Студопедия — Открытое Первенство и Чемпионат Калининского района г. Уфы 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Открытое Первенство и Чемпионат Калининского района г. Уфы 1 страница







I I ФОРМУЛЫ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ



 


Мы не будем апеллировать к мистическому «шестому чувству», а ис­пользуем реальные лексикографические пособия, представленные в разделе 1.1.

Обратимся вновь к «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля. Формулировка этого словаря «интеллигенция — разумная, образованная, умственно развитая часть жителей» была общепринятой в XIX веке, недаром она воспроизводилась всеми дореволюционными энциклопедическими словарями. В качестве признаков «интеллигентности» здесь выступают: во-первых, обра­зованность, во-вторых, разумность, умственное развитие, то есть спо­собность к духовному творчеству, или, говоря современным языком, креативность.

Надо заметить, что креативностью обладают все нормальные люди, но интеллигентская креативность приобретает форму рацио­нально-критического рассуждения (дискурса). Эту особенность под­черкнули современные социальные философы: «Интеллигенция су­щественно отличается от буржуазии и рабочего класса, вместе взятых. Последние (за незначительным числом исключений, подтверждаю­щих правило) живут, не поднимаясь над эмпирическим уровнем, — это и есть их классовая норма. Интеллигенция "живет" уровнем вы­ше — теория, теоретическая рефлексия»'.

Действительно, для интеллектуально развитых индивидов (ин­теллигентов и интеллектуалов в равной мере) характерна склонность к теоретическому обобщению, они думают не только о том, что есть, но и о том, что должно быть, интересуются далекими от ежедневно­го бытия вещами, например, «конечными ценностями», началами природы и общества, происхождением Вселенной. Интеллектный слой вырабатывает национальный литературный язык и специаль­ные терминосистемы, выделяющие его представителей из простона­родной массы. Надо заметить, что теоретическое мышление и куль­тура речи способствуют развитию не только чувства собственного достоинства и самодостаточности, но иногда — самомнения, сно­бизма и высокомерия, поэтому их нельзя называть обязательными качествами интеллигентного человека и включать в формулу интел­лигентности.

' Кустарев А. Нервные люди. С. 56.


Налицо два бесспорных элемента интеллигентности, названные И И. Далем. Но этих элементов недостаточно. Образованность и креативность в совокупности представляют собой не интеллигентность личности, а интеллектность, то есть обладание интеллектом. Интел лект же «образованного, умственно развитого человека» может быть направлен на достижение различных жизненных целей.

Жизненное целеполагание (понимание смысла жизни) зависит от этического самоопределения, то есть, говоря философским языком, этоса.Этическое самоопределение санкционирует те жизненно важ­ные смыслы и ценности, к достижению которых следует стремиться, те нормы и эталоны, которыми нужно руководствоваться в практическойдеятельности, те добродетели, которые желательно культиви­ровать, и те пороки, которых следует избегать. Именно этическое самоопределение отличает интеллектуала от интеллигента, оно и являетсянеобходимым третьим элементом формулы интеллигентности. Этическое самоопределение либо вырабатывается самостоятельно — это удел духовно сильных личностей (аристократов духа), либо приобр етается путем приобщения к какой-либо интеллектной субкультуре.

Вотличие от образованности и креативности — постоянных чле­ном формулы, содержание которых предопределяется современным уровнем культуры, этическое самоопределение — переменная составляющая, направленность которой может меняться в широком диапазоне. Оно может быть ориентировано политически, и тогда перед ними представитель этико-политической субкультуры начала XX века; этико-просветительные и этико-культурологические концепции интеллигентности акцентируют иные духовные ценности интеллигентного человека, главными из которых остаются гуманизм, альтруизм, тол ерантность,осуждение мещанского стяжательства и агрессивного насилия,бескорыстное служение культуре.

Получается следующая формула русской интеллигентности:

Интеллигентность = [С & V] ■ кТ, здесь приняты следующие обозначения:

С — интеллектная постоянная: относительно высокая образован-

НОСТЬ плюс креативность;

' ' Мое (нрав, характер) — совокупность стабильных черт индивидуального ха-

i.1 I. |м


 



Глава 1. ИНТЕЛЛЕКТНЫИ СЛОИ


1.1. ФОРМУЛЫ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ



 


V — этическая переменная: принятое личностью этическое само­определение;

& — оператор конъюнкции (логический оператор И);

кТ — коэффициент исторического времени, принимающий раз­личные значения в зависимости от поколения интеллигенции.

Формула интеллигентности читается так:

интеллигентность — интегральное качество личности, включа­ющее на уровне, соответствующем определенному поколению ин­теллигенции, образованность, креативность, этическое самоопреде­ление (этос).

Постоянная часть формулы показывает отношение к сфере об­щественного производства: образованный субъект, занятый умствен­ным трудом. Переменная часть — этос — характеризует отношение к сфере личностного потребления, то есть к средствам удовлетворе­ния потребностей и интересов. Разграничение интеллигентов и ин­теллектуалов происходит не в сфере производства, где они могут за­нимать одинаковое положение и выполнять одни и те же функции, а в сфере потребления, где происходит относительно свободная само­реализация индивида.

Поколение интеллигенции — историческая общность, характе­ризующаяся типичными для нее мировоззрением, интеллектно-эти-ческими идеалами, ценностными ориентациями, социально-психо­логическим складом. Смена поколений интеллигенции означает смену культурно-исторических эпох. Различают двенадцать поко­лений русской интеллигенции. В дальнейшем мы поговорим о них подробно, а здесь ограничимся перечислением: древнерусское поко­ление (X — начало XIV века), старомосковское (XIV — начало

XVII века), допетровское (XVII век), петровское (первая половина

XVIII века), екатерининское (вторая половина XVIII века), пушкинско-
гоголевское (первая половина XIX века), пореформенное, тургеневско-
чеховское (вторая половина XIX века), революционное (начало XX века),
советское героическое (первая половина XX века), советские шести­
десятники и восьмидесятники (вторая половина XX века), постсовет­
ское (формируется в наши дни)1.

1 Обоснование состава поколений и их периодизации см.: Соколов А. В. Хроноло­гия русской интеллигенции // Петербургская историческая школа: альманах. СПб., 2003. Вып. 3. С. 486-500.


Очевидно, что каждому поколению интеллигенции свойственны свои, исторически обусловленные нормы этического самоопределения. В этих нормах выражаются: направленность личности — альтруизм или эгоизм; отношение к оппонентам (агрессивность) —
толерантность или насилие; отношение к культуре — благоговейное
почитание или потребительская эксплуатация. Согласно этико-куль-
турологической и этико-просветительной трактовкам интеллигенции,
мистическая переменная интеллигента Vинтеллигент должна обязательно вклю чать:а) альтруизм, б) толерантность, в) благоговение перед культу рой. Уточним эти понятия.

Альтруизм понимается как ощущение ответственности за благо­получие не только свое и своих близких, но и других людей, обществa, человечества в целом. Я согласен с Н. Н. Моисеевым, который качестве отличительной особенности интеллигентных людей называл «разумный альтруизм», непримиримость к «несправедливости и бедам общественного бытия», способность «подняться над узкими корыстными интересами, интересами той или иной группы, способность думать над тем, что их непосредственно не касается»1. Альт руистический этос включает признание равенства (равноценности)
и братства людей, ощущение потребности в других людях и братской любви к ним.

Толерантность (ненасилие) — межнаучное понятие, принятое и политологии, этике, культурологии, психологии2. При рассмотре­нии интеллигентности будем иметь в виду понимание толерантности как «способности индивида без возражений и противодействия принимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жиз­ни, характер поведения и какие-либо иные особенности других инд ивидов»3,как отказ от насилия и «отрицание принуждения как способ взаимодействия человека с миром, природой, другими людьми»4.

Толерантность не означает примирения со злом, потакание злу своим бездействием. Напротив, она предполагает противление злу словом

1 Моисеев Н. Н. Атавизация и интеллигенция // Знание — сила. 1990. № 6. С. 13.

Толерантность / общ. ред. М. П. Мчедлова. М, 2004.

' Вондырева С. К., КолесовД. В. Толерантность (введение в проблему). М.; Воро-■003. С. 5.

Макарова Н. И., Напивайко Н. В. Насилие — ненасилие в современном образо-
....... Новосибирск, 2004. С. 151.



Глава 1. ИНТЕЛЛЕКТНЫИ СЛОИ


1.3. ФОРМУЛЫ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ



 


или неповиновением, бойкотом распоряжений злобной власти, но никак не силой оружия. Признанными идеологами движения не­насилия являются Л. Н. Толстой, М. Ганди, М. Л. Кинг1.

Д. С. Лихачев особо подчеркивал: «Интеллигенты — это люди, исполненные духа терпимости к чужим ценностям, уважения к дру­гим... Интеллигента можно узнать по отсутствию в нем агрессивно­сти, подозрительности, комплекса собственной неполноценности, по мягкости поведения. Агрессивен только полуинтеллигент, теряющий себя в шаманизме "массовой культуры"»2. Отсюда следует, что ин­теллигент не может быть тираном и деспотом ни в частной жизни, ни в политике. Толерантность несовместима с деспотизмом, автори­таризмом, не говоря уже о тоталитаризме. Зато рациональная интел­лектуальность вполне согласуется с деспотизмом, нигилизмом, ци­низмом, ксенофобией, расизмом.

Благоговение перед культурой представляет собой, с одной сто­роны, самоидентификацию с национальной культурой и ощущение бремени культурного наследия, то есть осознание личной ответствен­ности за сохранение культурных ценностей предков; с другой — по­читание культурных памятников других стран и народов в качестве общечеловеческого культурного наследия. Интеллигентный человек относится к произведениям культуры как к безусловной и абсолют­ной ценности, а ни в коем случае не как к утилитарному средству. Мне кажется, что сущность такого отношения хорошо выражает книжное слово «благоговение», которое В. И. Даль толковал как «смесь страха и уважения, смирения и покорности», а современные словари определяют как «глубокое почтение, уважение, преклоне­ние»3. Юридическим выражением интеллигентского благоговения перед культурой может служить «Декларация прав культуры», разра­ботанная академиком Д. С. Лихачевым4.

Итак, исходная формула интеллигентности соответствует фигуре интеллигента-гуманиста, этическое самоопределение которого включает альтруизм + ненасилие + благоговение перед культурой.

1 Ненасилие: философия, этика, политика. М, 1993.

2 Лихачев Д. С. Я вспоминаю. М, 1991. С. 252.

3 Большой толковый словарь русского языка. СПб., 1998. С. 81.

4 Конгресс российской интеллигенции. СПб., 1998. С. 266-274.


 


Думаю, что она годится не только для этико-культурологических, но м для философско-теологических формулировок, ведь «разумный дух» безнравственным быть не может. Аналогично можно постро-1П1. исходную формулу интеллектуальности, которая выглядит так же, как формула интеллигентности, а именно:

Интеллектуальность = [С & V] ■ кТ.

Формула интеллектуальности соответствует этико-политической субкультуре и интеллектуалам западного образца. Главное ее отли­чие от формулы интеллигентности заключается в том, что этическая переменная Vинтллектуалаi имеет иное содержание, ибо разумные эгоисты и интеллектуалы, согласно определению, руководствуются разу­мом, а не эмоциями и чувствами (значит, им чужды моральные эмо­ции сострадания, привязанности, благоговения, чувства совести и стыда). Место альтруизма в формуле интеллектуальности занимает эгоизм, место толерантности — интолерантность (нетерпимость), практикующая насильственные методы по принципу «цель оправдывает средства», вместо благоговения перед культурой — потреби­тельское использование ее в качестве вспомогательного средства или источника комфорта и развлечения. В связи с этим интеллектуалу свойственны культурная индифферентность, готовность адаптироваться к любой культурной среде, отказ от самоидентификации с определенной национальной культурой. Нарисованную фигуру интеллектуала назовем интеллектуал-циник, учитывая, что ее этическое самоопределение характеризуют эгоизм + насилие + потребительское отношение к культуре. Как известно, циник — безнравственный человек, использующий любые средства для достижения своих целей. Наконец, представим формулу интеллектности, соответствующую социологической и социально-экономической трактовкам ин-нилигенции. Поскольку в этих трактовках отсутствует этическое самоопределение, формула упрощается и выглядит следующим образом:

Интеллектность = С ■ кТ.

Отсутствие в формуле интеллектности этической составляющей означает, что реальные субъекты интеллектного слоя этически

нейтральны. Ведь не зря дореволюционную интеллигенцию обвиня-

ли в нигилизме и фанатизме, а советскую интеллигенцию упрекают



Глава 1. ИНТЕЛЛЕКТНЫЙ СЛОЙ


1,3. ФОРМУЛЫ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ



 


в конформизме и сервилизме, легко перераставших в «рептильную приспособляемость и рабскую угодливость». Не случайно интелли­генция сделалась объектом интеллигентофобии и интеллигенто-филии, более ста лет русская интеллигенция окружена ненавистью честных и умных людей, интеллигентами себя не считающими. Вме­сте с тем есть немало поклонников, в прозе и стихах восхваляющих «особый, дорогой и нежный цветок, взращенный нашей суровой ис­торией» (С. Н. Булгаков). Очередное проявление «мглы противо­речий»? Попробуем ее рассеять.

Не удивительно, что интеллигенция вызывала злобу и ненависть у монархистов и реакционеров. Известно, что когда на банкете в честь Николая II кто-то за столом произнес слово «интеллигент», царь огля­нулся на сказавшего и произнес: «Как мне противно это слово». И доба­вил, что прикажет Академии наук изгнать это слово из русского язы­ка1. Не удивительно, что убежденный консерватор и эстет К. Н. Ле­онтьев в своих статьях не употреблял слово «интеллигенция» без кавычек, считая его хамским, ибо оно обозначает людей, которые являются носителями либерализма, нигилизма и «дошли до полного равнодушия к целостности и силе государства нашего»2.

Удивительно неприязненное отношение к интеллигенции некото­рых светочей русской культуры. Например, А. П. Чехов в одном из частных писем написал: «Я не верю в нашу интеллигенцию, лице­мерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр»3. Не случайно образы рефлектирующего, эгоцентрич­ного, жалкого, беспомощного и бесполезного интеллигентика часто встречаются в рассказах и драмах Чехова.

В среде советских интеллектуалов получили распространение клеветники, добровольные и платные доносчики, стукачи, предате­ли, провокаторы, лицемеры с рабской психологией, — сколько их развелось среди выпускников советской высшей школы! И все они в глазах народа выглядели представителями интеллигенции!

1 Денисов П. Н. Очерки по языку русской общественной мысли. Язык русской общественной мысли конца XIX — первой четверти XX века. М., 1998. С. 30.

Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство: философская и политическая пуб­лицистика. Духовная проза (1872-1891). М., 1996. С. 285.

3 Чехов А. Я. Собрание сочинений: в 12т. Т. 12. Письма 1893-1904. М., 1964. С. 273.


Не удивительно, что некоторые особо этически чуткие натуры отказываются от интеллигентского звания. К примеру, декан фило­софского факультета Санкт-Петербургского государственного универ­ситета Ю. Н. Солонин в одном из интервью заявил: «если есть что нелюбимое мной, так это русская интеллигенция». Причины его «не-любви»: «холуйство, хамство», «самодовольство при показном со­страдании», выпрашивание «подаяний в виде каких-то там пожиз­ненных президентских стипендий», в результате чего «умирает человечность, заменяясь этикетностью и чем-то иным подобным, уми­рает и интеллигентность и, следовательно, ее носители»'. Короче го-воря, наш выдающийся философ клеймит интеллигенцию не за политическую оппозиционность, а за подлость и пошлость, которые вызывали отвращение у А. П. Чехова.

Однако мрачным интеллигентофобам возражают оптимисты-интеллигентофилы, которые находят гуманистическую интеллигент­ность в своем социальном окружении и пытаются ее распространить Среди русских людей. В конце XIX века писатель-народник Глеб Успенский (1843-1902) патетически восклицал: интеллигенция — «всегда свет, и только то, что светит, или тот, кто светит, и будет ис­полнять интеллигентское дело, интеллигентскую задачу»2. Один из единомышленников Г. И. Успенского конкретизировал его эмоцио-нальную метафору: «Кардинальный признак в понятии интеллигент­ности лежит в ее общественном характере, не в одной сумме знаний, не в каких-либо формальных, классовых, сюртучных и других вне­шних признаках, а в ее духовной сущности. <.. > Тот врач, для кото­рою медицина ремесло, который является слесарем от медицины, не понимает привходящих в нее элементов общественной миссии, — in- интеллигенция»3.

В советские времена высказывать симпатии к интеллигенции, ска­жем мягко, было не принято, но некоторые вольнодумцы не забыва-1и свои интеллигентские корни. Одно из свидетельств этого — стихотворение Наума Коржавина «Русской интеллигенции», написанное и 1944 году в сталинской Москве:

1 Никольский Б. И. Святая простота: в 2 ч. СПб., 2005. С. 278-279.

2 Успенский Г. И. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 5. М., 1956. С. 237.

' Елпатьевский С. Я. Из разговоров об интеллигенции // Русское богатство. 1904.

1. С. i



Глава 1. ИНТЕЛЛЕКТНЫЙ СЛОЙ


If. ФОРМУЛЫ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ



 


Трижды ругана, трижды воспета, Вечно в страсти, всегда на краю... За твою необузданность эту

Я, быть может, тебя и люблю. Я могу вдруг упасть, опуститься

И возвыситься, дух затая,

Потому что во мне будет биться Беспокойная жилка твоя.

Не случайно в конце 1980-х, на излете горбачевской перестройки, Интеллигент стал героем дня, воплощением Разума и Совести стра­ны, освободившейся от ига тоталитаризма. Зазвучали высокие сло­ва, перекликающиеся с высказываниями народников начала XX века.

Противоречия между интеллигентофобами и интеллигентофила-ми объясняются тем, что их обличения и восторги адресованы раз­ным представителям интеллектного слоя. Дело в том, что, помимо фигур интеллигентов-гуманистов и интеллектуалов-циников, полно­стью соответствующих формулам интеллигентности и интеллекту­альности, в интеллектном слое существуют какие-то другие фигуры, которые общественное мнение считает интеллигентскими. Эти фи­гуры можно обнаружить, если обратиться к переменным этическим параметрам, характеризующим направленность личности, отноше­ние к другим людям и отношение к культуре.

Имеются три фигуры, включающие альтруистическую направлен­ность личности, а именно: квазигуманист, допускающий насилие ради достижения идеологически санкционированных и альтруисти­чески переживаемых целей, например утверждение христианства или либеральной демократии; скептик — высокообразованный и воль­номыслящий альтруист, отвергающий насилие и критически оце­нивающий современную культуру, а не благоговеющий перед нею'; наконец, нигилист,не только подвергающий сомнению общеприз­нанные культурные ценности, но и склонный к их разрушению, ибо, как говорил тургеневский Базаров, «надо место расчистить». Однако

1 Скептицизм понимается здесь как философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании надежных критериев истины. В эпоху Просвещения скеп­тицизм отождествлялся со свободомыслием (М. Монтень, П. Бейль и др.).


русский нигилист является не эгоистом, а альтруистом, поскольку, как справедливо заметил С. Л. Франк, он заботится «о насущном хле­бе для всех или большинства»1.

Разнообразно эгоистическое самоопределение. Эгоист может быть добрым и сострадательным человеком, а может быть злым и жесто­ким. Он может варварски потреблять культурные ценности, а может быть их фанатичным поклонником. В общественной жизни, да и в бы­ту часто сталкиваешься с интеллектуалом-деспотом. Деспотизм, конечно, чужд альтруизма и толерантности, но он базируется на не­которых культурных ценностях, прежде всего — определенной идео­логии. Содержание идеологии не имеет значения, важно, чтобы она способствовала укреплению власти деспота.

Особый вид деспотизма — культ собственной личности {нар­циссизм), когда собственное Я становится высшей культурной цен­ностью, ради блага которой оправдано применение любых средств. Эгоистические личности представлены еще двумя фигурами: сноб, о свергающий насилие и уважительно относящийся к культуре2, и кон­формист,толерантный, но культурно беспринципный человек. В об­щей сложности получается восемь фигур интеллектного слоя, имею­щих различную этическую ориентацию. Вот они:

гуманист = альтруизм + толерантность + благоговение перед

культурой;

квазигуманист = альтруизм + насилие + уважение к культуре; скептик = альтруизм + толерантность + критика ценностей

культуры; нигилист = альтруизм + нетерпимость + отрицание ценностей

культуры;

деспот = эгоизм + насилие + насаждение собственных ценностей;

гнои' = эгоизм + толерантность + признание современной культуры;

конформист = эгоизм + покорность + индифферентность

к культуре; циник = эгоизм + нетерпимость + отрицание ценностей культуры.

Франк С. Л. Этика нигилизма // Вехи: сб. ст. о русской интеллигенции. М, 1991. С, 182.

Напомню, что, в соответствии с современным словоупотреблением, сноб — нмелонек, считающий себя носителем высшей интеллектуальности и изысканных икусов» (Большой толковый словарь русского языка. СПб., 1998. С. 1223).


;



Глава I. ИНТЕЛЛЕКТНЫЙ СЛОИ


КЗ. ФОРМУЛЫ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ



 


Важно обратить внимание на то, что других вариантов этическо­го определения быть не может, потому что исчерпаны все возмож­ные сочетания этических параметров. Стало быть, представленный перечень является конечным исчислением фигур интеллектного слоя. Конечно, наименования фигур приняты условно ради удобства обра­щения к ним, и, вероятно, возможны более удачные формулировки. Но дело не в словах, а в том, чтобы решить, какие из них относятся к интеллигентам, а какие — к интеллектуалам. Наиболее подходя­щим критерием для этого может служить толерантность: интелли­гент — это человек, не способный к насилию, а интеллектуал — че­ловек, действующий по принципу «цель оправдывает средства».

Таким образом, получаются два класса интеллектных фигур, ко­торые обыденное сознание «оптом» относит к интеллигенции:

фигуры интеллигентов — ГУМАНИСТ, СКЕПТИК, СНОБ, КОН­ФОРМИСТ;

фигуры интеллектуалов — ЦИНИК, ДЕСПОТ, КВАЗИГУМА­НИСТ, НИГИЛИСТ.

Очевидно, что восторг интеллигентофилов вызывают гуманисты, иногда — квазигуманисты, но никак не деспоты, циники или кон­формисты. А интеллигентофобы клеймят циников, деспотов и кон­формистов, принимая их за представителей класса интеллигентов. Досадное недоразумение! Сделаем еще несколько комментариев по поводу выведенных формул.

1. Правда и ложь. Обратим внимание на то, что как в классе ин­теллигентов, так и в классе интеллектуалов представлены альтру­истические и эгоистические фигуры. Альтруизм, в отличие от эгоиз­ма, не нуждается в лицемерии, скрытности, обмане. Альтруист, свободный от своекорыстных расчетов, способен жить по правде, а не по лжи, в отличие от эгоиста, в той или иной мере допускающе­го ложь, хитрость, предательство ради достижения личных целей. Включение в этическое самоопределение интеллигента или интеллек­туала альтруизма означает, что правдивость становится его неотъем­лемой чертой. Суть правдивости хорошо сформулировал Н. В. Кар­лов: «Интеллигентность беззастенчиво опровергает любимые и привычные заблуждения. Она говорит горькую правду. Для нее нет запретных тем, нет излишне деликатных вопросов, нет авторитетов, нет сакральной истины. Именно это раздражает. Именно за это ее не


любят»1. Стало быть, гуманисты и квазигуманисты, скептики и ниги­листы предпочитают «жить по правде», а деспоты, снобы, конформи­сты и циники не могут обойтись без лжи. Можно сказать, что в на­шей формуле интеллигентности правдивость подразумевается в составе этического самоопределения в качестве непременного элемента. Вместе с тем гуманистическая правдивость не должна быть бестактной и жестокой, она может допускать «ложь во спасение», во имя милосердия. Требуя правдивости, альтруизм обусловливает прису­щие интеллигентным людям доброжелательность, скромность, чест­ность, уважительное отношение к окружающим. Исключаются вы­сокомерие и спесь, самоутверждение за счет унижения других, цинизм, холуйство и хамство. Недопустимо присвоение чужого — or чужого имущества до чужой идеи.

2. Оппозиционность, понимаемую как отчуждение от государ­ства и враждебность ему, авторы мифа об уникальности русской ин- геллигенции называют в качестве сущностного и неотъемлемого ее признака (см. раздел 1.2). На этом основании интеллигенции инкри­минируется разрушение Российской империи и установление боль­шевистской диктатуры. Мы не включили оппозиционность в форму­лу интеллигентности не только потому, что она свойственна только Отдельным радикальным субкультурам, а не интеллигенции в целом. Мо решение продиктовано также следующими логическими сооб­ражениями. Согласно определению, альтруизм предполагает заботу

о благе общества. Как известно, общество и государство не совпада­
ют. Если государственная власть угнетает общество, то альтруисти­
ческая этика диктует интеллигенту встать в оппозицию по отно­
шению к такой власти. Если же государство является подлинно
демократическим и заботится о благе своих граждан, потребность в

опозиции не возникает. Стало быть, интеллигентность не обязательно сопровождается оппозиционностью и, тем более, анархической

1 Карлов Н. В. Интеллигентна ли интеллигенция... // Вопросы философии. 1998.
Щ |.с. 16.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 410. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия