Студопедия — Конец 1916 г. Кто из нас в раннем детстве не любовался на гранди­озную статую Свободы, что огненным факелом освещает въезд в мировую гавань
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Конец 1916 г. Кто из нас в раннем детстве не любовался на гранди­озную статую Свободы, что огненным факелом освещает въезд в мировую гавань






Кто из нас в раннем детстве не любовался на гранди­озную статую Свободы, что огненным факелом освещает въезд в мировую гавань, во все еще заманчивый, все еще сказочный, чуждый для европейцев Новый Свет? Кого из нас в детстве не поражала величина статуи, высоко паря­щей над линией нью-йоркских небоскребов? Какими жал­кими, ничтожными на картинках выглядели океанские чу­довища-корабли, снующие у ног гордопобедной Свободы!..

Когда наш норвежский пароход «Бергенсфиорд» мед­ленно, осторожно прокладывал себе путь среди деловито снующих судов всех великих наций, мы, наивные евро­пейцы, жадно искали глазами, где же она? Где обещан­ная нам [еще детскими книжками] статуя Свободы?

Тогда, в первый мой приезд в Америку, год тому на-зад53, статую Свободы скрывал густой осенний туман. Он заволок и спрятал от наших наивно ищущих глаз тот символ, что заставлял когда-то биться победной радостью и ликованием сердца наших отцов и дедов-европейцев.

[Для меня] «Свобода» Нового Света оставалась за пеле­ной, неразгаданная, манящая, могучая в нашем представ­лении. Статую Свободы я увидала впервые через четыре с половиной месяца: это был мой бешеный скачок по Соеди­ненным Штатам... Америка перестала уже быть тогда для меня страной, подернутой заманчивой пеленой всяких при­ятных возможностей. Перед глазами моими за эти четыре с половиной месяца успели пройти и настойчивые поли­тики, ведущие агитацию в пользу милитаризма, и ожесто­ченная борьба труда с обнаглевшим американским капи­талом, и власть американского полицейского кулака, и все­могущество королей трестов, и продажность американского суда, и угодливость американской капиталистической прес­сы...и «свобода» независимой церкви... Теперь я уже ясно, отчетливо представляла себе, что такое Америка, что такое


«страна свободы», что собой представляет все еще маня­щий европейцев Новый Свет, открытый Колумбом!

И тогда, стоя на борту увозившего меня обратно в Ста­рый Свет парохода, я впервые увидела статую Свободы. Был ясный, холодный предвесенний день. Медленно, будто нехотя, выходя из защищенной гавани в бурную неизвест­ность океанского простора, проплывал все тот же «Бер-генсфиорд» мимо «восьмого чуда мира», мимо знакомой по картинкам статуи.

Теперь ее не прятал туман от наших глаз, теперь солн­це освещало каждую складку ее бронзового облика. И все же глаза отказывались верить! Это ли статуя Свободы? Та­кая ничтожная, такая затерянная в шумной гавани, окай­мленной гордой линией несущихся вверх победоносных банковских зданий с Уолл-стрита.

Разве такой бессильной, маленькой, съежившейся пе­ред лицом всемогущих громад-небоскребов, этих храните­лей финансовых сделок...представляли мы себе ее, ста­тую Свободы?

Быть может, [это] наглость политиков, королей капи­тала, урезывавших день за днем все свободы, что добыты были кровью предков современного дяди Сэма,— заставила статую Свободы съежиться, сжаться от тоски и позора? Когда находишься во власти океана, когда впереди ждешь причудливых приключений, будто выхваченных из сред­невекового романа,.. тогда настраиваешься невольно на мистический лад и готов поверить в великое чудо, в дет­ские сказки...

Все неотчетливее становятся контуры города — громад­ные, извивающиеся, непрерывно ползущие вверх линии нью-йоркских небоскребов. Статуя Свободы давно слилась в едва заметную точку. Исчезла. Еще немного, и Америка потеряет для нас свою реальность, останется одним из об­разов в веренице жизненных воспоминаний.

Тогда, в тот час, я поняла отчетливо, что Новый Свет, статуя Свободы — лишь устарелая, забытая легенда, сказ­ка докапиталистических времен, о которой могут расска­зывать нам лишь [со слов] наших дедушек.

Для наших дедов и прадедов Новый Свет был действи­тельно страной свободы. Здесь, кем бы они ни были в ста­рушке Европе, они чувствовали себя сыновьями свободной страны, полноправными гражданами. Здесь они могли мо­литься своему богу по своим излюбленным ритуалам.


Здесь они могли еще верить, что своими руками человек кует собственное счастье, богатство и свою судьбу. Здесь фея Удачи еще свободно манила в невозделанные земли плодородных степей, в пустынные горы, скрывавшие золо­тоносные клады.

Там, в старой Европе, феодализм все еще не уступал натиску торговой привилегированной дворянской буржуа­зии, там воздух еще насыщен был дымным церковным за­пахом, там царило неравенство сословий и классов, там тяжелым гнетом лежали на человеке мерзкие закостене­лые предрассудки.

Мудрено ли, что наши деды и прадеды простирали с умилением руки к берегам Нового Света и падали [ниц] пе­ред бронзовой зеленью складок статуи Свободы?

Но как все это далеко теперь! Как легендарны рассказы об американской свободе!

Подавили статую Свободы. Небоскребы уничтожили ореол ее. Не она парит теперь над бухтой мирового города, не она освещает путь в мировую гавань, в Новый Свет. Миллионы огней из окон пятидесятиэтажных контор-небо­скребов затмевают свет богини Свободы. Насмешливо гля­дят серые громады, напоминающие плотную стену-скалу, где, как узкие ущелья, вьются запруженные дельцами и их клерками нью-йоркские улицы. И эта плотная стена до-мов-скребов, верное убежище королей американского ка­питала, полнее выражает сейчас «дух», царящий над мате­риком Колумба, чем жалкая, съежившаяся, будто [поте­рянная], зеленая статуя.

Второй раз увидела я ее недавно при светлых лучах утреннего солнца.

И странно! Этот раз пассажиры не искали глазами ста­тую Свободы. Будто за год, тяжелый, кровавый истекший год, и легковерные, верящие в счастье, лежащее за океа­ном, европейцы успели кое-чему научиться. Они искали глазами не статую Свободы, а пароход с американскими властями и представителями эмигрантского бюро, кото­рое отсортировывало пассажиров, [чтобы] большинство III класса, а может быть, и часть нас, II [класса], отпра­вить на исторический «Остров слез».

И пароход с властями не преминул причалить к борту нашего плавучего дома... Длинная вереница пассажиров III класса должна подвергнуться унизительному допросу, ряду неприятных формальностей и протомиться на пу-178


стыдном острове, пока добрые друзья не придут путешест­венникам на помощь. Может случиться, что III класс, а то и II класс пассажиров без дальнейших разговоров посадят в американскую кутузку впредь до выяснения лич­ности...

Но боже упаси! Ничего подобного не ждет пассажи­ров I класса!

Разве I-классный пассажир, привезший в карманах чеки на банки в Уолл-стрит, может быть нежелательным иностранцем для великой республики? Пассажирам I класса скатертью дорога. Перед ними статуя Свободы особенно ярко заставляет гореть свой потускневший факел. Ему, собрату современных королей свободной республики, обеспечено то, что сулила когда-то зеленая статуя каждому пришельцу в новые земли.

Но, боже, как тускло освещает та же статуя путь в Но­вый Свет для тех, кто смог купить себе лишь билет III класса...

И становится стыдно за статую Свободы и жалко тех сладких минут ожидания, когда среди осеннего тумана мы, наивные европейцы, год тому назад искали глазами ту статую Свободы, что рисовалась нам по забытым детским иллюстрациям, по которым учили нас любить «Новый Свет» — страну, завоеванную самим народом,— и полити­ческие свободы!


Черновой набросок статьи.


Печатается по тексту журн.

«Иностранная литература»

№ 2, 1970, стр. 244—245.








Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 284. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия