Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Прийняті рішень на різних стадіях проектного циклуДата добавления: 2015-08-17; просмотров: 526
Пение является естественным способом выражения эстетических чувств, действенным средством привлечения детей к музыке. Из всех видов исполнительной деятельности оно является наиболее доступным, сравнительно легко осваивается, не требует значительной предварительной подготовки. Поэтому пение рассматривается как одно из основных средств музыкального воспитания. Пение как исполнительский процесс развивает музыкальные способности, умение воспринимать, запоминать и воспроизводить мелодию; воспитывает слуховое внимание, наблюдение, воображение, настойчивость в преодолении исполнительных трудностей, дисциплину и самостоятельность. В процессе обучения пению развивается не только голос, но и решаются задачи формирования личности. Проблемы вокального воспитания детей рассматривали Т. Овчинникова, Н. Орлова, С. Гладка, А. Менабени, Т. Стулова, Ю. Юцевич и др. Важной задачей вокально-хоровой работы в школе является художественно-творческое развитие учеников. Известный психолог Л.С. Выготский подчёркивал, что творчество проявляется не только тогда, когда создаётся что-то новое, но и тогда когда человек вносит своё понимание определенного явления, по-своему воспроизводит, изменяет уже созданное. Хоровое пение предоставляет широкие возможности для самостоятельного проявления личности, выражения содержания произведения, поскольку смысл пения не в механическом разучивании песни, а в их творческой интерпретации. Важную роль здесь приобретают музыкальное обучение, накопление знаний и художественного опыта, овладение певческими умениями и навыками, которые становятся основой творчества. Навыки– это закреплённые, автоматизированные приёмы и способы работы, которые являются составными элементами сложной деятельности сознания. Результаты исследования показали, что певческие навыки обеспечиваются через соответствие реального звучания и внутренних музыкально-слуховых представлений детей. Внутренние музыкально-слуховые представления связаны с двигательными и создают настроенность движений, готовность к определенным действиям, которые соответствуют художественной задаче. К вокальным навыкам относятся: певческая установка, дыхание, звукообразование и звуковедение, дикция и чистота интонирования. Певческая установка, создавая благоприятные условия для выразительного пения, обеспечивает удобное положение корпуса, головы, правильное открывание рта во время пения. От неё зависит дыхание и звукообразование, она дисциплинирует детей, является первым организующим звеном коллективного пения. Правильная певческая установка активизирует органы звукообразования, подготавливает их к правильному распределению мышечных усилий при пении, умеренному вдоху и экономному выдоху. Однако не всякое пение способствует развитию ученического голоса. Неправильное звукообразование, как и нарушение гигиенических норм в пении приводит нередко к заболеванию или потере певческого голоса. Каким должно быть пение детей? Оно должно быть естественным, ненапряженным, свободным, ровным во всём диапазоне, округленным, светлым, интонационно чистым. Приобретение этих навыков требует от учащихся настойчивой работы над дыханием, звукообразованием, правильным использованием регистров, регулированием силы звучания, подвижностью голоса, округлением гласных, атакой звука, звуковедением и т. д. Нормальная деятельность органов, которые участвуют в голосообразовании, характеризуются такими свойствами: мягкое нёбо подвижно, стенки ротоглоточной полости эластичны и упруги, от чего увеличиваются резонаторные возможности; колебание голосовых складок и смыкание голосовых связок равномерны, движение дыхательного аппарата энергичны и тоже равномерны во всех разделах. Характерны такие недостатки: неправильное открывание рта, скованность нижней челюсти, мышц гортани, неясность дикции, вялость артикуляции, шумный вдох и неуправляемый выдох, перенос речевых изъянов на пение. Это отражается на плавности голосоведения, приводит к скандированию, задержке на согласных звуках которыми заканчивается слог. При неправильном пении, когда нарушается слаженность работы голосообразующих органов, мягкое нёбо пассивно, резонаторные возможности слабые, движение в гортани и органах дыхания неравномерны. Этого учитель не видит, об этом свидетельствует результат работы органов звукообразования - исполненный звук. Учитель его оценивает, корректирует, исправляет, опираясь на свой вокальный слух, на знание механизма звукообразования, особенностей детского голоса. При пении важное значение имеет дыхание. Умение дышать отражается на качестве звука, чистоте интонирования и других свойствах хорового звучания. Различают 3 вида певческого дыхания: грудное, диафрагмальное и грудно-диафрагмальное (смешанное), которое считают наиболее распространенным. Педагоги музыканты отмечают, что не следует акцентировать внимание детей на дыхании, а вырабатывать его в процессе обучения постепенно, в комплексе с другими вокальными навыками. В частности, ученики должны знать приблизительно последовательность работы над певческим дыханием: правильная посадка, вдох по руке, равномерный выдох, дыхание с короткой задержкой. Полезно чтобы они знали и про возможные ошибки: поднятые плечи, ключичное дыхание, чрезмерный или шумный вдох, очень быстрый выдох. Активизации учеников способствуют постоянные вопросы учителя, хорошо или плохо прозвучало упражнение или отрывок песни, что нужно сделать, чтобы петь лучше? Постоянное внимание к правильному и неправильному звукообразованию, певческому интонированию, показ зависимости качества звука от дыхания, певческой позиции, формирования гласных будут способствовать развитию вокального слуха, способности анализировать качество пения, воспитывать сознательное отношение к звучанию голоса. Формировать у детей певучесть голоса, научить «тянуть» звук – одна из главных задач вокального воспитания. От чёткого произношения гласных и согласных звуков зависит развитие в голосе звонкости и ровности - важных качеств певческого голоса. Сложность формирования певческих навыков в том, что младшим школьникам тяжело проанализировать учебную задачу, увидеть связь между отдельными навыками, которые формируются в комплексе, перенести достигнутые результаты с выученного задания на новые. Очень важно выработать свободное, ненапряжённое звучание. Напряжённое звучание создаёт неприятное впечатление, приводит к несмыканию голосовых связок, нарушает чистоту интонации. Звук теряет мягкость, становится резким, крикливым. Учитель сам должен петь свободным звуком и обращать на это внимание учащихся. Часто крикливое пение является результатом подражания учителю. Кроме того, громкая речь и пение быстрее утомляет учеников, ослабляют слуховое внимание. Однако следует учитывать, что негромкое пение может привести к выработке аморфного звучания, пению без опоры на дыхание. Нужно добиваться пения «на дыхании», активной подачи звука. Тихое звучание не должно уменьшать активности пения. Помнить: правильный звук формируется при средней силе звучности и умеренном вдохе. Даже незначительное форсирование звука меняет его структуру, тембр, понижает звонкость. Чрезмерная энергия при формировании звука приводит к несогласованной работе певческого аппарата, к перенапряжению отдельных нервно-мышечных групп, к их переутомлению. Качество звучания зависит и от правильного формирования гласных, каждая из которых лучше резонирует при соответствующей форме рта. Настройку голоса на правильное звукообразование целесообразно проводить в такой последовательности: с начало петь на лёгком staccato, потом переход в кантилену. Звуковой импульс стаккато приводит в движение на короткое время голосовые мышцы и голосовые складки, после чего наступает расслабление. Когда после твёрдой атаки звук переходит в кантилену на той же высоте тона, то при этом используется уже имеющаяся форма согласованного движения разных мышечных групп гортани. Кроме того, стаккато активизирует дыхательную функцию, что обеспечивает оптимизированный уровень силы звука на legato. Если начинать пение с протяжного звука, то у неопытных певцов оно зачастую звучит вяло или напряжёно. Поскольку отрывистое пение не допускает мышечной зажатости, оно является отправным пунктом для правильного голосообразования и кантилены. На качество звучания влияет и стиснутая челюсть. Преодолению этого недостатка способствует понимание смысла слов, выделение главного слова, которое определяет создание фразы. Полезно в медленном темпе напевно декламировать текст, хорошо открывая рот. Следует учитывать, что зажатие челюсти может иметь и психологическую причину: застенчивость, неуверенность. Поэтому благожелательная атмосфера на уроке является обязательным условием певческого обучения школьников. Важным условием хорового звучания является точное исполнение звука по высоте, т. е. строй и певческая интонация. Хороший строй в хоре зависит от того, как развит музыкальный слух учащихся, от их внимания и умения владеть своим голосом и певческими навыками, от физического и эмоционального состояния поющих, от правильных музыкально-слуховых представлений. Учителю необходимо постоянно заставлять учащихся слушать себя и товарищей, оценивать звучание класса. Неточное пение может быть вызвано неуверенностью учеников, отсутствием желания петь, сменой настроения, утомлением. В этом случае нужно стремится к установлению психологического комфорта в классе, чаще подбадривать учащихся, привлекать их содержанием песни. Неточная интонация может быть результатом неэкономного дыхания. Для этого нужно улучшение техники голоса. Причиной неточного пения может быть и неудобная тональность. На начальном этапе обучения мелодию нового упражнения, песни желательно поддерживать аккомпанементом. Это необходимо не только для достижения чистоты интонирования, но и для развития гармоничного слуха учащихся. Когда же интонация будет устойчивой, можно ограничиться гармонической поддержкой. Иногда для развития координации слуха и голоса полезно петь упражнения без сопровождения (с предварительной ладовой настройкой). Пение без сопровождения активизирует музыкально-слуховые представления. Сложные для интонирования отрывки полезно петь по фразам, задерживаясь на тех звуках, которые неправильно интонируются. Если неправильно интонируются короткие звуки, которые приходятся на безударные слоги, надо пропеть мелодию в медленном темпе на определенную гласную или с закрытым ртом, задерживаясь на отдельных звуках. Активизации слухового внимания при пении помогает задание сравнить и найти лучшее по качеству звучание из двух вариантов, пропетых учителем, отдельными учениками; определить причины плохого звучания. Ещё один приём активизации слухового представления – поощрение самых маленьких успехов учащихся, что создаёт положительный эмоциональный тонус, повышает способность к работе и заостряет слуховое внимание. Эффективным приёмом активизации слуха является мысленное пропевание звука, музыкальной фразы с чёткой, но беззвучной артикуляцией при одновременном прослушивании этого звука или фразы. Беззвучная артикуляция активизирует звукообразующие органы. Полезный приём активного произношения слов в ритме мелодии шёпотом с чёткой артикуляцией. Приём этот не только укрепляет дыхательные мышцы, способствуя появлению чувства опоры на дыхание, но и тренирует артикуляционный аппарат. В хоровом пении различают интонационный, ритмический, тембровый, дикционный и художественные ансамбли. Ансамбль – согласованность, уравновешенность голосов. Существует 2 формы неправильной дикции: 1) вялая дикция, когда согласные выговариваются нечётко, а гласные утрачивают звуковое качество; 2) преувеличенная дикция, которая лишает пение «вокальности». В обоих случаях учителю нужно обращать внимание учащихся на необходимость ясного и певучего проговаривания слов. Сознательному отношению к певческой дикции способствует усвоение таких правил: ▬ согласные в конце слога или слова нужно переносить к другому слогу или слову; ▬ распевать гласные звуки до конца, коротко и быстро выговаривая согласные звуки; ▬ осторожно проговаривать безударные слоги, особенно когда они приходятся на высокий звук; ▬ гласные звуки должны создавать единую линию. Преувеличенное произношение согласных на конце или в начале слова нарушает напевность, т. к. звучание гласной укорачивается, а динамичное выделение согласной превышает норму. И другая крайность – слабое произношение первого и последнего согласного звука. При неразборчивом произношения слова нельзя сформировать правильный певческий звук. Типичная ошибка – выделение безударных слогов. Нужно следить за соблюдением смысловых ударений в словах и музыкальных фразах, чтобы это соответствовала смыслу песни. Возможные несовпадения ударений в слове и мелодии можно сгладить таким приёмом: смягчить звучание сильной музыкальной доли, на которую приходит безударный слог слова, и наоборот, немного выделить слабую музыкальную долю, на которую приходятся смысловое ударение в слове или фразе. Во всех случаях правильное произношение является результатом понимания и усвоения содержания песни, ощущение характера: органичная связь слова и звука достигает, когда учащийся понимает, что форсированное пение, невнимание к словам противоречат природе певческого голоса. Эффектным средством и обязательным условием формирования вокальных навыков являются упражнения – многократно повторенные специально организованные действия. На уроке, как правило, использовать 2-3 упражнения, разные по вокально-техническим задачам. Они подбираются так, чтобы каждое последующее усовершенствовало уже приобретённые умения и развивало новые. Выбор вокальных упражнений определяется особенностями конкретного класса, учётом недостатков певческого развития учащихся. Во время разучивания упражнений следует придерживаться принципа единства художественного и технического, стремиться к эмоционально-образной окраске голоса. Для стимулирования положительных эмоций целесообразно разучивать упражнения в мажоре. Упражнения должны быть простые по мелодическому и ритмическому рисунку, легко запоминаться. Начальные вокально-хоровые упражнения нужно петь негромко на естественных звуках (примарный тон). Постепенно диапазон упражнений расширяется. В то же время выбор соединений гласных и согласных звуков обусловлен задачами, вокально-хорового развития учащихся конкретного класса. Полезны разные певческие упражнения: на staccato, legato, с разным звуковысотным и ритмическим рисунком. Главное условие результативности – продуманность вокально-хоровой работы, что исключает бесцельные повторения. У 6-7 летних детей чистота певческого интонирования формируется медленно, что объясняется недостаточной целенаправленностью обучения. Учитель должен особое внимание уделить начальному этапу становления певческой интонации детей. Начинать распевку следует в медленном темпе, меняя его далее в зависимости от задач. Упражнения целесообразно повторять как модулирующую секвенцию по полутонам вверх и вниз. Обязательно давать ладо-тональную настройку. Это может быть пение учащихся одного звука, в то время как учитель играет аккордовую последовательность: Т3, ред Т, S и Д гармоний и т. д. Такой момент – сосредоточенное вслушивание в звучание. Далее предлагается пропеть услышанный звук «про себя». В это время учитель может несколько раз повторить трезвучие. После этого учащиеся повторяют звук вслух на слоги лю, ду. Активизации мягкого нёба и округлённому звучанию способствуют упражнения на слоги ку, гу; собранному звучанию – пение слогов ду, да, лё, лю. Для достижения звонкого, светлого звучания полезно петь на слоги ди, зи, ли, ля. Полезно упражнения с нисходящим движением мелодии. Они способствуют распространению высокого головного звучания на нижнюю часть диапазона, достижению микстового звукообразования, «полётности», звонкости голоса. Поскольку первый звук является одновременно высоким, обращать внимание на атаку этого звука. Хорошо активизирует звукообразование отрывистое пение. Учителю нужно знать методическую ценность отдельных упражнений, чтобы подбирать необходимые для конкретного вокально-технического задания. Например: пение на одном звуке способствует не только выработке равномерного выдоха и опоры, но и выравниванию гласных, развитию динамичности звука. Пение нисходящей последовательности в умеренном темпе на одном гласном звуке способствует развитию оперного дыхания и сохранению высокой позиции звучания, а при назывании нот – выравниванию гласных. Если общий фон звучания класса глухой, полезно петь слоги с звонкими согласными (ди, де, да, ми, ме, ма) Округлённому и ровному звучанию способствуют упражнения на лё, лю, ля. Коллективное пение имеет свою специфику, связанную с приобретением навыков пения в ансамбле: петь по дирижёрскому жесту, слушать не только себя, а и соседа; сливаться своим голосом с общим звучанием по высоте, тембру, динамике. Учитель должен добиваться от учащихся единой манеры звукообразования, способа артикуляции; не только правильного, но и однотипного формирования гласных и согласных звуков. Гигиена, режим и охрана певческого голоса. Развитие певческого голоса зависит от того, насколько правильно учащиеся им пользуются. Основные причины неправильного функционирования голосовых органов: их перенапряжение и утомление, злоупотребление верхними звуками, пение в несвойственной данному голосу тесситуре, форсированное звучание, чрезмерно долгое пение, неправильные (вредные) привычки звукообразования, пение в больном состоянии. Тесситура (высокая, низкая) – преобладающий высотный уровень исполнительской партии. Учащиеся нередко соревнуются в громком пении, стремясь петь громче, чем это возможно для их голоса, пытаются увеличить свой диапазон, самостоятельно упражняясь на верхних звуках, которыми не умеют пользоваться; поют в несвойственной для их голоса тесситуре, подражая своим кумирам. Всё это очень вредно для певческого голоса. Успешность занятий пением на уроках зависит от учёта учителем возрастных и индивидуальных особенностей учеников. Свойственна быстрая утомляемость от пения, которое требует значительного нервно-мышечного напряжения. Поэтому продолжительность пения на уроке не должно превышать 20 минут с небольшим перерывом после 10-15 мин. пения. При первых признаках первых признаках утомления учеников следует привлекать к другой деятельности. Нельзя допускать, чтобы они ушли с урока с утомленными голосами. Непоправимый вред детским голосам придаёт крик и постоянная громкая речь. Учителю нужно постоянно говорить ученикам об опасности перенапряжения голоса, как в разговоре, так и при пении. Ставя на уроке определённые вокальные задачи, следует учитывать, что качество пения зависит от настроения человека, состоянии его здоровья. Если ученик пришёл на урок угнетённый, с плохим настроением, пение не принесёт ему удовольствия. Следует учитывать возможность расстройства голосовых функций у отдельных учащихся из-за злоупотребления голосом. Может возникнуть несмыкание голосовых связок и складок через ослабление их натяжения. Основной признак несмыкания складок – сильный сиплый призвук, который делает пение невозможным. При следовании певческому режиму несмыкание складок проходит через несколько дней. При форсированном пении или неумелом взятии высокого тона может произойти кровоизлияние в голосовую складку из-за разрыва в ней кровеносного сосуда. При этом голос не подчиняется певцу, появляется внезапная сильная хрипота. Через несколько дней, при полном молчании, кровоизлияние рассасывается и голос возобновляется. Однако повторные кровоизлияния могут привести к появлению на голосовых складках узелков, которые представляют серьёзное заболевание голоса. Певческие узелки (крохотные опухоли на свободные края голосовых складок) препятствуют полному смыканию голосовой щели, из-за чего теряется гибкость голоса, чистота интонации. Ученики жалуются на возрастающую хрипоту, ощущение постороннего тела на складках, постоянное желание откашляться. Лечение этого заболевания может быть долгим, а в отдельных случаях требует хирургического вмешательства. Расстройство голосовых функций нередко провоцируют простудные заболевания (насморк, грипп, острый ларингит), которые могут привести к несмыканию голосовых складок, утрате звучности голоса. Поэтому при заболеваниях нужно запрещать петь. Учащиеся должны осознать опасность голосового перенапряжения и придерживаться правил режима и гигиены голоса в повседневной жизни. На это постоянно должен обращать внимание учитель музыки. Если лекарствами при всех острых заболеваниях голосового органа является покой и непременный режим молчания до полного выздоровления, то самым действенным способом охраны детских голосов является процесс обучения пению, т. е. овладение учащимися певческими навыками, которые обеспечивают не только развитие голосового аппарата, но и его нормальное функционирование.
|