Студопедия — Типы инвесторов 69 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Типы инвесторов 69 страница






Жил Прабхупада, как и остальные преданные, в палатке, пока г-н Ачарья, один из самых дружелюбно настроенных жильцов многоквартирных домов, что стояли на участке, не предложил ему остановиться у него.

Уже через несколько дней после приезда в Джуху Прабхупада был готов провести церемонию закладки фундамента и первого камня. Это было еще одним тактическим ходом, который он предпринимал, чтобы закрепить за собой право на землю. Но дело было не только в тактике: он хотел как можно скорее построить здесь храм. Не пристало Радха-Расавихари стоять в палатке, Им подобает находиться в защищенном месте, на мраморном алтаре, на симхасане из серебра и тикового дерева; рядом должны стоять мурти двух гопи, Лалиты и Вишакхи, а над храмом – возвышаться мраморные купола высотой более тридцати метров. Тысячи людей будут каждый день приходить в храм на даршан и прасад.

И вот однажды утром, в самый разгар фестиваля, Прабхупада вместе с преданными, жившими в Джуху, провел простую и скромную церемонию закладки первого камня. Выкопав глубокую яму, они обложили ее дно кирпичом. Спустившись в нее, Прабхупада установил там Божество Шеши, а потом, сидя на скромном возвышении, он стал бить в медный гонг, аккомпанируя киртану; преданные же по очереди подходили и бросали в яму пригоршни земли, пока яма не заполнилась доверху, а дым от жертвенного костра тем временем медленно поднимался к небу.

Услышав, что Брахмананда Свами согласился заплатить подрядчикам за сооружение пандала сорок тысяч рупий, Прабхупада очень рассердился. Опять та же история: глупые западные ученики позволяют себя обманывать. Прабхупада отказался платить такую сумму: четырех тысяч им за глаза хватит. Когда подрядчики пришли разбираться, Прабхупада сказал, что денег у него мало и они должны быть довольны тем что дают. Те было возмутились, но Прабхупада разгневался и отрезал:

— Какие могут быть возражения? Вы и так имеете пятьсот процентов прибыли!

Когда они ушли, Прабхупада сказал:

— Стоит им нас увидеть, они сразу же думают, что у этих американцев денег куры не клюют. Мы пытаемся что-то сделать в Индии, но как только начинаем тратить деньги, то переплачиваем по пятидесяти процентов, и только потому, что вам, американцам, не хватает опыта. Что тут поделаешь? Индийцы хотят выудить у вас деньги и безбожно врут.

Жители соседних домов жаловались на громкие киртаны, раздающиеся во время фестиваля из громкоговорителя. Они и так устали от того, что их арендодатель, г-н Н., тянул с ремонтом зданий, порой заставляя их неделями сидеть без воды, когда ломался водопровод, и неожиданное и вынужденное соседство с двумя десятками американских преданных лишь усилило их недовольство. Некоторые из соседей были христианами и к вайшнавизму относились с неприязнью, опасаясь, что дети их могут вновь стать индусами. Некоторые жители обвиняли преданных в посягательстве на их личную жизнь, другие критиковали их за то, что они ссорятся друг с другом, а третьи — за то, что неженатые мужчины живут слишком близко от незамужних женщин, хотя и в отдельных помещениях.

Однако некоторые из соседей видели, что западные вайшнавы трудятся изо всех сил, искренне поклоняясь Радхе и Кришне. И никто из жильцов не критиковал Прабхупаду, поэтому, когда Прабхупада был там, он мог их успокоить и уладить любой конфликт. Но Прабхупада знал, что, стоит ему уехать, ситуация может легко измениться.

 

Прабхупада готовился к длительному кругосветному путешествию — с востока на запад. Сначала он собирался поехать в Австралию и Японию, затем посетить Гавайские острова, потом США, может быть, Мексику и, наконец, Европу. В Индию он планировал вернуться не раньше чем через полгода, и потому хотел, чтобы в его отсутствие дела в Бомбее шли ровно и гладко.

 

За несколько дней до его отъезда к нему пришел Мадхудвиша Свами:

— Это место меня не очень вдохновляет. Я думаю, мне нужно сменить обстановку.

Прабхупада спросил, куда бы он хотел поехать, и Мадхудвиша ответил, что думает об Австралии. Прабхупада сказал:

— Да, я как раз еду туда. Поехали со мной.

Брахмананда Свами сообщил ему, что с тех пор, как он уехал из Найроби, проповедническая деятельность там практически прекратилась. Прабхупада согласился, что Брахмананде следует вернуться к исполнению своих прежних обязанностей.

И снова Прабхупаде пришлось искать того, кто мог бы возглавить его бомбейский проект. На этот раз он остановил свой выбор на Гирирадже, молодом брахмачари, который очень успешно проповедовал в Индии, привлекая в ИСККОН больше всего свободных членов. Поскольку самое главное для руководителя данного проекта, рассуждал Прабхупада, — уметь собирать пожертвования и находить свободных членов, и поскольку Гирирадже это хорошо удается, то, несмотря на молодость и неопытность, он обладает основными качествами, необходимыми для того, чтобы справиться с возложенными на него обязанностями. Прабхупада уже убедился в том, что Гирираджа прост, послушен и готов отдать все свои силы осуществлению бомбейского проекта.

Гирираджа: Шрила Прабхупада спросил:

— Справишься, Гирираджа?

— Да, Шрила Прабхупада, как пожелаете, — ответил я.

На самом деле, меня это не очень обрадовало, но я понимал, что нужно быть преданным своему духовному учителю и делать все, что тот скажет. И согласился. Прабхупада сказал, что хорошее управление — значит делать все, что требуется. Позже, когда я пришел к Шриле Прабхупаде, он, сидя за письменным столом, сказал мне:

— Теперь ответственность за проект полностью на тебе.

Услышав эти слова, я вздрогнул, так как не привык брать на себя ответственность.

Когда Прабхупада был в Бомбее, к нему на лекции приходил молодой архитектор из Голландии Ханс Кильман, которого заинтересовало сознание Кришны. Прабхупада убедил Ханса стать преданным и помочь им построить в Бомбее городок «Харе Кришна». Под руководством Прабхупады Ханс тут же начал делать архитектурные эскизы будущих зданий.

Ханс: Прабхупада сказал:

— Теперь слушай внимательно. Господь Кришна послал тебя сюда. Ты должен спроектировать для Него эти храмы. Ты должен делать это очень искренне и не бояться.

Я полностью предался. В тот момент я почувствовал настоящий экстаз. На его столе лежала стопка фотографий; он дал их мне и сказал:

— Посмотри.

Я посмотрел - это были фотографии нового храма Говиндаджи во Вриндаване. Он сказал:

— Я хочу, чтобы ты спроектировал такой храм.

Я спросил у него:

— Какого размера, Шрила Прабхупада?

Он дал мне лист бумаги для пишущей машинки и попросил меня набросать на нем эскиз. Затем он дал мне фотографии, карандаш и линейку, провел меня в соседнюю комнату и усадил за стол. Там уже сидели двое: Прадьюмна, со всеми своими санскритскими книгами, и Шьямасундара, печатавший письма. Неожиданно для себя самого, я, со своими чертежами, оказался между ними.

Прабхупада сказал Гирирадже и другим преданным, что для строительства храма необходимо собрать шестьдесят четыре лакха рупий. Преданные понятия не имели, где достать такую огромную сумму, но Прабхупада подсказал им несколько идей. Он, например, предложил заручиться финансовой поддержкой влиятельных людей через бхент-наму, продажу гостиничных номеров в пожизненное пользование. Были и другие пути.

Однако сначала нужно было закрепить за собой землю. Они уже жили здесь, но прежде чем они смогут приступить к строительству, им нужно получить официальный документ, удостоверяющий их права на землю. Поскольку господин Н. уже просрочил с выдачей договора, Прабхупада велел Гирирадже немного надавить на него, чтобы тот поторопился с оформлением и немедленно выдал купчую.

 

В своей последней бомбейской лекции Прабхупада говорил о шести Госвами Вриндавана и их горько-сладком экстазе разлуки с Кришной. Некоторым его ученикам показалось, что говорит он об этом, потому что сам собирается на долгое время уехать.

На следующий день, в аэропорту, пока Прабхупада ожидал своего рейса в Австралию, состоялось радостное прощание. Сидя в окружении преданных в зале для особо важных персон, Прабхупада наблюдал за тем, как Мадхудвиша Свами ведет экстатический киртан.

— Если вы будете продолжать проводить такие киртаны, — сказал Прабхупада преданным, — наш бомбейский проект увенчается успехом.

Увидев, что г-н Н тоже пришел попрощаться, Прабхупада воскликнул:

— О, г-н Н., и вы здесь! Вы становитесь одним из нас!

 

* * *

Прабхупада обладал удивительной способностью видеть изначальную духовную природу материального мира и трансформировать часть этого мира в духовную энергию, так что даже самому обыкновенному человеку открывалась духовная реальность. На это были направлены все усилия Прабхупады. Часто трансценденталисты стараются удалиться от материального мира, так как боятся растратить духовную силу. Веды предписывают трансценденталисту избегать общения с материалистами и не иметь ничего общего с деньгами. Но, следуя принципам Шрилы Рупы Госвами, Прабхупада считал, что все материальное можно одухотворить, использовав в служении Кришне. Следуя этому принципу, опытный преданный, даже если он действует в материальном мире, ни на минуту не утрачивает связи с духовной энергией. Для такого преданного, по сути дела, не существует ничего материального.

Ведические писания называют великого преданного Нараду Муни, способного превращать материалистов в преданных, чинтамани, философским камнем. Подобно тому как чинтамани превращает железо в золото, Нарада превратил звероподобного охотника в чистого вайшнава. Веды прославляют Нараду за духовные подвиги, которые он совершил в давно минувшие времена, и Шрила Прабхупада достоин не меньшей славы за чудеса, совершенные им в наше время. Снова и снова применяя на практике сознание Кришны, он доказывал, что способен заставить даже самого закоренелого материалиста отречься от всего материального и превратить его в деятельного преданного Господа. И вот теперь, завербовав в лагере майи горстку преданных, он собирался с их помощью превратить часть материального мира в животворящий дух. Силой своих трансцендентных пророческих слов он стремился превратить камень и человеческую энергию в величественные духовные храмы.

Заносчивые материалисты иногда упрекают трансценденталистов в бездеятельности, но Прабхупаду в этом никак нельзя было обвинить — он ни минуты не сидел сложа руки. Напротив, критиканы с иронией называли его капиталистом в одежде санньяси. Но таких обвинений Прабхупада не боялся — он выполнял волю великих ачарьев прошлого. Об этом он писал в «Шримад-Бхагаватам» еще до своего приезда в Америку в 1965 году:

«Поэтому все мудрецы и преданные Господа говорят о том, что искусство, наука, философия, физика, химия, психология и все прочие отрасли знания должны быть целиком поставлены на службу Господу».

Прабхупада хотел превратить целые области материального мира в мир духовный. Ему было ясно, что, предприняв попытку построить духовный город в Джуху, он начал генеральное наступление на позиции майи. Всего за несколько месяцев он столкнулся с великим множеством трудностей и препятствий, которые пытались помешать осуществлению его планов, а сколько их еще впереди! Сражение только начинается.

Его ученикам работа эта порой казалась изнурительной и напряженной; и это сбивало их с толку. Ведь они встали на путь духовной жизни, чтобы обрести счастье, а не беспокойства. Однако присутствие Прабхупады и его слова поддержки помогали им оставаться стойкими. Он знал, что, стоит им вкусить нектара бескорыстной преданности Кришне, они уже никогда не согласятся на что-то меньшее. Он ободрял их, напоминая слова таких великих духовных учителей, как Бхактивинода Тхакур, который сказал: «Я принимаю за величайшее счастье те трудности, с которыми мне приходится сталкиваться в преданном служении Тебе».

ГЛАВА СОРОКОВАЯ

 

Кругосветное путешествие. Мысли о Бомбее не идут из головы.

 

Прабхупада путешествовал с тремя учениками: Шьямасундарой (секретарем), Прадьюмной (слугой и по совместительству редактором санскрита) и Нанда-кумарой (поваром). Первая их остановка была в Сингапуре, где эмиграционные власти безо всяких объяснений отказали Прабхупаде во въезде в страну. Индийские друзья в Сингапуре организовали для Прабхупады лекцию и успели разослать по почте сотни приглашений, но Шрила Прабхупада, огорченный и обиженный, вынужден был продолжить свой двенадцатичасовой перелет до Сиднея.

 

1 апреля 1972 года.

Перед поездкой в Мельбурн Прабхупада намеревался на несколько дней остановиться в Сиднее. Хотя Движение сознания Кришны в Австралии было совсем еще молодым, Прабхупада увидел здесь позитивные сдвиги: несколько преданных уже были готовы к посвящению, Прабхупаду приглашали на радио и телевидение, а на его утренние лекции в храме собиралось много заинтересованных гостей.

Это был его второй визит в Австралию. В первый раз, когда он сюда приехал, почти год назад, он установил здесь Божества Радхи-Гопинатхи и молил Их: «Вот, я оставляю Вас в руках млеччх. Сам я не могу взять на себя эту ответственность. Пожалуйста, руководите этими юношами и девушками и дайте им разум, чтобы они могли поклоняться Вам как следует». Теперь, вернувшись спустя год, Прабхупада увидел, что Божества красиво одеты и о Них хорошо заботятся, и почувствовал себя счастливым. Проведя в Сиднее несколько дней, заполненных лекциями и программами Прабхупада полетел дальше, в Мельбурн.

Упананда: В Мельбурне Прабхупада выступил с лекцией в здании муниципалитета, куда собрались все местные хиппи. Пришел туда и один человек по прозвищу «чародей». Раньше он был профессором университета, а потом подал в отставку и начал заниматься всякой чепухой. Он был очень умён, носил черный плащ и трико, и имел группу последователей. Как только настало время для вопросов, он встал и заговорил — поначалу очень уважительно:

— Простите, Ваша Божественная Милость. Я слушал вашу лекцию, и в этой связи хотел бы кое-что сказать. Я верю в то, что я – Бог, что я – центр вселенной. И примерно в следующем году я это докажу.

— Это нормально, — сказал Прабхупада. — Все так считают. Чем вы отличаетесь от остальных?

На самом деле, «чародей» устроил весь этот спектакль только потому, что хотел выделиться — и одеждой, и всем остальным. А Прабхупада вывел его на чистую воду, показав, что он всего лишь один из глупцов-материалистов. Все начали смеяться и зааплодировали.

 

Окленд

14 апреля 1972 года

Преданные в Новой Зеландии открыли храм всего за несколько недель до приезда Прабхупады. Он провел в нем два дня, установив Божества Радха-Кришны.

Бхуриджана: Прабхупада установил большие мраморные Божества, хотя пуджари было, прямо скажем, немного — всего одна девушка. Но Прабхупада настаивал — Божества нужно установить и хорошо о Них заботиться. Он потребовал, чтобы преданные немедленно изготовили сразу много комплектов одежды. Преданные соорудили временный деревянный алтарь и повесили занавес. Занавес упал. Все шло наперекосяк. В конце концов, преданные совсем запутались и расстроились.

Тогда за дело взялся Шрила Прабхупада. Он сказал:

— Поставь это сюда. А это поставь назад. Ты делай так, а ты делай так.

Он полностью взял ситуацию в свои руки. Преданные снова повесили занавес, а Прабхупада сказал:

— Уберите отсюда вьясасану.

Они вынесли вьясасану, потому что она была слишком большой для такой маленькой комнаты – даже для людей места не оставалось. Прабхупада просто положил на пол мягкую подстилку и сидел на ней.

 

На один вечер Прабхупада заехал в Гонконг, где прочитал лекцию на программе, устроенной Бхуриджаной и его женой Джагаттарини.

Бхуриджана: Мы научили индийских детей петь молитвы духовному учителю. Когда Прабхупада приехал, они для него их спели. Он посмотрел на меня, и было видно, что он очень доволен. Затем он сказал:

— Твоя жена говорит, что здесь никто не проявляет интереса к сознанию Кришны, а у тебя здесь столько учеников!

— Это у вас много учеников, Прабхупада, — сказал я.

В конце лекции Прабхупада спросил, есть ли вопросы, и руку поднял маленький индийский мальчик. Он спросил:

— А кто поджег лес? — мальчик хотел узнать про пожар в Кришна-лиле, о котором рассказывается в книге «Кришна».

Прабхупада понял вопрос по-своему — он подумал, что речь о материальном мире, подобном бушующему лесному пожару, про который поется в молитве духовному учителю. Поэтому Прабхупада сказал:

— Никто его не поджигал. Он горит сам собой — так же, как в лесу пожар может начаться от того, что друг об друга трутся два бамбуковых ствола. Но благодаря повторению «Харе Кришна» мы можем выбраться из этого лесного пожара материальной жизни.

В Японии преданные разместились в старом жилом доме на ферме, в холмистом пригороде Токио. Шрила Прабхупада поселился в гостинице неподалеку, установил в храме Божества Радхи-Кришны и дал санньясу лидеру ИСККОН в Токио, Судаме.

Прабхупада сказал, что чувствует «пульс своих учеников», и недавно заметил в ведущих менеджерах Общества тенденцию слишком погружаться в управление и пренебрегать проповедью. Он говорил своему секретарю, что члены Джи-би-си не должны просто протирать штаны в офисах, стараясь сосредоточить власть в своих руках, напротив, они должны стать отрешенными, принять санньясу, путешествовать и проповедовать. С этой мыслью он дал санньясу двум секретарям Джи-би-си, Тамала-Кришне и Судаме. Теперь он советовал им не стараться избавиться от административных обязанностей, а поступать, как он — проповедовать, но в то же время заниматься управлением в своих зонах, не особо привязываясь к своим постам и возможностям.

Шьямасундара: Стены гостиничного номера, в котором остановился Прабхупада, были сделаны из рисовой бумаги, поэтому там было очень холодно. Климат оказался ничуть не мягче северного, но при этом в здании полностью отсутствовало центральное отопление. Однажды я пришел в комнату Прабхупады на мангала-арати, завернувшись в одеяло.

— Вам не холодно, Шрила Прабхупада? — спросил я.

Было видно, что ему не нравится холод, но это не помешало его служению Кришне.

Нанда-кумара: На воскресном пиру собралось около тридцати японских преданных. Почти все они были молоды. Каждый принес по цветку, чтобы положить к стопам Прабхупады, и предложил ему полный дандават. Они были очень почтительны. Прабхупада отметил, что это хороший знак — «юноши и девушки умеют уважать святого человека».

Бхуриджана: Мы договорились о проведении программы в Кобе. Там жило много индийцев и синдов. Дорога из Токио до Кобы отняла у нас много времени. Хотя в доме не было лифта, хозяева разместили Прабхупаду на третьем этаже. Для Прабхупады это было тяжелое испытание, но он только поднял подбородок и без остановки поднялся наверх.

Программу организовали просто ужасно: наряду с Прабхупадой в качестве лектора посадили выступать какого-то санньяси-майявади. Прабхупада вызвался говорить первым и говорил по-английски. На программе было немало индийцев — около ста человек, и Прабхупада очень ясно и решительно объяснил им, что Кришна — Бог.

Затем заговорил на хинди санньяси. Прабхупада сидел, закрыв глаза, и повторял джапу. Вдруг он посмотрел на нас и сказал: «Немедленно начинайте киртан». Мы встали, и прямо посереди лекции запели. Как только киртан закончился, Прабхупада тотчас же уехал.

Когда мы вернулись, Прабхупада рассказал нам, что произошло:

— Сначала он проповедовал хорошо. Но затем он начал говорить о панчопасане, пяти ипостасях Абсолюта. А когда он сказал, что Верховный Господь в конечном счете безличен, я уже не мог этого стерпеть.

Прабхупада добавил:

— Выходя из дома я превращаюсь во льва, а дома я овечка.

В Токио у Прабхупады также были дела, связанные с издательством «Дай Ниппон». Он был очень рад, что руководство компании настолько ему доверяет, что выдало в кредит несколько сотен тысяч долларов, заручившись лишь его устными обязательствами. Один из администраторов «Дай Ниппон» даже смиренно обратился к нему с вопросом о своем сыне, умершем полтора года назад. Он хотел узнать, вернулся ли тот к Будде.

Молодой японский руководитель, который переводил вопросы своего пожилого коллеги и ответы Прабхупады, пояснил:

— С тех пор он стал очень религиозен.

— Это был его старший сын? — спросил Прабхупада.

— Самый младший. Ему было двадцать лет.

Коллеги обменялись короткими репликами.

— Он спрашивает, как избавиться от печали по смерти сына.

— О, да, — сказал Прабхупада. — Суть в том, что, что бы ни случилось, успех будет зависеть от того, насколько нами доволен Кришна. Это я уже объяснял.

Он рассказал историю о Сандипани Муни, духовном учителе Кришны и Баларамы. Лишившись сына, Муни обратился к двум своим ученикам:

— Мои дорогие мальчики, я потерял своего юного сына. Если вы вернете его, я буду счастлив.

И Кришна отправился на планету Ямараджи и вернул учителю сына.

— Поэтому постарайтесь удовлетворить Кришну и Он даст вам благословения. Ваш сын будет благословлен. Молитесь Кришне, и где бы ни оказался ваш сын, он будет счастлив. Вы верите в перевоплощение души?

Молодой японец перевел вопрос старику. Старик кивнул. Прабхупада продолжил:

— Да. Ваш сын наверняка где-то снова воплотился. Поэтому если вы будете молиться Кришне, ваш сын будет счастлив. Он получит благо.

 

Когда Карандхара, секретарь Джи-би-си по западу Соединенных Штатов, прибыл в Токио, чтобы помочь в переговорах с издательством «Дай Ниппон», Прабхупада заговорил с ним о новом проекте в Бомбее. Кроме того, он написал два письма Гирирадже, вдохновляя его как можно скорее начать в Бомбее строительство зданий ИСККОН. Он хотел, чтобы Гирираджа построил храм по образцу известного храма Говиндаджи в Джайпуре, а рядом — современную многоэтажную гостиницу. «И тогда это будет идеальный проект в Джуху».

Прабхупада сказал, что Ханс (ныне Сурабхи) должен до июня закончить чертежи и согласовать их в муниципальном совете, чтобы работы с закладкой фундамента можно было начать до наступления сезона дождей. «Не думаю, что это возможно, — написал Прабхупада, — но если ты попробуешь, это будет замечательно».

 

Гавайи

6 мая 1972 года

Во время своего недельного пребывания в Гонолулу Прабхупада установил там пять Божеств Панча-таттвы: Господа Чайтанью, Господа Нитьянанду, Шри Адвайту, Шри Гададхару и Шри Шриваса, а в местном центре йога-медитации прочитал лекцию по йоге. На утренних прогулках по пляжу он обсуждал ложные выводы дарвинизма. Пляж Вайкики, сказал Прабхупада, не так красив, как Джуху.

Нанда-кумара: В то время все преданные на Гавайях носили майки и одежду ярких цветов, и у них были очень длинные, толстые шикхи. Прабхупада сказал:

— Шикха гаудиа-вайшнава – не больше четырех сантиметров в диаметре. Шикхи большего размера носят в другой сампрадайе. И их нужно завязывать в узел.

Я сказал об этом преданным, и все они вернулись чистенькие, аккуратненькие, в шафрановых куртах и с шикхами нужного размера.

Говинда-даси: Прабхупада остановился в большом доме со стороны Макапу, на острове Оаху, прямо у океана — изумительное место. Утром Прабхупада гулял по пляжу, а когда возвращался с прогулки, то садился на деревянную скамью в каменистом внутреннем дворике. Мы рассаживались вокруг, а он читал короткую утреннюю лекцию. Затем, прохаживаясь по своей комнате, он повторял мантру.

Однажды вечером, когда он повторял джапу, я вошла к нему, и он спросил:

— Закончила свои шестнадцать кругов?

— Да, Шрила Шрила Прабхупада, шестнадцатый дочитываю, — ответила я.

— Хорошо, — сказал он.

Прабхупада много думал о центре в Бомбее. Он попросил меня набросать архитектурный эскиз зданий в Бомбее по его описаниям. К счастью, один друг-архитектор очень хорошо нарисовал эскиз и Прабхупада остался им доволен.

Прабхупада получил письмо от Мандакини-деви-даси – ученицы из Франции, которая собиралась выйти замуж за преданного, живущего в Советском Союзе, чтобы помогать ему в проповеди сознания Кришны. Прочитав письмо, Прабхупада счастливо улыбнулся. Мысль о том, что Движение сознания Кришны в России набирает силу, доставляла ему огромную радость. Затем он повернулся к Говинда-даси и сказал:

— Проповедуй, пока молода. А когда состаришься, удались во Вриндаван и повторяй «Харе Кришна». Для того мы и строим эти центры в Индии. Ты не сможешь удалиться от дел и уединенно жить в святом месте, если в достаточной мере не проповедовала. Ум будет тебя беспокоить. А если проповедовала, то сможешь удалиться от дел и повторять «Харе Кришна» — поэтому проповедуй как можно больше.

Хотя порой Прабхупада мог уделить тому или иному преданному всего один день или даже минуту, этого короткого общения было достаточно, чтобы преданный получил вдохновение на всю жизнь. Преданные понимали, что хотя Прабхупада нисходит в их жизнь и дает эти краткие наставления, которые становятся самыми важными событиями в их жизни, сам он выше тех обстоятельств — места и времени — в которых они вместе с ним находятся. Он размышлял о чем-то более глубоком, а силу его молитв Кришне они пока были не способны осознать.

 

На Гавайях Прабхупада получил письмо от Гирираджа, которое заставило его усомниться в способности его бомбейских менеджеров договориться с хитрым г-ном Н. Описывая фактическое положение дел, Гирираджа сообщал, что только что выплатил г-ну Н. 7500 рупий. Прабхупада спросил: «За что?» Гирираджа ответил, что считает это частичным взносом в счет тех двух лакхов в год, которые нужно будет выплачивать г-ну Н. — после того, как будет подписан договор о купле-продаже. Но зачем же платить г-ну Н., если документ о передаче права собственности еще не получен? Прабхупада начал беспокоиться о своем «Харе-Кришна-лэнде».

Вновь и вновь он возвращался мыслями в Бомбей, Вриндаван и Майяпур, но много о проблемах не говорил. Напротив, приехав в очередной пункт своего назначения, он благословлял своим вниманием как преданных, так и гостей. Если он читал лекцию по «Шримад-Бхагаватам», то полностью сосредотачивался на этом, если разговаривал с гостем или давал наставления ученику, то без остатка отдавал себя собеседнику. Он был необычайно искусен в своем преданном служении Кришне, а проявлялось это в том, что, приняв на себя огромную ответственность за многих людей и управление всемирной организацией, он нес ее милостиво и изящно, всегда появляясь перед преданными на утренних прогулках или в храме чистым и свежим, словно только что распустившийся лотос. Он был прост и открыт, и каждый видел, насколько чисты его мотивы. Но в то же время он был непостижимо серьезен. Он просто служил Кришне всегда и везде: поднимаясь вместе с учениками на лифте в Гонконге, или с любопытством отмечая особенности японской культуры, или прогуливаясь по морскому побережью под гавайским небом.

* * *

Лос-Анджелес

18 мая 1972 года

Когда прошел слух, что Шрила Прабхупада хочет, чтобы секретари Джи-би-си проповедовали, а не сидели в офисах, четыре члена американского Джи-би-си страстно пожелали стать санньяси, и теперь ожидали прибытия Шрилы Прабхупады в Лос-Анджелес.

Сатсварупа: Прабхупада сказал, что поскольку мы принимаем санньясу в расцвете юности, у нас есть все возможности сделать гораздо больше, чем он. Он сказал, что принял санньясу на закате жизни, но «лучше поздно, чем никогда». Мысль о том, что мы можем сделать больше, чем Прабхупада, насмешила всех. Один за другим, мы подходили к вьясасане, и Прабхупада, вручая нам триданды, говорил: «Теперь проповедуй, проповедуй, проповедуй».

Сразу после этого Прабхупада позвал нас наверх, к себе. Мы спросили, не даст ли он нам какие-нибудь особые наставления. Он сказал, что в жизни санньяси есть два ограничения. Первое: увидев богатого человека и его состояние, мы не должны думать: «О, я оставил все, но как бы я хотел всем этим наслаждаться!» Второе: завидев красивую женщину, мы не должны думать: «У меня была красивая жена, и сейчас я вижу эту красивую женщину. Я мог бы наслаждаться ею». Другими словами, ни в коем случае нельзя сожалеть о том, что мы приняли санньясу.

Джагадиша: Прабхупада попросил всех членов Джи-би-си собраться в Лос-Анджелесе, и там некоторые из них получили санньясу. Там же мы распределили между собой зоны проповеди. У нас состоялась одна особая встреча с Прабхупадой. Все члены Джи-би-си собрались в его комнате, и Прабхупада, оглядев всех нас, спросил:

— Уверены ли вы? Искренни ли вы?

Мы молча сидели перед ним, и за две долгих минуты никто не проронил ни слова. Для меня это было одним из самых тяжелых в жизни испытаний — Прабхупада испытывал нас: «Уверены ли вы? Искренни ли?»

Прабхупада говорил, а ученики вслушивались в каждое слово:

— Что касается меня, — сказал он, — то я уверен. Поэтому я действую так активно. Это факт. Я упорно тружусь, потому что это факт, а не вымысел. В этом я лично убежден. Когда кто-нибудь говорит: «Вы верите?», я отвечаю: «Нет, для меня это не вопрос веры. Это реальность». Итак, при помощи книг, аргументов, проповеди, диспутов вы должны вселять веру в других. Но сами вы убеждены в том, что проповедуете? Если нет, то дело не пойдет. Прежде всего, нужен энтузиазм. Не будьте как мертвые. Вы должны трудиться больше меня. Только живые могут проповедовать.

Итак, всеми делами будут управлять местный президент и казначей храма. Джи-би-си могут лишь следить за тем, чтобы все работало. Но главная заповедь управления состоит в том, чтобы каждый член Общества повторял шестнадцать кругов и следовал принципам. В этом наша духовная сила.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 432. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия