Студопедия — Открытое Первенство и Чемпионат Калининского района г. Уфы 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Открытое Первенство и Чемпионат Калининского района г. Уфы 2 страница






2 Кстати, Д. С. Лихачев считал, что ложь нельзя оправдывать страхом перед
"ишмездием» за правду: «У нас должен присутствовать единственный страх: страх
ИМИ. Нот тогда и будет в нашем обществе здоровая нравственная атмосфера» (Ли-
ППевД. С.
О русской интеллигенции//Новый мир. 1993. №2. С. 10). Насчет «лжи во
| ii.ii ение» он ничего не говорил.



Глава 1. ИНТЕЛЛЕКТНЫЙ СЛОЙ


1.3. ФОРМУЛЫ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ



 


антигосударственностью. Для эгоистически ориентированного интел­лектуала проблема оппозиционности не актуальна, потому что он готов сотрудничать с любой властью, в том числе деспотической или тоталитарной, в своих личных интересах.

3. Интеллектная свобода (духовная свобода) не вошла в наши
формулы в явном виде по следующим соображениям. Интеллектная
свобода — необходимое условие креативности; если имеет место твор­
ческая (креативная) деятельность, то выполняется условие интеллект-
ной свободы. Обратное же неверно: можно предоставить индивиду
полную свободу — твори, выдумывай, пробуй! — а новаторских до­
стижений не получается. Стало быть, интеллект креативного деятеля
всегда свободен, его мышление не может быть сковано стереотипами,
канонами, догмами, в противном случае оно творчески ограничено.

Справедливо следующее рассуждение А. И. Солженицына: «Ин­теллектуальная свобода — очень желанный дар, но, как и всякая сво­бода, — дар не самоценный, а — проходной, лишь разумное усло­вие, лишь средство, чтобы мы с его помощью могли бы достичь какой-то другой цели, высшей»1. Эти высшие цели диктуются эти­ческим самоопределением, которое является критерием интеллигент­ности, а интеллектная свобода и креативность — предпосылки ин­теллигентности, хоть и необходимые, но все-таки — предпосылки, а не конечные смыслы жизнедеятельности.

4. Патриотизм и интеллигентность. Субкультурную интеллек­
туальную молодежь, начиная с нахальных нигилистов, разумные люди
обвиняли в беспочвенности, антипатриотизме, космополитизме, и не
без основания. Эти упреки справедливы в той мере, в какой они об­
ращены к людям, отвергающим русскую национальную культуру.
Этическое самоопределение гуманиста, квазигуманиста, иногда сно­
ба, как показывают их формулы, включает почитание, уважение,
благоговение, предполагающие служение национальной культуре. Это
служение представляет собой создание, хранение, распространение
и освоение национальных культурных ценностей. Излишне подчер­
кивать патриотическую сущность подобного служения, излишне


доказывать, что русский интеллигент (не интеллектуал!) не может не быть русским патриотом.

5. Объективация интеллигентности. Объективность, как известно, — важнейшее требование научного познания. Как показа­но в разделе 1.2, исследование интеллигенции не соответствует это­му требованию, поэтому интеллигентоведение изобилует субъектив­ным мифологическим знанием. Есть ученые, видящие «корень зла» к том, что к интеллигенции предъявляются морально-этические тре­бования типа «интеллигент не может быть безнравственным». Мо­рализаторство осуждается как антинаучный и претенциозный при­ем, поскольку суждение о нравственности интеллигенции выносит не объективный арбитр, а интеллигент-исследователь, который не мо­жет быть беспристрастным, ибо он сам относится к интеллигенции. 111 обы разоблачить нелепые претензии на этическую безупречность, напоминают о травле честных правдолюбцев, склоках, холуйстве и прочих безобразиях в интеллигентской среде и высказывают опасе­ние, что «при нравственном подходе к определению интеллигенции она просто исчезнет, нуллифицируется как слой»'.

Для объективации интеллигентности и получения «реального на­учного определения интеллигенции» рекомендуются принципы сис-темности и историзма. В результате применения этих принципов вместо сомнительно нравственных интеллигентов появляются «ин-теллектуалы как слой лиц рационального умственного труда, обслу­живающий определенный исторический тип производства, занима­ющий особое место в общественном разделении труда»2.

Нетрудно понять, что данный «интеллектуал» соответствует
формуле интеллектности и объективно оценить его образованность
и квалифицированность, соответствующие «историческому типу
производства», действительно, вполне возможно. Однако вместе с
устранением этоса ликвидируются различия между интеллигентом
'I интеллектуалом, формулы интеллигентности и интеллектуальности теряют смысл, и интеллигентоведение превращается в раздел экономической социологии. Подобная «объективация» бесплодна


 


' Солженицын А. И. На возврате дыхания и сознания (По поводу трактата А. Д. Са­харова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе») // Новый мир. 1991. № 5. С. 9.


1 Фурсов А. И. Интеллигенция и интеллектуалы // Кустарев А. Нервные люди. Очерки об интеллигенции. М., 2006. С. 52. ' Гам же. С. 57.


 



Глава 1. ИНТЕЛЛЕКТНЫЙ СЛОЙ


1.3. ФОРМУЛЫ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ



 


и означает, по существу, снятие проблемы. Я думаю, что научное раз­решение проблемы «интеллигенты и интеллектуалы» заключается не в игнорировании главных различий между ними, обусловленных рас­хождениями в этическом самоопределении, а в разработке формаль­ных методов оценки интеллигентности и интеллектуальности. Пред­ложенные нами формулы показывают, что клеветники, доносчики, холуи и тому подобные с университетскими дипломами и прочими атрибутами интеллектности интеллигентами не являются, и поэто­му не могут «нуллифицировать» интеллигенцию.

6. Интеллигентность как «состояние души» и «правила хоро­шего тона». Нередко приходится сталкиваться с утверждением, что интеллигентом может быть неинтеллектный человек. Есть авторы, полагающие, что интеллигентность обусловливается этическим самоопределением, а никак не уровнем образования, родом занятий и социальным положением. Например: «Интеллигент — это, прежде всего состояние души. Я встречал интеллигентов среди крестьян — людей с больной совестью, уважающих личность, стремящихся к знаниям»1.

Сторонники этой точки зрения выдвигают постулат, что интелли­гентность — качество не социально-культурное, а антропологичес­кое, это «дифференцированно-избирательное этическое качество личности (выделено автором. — А. С), главными параметрами кото­рого являются совестливость, деликатность, добропорядочность, честь, честность, духовность, сострадательность, гражданская му­жественность, социально позитивная смысложизненная ориентация, истинная патриотичность, способность к самопожертвованию и ряд других»2. Подчеркивается, что интеллигентность (в антропологичес­ком аспекте) может быть присуща «субъектам любой социальной группы», и вместе с тем она чужда «тем представителям революци­онной интеллигенции, которые исповедовали и проводили индиви­дуальный и массовый террор», а также тем интеллигентам, «которые опошляют отечественную художественную культуру циничным нату­рализмом, вульгарной эротикой, пропагандой культа насилия, жесто-

1 Толковый словарь русского языка конца XX в. Языковые изменения. СПб., 1998. С. 271.

" Гидиринский В. И. Русская интеллигенция в истории России (социокультурный аспект). М, 2005. С. 169.


кости, коррупции». При этом оговаривается, что последние «в социо­логическом плане остаются субъектами своей социальной группы», ГО есть остаются «интеллигентами»1. В итоге появляются нелепые «не­интеллигентные интеллигенты» и «интеллигентные неинтеллигенты».

Я думаю, что интеллигентность надо трактовать не как «диффе­ренцированно-избирательное этическое качество», а как интеграль­ное качество личности, включающее интеллектный аспект (в про-швном случае неуместен корень «интеллект») и аспект этический, пыраженный в этическом самосознании. Никакого «антропологичес­кого» аспекта я в интеллигентности не усматриваю и не вижу смыс-на в распространении интеллигентности на блаженных юродивых и снятых подвижников, оставивших высочайшие образцы совестливо­сти, добропорядочности, самопожертвования и т. д. Я согласен с те-шеом С. С. Аверинцева: «Полуобразованные, какие бы места они ни шнимали, — не "плохая" интеллигенция, не интеллигенция низшего юрта, даже не псевдоинтеллигенция. Они — просто неинтеллиген- ЦИЯ,ее отрицание»2.

На мой взгляд, корни «антропологической» трактовки интелли-к-итности находятся не столько в этических глубинах, сколько в по-морхностно-обыденном представлении об интеллигенте как челове­ке деликатном, хорошо воспитанном, доброжелательном, незлобивом || I. п. Желая примирить содержательные и формальные определе­ния интеллигентности, М. А. Ахлюстина предлагает различать каче-I гва «первичного порядка» и качества «вторичного порядка». Первые определяют «глубинную, внутреннюю, сущностную характеристику личности», то есть альтруистическую ответствен­ность за дела и судьбы народа, страны, коллектива, свободолюбие, независимость, честность, совестливость, творческие способности, оптическое мышление и тому подобное, а вторые — «внешнюю характеристику интеллигентного человека», которую образуют «эле­ментарная воспитанность», «соблюдение правил хорошего тона», дели катность,тактичность и пр.3

1 Гидиринский В. И. Русская интеллигенция в истории России. С. 169.
Аверинцев С. С. Слово об интеллигенции // Советская культура. 1990. 6 янв.
' Ахлюстина М. А. История русской интеллигенции XX столетия: учеб. пособие
...... юцкурсу. Челябинск, 1996. С. 9-13.



Глава 1. ИНТЕЛЛЕКТНЫЙ СЛОЙ


1.4. СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТНОГО СЛОЯ



 


Достоверная, а не иллюзорная истина состоит в познании сущ­ностей, а не в оценке привлекательности внешних форм, ибо об интеллигентах судят «по уму, а не по одежке». Поэтому в нашу фор­мулу интеллигентности были включены сущностные, или, говоря словами М. А. Ахлюстиной, «первичные качества», а «вторичные» модно-этикетные качества не учитывались, чтобы не впасть в обы­денно-мещанскую вкусовщину. Кроме того, по этикетной воспитан­ности нельзя произвести научную типизацию личностей, а по сущ­ностным признакам интеллигентности это сделать можно, и тогда получается, что интеллигент, как и интеллектуал, — это особые типы личности, пока не изученные дифференциальной психологи­ей, а не модные модели.

7. Методологическое замечание. Все выведенные нами форму­лы не имеют численных решений и представляют собой символьно-математические модели психологических структур. Традиция по­строения подобных моделей восходит к учению Карла Юнга о психологических типах личности, где использовались оппозиции признаков: интроверт-экстраверт, мыслительный-эмоциональный, сенсорный-интуитивный, рациональный-иррациональный1. Учение К. Юнга послужило теоретической основой для соционики1 — «нау­ки общения, понимания и согласия», где применяются знаковые мо­дели социотипов, служащие для определения вероятных коммуни­кационных отношений между людьми.

Весьма интересна оригинальная алгебраическая концепция логи­ка и психолога Владимира Лефевра, претендующая на статус фунда­мента психологической науки3. Оперируя аппаратом символической алгебры, Лефевр эксплицирует сущность таких психологических феноменов, как самосознание, свобода воли, альтруизм, вера и даже объясняет «естественную генерацию» геометрических пропорций и

1 Юнг К. Психологические типы. М., 1992.

2 Филатова Е. С. Соционика для вас. Наука общения, понимания и согласия.
Новосибирск, 1994; Она же. Искусство понимать себя и окружающих. СПб., 1998;
Она же. Соционика для всех. Наука общения, понимания и согласия. СПб., 1999; Она
же.
Личность в зеркале соционики. СПб., 2001; Слинько О. Б. Люди в вашем деле:
энциклопедия соционического менеджмента. Киев, 1996; Ермак В. Д. Как научиться
понимать людей. Соционика — новый метод познания человека. М., 2003.

3 Лефевр В. А. Формула человека: Контуры фундаментальной психологии. М, 1991.


музыкальных интервалов. На мой взгляд, весьма смелой является попытка формализовать этические отношения между людьми и даже разработать «алгебру совести». Наши формулы интеллигентности, интеллектуальности, интеллектности не являются столь сильной аб­стракцией, они приближаются к соционическим моделям.

1.4. СТРУКТУРА ИНТЕАЛЕКТНОГО САОЯ

Социально-психологическое развитие интеллигента (интеллекту­ала) можно представить в виде последовательных ступеней: инди-нид — личность — интеллигент (интеллектуал). Движение по этим ступеням выглядит так:

«индивидом рождаются»; индивид — исходная инстанция чело-иеческого существа (homo sapiens), «человек биологический»;

«личностью становятся»; личность — результат социализации (инкультурации) и индивидуализации человека биологического;

«интеллигентом (интеллектуалом) самоопределяются» в процес­се целенаправленной индивидуализации зрелой личности.

Новорожденные индивиды отличаются психологическими свой-I i нами (индивидуальные особенности восприятия, внимания, памя-ш, мышления, эмоциональной отзывчивости и др.) и задатками спо­собностей, в том числе — интеллектуальных. Врожденные свойства и задатки, естественно, сказываются на формировании личности, обусловливая ее уникальное своеобразие, или индивидуальность. Индивидуальные личности могут быть типизированы по различным

основаниям деления, например, по общим и специальным способ­
ностям, ценностным ориентациям и притязаниям, эмоциональным и
и-готическим свойствам. Существуют многочисленные теории лич-
НОСТИ1,каждая из которых предлагает свою интерпретацию понятия
чность» и собственную типизацию личностей.

К сожалению, мне не удалось обнаружить типизацию личностей, построенную по интеллектным и этическим качествам, которые пред-

■ i пилены в наших формулах интеллигентности и интеллектуальности.

Хьепп Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и Применение). СПб., 1997.



Глава I. ИНТЕЛЛЕКТНЫИ СЛОЙ


1.5. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТНОСТИ



 


восемь фигур. В общей сложности в интеллектно-этическом конти­нууме обнаруживаются 16 контрастных фигур. Разумеется, существу­ют промежуточные, расплывчатые фигуры. Поэтому мы говорим о континууме, а не о дискретной типизации. Структура интеллектно-этического континуума показана на рис. 1.2.

 

Интеллектно- Интеллектные слои
этическии континуум ИНТЕЛЛЕКТНЫИ СЛОЙ ПОЛУИНТЕЛЛЕКТНЫЙ СЛОЙ
    Интеллигент-гуманист Полуинтеллигент-гуманист
  ц Интеллигент-скептик Полуинтеллигент-еретик
п. § ш Интеллигент-сноб Полуинтеллигент-богема
фигу нК Интеллигент-конформист Полуинтеллигент-холуй
еские Щ Интеллектуал-деспот Полуинтеллектуал-деспот
Этич КТУА Интеллектуал-квазигуманист Полуинтеллектуал-фанатик
  ЕЛЛБ Интеллектуал-нигилист Полуинтеллектуал-вандал
  В К Интеллектуал-циник Полуинтеллектуал-хам

Рис. 1.2. Структура интеллектно-этического континуума

Перечисленные типологические фигуры интеллектно-этического континуума ассоциируются, прежде всего, с современной россий­ской действительностью, но их легко найти в других эпохах и стра­нах. К примеру, видный отечественный историк, знаток античности Р. Ю. Виппер (1859-1954) еще в дореволюционные годы обнаружил в интеллектной среде и России, и Древней Греции две противо­положно ценностно ориентированные группы: «одна, которая зажи­гает светоч для всех и отдает свои силы делу необозримой массы работников жизни», и другая, «которая прячет свою струйку света только для самоусовершенствования, только для выработки внут­ренних сокровищ своей души и в остальном человечестве видит


бруски эстрады, нужной для того, чтобы возглашать высокомерную проповедь о божественной собственности духа»1. Р. Ю. Виппер обе группы относит к интеллигенции, нам же ясно, что первая образова­на альтруистическими гуманистами, а вторая состоит из эгоистов-снобов.

Персонификация рис. 1.2 —дело весьма сложное и щекотливое, потому что континуум предполагает наличие множества переходных п промежуточных фигур. Тем не менее есть, на мой взгляд, доста­точно характерные персоны. К интеллигентам-гуманистам, по моему мнению, можно отнести Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, I', В. Плеханова, А. Д. Сахарова, а к интеллектуалам-деспотам — 11етра Великого, И. В. Сталина, Б. Н. Ельцина. Прибегающие к наси-лию ради достижения альтруистических целей Н. Г. Чернышевский, ('. Л. Перовская, Ф. Э. Дзержинский, Б. В. Савинков — классические ин теллектуалы-квазигуманисты. Мне симпатичны интеллигенты-скептики П. Я. Чаадаев и В. Г. Белинский, как и гордившийся звани­ем нигилист П. А. Кропоткин. Фигуры талантливых интеллектуалов-снобов олицетворяют М. Ю. Лермонтов, В. Я. Брюсов и Н. А. Бердяев, к А. Н. Толстого, В. П. Катаева и многих других советских литерато- ров и кинематографистов я ассоциирую с интеллигентами-конфор­мистами. Наконец, интеллектуальный слой замыкают знаменитые провокаторы — циники С. Дегаев и Е. Азеф. А вот лидеров КПСС 11. С. Хрущева и Л. И. Брежнева к высшему интеллектному диапазону hi нести не могу: первому не достает образованности, а второму — креативности, поэтому оба являются полуинтеллектуалами.

1.5. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТНОСТИ

Структура интеллектно-этического континуума, представленная На рис. 1.2, является современной, исторически обусловленной фор­мой воплощения интеллектности. Интеллектность — родовое ка­чество homo sapiens, развитие которого было взаимосвязано (про­исходило коэволюционно) с развитием человеческой культуры.

' Виппер Р. Две интеллигенции. М., 1912. С. 24-25.


 



Глава 1. ИНТЕЛЛЕКТНЫИ СЛОИ


I | ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ ИНТЕЛЛСКТНОСТИ



 


Следовательно, стадии эволюции культуры совпадают с эволюцией интеллектного слоя, точнее, с исторической динамикой верхнего его диапазона — интеллигентности и интеллектуальности. Можно даже сказать: смысл человеческой историив развитии интеллектно-сти и культуры.

Не вдаваясь в культурную антропологию, выделим три стадии эволюции культуры: археокультура, палеокультура, неокультура. Археокультура — период каменного века, когда в первобытных об­щинах получила развитие не только материальная культура в виде «каменной индустрии», но и духовная культура в виде магических культов, мифологии, изобразительного и музыкального искусства. Это начало интеллектной стратификации, с которым некоторые ученые связывают появление «протоинтеллигенции» (жрецы, знахари, вож­ди, сказители и пр.). В качестве курьеза процитирую пассаж совре­менника Серебряного века В. Шулятикова, который всерьез облича­ет неолитическую интеллигенцию. «Первобытные интеллигенты, — пишет он, — отменно зарекомендовали себя с эксплуататорской сто­роны, провели между собой и организуемой массой резкую демарка­ционную линию»1. Образование в IV—III тысячелетиях до нашей эры локальных цивилизаций и изобретение письменности знаменовали переход к стадии палеокультуры.

Палеокультура (III тыс. до н. э. — XV век н. э.) — время возник­новения мощных восточных цивилизованных государств, расцвета античной культуры и сменившего ее средневековья. Именно на эту стадию приходится осевое время К. Ясперса (VIII-III века до н. э.), когда зародились мировые религии и человек начал осознавать са­мого себя в мире. Я бы назвал осевое время «интеллектной револю­цией». Вехами интеллектно-культурного прогресса человечества на палеокультурной стадии являются: иероглифы на стенах древнееги­петских пирамид — алфавитное письмо — Александрийская биб­лиотека — средневековый университет — печатный станок И. Гу­тенберга. На этой стадии можно обнаружить разнообразные фигуры интеллигентов и интеллектуалов не только в Западной Европе, но и в Древней Руси, где различаются три палеокультурных поколения: древнерусское, старомосковское, допетровское (X-XVII века).

Шулятиков В. Из теории и практики классовой борьбы. М., 1907. С. 70.


Пеокультура в различных регионах наступила в разное время. Для культурного лидера — западноевропейского м ира — стадию неокультуры можно отсчитывать с XVI века — эпохи гуманизма и Высокого порождения, затем последовали век Просвещения (вторая половина XVII — XVIII век) и XIX век — эпоха модерна. Если интеллектными символами палеокультуры служат мировые религии, то интеллектными символами неокультуры можно признать: гуманистическое мировоззрение; доктрину Просвещения; модернистские идеологии, "определяющие гражданское самосознание; научный позитивизм, перерастающий в технократизм.

Русский интеллектный слой, воспитанный в духе палеокультурного православия, испытал мощное воздействие западных неокульрных доктрин. На российскую автохтонную почву были брошены (мена гуманизма, просвещения, либерализма, социализма, позитивизма, технократизма, которые воплотились в русских интеллигентов и интеллектуалов. Посмотрим, как это происходило.

Православие и религиозное самоопределение. Русскую интеллигентность изначально питали православные корни русской культуры. He случайно в древнерусском, старомосковском и допетровском поколениях доминировала духовная интеллигенция в лице церковных иерархов и святителей, хотя были представлены и светские люди, удовлетворяющие формуле интеллигентности своего вре­мени. Прав С. Н. Булгаков, утверждавший в 1909 году, ссылаясь на Ф М. Достоевского: «Рядом с антихристовым началом в интелли­генции чувствуются и высшие религиозные потенции... Религиозна природа русской интеллигенции... Христианские черты, воспринятые помимо ведома и воли, через посредство окружающей среды, от семьи, от няни, из всей духовной атмосферы, проникнутой церков­ными воззрениями и обычаями, просвечивают в духовном облике лучших и крупнейших деятелей русской революции <...>. К этому Надо еще присоединить жертвенность, ту неотмирность интеллиген­ции, которая делает ее облик столь чуждым мещанству и придает ему черты религиозности»1.

Булгаков С. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе Byi 'кой интеллигенции) // Вехи: сб. ст. о русской интеллигенции. М, 1990. С. 27-73. I1' мринтное издание 1909 года.

 


 
 

 

 


Глава 1. ИНТЕЛЛЕКТНЫЙ СЛОИ


1.5. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТНОСТИ



 


Об исторических формах воплощения интеллигентности и интел­лектуальности лучше всего судить по русской литературе, благодаря литературоцентризму духовной жизни образованного общества XVIII-XIX веков. Писатели-классики, признанные «пророки» и «властители дум» интеллектного слоя русского общества, по-разно­му оценивали значимость православия как «душевного и нравствен­ного здоровья и равновесия в пределах земного существования» (С. Н. Булгаков). Н. В. Гоголь и славянофилы (А. С. Хомяков, И. В. Кире­евский) видели в православии безусловный этический идеал, Н. С. Лес­кова и Л. Н. Толстого привлекал синтез гуманизма и христианства, А. П. Чехов предпочел рационалистическое безверие, хотя и понимал, что «интеллигенту трудно без веры». Таким образом в русской ху­дожественной словесности образовалось противоречивое единство ренессансного гуманизма, заимствованного вместе с вольтерьянством, и православного христианства. Имея православную этику как перво­источник своего этического самоопределения, русские писатели, а вслед за ними интеллигентные читатели пытались совместить в сво­ем этическом самоопределении христианские и гуманистические идеалы.

Попытка эта не была удачной, и современный литературовед А. А. Звозников небезосновательно констатирует: «Русская литера­тура XIX века оставалась в основе своей секулярной, и писатели всем своим творчеством утверждали отличительную особенность миро-отношения русской интеллигенции, основанную на признании вне-религиозной нравственности. Важнейшая черта творчества русских писателей-классиков — это, прежде всего, утверждение достоинства и свободы человеческой личности, которые не нуждаются в религиоз­ных санкциях»1. В начале XX века новое поколение литераторов, прежде всего А. А. Блок и В. И. Иванов, заговорили о «крушении» и «кризисе» гуманизма, в обществе возродился интерес к основам хри­стианства. Культурная элита революционного поколения, разочаро­ванная в марксистском материализме, увидела «новый путь» в рели­гиозно-философских исканиях и налаживании откровенного диалога с прогрессивными священнослужителями. Беспрецедентный диалог


в виде петербургских философско-религиозных собраний не дал ожидаемого взаимопонимания (см. раздел 2.3), но религиозно-фило­софский ренессанс стал заметной вехой в истории русской интелли­генции1.

В постсоветской России духовно-культурный разрыв между ин-теллигенцией и духовенством сгладился, по существу, произошло, гак сказать, «изболевание соблазна безбожия», хотя формальные раз­личия традиционно сохраняются. Публикации Александра Меня, Иоанна Экономцева, Андрея Кураева, других православных писате­лей интересуют светских интеллигентов и интеллектуалов не мень­ше, чем церковную паству. Знаменательный факт — учреждение в феврале 2001 года Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга с целью «восстановления ведущей роли православия в духовной жизни российского общества».

Напрашивается вывод, что идеи гуманизма и просвещения, либе-рализма, марксизма и даже консерватизма, занесенные с Запада, приобрели специфический русский облик, потому что они легли на по чву русского национального характера, одухотворенную православи­ем. Интеллигентский этос, утверждающий альтруизм (любовь к ближ­нему), толерантность (ненасилие), благоговение перед священными культурными ценностями хорошо согласуется с православно-христи-анской этикой. А вот об интеллектуальном этическом самоопределе­нии этого сказать нельзя. Отсюда следует, что православие является о дним из источников русской интеллигентности, а интеллектуальностьэтого источника лишена. Зато последнюю обильно питают ра­ционалистические идеи позитивизма и технократизма.

Этот вывод не означает, что интеллигент обязан быть православ­ным верующим, а православие должно войти в формулу интеллигент­ности. Формула интеллигентности наднациональна и надкофессио-нальна. Провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека либеральные принципы «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18) являются священными пни интеллигентского сознания и ревизии не подлежат. Русский интеллигент волен по собственному усмотрению решать вопрос своего религиозногосамоопределения. Он может оставаться атеистом или







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 351. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия