Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Непосида Вася


Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 662



Согласно моему диагнозу и прогнозу, изложенному в первом четырехтомном издании настоящей работы, вышедшем в свет в 1937-1941 гг., главная тенденция нескольких последних десяти­летий включает в себя а) нарастающий упадок чувственной культуры, общества и человека и Ь) появление и постепенный рост первых компонентов нового (идеационального или идеа­листического) социокультурного строя.

В науке этот двойственный процесс нашел отражение, во-первых, в усилении разрушительной мощи морально безответственных научных достижений чувственного типа, в изобретении ядерного, бактериологического оружия и других сатанинских средств уничтожения человека и всех основных ценностей; и, во-вторых, в преобразовании фундаментальных научных теорий в морально ответственном (идеациональном или идеалистичес­ком) направлении. Это изменение уже сделало современную на­уку менее материалистической и детерминистской (или менее чувственной), чем она была в течение двух предыдущих столетий. Согласно современной науке, материя понимается теперь всего лишь как конденсированная форма энергии, которая дематериализуется при радиации. Материальный атом уже расщеплен более чем на тридцать «загадочных, таинственных, ошеломляющих, непостижимых, фантастических» элементарных частиц: электрон и антиэлектрон, протон и антипротон, фотон, мезон и т. д., или на «подобие волн, которые превращаются в волны вероятности, волны сознания, проецируемые нашим мышлением вовне... Эти волны, как и те, что ассоциируются с распространением световых квантов, не нуждаются в каком субстрате для того, чтобы распространяться в пространстве-времени, для их волнообразного движения не нужно ни жидкости, ни твердого тела, ни даже газа». В области квантовой механики и на пороге электронной теории такие основные понятия «материалистической и механистической науки», как материя, объективная реальность, время, пространство, причинность, уже неприменимы, а свидетельство органов чувств во многом теряет свое значение. Что же касается детерминистской причин­ности, то в современной науке она уступила место принципу неопределенности Гейзенберга9, причудливым «скачкам квантов», просто случайной связи, а в области психосоциальных явлений — «волюнтаристскому», «самовольному закону подчинения», свободному от причинности и случайности.

Подобные преобразования произошли и в новых ведущих направлениях биологических, психологических и социальных наук. В противоположность устаревшим, хотя все еще употребляе­мым штампам механистической, материалистической и детерминистской биологии, психологии и социологии, новейшие значительные теории в названных дисциплинах ясно пока­зывают, что явления жизни, организм, личность, разум, социокультурные процессы не могут быть поняты как чисто материалистические, механистические и чувственно воспринимаемые реальности и не сво­димы к ним. Согласно данным теориям, эти явления имеют, помимо своего эмпирического аспекта, еще и гораздо более важные — разумно-рациональные и даже сверхчувственные и сверхрациональные аспекты.

В самое последнее время наука уже становится гораздо более идеациональной или идеалистической по сравнению с тем, ка­кой она была в XIX в. Это означает приближающуюся замену умирающих чувственных элементов науки новыми — идеалис­тическими или идеациональными.

В области философии этот двойственный процесс проявляется в увеличивающемся бесплодии и упадке материалистической, механистической, «позитивистской» и прочих чувственных философий, в возникновении и усилении таких философских течений, созвучных основным принципам идеационализма или идеализма, как экзистенциализм, интуитивизм, неотомизм, интегрализм, неомистицизм, неоведантизм10 и др.

Подобный двойственный процесс продолжается и во всех сферах изящного искусства.

В области религии он обнаруживается в одновременном росте воинствующего атеизма и религиозного возрождения.

В этике он вызвал полное озверение и ужасающую деморали­зацию, проявившиеся во Второй мировой войне, кровавых рево­люциях, растущей преступности, и в то же время рост нравствен­ного героизма, возвышенного альтруизма и массовых движений за прекращение войн, кровопролития и несправедливости.

В политике этот двойной процесс сказывается в распространении всевозможных тиранических диктатур и в постепенно набирающих силу народных движениях за создание компетентного, честного, морально ответственного правительства из народа, волей народа и ради народа ".

Борьба между силами когда-то бывшего творческим, но теперь уже почти истощившегося чувственного порядка и только еще зарождающимися творческими силами нового — идеаци-онального или идеалистического — порядка непрерывно про­исходит во всех сферах общественной и культурной жизни. Окон­чательный исход этой борьбы во многом будет зависеть от того, сумеет ли человечество предотвратить новую мировую войну. Если силы умирающего чувственного порядка развяжут эту вой­ну, то вся еще остающаяся у них энергия пойдет на то, чтобы положить конец или хотя бы сильно затормозить творческий прогресс человечества.

Если эту апокалиптическую катастрофу удастся избежать, то тогда зародившиеся творческие силы приведут человечество в новую величественную эру его истории. Какая из этих альтерна­тив осуществится — зависит от каждого из нас.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Результат | Дуби шумлять
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | <== 9 ==> | 10 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.235 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.235 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7