Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






RIBOSOMY


Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 536



Национальная идея может быть представлена концепцией, объединяющей все народы определённого государства при признании главенства титульной нации. Например, «Сильная и процветающая Беларусь».

Историческое прошлое, воплотившись в системе ценностей, приоритетов, характере воспитания, взаимоотношений обуславливает дальнейшее развитие государства и общества.

Белорусский народ оказался в регионе взаимодействия социальных, культурных, политических ценностей Западной и Восточной Европы. Это обусловило интерферентность белорусской культуры, т.е. наложение друг на друга разнообразных, иногда противостоящих друг другу потоков.

Специфику становления и развития белорусской культуры обусловили следующие факторы:

§ восточнославянская основа культуры и соседство с балтами;

§ принятие христианства, сосуществование здесь православия, католичества, протестантизма, иудаизма;

§ прочные культурные и политические связи как с западноевропейским регионом и особенно Польшей с одной стороны, и восточноевропейской традицией, представленной Московским государством—с другой;

§ формированием сословно-представительных органов власти, утверждение права на самоуправление городов, что свидетельствовало о предпосылках к формированию гражданского общества как сферы самоорганизации граждан, с одной стороны, и крепостничеством, лишавшим каких-либо прав основную массу населения— крестьянство;

§ развитие данного народа в различных полиэтнических государствах, где белорусское этническое начало в большинстве не являлось доминирующим.

По мнению исследователей восточноевропейского региона, для сложившейся здесь культурной системы характерно сосуществование в ней нескольких, нередко взаимопроникающих субкультур, отражающих не только цивилизационные и этнонациональные, но и историко-культурные типы, в числе последних:

- архаический пласт древнеславянской народной культуры;

- традиционалистский пласт христианской славянской культуры;

- современный пласт рациональной западной культуры. (Канашевич Н.М. Политика. Идеология. Менталитет.— Могилёв, 2003, с. 72.)

Развитие белорусской культуры можно разделить на два периода: древнебелорусский и новобелорусский. На протяжении этих периодов происходит формирование и развитие как народной культуры, так и «книжной культуры», которая так или иначе отражала общеевропейские культурные эпохи.

Корни белорусской культуры уходят в славянские древности. Хотя мы и не можем считать непосредственными предками белорусов восточнославянские племенные союзы кривичей, дреговичей и радимичей, но они являются одним из этапов этногенеза белорусов, а черты восточнославянского язычества вошли наряду с христианскими ценностями в культуру белорусов. Кроме того, такие деятели культуры древнерусского периода как Евфросиния Полоцкая, Кирилл Туровский, Климент Смолятич, Авраамий Смоленский имеют непосредственное отношение к утверждению христианских духовных ценностей белорусской культуры.

Среди исходных нравственных и общественных идеалов древнерусской культуры можно выделить ценности: «лада», «правды», «воли».

¨ «Лад»- свободная братская общность и содружество в рамках локального сообщества (общины).

¨ «Правда» (справедливость)— приоритет нравственных ценностей во взаимоотношениях (судить не по закону, а по справедливости).

¨ «Воля»- миропонимание, в котором отсутствует развитое понятие порядка, личного начала.

Эти начала выразились как в формировании вечевых сходов, выражавших коллективное мнение общности, так и абсолютизации роли и мнения «старшего» (монарха, главы общины и т.д.), хранящего порядок (т.е. «делай то, что разрешено). В восточнославянских культурах эти начала представлены в разной степени выраженности. В 15-17вв. в рамках культуры белорусской народности к «древнерусской составляющей», добавляется активное личностное начало горожан и шляхты. Шляхта ограничивает единовластие монарха Сеймом, где разные группировки шляхты отстаивают свои интересы. В конечном итоге это привело в 16в. к утверждению равенства прав христианских конфессий, Статут 1588г. в интересах шляхты ВКЛ ограничил многие положения Люблинской унии 1569г.

Право городов на самоуправление отразило экономическое и политическое укрепление мещанства, что в конечном итоге способствовало получению в 17в. привелеев, юридически закреплявших существование православной церкви несмотря на подписание в 1596г. Брестской унии, предполагавшей подчинение православной церкви ВКЛ Папе Римскому (т.е. создание униатской церкви).

Задание. Выявите, как различные христианские конфессии повлияли на систему ценностей населения Беларуси. Канашевич Н.М. Политика. Идеология. Менталитет. Курс лекций.—Мог., 2003, с. 76-84.

Скорина, Будный, Гусовский, Смотрицкий были деятелями, которые отразили в своём творчестве изменения, происходившие в западноевропейской культуре того времени, но адоптировали их к местной «древнерусской традиции». Идеи совершенствования и развития личности посредством приобщения к знанию не привели к утверждению сугубо индивидуалистического начала, выделив человека из массы, направили его действия на пользу коллективу. Однако общественно-политическая мысль того времени зафиксировала в древнебелорусской культуре новые черты, отразив адоптацию некоторых западноевропейских доктрин к восточнославянской культуре.

Н. Гусовский. (1470-1533гг.)— католик. В «Песне о мощи и дикости зубра и охоте на его», 1522г. написанной на латинском языке, высказал ряд интересных идей.

Определите, какие нравственные качества выделяет автор. Как соотносится коллективное и индивидуальное в его взглядах? Какие индивидуальные качества выделяет автор? В какой взаимосвязи находятся индивидуальные качества и право на власть?

Зубр, як мы лічым спрадвеку, хоць звер, але ж ратнік,

Ен прызнае перамогу, здабытую чэсна—

Сілай на сілу, урожкі, і мужнасць на мужнасць...

Тыя ж паданні сцвярджаюць, што трон верхавода

Дарма у іх не даецца...

... Таму у іх выручка: гуртам за кожнага ў статку,

Кожны ж—за гурт і за ўсіх, беспарадкаў—ніякіх.

Дужы са слабым уладай дзяліцца не стане,

Права царова у чародах на пашы і ў спрэчках

Даў яму вопыт, набыты магутнаю сілай.

Для социальной концепции Ф. Скорины были характерны следующие идеи.

- Признание за законом— статуса универсального средства руководства обществом, совершенствования его и воспитания людей всех сословий. Разделяя законы на «писанные» и «естественные», он признавал приоритет естественных законов.

Естественные законы (законы морали)—главные законы для человека и общества (например, «… то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, и того не чинити иным всем, чего сам не хощети от иных имети.»). Писанные законы— основываются на традициях, и должны быть «почтивыи, справедливыи, потребныи».

- Отрицал деспотизм, т.к. он держится на самоуправстве тирана, страхе и подхалимстве подчинённых.

- Одной из задач общества он считал образование, воспитание граждан-патриотов.

- Разделял общество и государство, ставил общество выше государством.

С. Будный (1530-1593), протестант. Отрицал божественную природу Христа, превратив бога в иррациональную основу бытия, атрибутом которой является дух. Отрицал бессмертность души и существование ада и рая. Библейские чудеса пытался объяснить естественными причинами.

Социальные взгляды: утверждал необходимость социальной иерархии, но выступал за ограничения феодального произвола; равенство всех сословий перед законом; идеальная форма правления— парламентская монархия; отрицание захватнических войн; просвещение народа.

Таким образом, можно утверждать что, с одной стороны— в городской и шляхетской среде идеи коллективного блага основывались на активности личности, которая должна стремиться к развитию и самоутверждению как в духовной сфере, так и в социальной, с другой— в крестьянской крепостной среде сохранялись идеи характерные для древнерусского периода, укрепляясь осознанием противоположности закона и справедливости, признании безраздельной власти над собой феодала или государства, отрицании своей социальной активности (подобные черты в крестьянской среде будут сохраняться длительное время, т.к. гражданские права крестьяне получили только в 1861г. в результате чего начался длительный процесс трансформации социальных стереотипов крестьянства).

Специфическое положение древнебелорусской культуры способствовало тому, что из неё вышли восточнославянские деятели, выступавшие против изоляции православного мира от «латинской науки» (т.е. западноевропейской науки). Например, Симеон Полоцкий (1629-1680гг.) будучи православным деятелем, окончил Виленскую иезуитскую академию, что с точки зрения религиозного деятеля Московии было равноценно вероотступничеству, но для «древнебелорусской» культуры межрелигиозные и межэтнические связи были неотъемлемой чертой её развития (при сохранении её восточнославянской основы). Симеон Полоцкий смог войти в доверие русскому царю Алексею Михайловичу, отцу Петра I. Кроме того, он активно пропагандировал свои взгляды при московском дворе. Полоцкий был сторонником просвещённой монархии, развития в России европейской школьно-университетской системы образования, укрепления России и освобождению ею от польско-католического гнёта белорусских земель. Ещё одним сторонником преодоления России своей научно-технической отсталости был Илья Копиевич (1651-1714гг). Будучи священником в Амстердаме, он стал переводчиком при первом русском Великом посольстве в Голландии во главе с Петром I. Копиевич перевёл на русский язык или составил сам и издал первые в России учебники по арифметике, навигации, русско-латино-немецкий и русско-латино-голландский словари, басни Эзопа. Тем самым белорусская культура, во второй половине 17- начале 18вв. пыталась передать свой потенциал родственной восточнославянской— русской культуре, хотя другая часть старобелорусской культуры быстро ополячивалась.

Если касаться этнических особенностей 16-17вв. то нужно отметить, что существенная часть «белорусов» ВКЛ называли себя русинами, литвинами, белорусцами. Это свидетельствует как о сохранении идей былого «древнерусского» единства, так и о противопоставлении населения этих земель «московитянам». С другой стороны, «книжная культура» ВКЛ и традиции горожан представляли собой синтез восточнославянской основы и западноевропейских ренессансно-гуманистических веяний, связанных со становлением буржуазного сознания. Так же стоит констатировать, что к 18в. старобелорусская культура под давлением польской сошла на уровень крестьянской этнографической культуры, т.к. православное население городов, осознавало свою «русскость» (вера православная, синоним—вера русская), литвинское шляхетство окатоличилось и ополячилось и считало Беларусь—частью Речи Посполитой или ВКЛ. Именно со становлением новобелорусской культуры на крестьянской этнографической и социальной основе. Обращение части католического и православного дворянства и интеллигенции к культуре и проблемам местного крестьянства, к историческому прошлому этой территории привели к росту национального самосознания, формированию нового белорусского литературного языка, национальному движению, что и привело к созданию белорусской государственности в 20в. Однако стоит отметить, что для белорусского национального движения ни в конце 19в., ни в начале 20в. не были характерны националистически-шовинистические идеи.

В докладе академика НАН Е. М. Бабосова на семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам идеологии, отмечено, что «в нашей идеологической системе должны быть объединены, синтезированы национальная идея и идея государственная. Только слияние в единую национальную идею и идею белорусской государственности позволило руководству нашей страны выработать не «особый», но все-таки характерный именно для Беларуси…путь социально-экономического и духовного развития».

Таким образом, традиции белорусской культуры уходят в далёкое прошлое. На формирование национальной белорусской идеи повлияли социально-философские и гуманистические идеи Ф. Скорины, С. Будного, С. Полоцкого, К. Калиновского, Ф. Богушевича, А. Гаруна, Я. Коласа, Я. Купалы, М. Богдановича, Д. Жилуновича, В. Ластовского. В настоящее время белорусская национальная идея выражается в доктрине «Сильная и процветающая Беларусь».

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
B: Oplození u rostlin krytosemenných | B: Buněčné membrány
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | <== 55 ==> | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.236 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.236 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7