Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Зміст висловлення драматурга Е. Радзинського


Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 550



В истории философии сформировалось 2 основных подхода к объяснению динамики и логики общественного развития:
1. Формационный подход
2. Цивилизационный подход

Формационный подход возник в рамках философии марксизма. В основе данного подхода лежит представление о том, что развитие общества имеет преемственный спиралевидный и прогрессирующий характер, т.е. история человечества представляет собой процесс восхождения от менее совершенных форм общественной жизни к более совершенным.

Формационный подход рассматривает историю человечества, как имеющую определенную качественную цель, достижение которой совпадает с возникновением окончательного и совершенного типа общества, именуемой Марксом коммунизм.

Согласно данному подходу, процесс развития общества представляет собою трансформацию общественной структуры путем перехода от одной общественно-экономической формации (ОЭФ) к другой.
Основой формационного подхода так же является диалектическое объяснение причин общественного развития. Развитие и прогресс общества совершаются путем его перехода по ступеням ОЭФ.

ОЭФ – исторически сложившийся способ производства распределения и потребления материальных благ, а также система основанных на данном способе общественных институтов, идеалов, ценностей и элементов общественной психологии.

ОЭФ состоит из двух структурных уровней:
1. Базис (производительные силы (средства производства, предмет труда) и производственные отношения (организационно-технические, социально-экономические))
2. Надстройка – структурные элементы вне экономической сферы жизни общества(политика, право, мораль, религия).

С точки зрения Маркса, специфика базиса определяет содержание надстройки, т.е. экономическая сфера жизни общества предопределяет состояние и характер всех остальных сфер, иными словами общественное бытие определяет общественное сознание. Маркс рассматривает человека как общественного индивида, который в своих характеристиках является полностью производным от тех экономических структур, в рамках которых он проявляется, т.е. человек есть исключительно социально-экономический продукт. В своих характеристиках он формируется обществом.

Таким образом, личность не может оказывать влияние на общественный процесс, т.к. она сама порождается ими. ОЭФ процессы, их логика и динамика являются объективными по отношению к человеку: здесь Маркс сближается с точкой зрения Гегеля на всемирную историю, но только с позиции материализма. Гегель также утверждал, что историй движут объективные по отношению к человеку силы (Мировой разум), а личности, формирующие историю, есть лишь выражение воли Мирового разума. С точки зрения Маркса, объективной силой, движущей прогресс общества, является диалектика производительных сил и производственных отношений, которые, вступая в противоречие, взаимодействуют и порождают новый тип базиса, который в свою очередь трансформирует надстроечную часть формации: производительные силы прогрессируют с течением времени под влиянием прогресса науки и техники. В итоге, они выходят на такой уровень, что вступают в конфликт с существующими производственными отношениями. На уровне общественной жизни данный конфликт проявляется в классовой борьбе, которая приводит к смене ОЭФ.

Маркс выделял 5 основных ОЭФ:
1. Первобытнообщинное
2. Рабовладельческое
3. Феодальное
4. Капиталистическое
5. Коммунистическое
Коммунизм, по Марксу, является формацией будущего, которая объективно следует из кризиса капиталистического общества.

Формационный подход оказал значительное влияние на методологию таких наук, как история, экономика, социология.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виконати опис даного квадрату. | У чому полягає умовність театральних ігор та імпровізацій?
<== 1 ==> | 2 | 3 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.196 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.196 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7