Студопедия — ЮНГА ПРОЧИТАЙ!!!!!!!
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЮНГА ПРОЧИТАЙ!!!!!!!






Интерпретации архетипа по концепции Юнга!!!!!!!!!!!!!!!

Во второй половине XIX, начале XX столетия идеи эволюционизма достаточно широко распространены не только в биологии, но и в гуманитарных науках, в частности она развивалась Спенсером. Спенсер полагал, что эволюция в целом, как явление, представляет собой результат взаимодействия внутренних и внешних сил (факторов). И вторая аксиома, которая им выведена: эволюция – это некий непрерывный процесс. Его концепция иногда именуется как концепция линейного эволюционизма. Эволюция с точки зрения Спенсера – это не просто постоянный процесс развития, а процесс усложнения и дифференциации. Применяя свою концепцию к религиоведческой проблематике, Спенсер выдвинул предположение, что возникновение религии в истории человечества связано прежде всего с чувством страха перед умершими предками. По его мнению, культ предков является наиболее ранней религиозной формой. Культ предков есть практически во всех религиозных системах. По мере развития человечества, культ предков постепенно преобразуется в различные представления о сверхъестественных существах и богах.

Другим ярким представителем эволюционизма XVIII века является Тайлор. И, безусловно, мировую известность ему принесла его работа «Первобытная культура», первое издание которой было сделано в 1871г. Книга неоднократно переиздавалась, и переиздается в наше время. Тайлор, в отличии от Спенсера и некоторых других учёных, являлся сторонником более умеренных взглядов на проблему эволюции. Тайлор, в отличии от Спенсера, полагал, что в культуре любого народа много не только универсального и общего для других народов на определенной стадии эволюции, но также присутствуют и специфичные моменты, которые представляют научный интерес.

Тайлор полагал также, что эволюция культуры – это не только её самостоятельное внутреннее развитее, но также и результат различных заимствований и исторического взаимодействия. Большой вклад Тайлор внёс в изучение ранних религиозных верований и в разработку так называемой «анимистической» концепции религии. Анимизм – одушевление всего окружающего мира. С точки зрения учёного, в основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях. Такие представления формировались у первобытного человека в процессе наблюдения за такими явлениями как сон, болезнь, видение, смерть и тому подобное. И поскольку, по мнению Тайлора, первобытный человек не мог объяснить эти явления, у него сформировались представления, что душа может находиться отдельно от тела человека в то время, когда он спит. Постепенно формируется представление о посмертном существовании души. Следующим этапом в развитии анимистических представлений в эпоху первобытности является перенесение их на всю природу, поскольку первобытный человек не выделял себя из природы. Свои выводы учёный пытался подкрепить огромным фактическим материалом, в результате, он сделал вывод, что «анимизм» и есть минимум определения религии. Разработки учёного очень быстро приобрели популярность как в научной среде, так и в среде европейского сообщества. Однако, почти сразу с момента опубликования книги стали высказываться и некоторые критические замечания.

Критические замечания в адрес теории Тайлора:

1. Учёный довольно сильно идеализировал первобытно человека, представив его в виде первобытного философа, который стремиться объяснить сложные процессы и приходит к не менее сложным абстрактным выводам. Последующие исследования показали, что абстрактное мышление, способное выработать такие абстрактные понятия, как дух и душа, появляется только у «homo sapiens» (человек современного типа) – 40-35 тысяч лет назад. Поэтому весь более ранний период истории человечества вероятнее всего прошёл без анимистических верований.

2. Учёный не обратил внимания на социальный аспект формирования религиозных представлений. Одним из первых оппонентов Тайлора в социальном аспекте является Эмиль Дюркгейм, который в своих работах убедительно показал, что никакие наблюдения человека над внешней природой или над самим собой не могли непосредственно породить религиозные верования. Такие верования могли зародиться только в обществе, только в коллективе, сфере коллективных представлений, которые навязываются обществом отдельному человеку.

3. Учёный расходился с исследователями в вопросах оценки исторической динамики культуры. Особенно остро это проявлялось если опираться на ветхозаветную традицию (вопрос о происхождении людей и формирования их культуры). Что касается этого замечания: согласно Библии, первые люди обладали высоким уровнем культуры и такие сведения вступали в противоречие с этнографическими данными по примитивным народам, которые даже в конце 19 столетия находились на более низкой ступени развития, чем ветхозаветные люди. Тайлор в этой ситуации считал, что ветхий завет не отражает начальный этап развития человека, в том числе и начальный этап религиозной жизни, поскольку там не представлены ранние формы религии. В то же время, оппоненты Тайлора пытались доказать, что после создания человека богом, развитее культуры пошло как бы двумя противоположными направлениями. Первое направление – движение к современной цивилизации, второе – движение по пути регресса. Примитивные народы, которые активно изучал Тайлор – это свидетельство второго пути. Но это замечание НЕОЧЕНЬ.

Одним из оппонентов Тайлора являлся Э. Лэнг. Он не был профессиональным исследователем, т.к. являлся писателем и литературным критиком. В своей работе под названием «становление релгии», Лэнг подробно касается анимистической концепции Тайлора и, в связи с этим, ставит два вопроса в своём исследовании:

1. Связана ли идея Бога даже в самых ранних религиозных традициях с первобытными представлениями о душе и духах

2. Какова природа видений и галлюцинаций, которые по мнению Тайлора легли в основу анимистических представлений

Лэнг дает отрицательный ответ на первый вопрос. Приходит к выводу, что главным источником религии является именно вера в могущественное высшее бытие в творца, высшего судью и т.д. Рассматривая второй вопрос, Лэнг вынужден был признать, что в настоящее время в человеческой природе (сущности) существует еще некая неизвестная, неизученная область, которую невозможно на данном этапе науки понять и объяснить. В этой связи он делает акцент на том, что психологическое направление изучения религии – одно из наиболее важных и актуальных направлений.

Еще одним ярким представителем религиоведческой науки этого времени является Фрезер. Он также являлся сторонником школы эволюционизма. Но в историю науки он вошёл как один из основателей сравнительного религиоведения. Одна из работ - «Золотая ветвь».

Все исследования Фрезера построены на богатом фактическом материале, что безусловно увеличивает степень объективности его исследований. Фрезер пытался в своих исследованиях использовать не только разнообразную источниковую базу, но и привлекал данные смежных научных дисциплин, что позволило ему выдвинуть ряд оригинальных идей и концепций:

1. Учёный занимался изучением проблемы мифологических универсалий, которые можно обнаружить в мифологии разных народов, не связанных между собой исторически и географически.

2. Проблема изучения магии и её соотношения с религией. По мнению Фрезера, магия представляет собой попытку рационального объяснения мира. В этом положении, концепция Фрезера в определенной степени напоминает концепцию анимизма Тайлора, которая также базировалась на попытках не правильно объяснить мир. Кроме того, Фрезер полагал, что магия не только предшествовала религии, но и затем полностью уступила ей место в мировоззрении. И тем самым, по мнению Фрезера, магия есть не что иное, как этап в духовном развитии человечества. Следующий этап, который должен по мнению учёного наступить, связан с наукой. Такое серьезное противопоставление магии и религии привело к тому, что в адрес Фрезера стали звучать критические замечания, в которых указывалось, что элементы магического мировосприятия можно обнаружить и на стадии религии.

Еще одни исследователь второй половины XIX - начала XX столетия, Р. Маретт. Он занимался целенаправленным изучением ранних форм религии и именно он являлся одним из разработчиков анимизма. В конце XIX была опубликована Р. Кондринктоном, в которой были отражены результаты этнографических исследований Кондринктона, в том числе и в религиозном аспекты. В этой книге упоминается интересный термин «манна», как сверхъестественная сила, которая оказывает влияние на все процессы, которые происходят в природе и общества. Вся суть религии милонезийцев сводится к тому, чтобы овладеть такой сверхъестественной силой и использовать её на благо своего общества. Эта работа «Мелонизийцы» и термин «манна» вызвали большой интерес у многих учёных, а Р. Маретт заинтересовался этими явлениями достаточно подробно и в результате своих исследований, построенных на изучении данного понятия, предложил новую концепцию происхождения религии.

Маретт выдвинул гипотезу о существовании первоначальной стадии религиозного развития человека, на которой еще не сформировались анимистические представления. По мнению учёного, первобытный человек, находясь на начальной стадии развития, верил в безличную сверхъестественную силу. При этом этот человек не столько осознавал наличие её, сколько чувствовал. В связи с этим учёный акцентировал внимание на эмоциональной стороне индивидуального опыта соприкосновения с этой силой. Маретт попытался выработать новый подход к проблеме определения сущности религии через «табу» и «манна». Первое понятие «табу» в концепции учёного выражает отрицательный аспект отношения к сверхъестественному, а «манна» выражает положительную характеристику таких отношений. По мнению Маретта, минимум религии – дихотомия табу-манна.

Такой подход к определению религии на начальной стадии развития человечества произвёл переворот в научных кругах в начале XX века. В то же время раздавались и критические замечания в адрес его концепции.

Критические замечания: некоторые исследователи указывают на то, что для возникновения представлений о манне, требуется также как и в анимизме достаточно высокий уровень абстрактного мышления. И в этой связи учёные подчёркивают, что возникновение аниматизма и анимизма происходило вероятнее всего примерно в один хронологический отрезок в период формирования homo sapiens. Маретт внёс вклад и в другие области религиоведения, в частности, являясь сторонником эволюционизма, Маретт подчёркивал, что религиозная эволюция очень тесно связана с социальной эволюцией (религия – социальное явление, формируется в обществе). Исследователь также акцентировал внимание на том, что при изучении религии необходимо рассматривать явление во всём его многообразии и в исторической динамике. И более того, необходимо исследовать всевозможные боковые векторы развития религиозного явления. Особенно это характерно для изучения мировых религий.

Еще одно важное направление исследований Маретта касалось изучения психологической стороны религии (изучение чувств, эмоций, которые возникают у человека при соприкосновении со сверхъестественным). Маретт является одним из первых исследователей, который стал развивать именно психологический подход к изучению религий. Наиболее масштабно это направление получило развитие в XX веке.

Еще один исследователь, внёсший лепту в развитие религиоведения в конце XIX, начале XX века – Э. Кассирер. Известный немецкий философ. Большое внимание уделял мифологии, мифологическому сознанию, языку символов. В целом его концепция получила название «символическая теория мифа». С точки зрения Кассирера, мифология рассматривается наряду с языком и искусством как автономная (независимая) символическая форма культуры. Мифология, с его точки зрения предстает как особый способ символизации чувственных данных и эмоций. Мифологическое сознание в целом – это некий код, система знаков и символов. Именно в мифологическом сознании происходит наиболее объективный на тот период времени путь познания окружающего мира. В целом, по мнению Кассирера, мифология – это конкретные, унифицированные образы, метафоры, которые заменяют рациональные законы, которыми оперирует научное мышление. Таким образом, миф – форма познания и творческого осмысления реальности.

Кассирер полагал, что специфика мифологического сознания заключается в неразделенности реального и идеального. Разделение на объект и субъект. Разделение на вещь и её образ. Миф – это определенная символическая система, отражающая наиболее ярко интуитивное начало сознания. По мнению учёного, язык символов – это универсальное изобретение человечества, которое отличает человека от всех других живых существ и поэтому в целом Кассирер говорит о том, что человек – это не столько рациональное животное, а сколько животное символическое.

В конце 19 столетия формируется такое важное научное направление, как этнопсихология, из которой позднее в XX веке выделится историческая психология и одним из основателей этого направления является немецкий исследователь, психолог, фольклорист Вильгельм Вундт. Он занимался изучением проблемы психологии народов. Вундт сделал акцент на том, что при изучении психологии народов очень важно изучать историю языка, историю мифов и историю обычаев того или иного народа.

В отечественной науке второй половине XIX – первой половине XX столетия, изучение психологии народов также получило широкое распространение через исследования национального характера (Шпет, Бердяев, Лосский, Ильин).

