Студопедия — БОРЬБА ШАМАНСКИХ ДУХОВ. (Из преданий о Борогонском шамане Хагыстаайы)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

БОРЬБА ШАМАНСКИХ ДУХОВ. (Из преданий о Борогонском шамане Хагыстаайы)






(Из преданий о Борогонском шамане Хагыстаайы)

 

Это было в пору расцвета силы известного Борогонского шамана Хагыстаайы. Последний услышал, что в Баягантайском улусе живет большой, известный шаман по имени Хаас- Атах («Гусиная нога»), отличавшийся особой кровожад­ностью. Решил отправиться к нему и ознакомиться с его местожительством и хозяйственным обзаведением.

Злой дух Хагыстаайы (шаманских духов-покровителей якуты иногда называют «ойун тангарата» — божество шама­на, но в отношении черных шаманов чаще говорят — «ойун абаасыта»— злой дух шамана) принял образ ястреба и поле­тел прямо на восток. Утром рано, когда небо только лишь рассветало, ястреб долетел до жительства шамана Хаас-Атах. Видит старинную маленькую юрту. С правой, южной стороны она имела только два окошка, дворик едва был заметен. Сло­вом, обзаведение крайне бедного человека. В центре дворика стояла трехразвильчатая коновязь. («Сатанах-сэргэ». Слово «сатанах» современными якутами почти не употребляется; по-видимому, так называли в старину суковатый столб, обделан­ный из стоячего дерева, который служил одновременно для подвешивания луков, колчанов и для привязывания коней.) Прилетевшая птица села на верхушку этой коновязи.

В это самое время дверь юрты со скрипом отворилась и вышел на двор старичок с белыми, как снег волосами; лицо его было красное, на котором едва, едва виднелись медно- красные глаза, полные гноя. Рубахи не было, лишь на плечи наброшено пальто из конской шкуры с шерстью. На босую ногу были натянуты коротенькие, кожаные башмаки ("туллай этэрбэс") без подвязки, посередь голого тела виднелись кожаные полуштанники. Вот такой-то старикашка, вышедши на двор, остановился около сметанного сугроба и, тяжело пыхтя, стал мочиться. Потом, согнувшись в три поги­бели, поплелся обратно в юрту.

Как только старик-шаман скрылся за дверью юрты, вдруг Хагыстаайы (сидящий в образе ястреба на коновязи) слышит громкий шум чего-то, стремительно падающего сверху. Это падала прямо на него огромная и страшная на вид птица, распластав свои крылья, расправив когти и вытянув впе­ред длинный клюв. Хагыстаайы от неожиданности вздрогнул и от сильной растерянности не знал куда и как скрыться. Вдруг он заметил: сквозь оперение правого крыла птицы че­рез два маленьких отверстия чуточку виднелись клочки неба. Заметив это, ястреб оттолкнулся от верхушки коновязи, взле­тел вверх сквозь оперенье крыла птицы, прорезав при этом два пера на нем, и полетел, что было мочи, прямо на запад в свою сторону.

Та птица не смогла во время остановиться и при своем падении вдребезги разбила коновязь и на протяжении десяти обхватов образовала ров в земле. Затем, отпрянув снова в высь, полетела вдогонку за ястребом. Старик шаман стал бы­ло нагонять ястреба. Последний, долетев до таежного озера под названием Тюёкюн-Тыымпыта, бросился вниз и, проломив на льду озера отверстие величиной с целый чардаат (большая прорубь для вытаскивания закинутого под лед невода), углу­бился вниз к духу водных глубин («далай иччитэ»), ища там спасения. Задняя, большая птица (шаман Хаас-Атах), разбив лед величиной с небольшое круглое озерко, проникла следом в упомянутое озеро.

Хагыстаайы раньше добрался до духов водных глубин и взмолился:

«Владыко — отец мой, владычица — матерь моя! Умоляю и упрашиваю вас, — защитите, спасите меня! Мошенник Хаас-Атах хочет пожрать меня!»

«Да ведь правду молвил наш сын?»

Так сказавши, те спрятали его у себя. Затем с грозным криком обратились к другому шаману:

«Ах, темный злодей, твой рот всегда бывает окровавлен... Вот мы поразим тебя железною пикой в самый спинной кровеносный сосуд!»

И, действительно, бросили... Бес, злой дух Хаас-Атаха там же кончился. Хагыстаайы возвратился к себе. Вскоре после того сам Хаас-Атах тоже скончался. От того, что его дух при своем падении разбил трехразвильчатую коновязь умерла жена его, так как жизненная сила, душа ее заключалась в этой коновязи. Умерли также и два его сына, ибо жизнь их зависела от целости тех двух перьев крыла, которые поломались при вылете ястреба — Хагыстаайы. Таким образом, последний уничтожил своего противника со всем его потомством.

Так, рассказывают, шаманы пожирали друг друга.

 

 

Дьяконов Матвей Алексеевич 83 л.,

Мытахского наслега

Зап. Кангаласского улуса.

16 февраля 1925 года.

 







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 360. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия