],
Камень отверз
Ненавистник света [53].
И славный вождь
Канул под своды
Пышных палат
Племени Мимира [54].

ХIII (13)

Ванланди, сын Свейгдира, правил после него и владел Богатством Уппсалы. Он был очень воинствен и много странствовал. Раз он остался на зиму в Стране Финнов у Сньяра Старого и женился на его дочери Дриве. Весной он уехал, оставив Дриву и обещав вернуться на третью зиму, но не вернулся и на десятую. Тогда Дрива послала за вельвой Хульд, а Висбура, сына ее и Ванланди, отправила в Страну Свеев. Дрива подкупила вельву Хульд, чтобы та заманила Ванланди в Страну Финнов либо умертвила его. Когда шла ворожба, Ванланди был в Уппсале. Ему вдруг захотелось в Страну Финнов, но друзья его и советники запретили ему поддаваться этому желанию, говоря, что его наверно наворожили финны. Тогда его стал одолевать сон, и он заснул. Но тут же проснулся и позвал к себе и сказал, что его топчет мара [55]. Люди его бросились к нему и хотели ему помочь. Но когда они взяли его за голову, мара стала топтать ему ноги, так что чуть не поломала их. Тогда они взяли его за ноги, но тут она так сжала ему голову, что он сразу умер. Свеи взяли его труп, и он был сожжен на реке, что зовется Скута. Тьодольв говорит так:

Ведьма волшбой
Сгубила Ванланди,
К брату Вили [56]
Его отправила,
Когда во тьме
Отродье троллей
Затоптало
Даятеля злата [57].
Пеплом стал
У откоса Скуты
Мудрый князь,
Замученный марой
.

ХIV (14)

Висбур наследовал своему отцу Ванланди. Он женился на дочери Ауди Богатого и дал ей вено — три больших двора и золотую гривну. У них было два сына — Гисль и Эндур [58]. Но Висбур бросил ее и женился на другой, а она вернулась к отцу со своими сыновьями. У Висбура был также сын по имени Домальди. Мачеха Домальди [59] велела наворожить ему несчастье. Когда сыновьям Висбура исполнилось двенадцать и тринадцать лет, они явились к нему и потребовали вено своей матери. Но он отказался платить. Тогда они сказали, что золотая гривна их матери будет гибелью лучшему человеку в его Роде, и уехали домой. Они снова обратились к вельве и просили ее сделать так, чтобы они могли убить своего отца. А вельва Хульд сказала, что сделает не только это, но также и то, что с этих пор убийство Родича будет постоянно совершаться в Роду Инглингов. Они согласились. Затем они собрали людей, окружили дом Висбура ночью и сожгли его в доме. Тьодольв говорит так:

И в жару
Сгорел Висбур,
Пожран был
Родичем бури [60].
Когда под кров
К нему дети
Пустили гостить
Татя леса [61],
И в дымном дому
Грыз владыку
Гарм углей [62],
Громко воя
.

ХV (15)

Домальди наследовал отцу своему Висбуру и правил страной. В его дни в Стране Свеев были неурожаи и голод. Свеи совершали большие жертвоприношения в Уппсале. В первую осень они приносили в жертву быков. Но голод не уменьшился. На вторую осень они стали приносить человеческие жертвы. Но голод был все такой же, если не хуже. На третью осень много Свеев собралось в Уппсалу, где должно было происходить жертвоприношение. Вожди их стали совещаться и порешили, что в неурожае виноват Домальди и что надо принести его в жертву — напасть на него, убить и обагрить алтарь его кровью. Это и было сделано. Тьодольв говорит так:

В давние дни
Княжьей кровью
Воины поле
Окропили,
Рдяную сталь
От остылого тела
Ворога ютов [63]
Несло войско,
Когда закланью
Домальди предал
Свейский род [64]
Урожая ради
.

ХVI (16)

Домар, сын Домальди, правил после него. Он правил страной долго, и при нем были хорошие урожаи и мир. Про него ничего не рассказывают, кроме того, что он умер своей смертью в Уппсале и был перенесен на Поля Фюри и сожжен там на берегу реки. Там стоят его могильные камни. Тьодольв говорит так:

Множество раз
Мужей премудрых
Я вопрошал
О кончине Ингви [65],
Дабы узнать,
Где же Домар
Был отнесён
К убийце Хальва [66].
И ведомо мне:
Сражен недугом
У Фюри сгорел
Фьёльнира родич [67].

ХVII (17)

Дюггви, сын Домара, правил страной после него, и про Дюггви ничего не рассказывается кроме того, что он умер своей смертью. Тьодольв говорит так:

Не утаю:
Себе на утеху
Владеет Хель
Дюггви конунгом.
Выбор на нем
Остановила
Локи дочь [68],
Сестра Волка [69].
И вождя
Народа Ингви [70]
Нарви сестра [71]
Крепко держит
.

Матерью Дюггви была Дротт, дочь князя Данпа, сына Рига, который был первым назван князем, "конунгом" на датском языке. Его родичи с тех пор всегда считали звание конунга самым высоким. Дюггви был первым из своих родичей назван конунгом. До этого они назывались "дроттины", а жены их — "дроттинги" [72]. Каждый из них назывался также Ингви или Ингуни, а все они вместе — Инглингами. Дротт была сестрой князя Дана Гордого, по имени которого названа была Страна Дания.

ХVIII (18)

Даг, сын князя Дюггви, был князем после него. Он был такой мудрый, что понимал птичий язык. У него был воробей, который ему многое рассказывал. Воробей этот летал в разные страны. Однажды он залетел в Рейдготаланд в местность, что зовется Верви [73]. Там он сел на поле и стал клевать что-то. А хозяин подошел, взял камень и убил воробья. Князь Даг был очень недоволен тем, что воробей не возвращается. Он принес в жертву кабана, чтобы узнать, куда девался воробей, и получил ответ, что воробей убит в Верви. Тогда он собрал большое войско и направился в Страну Готов. Подъехав к Верви, он высадился со своим войском и стал разорять страну. Народ разбегался от него. К вечеру Даг повернул с войском к кораблям, перебив много народу и многих взяв в плен. Но когда они перебирались через какую-то реку — брод этот зовется Скьотансвад, или Вапнавад [74], — какой-то пленник выбежал из лесу на берег реки и метнул в них вилы, и вилы попали князю в голову. Он сразу же свалился с лошади и умер. В те времена правитель, который совершал набеги, звался лютым, а его воины — лютыми [75]. Тьодольв говорит так:

Знаю, какой
Приговор Дагу
Злой судьбой
Был уготован,
Когда поплыл
Искатель славы
За воробья
Мстить в Верви.
И принесли
Княжьи люди
Такую весть
На путь восточный [76]:
Мол, не клинок
Настиг князя,
А кол кривой
Конского корма [77].

ХIХ (19)

Агни, сын Дага, был князем после него. Он был могуществен и славен, очень воинствен и во всем искусен. Одним летом князь Агни отправился со своим войском в Страну Финнов, высадился там и стал разорять страну. Финны собрали большое войско и вступили в бой. Их вождя звали Фрости [78]. Бой был жестокий, и князь Агни одержал победу. Фрости погиб, и с ним многие. Князь Агни разорял Страну Финнов и покорил ее себе, и взял большую добычу. Он взял также Скьяльв, дочь Фрости, и Логи [79], ее брата. Когда он возвращался с востока, он пристал в проливе Стокксунд. Он разбил свои шатры к югу на прибрежной равнине. Там был тогда лес. На князе Агни была тогда золотая гривна, которой когда-то владел Висбур. Князь Агни собирался жениться на Скьяльв. Она попросила его справить Тризну [80] по своему отцу. Он созвал многих знатных людей и дал большой пир. Он очень прославился своим походом. Пир шел горой. Когда князь Агни опьянел, Скьяльв сказала ему, чтобы он поберег гривну, которая была у него на шее. Тогда он крепко привязал гривну к шее и лег спать. А шатер стоял на опушке леса, и над шатром было высокое дерево, которое защищало шатер от солнечного жара. Когда князь Агни заснул, Скьяльв взяла толстую веревку и привязала к гривне. Ее люди опустили шесты палатки, закинули веревку на ветви дерева и потянули так, что конунг повис под самыми ветвями. Тут ему пришла смерть. Скьяльв и ее люди вскочили на корабль и уплыли. Князь Агни был там сожжен, и это место с тех пор называется Агнафит. Оно на востоке Таура и к западу от Стокксунда. Тьодольв говорит так:

Навряд ли рать
Была рада
Тому, что Скьяльв
Учинила с князем,
Когда повис
Агни на гривне,
Вздернут у Таура
Сестрой Логи.
Тяжкий удел
Вождю выпал —
Смирять коня
Супруга Сигню [81].

ХХ (20)

Альрек и Эйрик, сыновья Агни, были князьями после него. Они были могущественны и очень воинственны и владели разными искусствами. У них было обыкновение ездить верхом, приучая коня идти шагом или рысью. Ездили они верхом превосходно и очень соперничали в том, кто из них лучший наездник и у кого лучше лошади. Однажды братья выехали на своих лучших лошадях, отбились от других людей, заехали в какие-то поля и назад не вернулись. Их поехали искать и нашли обоих мертвыми с проломленными черепами. У них не было с собой никакого оружия, только удила, и люди думают, что они убили друг друга удилами. Тьодольв говорит так:

Альрек, подняв
Руку на Эйрика,
Сам от руки
Братней умер.
Да не меч,
А узду простую
Князья в бою
Заносили.
Прежде вождям
Не доводилось
Брать на брань
Конскую сбрую
.

ХХI (21)

Ингви и Альв, сыновья Альрека, стали затем князьями в Стране Свеев. Ингви был очень воинствен и всегда одерживал победу. Он был красив с виду, хорошо владел разными искусствами, силен, отважен в бою, щедр и любил повеселиться. Благодаря всему этому его прославляли и любили. Князь Альв, его брат, сидел дома и не ходил в походы. Его прозвали Эльвси. Он был молчалив, надменен и суров. Матерью его была Дагейд, дочь князя Дага Могучего, от которого пошел род Дёглингов. Жену Альва звали Вера. Она была очень красивая и достойная женщина и любила повеселиться. Однажды осенью Ингви сын Альрека вернулся из викингского похода в Уппсалу. Он очень тогда прославился. Он часто вечерами подолгу сидел и пировал. А князь Альв обычно рано ложился спать. Вера, его жена, часто проводила вечера за беседой с Ингви. Альв не раз говорил ей, чтобы она не ложилась так поздно спать и что он не хочет ждать ее в постели. А она отвечает, что счастлива была бы женщина, чьим мужем был бы Ингви, а не Альв. Тот очень сердился, когда она так говорила.
Однажды вечером Альв вошел в палату в то время, когда Вера и Ингви сидели на почетной скамье и беседовали друг с другом. У Ингви на коленях лежал меч. Люди были очень пьяны и не заметили, как вошел Альв. Он подошел к почетной скамье, выхватил из-под плаща меч и пронзил им Ингви, своего брата. Тот вскочил, взмахнул своим мечом и зарубил Альва. Оба упали мертвые на пол. Альв и Ингви были похоронены в кургане на Полях Фюри. Тьодольв говорит так:

И сталось так,
Что в покоях
Ингви Жрец
Лежать остался,
Когда Альв,
Жену ревнуя,
Окрасил сталь
Кровью брата.
Разве не зло,
Что роща злата [82]
Славных владык
Привела к смерти,
И понапрасну
Братоубийство
Ради Веры
Они содеяли
.

ХХII (22)

Хуглейк, сын Альва, стал князем Свеев после смерти братьев, ибо сыновья Ингви были тогда еще детьми. Князь Хуглейк не был воинствен. Он любил мирно сидеть дома. Он был очень богат, но скуп. У него при дворе было много разных скоморохов, арфистов и скрипачей. Были при нем также ведуны и разные чародеи. Двух братьев звали Хаки и Хагбард. Они были очень знамениты. Они были морскими князьями [83], и у них было большое войско. Иногда они ходили в поход вместе, иногда порознь. У каждого из них было много отважных воинов. Князь Хаки отправился со своим войском в Страну Свеев в поход против князя Хуглейка, а тот собрал войско, чтобы защищаться. В этом войске было два брата, Свипдаг и Гейгад, оба знаменитые витязи. У князя Хаки было двенадцать витязей. Среди них был Старкад Старый [84]. Сам князь Хаки тоже был великий витязь. Они сошлись на Полях Фюри. Битва была жаркой. Войско Хуглейка несло большие потери. Тогда Свипдаг и Гейгад бросились вперед, но против каждого из них выступило по шести витязей Хаки, и они были взяты в плен. Князь Хаки пробился сквозь стену из щитов к князю Хуглейку и сразил его и его двух сыновей. После этого Свеи обратились в бегство, и князь Хаки покорил страну и стал князем Свеев. Он правил страной три года, и пока он сидел мирно дома, его витязи оставили его. Они ходили в викингские походы и брали добычу.

ХХIII (23)

Ерунд и Эйрик были сыновьями Ингви, сына Альрека. Все это время они плавали на своих боевых кораблях и воевали. Одним летом они ходили в поход в Данию и встретили там Гудлауга князя халейгов [85], и сразились с ним. Битва кончилась тем, что все воины на корабле Гудлауга были перебиты, а сам он взят в плен. Они свезли его на берег у мыса Страумейрарнес и там повесили. Его люди насыпали там курган. Эйвинд Погубитель Скальдов говорит так:

А Гудлауг
Изведал лихо,
Повис на суку
По воле свеев.
Знать, сильны
Сыны Ингви,
Что он оседлал
Лошадь Сигара [86];
В память князя.
И на мысу
Машет ветвями,
Гнется под трупом
Смертное древо.
Стал знаменит
Страумейрарнес,
Меченный камнем

Братьев Эйрика и Ерунда это очень прославило. Они стали знаменитыми. Вот услышали они, что Хаки, князь в Стране Свеев, отпустил от себя своих витязей. Они отправляются в Страну Свеев и собирают вокруг себя войско. А когда Свеи узнают, что это пришли Инглинги, тьма народу примыкает к ним. Затем они входят в Лег и направляются в Уппсалу навстречу князю Хаки. Он сходится с ними на Полях Фюри, и войско у него много меньше. Началась жестокая битва. Князь Хаки наступал так рьяно, что сражал всех, кто оказывался около него, и в конце концов сразил князя Эйрика и срубил стяг братьев. Тут князь Ерунд бежал к кораблям, и с ним все его войско. Но князь Хаки был так тяжело ранен, что, как он понимал, ему оставалось недолго жить. Он велел нагрузить свою боевую ладью мертвецами и оружием и пустить ее в море. Также он велел закрепить кормило, поднять парус и развести на ладье костер из смолистых дров. Ветер дул с берега. Хаки был при смерти или уже мертв, когда его положили на костер. Пылающая ладья поплыла в море, и долго жила слава о смерти Хаки.

ХХIV (24)

Ерунд, сын князя Ингви, стал князем в Уппсале. Он правил страной, а летом часто бывал в походах. Одним летом он отправился со своим войском в Данию. Он воевал в Йотланде, а осенью вошел в Лимафьорд и воевал там. Он стоял со своим войском в проливе Оддасунд. Тут нагрянул с большим войском Гюлауг, князь халейгов, сын Гудлауга, о котором рассказано было раньше. Он вступает в бой с Ерундом, а когда местные жители видят это, они стекаются на больших и малых кораблях со всех сторон. Ерунд был разбит наголову, и все воины были перебиты на его корабле. Он бросился вплавь, но был схвачен и выведен на берег. Тогда князь Гюлауг велел воздвигнуть виселицу. Он подводит Ерунда к ней и велел его повесить. Так кончилась его жизнь. Тьодольв говорит так:

Сгублен был
Убийца Годлауга
В былые дни
У Лимафьорда,
Когда скакун
Высокогрудый
Вознес на узде
Льняной Ёрунда.
И Хагбардов
Обруч бычий
Горло сдавил
Вождю дружины
.

ХХV (25)

Аун, или Ани, сын Ерунда, был князем Свеев после своего отца. Он усердно приносил жертвы и был человеком мудрым. Воевать он не любил, все сидел дома.
Когда эти князья правили в Уппсале, как об этом только что рассказывалось, в Дании правил сперва Дан Гордый — он дожил до глубокой старости, — потом сын его Фроди Гордый или Миролюбивый, потом его сыновья Хальвдан и Фридлейв. Они были очень воинственны. Хальвдан был старшим и первым из них во всем. Он отправился со своим войском в Страну Свеев, в поход против князя Ауна. Между ними произошло несколько битв, и Хальвдан всегда одерживал верх. В конце концов князь Аун бежал в Западный Гаутланд. К тому времени он уже пробыл двадцать лет князем в Уппсале. В Западном Гаутланде он тоже пробыл двадцать лет, пока князь Хальвдан был в Уппсале. Князь Хальвдан умер от болезни, и там ему насыпали курган. После этого князь Аун вернулся в Уппсалу. Ему было тогда шестьдесят лет. Он совершил большое жертвоприношение, прося о долголетии, и принес в жертву Одину своего сына [87]. Один обещал князю Ауну, что тот проживет еще шестьдесят лет. Аун пробыл князем в Уппсале еще двадцать лет. Тут нагрянул в Стр







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 415. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.031 сек.) русская версия | украинская версия