Итоги развития зарубежного религиоведения:

1. В XVIII – первой половине XIX столетия был собран огромный фактический материал, который позволил исследователям поставить вопрос о формировании отдельной самостоятельной области знания, которая позднее получит название религиоведения. Само становление религиоведения относится ко второй половине XIX столетия и возникла эта дисциплина на стыке философии, антропологии, этнографии, археологии, языкознания, сравнительной мифологии и фольклористики.

2. С самого своего начала (конец XIX века) религиоведение стремилось к объективной и беспристрастной оценке и исследованию религий мира. Все исследования начального этапа развития религиоведения (вторая половина XIX – начала XX столетия) базировались на огромном количестве эмпирического материала и на рациональных методах их интерпретации.

3. Возникновение новой науки о религии в целом вызвало положительную реакцию у европейского научного сообщества и общественности, хотя появились и отдельные отрицательные высказывания. Наибольшее сопротивление обозначилось со стороны христианских теологов, которые стали выступать основными оппонентами в изучении религиоведческих проблем (особенно что касалось изучения истории христианства).

4. Теоретические возражения теологов и некоторых исследователей сводились главным образом к тому, что нельзя изучать религию при помощи рациональных методов, т.к. религия содержит в себе иррациональные (сверхъестественные) элементы. Другая группа критиков религиоведения указывала на то, что изучение религий может привести и к некоторым негативным последствиям в практической сфере (в последнем случае речь идёт о том, что исследование религиозных проблем может подорвать значение и ценности в частности христианской веры, и авторитет отдельных религиозных лидеров или в целом религиозных движений) речь шла о том, что история христианства может открыть ряд серьезных проблем (крестовые походы, инквизиция и т.д.).

Не смотря на всё сопротивление теологов и консервативных научных кругов, тем не менее, интерес у европейской общественности к религиоведению постоянно возрастал на протяжении второй половины XIX столетия. Начиная с 70х годов XIX века, лекции по истории и философии религии начинают читаться в крупнейших университетах Англии, Голландии, Германии, Франции, Италии, России и ряде других европейских стран. К концу XIX столетия религиоведение окончательно оформляется как междисциплинарная область гуманитарного знания, как научная дисциплина, изучающая всё многообразие религиозных явлений.

Развитие российского религиоведения в дореволюционный период в целом проходила в тех же направлениях, что и в западной Европе (но, одна из особенностей этого процесса заключалась в том, что в дореволюционный период в России было гораздо меньше теоретических работ в области истории и философии религии, исследования в основном несли прикладной характер).

2 религия и идеология в концепциях Сорокина и Манхейма

3 основные подходы к классификации религий. Гегель, Тиле, Зиббек

5 взаимосвязь категорий «культура и религия.

Религия и общество: хрестоматия по социологии религии 1996

Классика мирового релгиоведения Хрестоматия 1996

Отношение к действительности как источнику сообщений, сложной системе символов соответствует концепции партипации, разработанной Л. Леви-Брюллем, который считал миф прелогической конструкцией, в которой, в свою очередь, действует закон всеобщего детерминизма. «Явления оказываются симптомами, знаками, а вещи – проводниками непостижимых смыслов» (Ермолин, 2002. С. 98). Изображение связано с изображенным субъектом, воздействуя на изображение или части тела (волосы, ногти) или вещи человека, можно добиться изменения его состояния. Истинный смысл явлений и вещей сокрыт, поэтому случайное получает статус значительного. В романе Р. Клера «Китайская принцесса» избранный героем способ коммуникации через разнообразные гадания внешне приводит его к краху, но вера в сокрытое значение событий, определяемое их внутренней непостижимой связью, сообщает герою веру в то, что вопреки настоящим обстоятельствам, его судьба изменится. Принцип партипации лежит в основе бесконтактной магии.

2. ГОЛОД И ИДЕОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА

П. Сорокин*

Под идеологией общества я разумею совокупность представлений, понятий, суждений,

комплексы их: убеждения, верования, теории, "мировоззрение", свойственные членам

агрегата. Причем мной в понятие идеологии включаются как убеждения, теории, верования и

т.д., только переживаемые и мыслимые про себя, так и проявленные вовне: словами,

письменными знаками, рисунками, жестами и другими способами...

... Исследование поведения и идеологии отдельного индивида показывают, что

"содержание сознания" последнего резко меняется при резких изменениях кривой количества

и качества пищи, поступающей в его организм. Это изменение состоит в том, что при голоде

идеология человека деформируется в направлении укрепления и усиления суждений, теорий,

убеждений и верований, при данных условиях благоприятствующих, "одобряющих"

применение мер, способных дать пищу, с одной стороны, с другой — в сторону ослабления и

подавления речевых и субвокальных рефлексов, мешающих, препятствующих этому

утолению...

... Я утверждаю, как бы это ни казалось парадоксальным, существование функциональной

связи между количеством и качеством калорий, поглощаемых обществом, и сменой успеха

или неуспеха ряда идеологий, циркулирующих в нем...

... Целесообразнее будет остановиться на какой-либо одной крупной и типичной системе

верований или идеологий, на ее судьбах уяснить суть дела и проверить указанную связь. Так

я и поступлю. В качестве такой типичной системы верований и убеждении я возьму

социалистически-коммунистические и уравнительные теории, воззрения, идеологии.

... Голод у голодных, поставленных в указанные условия, должен вызывать появление,

развитие и успешную прививку коммунистически-социалистическиуравнительных

рефлексов, в частности рефлексов речевых и субвокальных (убеждений), иными словами,

"коммунистически-социалистической идеологии". Последняя в таких голодных массах

находить прекрасную среду для прививки и распространения и будет "заражать" их с

быстротой сильнейшей эпидемии. Совершенно не важно, под каким соусом она будет подана

и как обоснована: по методу ли Маркса или Христа, по системе ли Бабефа—Руссо, якобинцев

или по системе Катилины и анабаптистов, на принципе ли "прибавочной стоимости" и

"материалистического понимания истории" или на принципе Евангелия: "Кто имеет две

рубашки — пусть отдаст одну неимущему".

Эти обосновывавшие, мотивирующие и оправдывающие "тонкости" массе совершенно не

важны, они ей недоступны, она ими не интересуется. Это — "соус", для нее совершенно не

имеющий значения. А важно лишь то, чтобы идеология благословляла на акты захвата,

раздела, поравнения, чтобы она прямо на них

* Сорокин П.А. Голод и идеология общества // Квинтэссенция. Философский альманах. М.,

1990. С. 376—413. Публикация А.Ю. Согомонова.

наталкивала, их одобряла. А почему, на каком основании — это дело десятое. Если какое-

нибудь обоснование есть — отлично. Если нет — тоже не беда. Если при данных условиях

всего более подходят для "оправдания" Евангелие — идеология будет ссылаться на него, во

имя заповеди Христа будет благословлять "обобществление". Если сейчас более подходящей

является идеология Маркса — будет взята она, будет широко прививаться и под ее флагом

будет идти соответственное "обобществляющее" движение...

... Кому не известно, что в прошлом и теперь коммунистически-социалистические

идеологии (во всех их многочисленных формах) вербовали своих адептов и носителей почти

исключительно из бедноты и встречали противников в богатых и сытых группах...

... Возьмите... идеологию раннего христианства. В первое время она была идеологией

коммунистической, предписывавшей если не юридически, то морально: у кого две одежды,

то дай неимущему; и у кого есть пища - делай то же; богатый — раздай имущество бедным,

ибо легче верблюду пройти сквозь угольное ушко, чем богатому войти в царствие небесное.

В ряде первых христианских общин, в частности в Иерусалимской, "никто ничего из имения

своего не называл своим, все было общее" (Деяния Апостолов, 4,32,34; 4,44,45). Здесь был

полный потребительский коммунизм; и Анания и Сапфира, утаившие часть имущества, были

наказаны смертью. В более мягкой форме, но тот же коммунизм потребления существовал и в

других ранних общинах: Коринфской, Фессалийской, Еффесской и т.д.

Словом, как ни пытались и пытаются смягчить эту черту ряд теоретиков христианства —

она, несомненно, была ему присуща.

Ему присущ и ряд других черт коммунистически-социалистической идеологии, вроде

положений, сформулированных рано и повторявшихся позже: "Не трудящийся, да не ест"

(апостол Павел), "Богатые — ленивые трутни" (Иоанн Златоуст), "Частная собственность по

своей природе есть неправда" (Климент Александрийский), "Природа создала общее право

для всех, узурпация отдельных лиц вызвала частное право, корысть разделила владения" и

т.п. "Бесстыдная речь!" — говорит св. Амвросий защитнику собственности. "Частная

собственность противоречит природе" и т.п.

К кому же всего легче прививалась эта идеология? Из кого рекрутировались ее адепты?

"Кто составлял большинство общины? — Босяцкий пролетариат" (К. Каутский).

Нищие, беднота, рабы — вот тот слой, к кому она быстро прививалась и среди кого имела

успех. Герои христианства — "блаженны нищие". Имущество церкви — patrimonium

pauperum l.

И первые христианские монастыри — коммуны состояли из бедноты. "Те же слои народа,

которые дали первых христиан, явились и материалом для монастырей. Это были в

большинстве бедняки... Большинство монастырей представляло собой союзы бедняков"2.

"Служению Божию", жалуется Августин, посвящают себя большей частью рабы или

вольноотпущенники, или крестьяне, ремесленники и прочие плебеи. Здесь особенно сильно

проводился коммунизм.

Чувство частной собственности особенно сильно подавлялось в монастырях.

1 500 галилеян (первые христиане в Иерусалиме) были "по большей части бедняками". В

Коринфской общине Павла, по его словам, — "немного мудрых по плоти, немного богатых,

немного благородных". Он же говорит и о глубокой нищете фессалоникийской и

филиппийской общин. См: Добшютц Ф. Греческий мир и христианство // Христианство в

освещении протестантских теологов. СПб. Б.г.

С. 55.

2 Каутский К. От Платона до анабаптистов // Предшественники нового социализма.

Петроград. 1920. Т. 1. С. 95.

Правило гласило: "Пусть никто не владеет никакой собственностью, ни книгой, ни пером,

ни письменной доской, ничем, абсолютно ничем".

Позже в состав христиан вошли и богачи, но дух и практика разбогатевшей христианской

церкви к этому времени (как увидим ниже) резко изменились. Если время от времени по

разным поводам и воскресала первичная коммунистическая идеология, то без всякого

результата и успеха в официальной церкви; фактическое же оживление ее принимало формы

"ереси", возникало опять-таки среди бедноты и преследовалось самой церковью и

носителями ее власти.

И позже коммунистические идеологии, возникавшие на почве христианства, опять-таки

вербовали своих адептов из среды бедноты, главным образом. Коммунизм древнего

христианства соответствовал потребностям бедного пролетариата.

"За весьма малым исключением господствующие классы почти не принимали участия в

зарождении (такой) ереси. Как общее правило, ересь первоначально распространялась среди

массы простого народа. Удары, поставившие существование (официальной церкви и

иерархии) в опасность, были нанесены людьми темными, проповедовавшими между

бедняками и угнетенными, оскорбленными и униженными".

Так именно обстояло дело с патаренами и катаррами, у которых практика и идеология

была коммунистической в значительной мере и которые вербовались, главным образом, из

низших слоев народа.

Так было с арнольдистами, католическими бедняками, вальденсами, гумилиатами, с

апостольскими братьями и беггардами...

... Возьмем ли мы обширные агрегаты или агретаты небольшие, в общем и целом рост

успеха коммунистической и сродных идеологий происходит именно или в момент обнищания

масс, или в момент совпадения обоих процессов, то есть в моменты роста дефицитного и

сравнительного голодания...

... Не случайным фактом в этом процессе разлива уравнительно-социалистических идей

является возникновение и быстрое развитие христианства. Если само по себе его появление

— случайность, результат совпадения многих причин, то чрезвычайно быстрое завоевание

этой идеологией умов и душ в I, II и Ш вв. — явление вполне понятное с точки зрения

проверяемой теории. Бедности и нищеты в эту эпоху было бесконечное изобилие. Богатству

и роскоши не было границ. Почва для коммунистической идеологии была готова. Мудрено

ли поэтому, что христианство с его коммунистическими чертами как идеология "нищих",

"обездоленных", "труждающихся" и "обремененных" быстро заразило многочисленные слои

бедноты и выросло в религию сотен тысяч.

Являясь идеологией нищих бедняков, будучи интернациональным, проповедуя царство

бедных и проводя потребительский коммунизм, оно быстро завоевало низы, жаждавшие

этого, низы — голодные, отвыкшие от работы, страдавшие и убеждавшиеся в безуспешности

государственной помощи.

Так как в ближайшие века империи положение масс не улучшалось, а ухудшалось, то и

распространение этой идеологии росло. И вплоть до Ш—IV вв. отцы церкви Туртуллиан,

Василий Великий, Климент Александрийский и другие не раз подчеркивали

коммунистические черты христианства и выступали идеологами коммунизма.

С того же момента, когда церковь разбогатела, когда в ее лоно вошли богатые слои,

началось обратное движение христианской идеологии: она мало-помалу стала затушевывать

и терять первоначальные коммунистические черты, сначала робко, потом резче и резче, пока

в конце концов не выкристаллизовалась в идеологию, вполне "приемлющую" мир с его

богатством и бедностью, деспотизмом одних и унижением других.

Но чем сильнее христианская идеология официальной церкви эволюционировала

в этом направлении, тем менее и менее пригодной делалась она в качестве идеологии

бедноты, тем неизбежнее становился отрыв последней от нее и тем необходимее вызывалось

появление новых идеологий, на почве того же христианства, но с чертами раннего

христианского коммунизма. Так оно и было в действительности.

Возврат к "чистому слову Божию" и "к апостольской бедности", то есть к первичному

христианству в форме "коммунистических ересей", обнаруживается тогда, когда церковь уже

разбогатела и перестала выражать чаяния бедноты, когда бедность возросла, когда появилась

довольно резкая имущественная дифференциация бедных масс — крепостных,

ремесленников, пролетариата, с одной стороны, клириков, богатых землевладельцев,

феодалов и городской аристократии — с другой.

К X—XI вв. церковь, как известно, стала богачом. В VIII в. собственность церкви в Галлии

составляла третью часть всей заселенной территории. В конце периода Каролингов

получились еще более обширные владения церкви.

В Англии вплоть до XV в. половина земель принадлежала церкви. Мудрено ли поэтому,

что идеология официальной церкви растеряла весь коммунизм и не могла быть больше

идеологией бедноты. К последней отныне должны были прививаться иные идеологии, с

коммунистическим оттенком, хотя бы возникшие на почве того же христианства, но

носившие явно антицерковный характер. В этих идеологиях мог появиться и лозунг захвата и

раздела церковных богатств, как главных "магнатов", притягивавших бедноту...

И действительно, подобные идеологии появились...

... В нашей стране мы были свидетелями, как с 1916 г., когда уже обеднение дало себя

знать, особенно в городах, левосоциалистические идеологии стали быстро развиваться. В

1917 г. социализм стал религией большинства масс. Со времени революции приток адептов в

социалистические партии совершался сотнями тысяч. Идеология социализма и коммунизма

— в рафинированной или примитивной форме — захлестнула __________все сознание народных масс.

Маркс и другие идеологи стали божествами. Программы социалистов — в их практических

лозунгах — символами веры...

... Как указано было выше, с обогащением какой-либо группы, без усиления

имущественной дифференциации, пищетаксис ее ослабляется; значит, притяжение ее

"скопами" и богатством падает, слабее поэтому становится и ее стремление к захвату

достояния других групп или лиц. Если же бывшая бедная группа, хотя бы путем

"коммунизации", обогатилась настолько, что под ней образовались еще более бедные группы,

для которых уже достояние первой становится притягательным магнитом, то

декоммунизация идеологии этой первой группы идет еще быстрее, ибо теперь ей угрожает

опасность захвата захваченного достояния ее самой, из уравнителей теперь они попадают в

положение богачей, которых могут уравнять так же, как они сами уравняли бывшую до них

"буржуазию". Попав в положение последней, эти разбогатевшие уравнители неизбежно

получают ее антиэгалитарную идеологию, вытеснявшую былую идеологию.

Наконец, если данная группа не богатеет, но имущественные контрасты ее с

окружающими группами уменьшаются, то есть последние беднеют, то опять-таки

пищетаксис первой — особенно сравнительный — ослабляется, падает и коммунистическая

идеология. Если же это обеднение всеобщее и очень сильно, то есть делить нечего и этой

дележкой не накормишь голодный желудок, то здесь для коммунистической идеологии нет

места; она не поможет...

... "Человек, бывший в группе бедняков, этот человек, перейдя в группу богатых, фатально

будет иным человеком. Из его тела при таком переходе помимо его воли вынимается душа

"бедняка", и вкладывается "душа богача"... Какой

нибудь бедняк, яростно бичующий и ненавидящий богачей-"грабителей",

провозглашающий собственность кражей, попав в богачи, быстро трансформируется и очень

скоро с пеной у рта начинает защищать священные права собственности" и т.д.

Так было всегда. Исключений из этого правила нет.

Так было, и так есть. Для большей убедительности не мешает привести ряд исторических

фактов, показывающих, как одна и та же социальная группа, являясь носителем

коммунистической и сродных идеологий в бедном состоянии, разбогатев,

"декоммунизируется" в своей идеологии, в своих поступках, убеждениях и речевых

рефлексах...

... Беру... второй крупнейший факт и соответственную группу: христианство и

христианскую церковь.

Оно дебютировало как идеология коммунизма, как идеология бедноты, составлявшей в

первое время главную массу христиан. В первой стадии здесь было и известное равенство, и

братство, и обобщение имуществ.

Прошли века. Из гонимой религии бедноты и из группы неимущих христианская церковь

уже в IV—V вв. стала богатой, а в VII—IX вв. — главным богачом, овладевшим где 1/3, где

1/2 всей территории. И мы видим, как идеология и практика церкви и христианства

декоммунизируется. В истории христианства в экономическом отношении необходимо

различать два периода: время до признания Константином христианства господствующей

религией (321 г.) и время после этого. В течение первого периода экклезию (церковную

общину) составляла вся христианская община вообще, согласно принципу всеобщего

священства. Члены ее были равноправны. Даже рабы не представляли исключения.

Состояние, когда "все принадлежит всем", всегда выдвигалось отцами церкви в качестве

идеала. На постоянных братских трапезах (агапах) господствовало в полном смысле слова

общее потребление.

После Константина эти трапезы прекратились и даже были запрещены. В течение этого

второго периода и экклезия была (уже только. — П.С.) община клира в более тесном смысле

слова. Благотворительность духовенства шла на убыль по мере роста церковных богатств.

Расходы на бедных, вначале поглощавшие почти весь бюджет церкви, теперь понизились до

четверти. Законодательство Каролингов признает 1/4 церковных доходов принадлежавшими

епископу, 1/4 — остальному духовенству (недурно __________приспособились! — П.С.), 1/4 — бедным

и 1/4 входит в состав строительного фонда. Но даже эта пропорция сохранялась недолго.

Начиная с псевдо-Исидора (IX в.) под бедными стали разуметь только бедных членов

духовного сословия. Таким образом, церковь окончательно разделалась со своей прежней

ролью благотворительницы, и... из клира (как и везде из уравнителей и коммунизаторов. —

П.С.) постепенно сложилось поднимавшееся над мирянами и иерархически построенное

первое сословие, материально и духовно независимое.

Церковь, упрочивая себе господство, должна была принести немало жертв. В течение

долгой борьбы, которая вознесла духовную власть над светской, смирение, любовь к

ближнему, самоотвержение, исчезли. Скромная пустыня с открытием мощей превращалась в

разукрашенный монастырь; суровые подвиги основателей отходили в область преданий, а

монастыри превращались в места лени, обжорства, разврата и т.д. Жадность, корыстолюбие и

стяжательство церкви росли. Теперь всякий шаг священника должен б







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 416. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия