Студопедия — Особенности использования поддержек в групповых упражнениях художественной гимнастики
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Особенности использования поддержек в групповых упражнениях художественной гимнастики






Быстрова И.В., Лаврухина Г.М., Яковлева К.,

НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Художественная гимнастика – сложно-координационный вид спорта, включающий в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимы, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметом, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики («полуакробатики»), в формах, допускаемых правилами соревнований.

Следует подчеркнуть, что на современном уровне развития мировой художественной гимнастики спортсменки выступают в индивидуальных и групповых упражнениях, что повлекло за собой специализацию гимнасток (Ночевная В.И., 1990г.). Говоря о «групповичках», отметим их особенность при исполнении групповых упражнений.

· Характерной особенностью группового упражнения является участие каждой гимнастки в совместной работе ансамбля единым образом и в духе коллективизма. Композиция должна быть составлена таким образом, чтобы идея сотрудничества между всеми гимнастками была отчетливо видна во всех частях упражнения.

· Специфика групповых упражнений заключается во взаимодействии гимнасток, проявляющейся в специфических формах движений, одной из которых являются поддержки, ставшие очень актуальными в современной художественной гимнастике.

Согласно требованиям правил соревнований по художественной гимнастике (2009 г.) не должны использоваться, как не соответствующие духу художественной гимнастики такие движения как:

· носить гимнастку, опирающуюся на руки или другую часть тела;

· тащить гимнастку по ковру более одного или двух шагов;

· шагать (более одной опоры) по одной или нескольким, сгруппированным вместе, гимнасткам;

· строить пирамиды;

· выполнять несколько кувырков через одну или несколько сгруппированных вместе гимнасток, без контакта с полом.

По данным И.В. Быстровой (2006), в художественной гимнастике поддержкой называется акробатическое и «полуакробатическое» движение с опорой на партнеров.

Зрелищность поддержек достигается не только технически сложными положениями отдельных участников, но и, прежде всего простотой, логичностью всей композиции, гармоничным сочетанием ее отдельных частей. Решающее значение в современных пирамидах имеют пропорции, правильность и четкость соотношений всех составляющих элементов. Безукоризненная техника исполнения, смелость, легкость движений, причудливость акробатических поз определяют огромную силу воздействий акробатических пирамид на зрителя. В одних случаях поддержки будут казаться воздушными, ажурными, стремящимися ввысь, в других, наоборот, тяжелыми, громоздкими, прижатыми к земле. Для одних пирамид характерна незыблемость, основательность, прочность, для других – динамика, порыв, движение. В зависимости от поставленной задачи поддержкам можно придать монументальный, величественный и торжественный характер. Ш.Г. Гусак (1969) отметил, что многое зависит от состава занимающих, их подготовленности, пола, возраста и т.д. Как правило, групповым композициям девушек присущи мягкость и пластичность форм, плавные очертания, связанные с проявлением гибкости. После того как проверена зрелищность поддержек, их доступность, составляется проект программы: устанавливается число поддержек и их последовательность.

При подборе и установлении порядка поддержек в программе выступления нужно руководствоваться соображениями, приведенными ниже (Замов Б.М.,1983).

· Сложность поддержек надо постепенно увеличивать, чтобы у зрителей все время нарастал интерес к выступлению. Поэтому первые поддержки должны быть наиболее простыми, а последние - динамичными, сложными, с элементами равновесия, выходами в стойку на большой высоте в необычных условиях опоры. Самая последняя поддержка, как финальное звучание в оркестре, должна быть наиболее эффективной.

· По характеру рисунка поддержки должны быть разнообразными. Важно, чтобы основные движения, статически красивые положения, элементы, выполняемые участниками в групповом построении, выглядели наиболее эффектно.

В групповых упражнениях художественной гимнастики специфика поддержек определяется: удержанием позиции в опоре на одном или нескольких партнерах непродолжительное время (2 – 3 секунды), наличием предмета (скакалки, обруча, мяча, булавы, ленты), задействованного в движении. Дополнительная трудность при выполнении поддержки состоит в том, чтобы предметы, с которыми гимнастки выполняют упражнение, находились в непрерывном движении в начале, середине или конце подъема гимнастки или на протяжении всего времени выполнения поддержки.

Следует отметить, что поддержки в групповых упражнениях художественной гимнастики, возможно, классифицировать (Быстрова И.В., 2009):

1. По положению «поддерживаемой» гимнастки в пространстве:

· Низкие (на уровне колена);

· Средние (на уровне бедра);

· Высокие (выше уровня плеч).

На рисунке 1 представлены результаты исследования (в ходе педагогических наблюдений) использования поддержек в композициях команд-участниц на этапе кубка мира 2009 года.

 

 

Рис. 1. Соотношение поддержек по положению «поддерживаемой» гимнастки в пространстве.

Полученная информация позволяет констатировать, что гимнастки используют различные поддержки в групповых упражнениях по положению в пространстве. А именно, в большем количестве средние поддержки – 68,6 %, высокие – 22,8 % и в меньшей степени низкие – 8,6 %.

2. По количеству гимнасток, задействованных непосредственно в поддержке:

· 4/1 (4 гимнастки поддерживают одну);

· 3/1 (3 гимнастки поддерживают одну);

· 2/1 (2 гимнастки поддерживают одну);

· 1/1 1 пара (1 гимнастка поддерживает одну);

· 1/1 2 пары.

 

Нами выявлено количество гимнасток непосредственно задействованных в каждой выполненной поддержке (4/1, 3/1, 2/1, 1/1: 1 пара, 1/1: 2 пары). Наглядно результаты представлены на рисунке 2.

 

 

Рис. 2. Количество гимнасток задействованных в поддержке.

 

3. По движению тела, поддерживаемой («верхней») гимнастки:

· С переворотом: вперед, назад, в сторону.

· Без переворота.

4. По сложности:

· С выполнением броска предмета:

- ногой в начале, середине

- рукой или в конце

- отбивом поддержки.

· Без выполнения броска (возможно, использование предмета, как «декорации», например удержание гимнастки скакалками при перевороте).

При выполнении поддержек 3/1, 2/1, 1/1 остальные гимнастки «аккомпанируют» работающим поддержку гимнасткам. А именно: выполняют манипуляцию предметами, передвижение, элементы без предмета и другое.

Поддержки имеют фазы: толчка, полета и приземления.

В фазе толчка необходимо сочетать движения «верхней» поддержкой гимнастки двумя партнерами. Здесь очень важна синхронность действий. В фазе полета, возможно, принимать одну или более различных поз: группировки, положение шпагата, «казак» и др. Поворот тела может выполняться вокруг продольной или вертикальной оси или комбинированный. В фазе приземления, которое осуществляется на одну или две ноги, или в положении лежа на полу, или перекат по партнерам, или в опорное положение на предметы (возможно с последующим полетом гимнастки). В данной ситуации необходимо уделять внимание «амортизации» тела, что дает возможность переходить к следующему движению без остановки, плавно и красиво. При выполнении поддержек демонстрируется способность быстро ориентироваться в пространстве, проявлять ловкость, слаженность действий партнеров и чувство баланса.

Классификация допускаемых ошибок при исполнении поддержек в художественной гимнастике.

Грубые ошибки:

· Падение гимнастки в любой фазе исполнения поддержки;

· Потеря предмета;

· Невыполнение условий по правилам соревнований;

· Невыполнение заявленного мастерства предмета;

· Недостаточное участие гимнасток в исполнении поддержки (статичность одной или нескольких гимнасток).

 

Значительные ошибки:

· Непопадание в такт музыки;

· Асинхронное поднятие гимнастки;

· Несоответствие высоты подъема по классификации;

· Статика предмета;

· Недостаточное разнообразие поддержек по форме, амплитуде и использованию предметов;

· Потеря равновесия: дополнительное движение с перемещением;

· Потеря равновесия с опорой на одну или обе кисти, либо с опорой на предмет;

· Нечеткая и не зафиксированная форма.

 

Незначительные ошибки:

· Тяжелое приземление;

· Недотянутые колени, носки.

В результате исследования по использованию поддержек во взаимодействии, командами-участницами на Кубке Мира 2009 года («Жемчужина» г. Санкт-Петербург), нами выявлено, что количество поддержек увеличилось на 19,1% по сравнению с Олимпийскими играми 2008 года.

Подводя итог проведенных исследований, следует констатировать, что поддержки стали более сложными, рискованными, их исполнение стало более быстрым, добавляются вращение как верхней, так и поддерживающей гимнастки в вертикальной плоскости; использование предмета стало более разнообразным.

Однако по положению тела гимнастки, количества поддержек не изменились: самыми многочисленными остались средние поддержки - 68,6%, увеличившись при этом на 9,8%. Несмотря на то, что количество высоких поддержек (22,8%) уменьшилось, на 0,7% они начали выполняться на большей высоте, а в плане движения тела гимнастки, поддержки стали разнообразнее. Интересным фактом стоит отметить заимствование гимнастками поддержек из других видов спорта (акробатика, спортивная аэробика, синхронное плавание). Следует обратить внимание на разнообразие рисунка поддержек, а также на характер, не забывая при их исполнении о музыке. К этому можно добавить, что сочетание движений с характером, содержанием и динамикой музыкального произведения дает возможность сделать поддержки разнообразными, яркими и динамичными, что позволит усилить впечатление от рисунка композиции в целом.

 

Список литературы:

1. Быстрова И.В. Термины групповых упражнений художественной гимнастики/ И.В. Быстрова// Термины и понятия в сфере физической культуры. Первый международный конгресс 20- 22 декабря 2006 г. Россия. Санкт-Петербург: (материалы конгресса) /СПб. гос. Ун-т. Физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.- СПб., 2006. - С.39-40.

2. Быстрова И.В. Специфика поддержек в групповых упражнениях художественной гимнастики/ НГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2009.- С.242-244.

3. Гусак Ш.З. Групповые акробатические упражнения. М: Физкультура и Спорт, 1969. - 168 с.

4. Замов Б.М. Обучение парным и групповым акробатических упражнений с помощью технических устройств. ГЦОЛИФК - М.: 1983.

5. Кашеф Э.М. Взаимодействие акробатов парных упражнений. Киевский Государственный институт Физической культуры. Киев, 1982. -16 с.

6. Ночевная И.Н. Применение сопряженного метода физической подготовки в групповых упражнениях по художественной гимнастике: автореферат диссертация кандидата педагогических наук/ Ночевная И.Н. Государственный Центральный институт Физической культуры.- М,1990. - С.3 – 4.

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 2858. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия