Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Дії працівників ПС щодо розшуку транспортних засобів,які зникли з місця пригоди.


Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 595



Понятие личностиНа совр-м этапе разв-я общ-а на 1 место выст-ют проблемы упр-я людьми как лич-ми, а орг-ная сторона упр-я смещается на 2 план и превращ-тся в своего рода фон, на кот эти пробл рассм-ются.

В упр-и под лич-ю подраз-ют человека как субъекта активн сознат деят-ти, обладающего совокуп-ю соц знач-х черт. Эти черты, с одной стороны, форм-тся под действием прир-х свойств чел-ка (нервн сист, памяти, чувств, эмоций, и т.д.), с друг – соц-х свойств (роль, статус, знания, опыт, и т.д.). Каждую лич-ть можно предст такими важными эл-ми, как направленность, способность и характер. (структура)

Напр-ть хар-ся устойч-ю в ориентации поведения чел-ка, а именно в его интересах, стремл-ях, склон-ях, идеалах. В орг-и напр-ть лич-ти мож проявл-ся во взаим-вии с др сотр-ками, в решении задачи, на себя.

Спос-ть хар-ся умств свойствами в деят-и чел-ка, наприм так, как тип мышл-я (худож-й, логичес-й, смешанный), и спец-ми, связ-ми с опред сфер деят-ти.

Хар-р прояв-ся в манерах и типе повед-я личн, обусловленных реакцией на внеш возд-е. Хар-р людей порождает еще одно свойство личности – темп-нт - это сов-сть индив-ых особ-й, хар-зующих динамич-ю и эмоц-ную стороны пов-я чел-а, его деят-ти и общения. Темп-т мож подразд-ть на 4 наиб обобщ-х вида:

Холерик - сильн тип темп-та, прояв-ся в общ подвижности и способ-ти отдаваться делу с исключ-ной страстью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравнов-сти.

Сангвиник – сильн тип темп-та, хар-ющийся подвиж-ю, высок психич активн-ю, отзывч-ю и общитель-ю, уравновеш-ю.

Флегматик- сильн тип темп, связ-й с медлит-ю, инертностью, устойч-ю в стремлениях и настроении, слаб внешн выраж-ем эмоций, низк уровнем психич актив-ти.

Меланхолик - слаб тип темп, кот-му свойст-ны замедл-ть движений, сдержанность моторики и речи, низк уров психич актив-ти, легк ранимость, склонность глубоко переживать даже незнач-е события, преобладание отриц-х эмоций. Тип темп-та необх учит-ть в спец-тях, где труд предъявляет особ треб-я к динамическим и эмоциональным качествам человека.

Переч-е соц-е хар-ки личн форм-ют 3 типа поведения людей в орг-и: независимый, нейтральный и завис-й. Это наталкивает на мысль о том, что для одних рук-во и подчинение будут воспр-ся как насилие, для др-х - внутренне желательны, для третьих – предст-ют осознанную необх-сть.

Теории личностиПсихоаналитич теор личности 3. Фрейда Лич­ность является внутренним, психол образ-ем чел, состоящим из 3 частей. 1 бессознательное - биологич инстинкты и органические потр-ти чел, бессознательно побужда­ющие его действ-ть опред образом. 2 часть Эго. К нему относится все, что чел знает о себе как о личности, то есть его личностное самосознание. 3 часть Суперэго. - ценно­сти чел, его жизн цели, идеалы — то, чем чел хотел бы стать, какой личностью он хотел бы видеть себя. Теории черт лично­сти Г. Олл-порта Р. Кеттела. Основным понятием, с помощью которого описывается личность, является понятие черты личности - устойчивое свойство, которое приобретается человеком в процессе жиз­ни на основе его опыта, наследственности и физиол-х особенностей его организма. К чертам личности отно­сятся, например, черты характера .

ТипологияПоказ-ли интроверсии – экстраверсии хар-т индив-ю псих-ю ориентацию чел-ка, либо на мир внеш объектов (экстраверт), либо на внутр субъек-й мир (интроверт). Экстр-м свойственно общительность, импульсивность, большая инициативность, высокая социальная адаптированность, они ориентированы на внешнюю оценку, хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений. Интр присуще замкнутость, необщит-ть, соц пассивность (при достаточно большой настойчивости), , у них затруднена соц адаптация. Они хорошо справл-ся с монотонной раб-й, аккуратны и педантичны.

Пок-ль нейротизма хар-ет человека со стороны его эмоц-й устойчивости (стабильности). Эмоц устойчивые (стабильные) люди не склонны к беспокойству, устойчивы по отнош-ю к внешн возд-ям, склонны к лидерству. Эмоц нестаб-е (нейротичные)чувствительны, эмоц-льны, тревожны, болезненно переживают неудачи и расст-ся по мелочам.

Чел-к в своем воспр-тии мира и поведении может опирается либо на рац-е суждение, либо на эмоц-ю и этич-ю оценку событий; либо на факты и впечатления, либо на интуитивное (целостное и до конца не осознанное) понимание. По дан критерию выдел-ся след типы: мысл-льный, эмоц-льный, сенсорный и интуитивный.

Критер-ная база пов-ния чел-ка Повед-е личн-ти в соц среде во многом обусл-но не только врожд-ми, но и приобр-ми свойс-ми, такими, как расп-жение к людям и своему делу, ценности, верования, принципы.

Эта критер-я база, которой придерж-ся чел-к в своем поведении, а все ее сост-ющие нах-тся в тесн взаим-вии, взаимопрон-вении и вз-влиянии. Однако, несмотря на значит взаимозависимость, их можно рассматривать как относит обособл хар-ки личн-и чел-ка, влияющие на его пов-ние.

1. Распол-ние чел-ка к людям, отд процессам, окруж среде, своей работе, орг в целом играет оч больш роль в деле устан-ния норм взаим-вия человека и орг окружения.

2. Ценности, так же как и расп, оказывают сильн влияние на предпочтения чел-ка, на прин-емые им реш-я и повед-е в кол-ве. Цен-ти задают предп-ния чел-ка по прин-у допустимо - недопус, хор - плох, полез - вредно и т.п. При этом цен-и носят достат абстрактный и об-ющий хар-р, они живут незав-мо от конкр чел и сформ-ны в виде заповедей, утверж-ний, мудростей, общ норм

3. Верования. Оч часто чел прин-ет реш-я на основе оценок явлений или заключений по поводу качеств этих яв-й. Если дан оценки достаточно устойчивы и не требуют соотв-щих док-льств, то они превращ-ся в вер-я. В общ виде вер-я можно опр-лить как устойч предст-ния о явлении, процессе или чел-ке, которые люди исп-зуют при их восприятии.

4. Принципы в жизни мн людей играют оч больш роль, т к они сист-чески рег-руют их повед-е. Принц находят воплощ-е в устойч нормах повед-я, ограничениях, табу, устойч формах реакции на явл-я, процессы и людей. Они форм-тся на основе сист ценн-й, выступают устойчформой проявления сист ценн и воплощением веров-й в виде опред-х стандартов повед-я.

Хар-ка индив-сти чел-каПри всей глубине индив-ти чел-ка и ее разнообразии можно выделить те напр-я ее хар-ки, по которым мож быть описана инд-сть:

Любовь и вера в людей как индив черта хар-ра оказ-т сильн влияние на взаим-е чел-ка с окружающим. Особенно это проявл-ся в гот-сти участв-ть в груп-х меропр-х, способствовать разв-ю контактов, вз-действий и вз-поддержки. Чувств-ность к др людям выр-тся в спос-сти людей сочувствовать др, принимать близко к сердцу их проблемы, в умении поставить себя на место другого. Люди, обл-щие такими чертами, хорошо воспр-тся в кол-ве и стремятся к общению с людьми.

Восприят риска явл важной поведенческ хар-й, наглядно отражающей инд-ть человека. Люди, склонные к риску, меньше врем затрач-ют на прин реш и готовы принимать их с меньш колич-м инф-ции. При этом рез-т реш-я отнюдь не обязательно хуже, чем у тех, кто скрупулезно готовтт реш-е и собирает всю необх-ю инф-ю.

Сфера контроля отражает то, как индивид смотрит на источник факторов, опред-щих его действия. Если чел-к считает, что пов-ние зависит от него самого, то в эт случ для него хар-рно наличие вн сферы контроля (интроверты). Если же он полагает, что все зависит от случая, внеш обст-в, действий др людей, то считается, что он имеет внешн сферу контроля (экстраверты).

ВЗАИМ-Е ЧЕЛ-КА И ОРГ-И Работа чел в орг-и предст соб процесс постоя-го его взаим-я с орг окруж. Это оч сложн и многопл-й процесс, являющийся искл-но важным для обеих сторон. Каждый чел, входя в новую орг-ю, сталкивается с множеством проблем взаим-я с орг окр-. Многие коллизии возн-ют и в орг окр, т к оно обяз-но претерпевает деформации и изм-я с появлением нов чл в орг-и. В дальн-ем мож быть налажено безболезненное взаим-ие лич-ти и окружения внутри орг-и. Однако в большинстве случаев это малоустойч взаим-е, что проявляется в возникновении напряжения в отношениях между человеком и орг-й и в возможном разрыве их взаимодействия.
В сам общ виде орг окруж - это та часть орг-и, с кот чел сталкивается во время своей работы в ней. В 1 очередь это раб место и его непоср-е окружение. Однако для больш-ва людей орг окр значит шире их раб мест и включает такие хар-ки орг-и, как произв-й профиль, полож-е в отрасли, на рынке, размер орг и мн др.

И чел и орг имеет опред ожидания относит др друга. Группу осн ожид индивида составляют ож-я по поводу: Содержания, смысла и значим-ти работы; Оригинальности и творч хар-ра работы; Увлек-сти и интенсивности работы; Степени независимости, прав и власти на работе; Степ отв-ности и риска; Престижности статусности работы; Признания и поощрения хорошей работы; з/п и премий Гарантий роста и развития.
Для кажд индивида комбинация этих отд-х ожиданий, формирующая его обобщенное ожидание по отношению к организации, различна. Они зависят от личностных хар-к, целей, конкретн ситуаций, в котор он находится и т.п.
Орг-я ожидает от человека, что он проявляет себя как: Спец-т, в опред области обладающий определенными знаниями и квал-й; Член орг-и, способствующий ее успешн функцион-ю и разв-ю; Чел, обладающий опред личностн и моральн качествами; Член орг, способный коммуницировать и поддерживать хорош отнош-я с коллегами; Раб-к, стремящийся к улучш-ю своих исполнит-ких способностей;
Комб-ция ожиданий орг-и по отнош-ю к чел-ку, а также степень значимости для орг каждого отд-го ожидания могут отличаться у разл-х орг-й. Более того, и в рамках одной и той же орг по отношению к разл индивидам могут складываться различ комбинации ожиданий. Поэтому нельзя предложить единй универс-й модели ожидания орг-и по отнош к чел.

ВХОЖДЕНИЕ ЧЕЛ В ОРГ-ЮКажд чел в жизни не один раз приходится переживать процесс вхождения в орг-ю. Оно всегда сопряжено с реш-м неск-х проблем, котор обязательно сопутствуют этому процессу. 1 это адаптация чел к новому окружению 2, это коррекция или изменение повед-я чел, без которых во многих случаях невозможно войти в орг-ю. 3, это изменения и модификации в орг-и, которые происходят даже тогда, когда уже имеется свободное «место» и сама принимает чел на это место в соответствии с ее потребностями и критериями отбора. От их решения во многом зависит и то, как человек будет функционировать в организации, как будет строиться его взаимодействие с организационным окружением.
Необх-м условием успешн вхождения в орг для каждого ее нового члена является изучение системы ценностей, норм, правил и поведенческих стереотипов, хар-х для дан орг-и. в какой форме и по каким вопросам обращаться к рук-ву, в каком виде принято ходить на работу, как принято распоряжаться раб врем, а также временем для отдыха.
Успешно орг-ный процесс включ-я чел в орг окруж приводит к тому, что у него появляются чувство ответст-ти за дела орг-и и устойчивые внутр обязательства по отношению к ней.
Заверш стадией процесса включения чел в орг-ю является его переход в полноправные члены орг. Это очень серьезная часть вхождения чел в орг, и орг должна очень серьезно подходить к этому.
Трудовая адаптация– означает включение работника в новую для него предметно-вещественную и социальную среду. При этом наблюдается взаимное приспособление работника и среды.

Выделяют адаптации: Первичная а происходит при первоначальном вхождении молодого человека в трудовую деятельность. Вторичнаясвязана с переходом работника на новое рабочее место (со сменой или без смены профессии), а так же при существенном изменении производственной среды (технические, экономические, социальные элементы среды могут меняться).

В процессе адаптации работник проходит несколько стадий:

1 ознакомления. Работник получает информацию о новой трудовой среде, о критериях оценки различных его действий, об эталонах и нормах трудового поведения.

2 приспособления. Работник оценивает полученную информацию и принимает решение о переориентации своего поведения, о признании основных элементов новой системы ценностей. При этом у работника сохраняются многие прежние установки.

3 идентификации, то есть полное приспособление работника к новой трудовой среде. На этой стадии работник отождествляет личные цели и задачи с целями и задачами предприятия.

Установки— это ощущения, чувства и убеждения, в значительной мере определяющие восприятие работниками внешней среды, побуждающие их планировать определенные действия и поступки.

Удовлетворение трудом— это набор благоприятных чувств и эмоций, возникающих у работника в процессе и при оценке результатов работы. Удовлетворение от труда является эмоциональной установкой, чувствомприязни или неблагосклонности по отношению к чему-либо. Однако между этим связанным с выполнением рабочей задачи чувством удовлетворения и другими элементами установки работника имеется существенная разница. Тот же самый сотрудник, размышляя о своих обязанностях, может высказать объективное суждение (уверенность) о том, что его рабочие задания достаточно сложны. В другом случае работник может высказать коллеге свое поведенческое намерение («Я планирую закончить работу за три месяца»). Таким образом, основу установок формируют чувства, мысли и намерения к действию индивидов.

 

ТЭМА БОЖАГА НАРАДЖЭННЯ Ў ПЕРАКЛАДНОЙ ЛІТАРАТУРЫ БЕЛАРУСІ ХІV-ХVІ СТАГОДДЗЯЎ

Ірына Лобан, магістр філалагічных навук

г. Віцебск

 

Да беларускай перакладной літаратуры XІV-XVІ стст. адносяць “Аповесць пра трох каралёў”, “Жыціе трох віленскіх пакутнікаў”, “Жыціе Аляксея, чалавека Божага”, “Пакуты Хрыста” і іншыя творы. Усе яны з большага вызначаюцца рэлігійнай тэматыкай, аднак маюць рысы і свецкай літаратуры. І калі жыціі можна аднесці да ўзору перакладной рэлігійнай біяграфіі і жанрава акрэсліць, як агіяграфічная літаратура, то “Аповесць пра трох каралёў” і “Пакуты Хрыста” з’яўляюцца апакрыфічнымі творамі. Як вядома, слова ‘апокрыф’ паходзіць ад грэчаскага слова аpokryphos, што значыць ‘таямнічае’, і сёння разумеецца, як не ўзгодненая з царквою (аднак не лічыцца забароненай) сярэднявяковая аповесць, заснаваная на біблейскім сюжэце. Так, у апакрыфічнай аповесці “Пакуты Хрыста” расказваецца пра апошнія зямныя дні, пакутніцкую смерць і ўваскрашэнне Ісуса Хрыста. У “Аповесці пра трох каралёў” распавядаецца апакрыфічная гісторыя пра згаданых у Бібліі трох усходніх цароў, якія прынеслі дары дзіцяці Ісусу. Паводле падання, тры гэтыя цары, Яспар, Мельхіёр і Валтасар, увасабляюць старажытную мудрасць, якая захоўваецца чалавецтвам на працягу стагоддзяў, і тры расы трох частак свету, а таму яны былі асабліва шанаваныя ў эпоху крыжовых паходаў і Вялікіх геаграфічных адкрыццяў. Існуе меркаванне, што героі аповесці набліжаны да персанажаў агіяграфіі, бо звязаныя з гісторыяй Божага нараджэння і прыбліжаныя да гісторыі Хрыста.

“Аповесць пра трох каралёў” у Беларусі была перакладзена у XV альбо ў пачатку XVI ст. з польскіх рукапісаў, якія, у сваю чаргу, з’яўляліся перакладамі лацінскіх тэкстаў, шырока распаўсюджаных на Захадзе. Арыгінал аповесці пад назваю “Легенда пра трох святых каралёў” напісаны нямецкім манахам-кармелітам, доктарам тэалогіі і прафесарам у Авіньёне Іаанам Хільдэсхеймскім. Героі аповесці ідуць у Віфлеем да Хрыста з аддаленай Індыі, са свету іншых, чым у Віфлееме, звычаяў, іншай прыроды, іншых людзей. У аповесці рэалістычна і дастакова падрабязна апісаецца Нараджэнне Хрыста: з’яўленне анёла пастухам, сімвалічнасць першай зоркі ў небе: “черес малый час звезда с такою великою светлостию и блисканиим се понорила, иже местца у том домку и комаре были освечоны, да опят на поветре за того узгору уступила а над местьцем не рушаючисе стала. Але светлость ее у коморце зостала, яко молвить еванькгелиста. А уступивше, нашли дятятко з Мариею маткою его а, падуче, молилисе ему а, отворивше скарбы свое, дали ему дары – золото, ладан и мирру”[1, 272]. Перад адпраўленнем у дарогу каралі на зорцы бачаць аблічча Дзіцяці і знак святога Крыжа: “А во всих их землях церковах звезду с Дитятком, а на верху – знамя Святого Креста...” [1, 275].

У “Аповесці пра трох каралёў” спачатку дакладна пераказваецца Евангелле ад Мацвея: як каралі сустракаліся і гаварылі з Ірадам, пайшлі зноў за зоркай у Віфлеем, адшукалі дом, дзе была Марыя з Дзіцем, і паднеслі Яму дары. Але безумоўна, гэты твор адносіцца да мастацкага, таму пераважае фантазійнае асэнсаванне рэчаіснасці, адсюль уласная трактоўка некаторых эпізодаў аўтарам. Ён не адразу вядзе сваіх герояў у Віфлеем, пасля таго, як каралі ўбачылі зорку, яны губляюць яе, трапляюць у Ерусалім, каб там удакладніць у дасведчаных людзей месца нараджэння Ісуса. Падрабязны аповед пра некаторыя падзеі жанрава акрэслівае твор, як аповесць, таму натуральна, што часавая прастора вымагае апісання. Так, з Ерусаліму каралі выходзяць ў дзве гадзіны, потым яны сустракаюць па дарозе пастухоў, якія ўжо наведалі Хрыста, апранаюцца ў каралеўскае ўбранне і ў сем гадзін даходзяць да Віфлеема.

Духовая аповесць насычана жыццёвымі рэаліямі, дэталямі, падрабязнасцямі. Бачна, што, як аўтар, так і перакладчык валодалі талентам апавядальніка, майстэрствам апісання і псіхалагізацыі. Напрыклад, адзначым, што значная ўвага надзяляецца моманту пасля 13 дзён ад нараджэння Ісуса, а менавіта, як за ім даглядае Марыя. Алюзія на звычайнае людское жыццё падаецца проста, але ў той жа момант дасведчаны чытач не павінен аддаваць перавагу прывабліваму мастацкаму апісанню перад біблейнай праўдай. Цікавым момантам з’яўляецца кармленне Марыяй свайго Дзіцяці: “Да у той каплици ещо, кажут, камен, на котором Панна Мариа усегды седела, коли свое Дитятко Исуса кормила. Да одного часу одна кропля молока ис еи святых грудий испритъчей на тот камен упала. Его ж белость на том-то камени аж до нинейшого дня зостала” [1, 276]. Як мастацкі вобраз падаецца вобраз Багародзіцы, дакладна вымалёўваецца яе партрэт, як партрэт простай жанчыны: “А Мариа, матка его, была у парсуне телиста а маленко смеда; да пред обличностию трех королев плащем синим а велми убогим была ся опрянула. Которого затвореного перед собою рукою левою держала, да ее голова наметцем лняным была уся обвинена…” [1, 272].

У эпізодзе, калі каралі адорваюць Дзіцяці Ісуса багатымі дарамі, прывезенымі з розных краін, сімвалічна бачыцца надалейшае распаўсюджванне веры хрысціянскай па ўсіх кантынентах, пакланенне Богу нашаму Ісусу Хрысту. Мельхіёр ахвяруе 30 залатых манетаў і залаты яблык — не большы, чым магла ўзяць рука. Валтасар – ладан, а Яспар са слязьмі падае Дзіцяці трошкі смірны на далоні. Значэнне дароў потым набудзе тэалагічна-літургічнае значэнне, якое, па сутнасці, тлумачыў яшчэ і сам аўтар Іаан Хільдэсхеймскі.

Цяжкім з’яўляецца вяртаннне каралёў дадому на працягу двух гадоў, іх абвінавачваюць паганскія кніжнікі, якія яшчэ не ведаюць пра Божае Нараджэнне і якіх падбухторваюць іўдзеі. Асацыятыўна гэта можна параўнаць са сведчаннем веры хрысціянскай у свеце: чым бліжэй да Хрыста, мабыць, не так складана сведчыць, але усё больш выпрабаванняў і цяжкасцяў сустракаецца на тваім шляху. Вярнуўшыся, каралі загадалі пабудаваць на гары Фус капліцу і намаляваць у ёй абраз Дзіцяці, а потым разышліся па сваіх дамах.

Далей назіраецца ўсё большая некананічнасць і апакрыфічнасць аповеду: Марыя з Дзіцем і Іосіфам сорак дзён хаваюцца ў іншай пячоры. Святая Сям’я ўцякае ў Егіпет і жыве там сем гадоў, да смерці Ірада. На зваротным шляху Марыі, як памяць пра тое, вырастаюць ружы, якія бедуіны збіраюць і мяняюць на хлеб у паломнікаў, а тыя разносяць па ўсім свеце. Цалкам асобная частка прысвечана апісанню бальзамавага саду ў Егіпце паблізу месца, дзе жыла Марыя, і сам працэс збору лекавага бальзаму. Безумоўна, што праз мастацкае асэнсаванне рэчаіснасці аўтар спрабуе, як мага, узвялічыць і ўславіць Багародзіцу, і тут даруецца нават залішняя выдумка. Але зусім неверагоднай здаецца гісторыя пра 30 “пенязех”, якая пачынаецца ад Абрагама, а потым гэтыя грошы разам з ладанам і смірнаю Марыя губляе ў пустыні, дзе іх знаходзіць пастух і прыносіць у храм. У выніку яны трапляюць да Іуды Іскарыёта пад выглядам «сярэбранікаў». Надалей аўтарскі аповед доўжыць місіянерская дзейнасць апостала Мацвея ў Індыі, дзе яго сустракаюць яшчэ здаровыя, хоць вельмі старыя, тры каралі. Ён жа ахрысціў народ той краіны, пасвяціў каралёў у архіепіскапы і накіраваўся ў верхнюю Індыю, дзе быў замучаны. Праз два гады, незадоўга да свята Нараджэння Хрыста, на небе ўзышла новая зорка, і неўзабаве каралі адзін за адным спачылі.

Нагадаем, што прааналізаваная намі “Аповесць пра трох каралёў” адносіцца да перакладной беларускай літаратуры XІV − XVI стст.. Значэнне яе відавочна, бо ў той час выявілася зацікаўленне свецкай тэматыкай, якая ўсё яшчэ перадавалася праз творы рэлігійнага характару. А ўплыў Захаду і заходняга Рэнесансу ў Беларусі выявіўся пераважна праз росквіт хрысціянскай літаратуры на роднай мове − лацінская і царкоўнаславянская мовы саступілі месца беларускай. Сёння рэмінісцэнтныя матывы “Аповесці пра трох каралёў” можна прасачыць і ў сучаснай беларускай паэзіі. Напрыклад, у вершы Валянціна Лукшы “Дары вешчуноў”, у якім таксама апісваецца прыход каралёў да Хрыста пасля Яго Нараджэння, мы чытаем наступнае:

І вось – Хрыстос.

Перад сваёй дарогай,

Нібыта промнік сонца і вясны…

Да Чалавека,

І Цара,

І Бога

Прыйшлі з далёкіх земляў вешчуны.

Прыйшлі сваю любоў Яму засведчыць,

Прыйшлі даніну шчырую аддаць.

Каб Віфлеемскай зорцы вечнай свечкай

Над грэшным чалавецтвам трапятаць.

Схіліўся першы над свяшчэнным сынам

І словы запаветныя сказаў

І золата –

Усім царам даніну –

Перад Хрыстом пакорліва паклаў.

Другі вяшчун схіліўся перад Богам,

Паклаў ля ясляў ладан дарагі,

Бо пах яго ад усяго зямнога

За прывідныя кліча берагі.

А трэці – смірну –

Дар для Чалавека

У прыцемках паклаў перад малым, –

Прадвесце смерці крочыла спрадвеку

Ад нараджэння да труны за ім…[2, 241-242].

Такім чынам, тэма Божага Нараджэння ў перакладной літаратуры Беларусі XІV-XVІ стст. выявілася праз “Аповесць пра трох каралёў”, культурнае і духоўнае значэнне якой і сёння мае адбітак у творчасці сучаснікаў-хрысціянаў.

Літаратура:

1. Анталогія даўняй беларускай літаратуры: ХІ – першая палова ХVІІІ стагоддзя / НАН Беларусі, Ін-т літ. імя Я. Купалы; Падрыхт. А. І. Богдан і інш. Навук. рэд. В. А. Чамярыцкі. – Мінск: Бел. навука, 2003. – 1015 с.

2. Бацькаўшчына: зб. гіст. літ.; уклад., прадм. С. С. Панізніка. – Мінск: Юнацтва, 2000. – 382 с.

3. Ярашэвіч А. Аповесць-легенда пра трох каралёў / А. Ярашэвіч // Наша вера. – 2003. – № 4 (26). – С. 38–42.

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Встановлення очевидців та обставин скоєння ДТП. | Поняття дорожньо-транспортної пригоди, їх класифікація.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | <== 11 ==> | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.183 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.183 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7