Студопедия — Результаты обучения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Результаты обучения






В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования

знать:

- основные понятия истории искусств применительно к описанию произведений живописи и графики (ОК-8, ОК-9, ОК-12, ОК-18, ПК-3, ПК-6В, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-11В, ПК-12, ПК-12В, ПК-14В, ПК-15В, ПК-17В, ПК-20В, ПК-23В, ПК-26В);

- основные термины, связанные с техниками живописи и графики (ОК-8, ОК-9, ОК-12, ОК-18, ПК-3, ПК-6В, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-11В, ПК-12, ПК-12В, ПК-14В, ПК-15В, ПК-17В, ПК-20В, ПК-23В, ПК-26В);

- историю формирования живописи и графики как видов искусств (ОК-8, ОК-9, ОК-12, ОК-18, ПК-3, ПК-6В, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-11В, ПК-12, ПК-12В, ПК-14В, ПК-15В, ПК-17В, ПК-20В, ПК-23В, ПК-26В)

 

уметь:

- описывать и анализировать научным и понятным языком произведения изобразительного искусства как устно, так и письменно (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-18, ОК-19, ПК-3, ПК-6В, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-11В, ПК-12В, ПК-14В, ПК-15В, ПК-17В, ПК-20В, ПК-23В)

- проводить композиционный анализ произведений живописи и графики и выявлять их стилистические особенности и жанровую специфику (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-18, ПК-3, ПК-6В, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-11В, ПК-12В, ПК-14В, ПК-15В, ПК-17В, ПК-20В, ПК-23В, ПК-26В)

- находить необходимую информацию по произведениям живописи и графики в научных библиотеках и сети Интернет (ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-12, ОК-13, ОК-19, ПК-3, ПК-6В, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-12В, ПК-14, ПК-15, ПК-15В, ПК-20В, ПК-23В, ПК-26В);

- работать с источниками и научной литературой (ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-12, ОК-13, ОК-19, ПК-3, ПК-6В, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-12В, ПК-14, ПК-15, ПК-15В, ПК-20В, ПК-23В, ПК-26В).

 

владеть:

- навыками устного и письменного изложения по основным темам курса (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-12, ОК-18, ОК-19, ПК-3, ПК-6В, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-11В, ПК-12В, ПК-14В, ПК-15В, ПК-17В);

- навыками исследования произведений искусства в условиях музейных и выставочных экспозиций (Ок-1, ОК-2, ОК-3, ОК-6, ОК-7, ОК-8, Ок-9, ОК-ОК-12, ОК-18, ОК-19, ПК-3, ПК-6В, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-11В, ПК-12В, ПК-14В, ПК-15В, ПК-17В, ПК-20В, ПК-23В);

- навыками самостоятельной исследовательской работы в области истории живописи и графики (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-12, Ок-13, ОК-18, ОК-19, ПК-3, ПК-6В, ПК-7, ПК-8, ПК-11, ПК-11В, ПК-12, ПК-14, ПК-15, ПК-15В, ПК-20В, Пк-23В, Пк-26В).

- навыками работы в группе, с распределением ролей (ОК-1, ОК-2, ОК-3, Ок-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-18, ПК-3, ПК-6В, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-11В, ПК-12В, ПК-14В, ПК-17В, ПК-20В).

 

Особенности курса. Материал курса излагается по типологическому принципу согласно различным видам искусства. Хронологические рамки весьма широки: от искусства Древнего мира до авангарда 20 века. Принципы описания и анализа раскрываются с учётом специфики эпохи. Практические занятия проводятся в экспозициях РГГУ, ГМИИ им. Пушкина и ГТГ. Они не только углубляют и продолжают, но и дополняют темы лекций. К особенностям лекций относится их интерактивность, подача материала от простого к сложному, использование иллюстраций и наглядных примеров, демонстрация границ метода и его преимуществ, структурирование основных мыслей в итоге обсуждений, направленность на взаимодействие с учащимися и их интересами, использование новаторских образовательных технологий. Также преимуществом курса является обучение письменным навыкам описания и анализа, необходимым для первокурсников.

Основным методом изучения дисциплины является сочетание лекционного курса с практическими семинарскими занятиями, на которых анализируются произведения из музейных собраний, проводятся дискуссии, доклады, упражнения на запоминание произведений и описание по памяти, особое внимание уделено групповым заданиям, рассчитанным на командную работу, а также совместному обсуждению письменных работ с их последующей доработкой. Усвоение студентами материала курса, рассматриваемого на лекциях и семинарах, проверяется различными формами текущего и итогового контроля знаний, образцы которых приведены в данной программе.


Структура дисциплины (тематический план)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 62 ауд. часа

 

 

№ п/п   Раздел дисциплины Семестр     Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
              лекции прак­тичес­кие заня­тия семи­нары само­стоятель­ная работа    
  Описание и анализ: введение в предмет   1-2         Проверка практических заданий
  Живопись как вид искусства     3-6         Доклады, проверка практических заданий
  Графика как вид искусства     4-8         Доклады, проверка практических заданий
  Письменные описание и анализ произведений искусства       9-14         Проверка итоговых работ
  Промежуточная аттестация               экзамен

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ IОписание и анализ: введение в предмет

Тема 1. Описание и анализ как предмет и основные понятия истории искусства (4 часа)

Основные понятия истории искусства. Генрих Вёльфлин и его роль. Искусствовед как комментатор и толкователь. Цель курса описания и анализа. Овладение методами описания и анализа для передачи знаний и ощущений читателю или слушателю. Преимущества и границы метода.

Беседа по теме «Составляющие образа и его формирование».

Вопросы для обсуждения:

• Как устроен образ, и кто его творит?

• Каковы уровни понимания образа?

• Возможно ли «чистое» восприятие?

 

Механизм восприятия образа. Роль психологии восприятия. Воздействие цвета, света, композиции, разного построения пространства, и т.д. Роль субъективности и общность образов, связанных единым понятием. Уровни понимания произведения искусства. «Договорённость» о связи означаемого и означающего. Узнавание предмета, знание о предмете как важная часть понимания произведения. Невозможность «чистого» восприятия. Роль памяти.

Описание и анализ: основные особенности и принципы. Метод и схема описания.

Сюжет, жанр, мотив. Важность понимания того, что изображено. Опора на исторические факты, датировки, знания об эпохе.

Средства художественного выражения. Художественные приёмы как составляющие язык искусства. Язык искусства и его условность. Смысл образа. Этапы понимания: от образа к языку, от непосредственного восприятия к логическому объяснению своих впечатлений. Степень натуроподобия и лёгкость узнавания. Понятие стиля.

Принципы описания и анализа. Опора на единство содержания. Сравнительный принцип: сопоставление разного, поиски противоположностей (в эпохе, в стиле, в подходе художника, в настроении). Сравнительный анализ произведений разных эпох, школ, художников, разных периодов одного художника. Взаимосвязь между образом и средствами художественного выражения. Последовательность рассмотрения основных параметров: от общего к частному. Сопоставление произведений искусства эпохи Возрождения и Барокко, немецкой и итальянской школ живописи, античности и Средневековья, Средневековья и Ренессанса. Классическое и неклассическое искусство.

Основные понятия истории искусства как инструмент для анализа. Схема анализа.

Композиционная схема, формат, соотношение изображения и формата. Создание разной дистанции между произведением и зрителем с помощью размера. Роль рамы. Понятие иллюзорной рамы. Понятие равновесия, соотношения частей изображения друг с другом и с целым. Геометрические схемы и их функция. Последовательность рассматривания произведения и психологические особенности.

Построение пространства. Понятие плоскости и глубины, пространственные планы. Точка зрения, ракурсы и линия горизонта. Место зрителя в пространстве картины или вне его. Типы перспективы. Понятие воздушной перспективы. Дистанция между зрителем и произведением

Цвет и колорит: тональный, локальный, тёплый, холодный колорит. Понятие тона, валёров, рефлексов. Функции светотени. Светотень и объём. Объём и плоскость. Роль светотеневых контрастов в формировании эмоциональной выразительности живописного образа. Линия, силуэт. Линейное и живописное начало.

Фактура поверхности. Характер мазка (открытая фактура, гладкая фактура), направленность мазков, размер мазка и т.д. Понятие лессировки. Связь разной фактуры с разными эпохами и с выявлением индивидуальности и темперамента художника.

Тема 2. Слово и образ: язык искусствоведа и язык искусства (4 часа)

Слово как орудие познания и общения. Отличия письменной речи от устной. Цель текста и его роль. Разновидности целей текста. Аудитория текста и её влияние на жанр работы. Содержание и структура текста и их связь. Необходимые качества: ясность, открытость, искренность, передача образа действия. Препятствия в написании текста.

Язык, которым говорят об искусстве, и его особенности. Выражение зрительных ощущений устно и письменно. Роль фактов. Язык как главный инструмент описания и анализа. Искусствовед как толкователь, комментатор и сотворец. Роль зрителя, слушателя и читателя. Передача сути художественного образа.

Вопросы для обсуждения:

• Как связаны язык искусства и язык, которым говорят об искусстве?

• Как передать смысл образа?

Аналитическое задание для групп: определить, каким произведениям посвящены фрагменты из научных текстов и выявить адекватность текста изображению.

 

Критерии научности. Использование терминов, их необходимость и уместность. Связь сложности научного языка со сложностью объекта изучения. Излишняя сложность языка как помеха. Примеры коммуникативного научного текста. Причины переусложнённости академических текстов.

План описания и анализа произведения (на примере живописи). Основные принципы и последовательность.

Вопросы для обсуждения:

• Как пользоваться терминами?

• Зачем нужна схема анализа?

• В какой последовательности анализировать произведение?

 

Необходимые пункты введения. Автор, название, дата, техника, собрание. Цель использования биографических сведений о художниках. Вводные слова о периоде, стиле, эпохе. Постановка цели описания и анализа.

Вспомогательные вопросы для постановки цели:

o О чём и для чего вы пишете работу?

o Почему выбраны именно эти произведения?

o Как именно будет производиться анализ?

o Для чего этот анализ нужен? Зачем нужно сравнивать произведения?

 

Основная часть. Необходимость исследования взаимосвязи между формальным приёмом и образом. Рассмотрение произведения от общего к частному. Принцип сравнения. Пример «блочной» и «чередующейся» модели сравнения. Описание произведения. Жанр, тема, сюжет. Анализ приёмов в связи с задачами художника. Композиционная схема, пространство, светотень и цвет, фактура. Зависимость последовательности от степени важности формальных характеристик.

Заключение: повтор основных выводов, касающихся образа, смысла произведения.

Аналитическое задание для самостоятельной работы с последующей проверкой в группах:составить план описания предлагаемого на занятии произведения живописи.

 

 

РАЗДЕЛ II. Живопись как вид искусства







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 378. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия