Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Хемілюмінесценція у діагностиці.


Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 586



Среди проблем современной эмиграции из России главное место занимают процессы, связанные с оттоком за рубеж творческой интеллигенции и высококвалифицированных кадров, что в мире обозначается термином «утечка умов». В условиях сохраняющегося кризиса внешняя и внутренняя миграция научных, научно-технических и научно-педагогических кадров представляет реальную угрозу снижения интеллектуального потенциала российского общества, невосполнимого разрушения всего научно-технического комплекса страны.

По официальным данным, за время проведения реформ Россию покинули десятки тысяч высококвалифицированных профессионалов. Только в 1995 г. из страны эмигрировало 8,3 тыс. чел., входящих в группы работников науки, культуры, искусства, преподавателей вузов, специалистов, что составляет 11,3% по отношению к общей численности взрослых россиян, выехавших на постоянное место жительства за пределы ближнего зарубежья. В результате эмиграции Россию покидают ученые – специалисты ведущих отраслей экономики, преимущественно программисты, химики, электронщики, механики, специалисты по молекулярной биологии, физике твердого тела, прикладной механике, а также представители перспективных направлений медицинской науки.

Большую тревогу и озабоченность вызывает отток кадров высшей квалификации из академической науки. Так, за 1991-1992 гг. более половины выехавших на постоянное место жительства за границу сотрудников РАН имели ученую степень кандидата наук, 16% – доктора наук.

Основные потоки интеллектуальной эмиграции идут из регионов, обладающих высоким научно-техническим потенциалом: Северо-Западного, Центрального и Западно-Сибирского; из городов преобладают Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск. По данным Госкомстата РФ, в 1995 г. свыше 65% выехавших из Москвы и Санкт-Петербурга – дипломированные специалисты.

Ориентированы потоки интеллектуальной эмиграции в настоящее время на США, Канаду, Израиль, Австралию, страны Западной Европы — Великобританию, Германию, Францию. Эти страны не только принимают, но и поощряют иммиграцию высококвалифицированных кадров, в первую очередь специалистов в области современных технологий, программистов, инженеров, врачей, специалистов по естественным наукам. По данным МВД России за 1995 г., в общей массе выехавших в США две трети — специалисты с высшим и средним специальным образованием, с сильным перевесом в сторону технического. Почти три четверти эмигрировавших в Канаду и Австралию – дипломированные специалисты. Среди выехавших в Израиль таких 57%, во Францию – 62%.

Потенциал эмиграции высококвалифицированных специалистов остается высоким. По имеющимся оценкам, не менее половины докторов и кандидатов наук военно-промышленного комплекса России заинтересованы в работе за рубежом.

Один из основных вопросов заключается в том, собираются ли высококвалифицированные профессионалы уезжать навсегда или на время (до 5 лет): поработать и вернуться. По данным опросов в Москве, четыре пятых специалистов с высшим образованием и три четверти с дипломом кандидата (доктора) наук уезжают за границу на постоянное место жительства, на работу по временному контракту – 5-7%. Таким образом, «утечка умов» в основном носит безвозвратный характер, что обостряет проблему выхода страны из кризиса, становится тормозом развития общества.

Так, заметный отток преподавательского состава снижает возможности страны в подготовке и обучении новых научно-технических кадров и квалифицированных работников. Потери в результате интеллектуальной эмиграции обостряют проблемы структурной перестройки экономики, внедрения достижений научно-технического прогресса, повышения конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке. И дело здесь не только в количестве выехавших, но и в том, что отъезд даже отдельных ведущих специалистов, ярких научных, творческих личностей ведет к ослаблению или даже закрытию научных школ, перспективных научных направлений и может стать фактором общего снижения качества научных исследований и разработок, привести к «провинциализации» науки.

Принципиальным моментом безвозвратной интеллектуальной эмиграции из России, так же как и эмиграции в целом, является относительно слабая подготовленность выезжающих к их будущему трудоустройству. По данным социальных исследований, конкретные предложения о работе имеет только каждый четвертый специалист с высшим техническим образованием и каждый пятый с высшим гуманитарным образованием. Среди научных и научно-педагогических работников с ученой степенью доктора или кандидата наук этот показатель несколько выше (около 40%). Но тем не менее даже среди них каждые шесть ученых из десяти едут без заранее определенного места работы, рассчитывая только на обещание помощи и надеясь на удачу.

Важно учитывать, что в развитых странах существует проблема верификации российских дипломов. Кроме того, существует языковой барьер: свободно владеют языком страны въезда только 16% лиц с высшим техническим образованием и 20% – с высшим гуманитарным; владеют с большим трудом или совсем не знают – соответственно 44 и 40%. Эти две основные предпосылки успешной профессиональной адаптации приводят к тому, что не все ученые и специалисты, эмигрировавшие из России, могут найти вскоре после приезда работу по специальности. Часть из них меняет сферу профессиональной деятельности, а другие снижают свой статус (специалисты работают в должности лаборантов, медицинских сестер и т. д.). Это означает, что часть безвозвратной интеллектуальной эмиграции – потеря не только для России, но и для мирового научно-технического потенциала в целом.

Основные причины выезда высококвалифицированных специалистов за рубеж косят экономический характер. В период формирования рыночной экономики и передела собственности произошло массовое обнищание людей интеллектуального труда, занятых в бюджетной сфере (в первую очередь работников науки и научного обслуживания). Давая оценку своего материального положения в обществе, треть эмигрантов с дипломами кандидата и доктора наук считают себя бедными. Среди ученых практически нет таких, кто считал бы себя богатым по сравнению с другими членами общества. Большинство из них оценивают свой достаток в России как средний, придерживаясь, однако, мнения, что лучше быть бедным в Америке, чем иметь средний достаток в России.

Общий низкий уровень доходов преобладающей части квалифицированных кадров в известной мере связан с их принадлежностью к определенным профессиональным группам. Из страны уезжают прежде всего, как уже говорилось, специалисты, научные работники, творческая интеллигенция. В течение периода так называемых реформ в этих профессиональных группах материальное положение ухудшилось, причем у каждого третьего – значительно. Если работники умственного труда не сотрудничали в финансовых и коммерческих структурах, то уровень их заработной платы к моменту выезда за рубеж был существенно ниже, чем в других отраслях народного хозяйства.

Это относится и к высококвалифицированной части работающих в научно-техническом комплексе России. Даже наличие у специалиста ученой степени не гарантирует ему высоких заработков, если он занят в бюджетной сфере. По данным социологов, только у трети эмигрантов со степенью кандидата наук и у каждого четвертого доктора наук материальное положение в последнее время осталось без изменения, а у 58 и 50% соответственно – ухудшилось, и даже значительно.

Если сравнивать материальное положение эмигрантов из числа специалистов и представителей рабочих профессий, то, по их собственной оценке, у первых положение несколько хуже, при этом каждый пятый считает себя бедным.

Обследование, вместе с тем, показало, что в период социальных и экономических реформ положение людей с высшим техническим образованием значительно прочнее, чем у «гуманитариев». Примечательно в этой связи, что 22% «технарей» заявили о некотором улучшении своего материального положения против 14% «гуманитариев».

Одновременно снижение реальных доходов отметили около 50% специалистов технического профиля и 62% – гуманитарного.

Важным фактором, стимулирующим интеллектуальную эмиграцию, является невозможность реализовать в своей стране профессиональные устремления высококвалифицированных специалистов. Если раньше это было связано в первую очередь с политическими и идеологическими причинами, то в настоящее время – с экономической невыгодностью заниматься интеллектуальным трудом.

Значительное влияние на увеличение масштабов интеллектуальной эмиграции в ближайшем будущем может оказать рост численности безработных специалистов и, вследствие этого, пессимистическая оценка ими перспектив реализации профессиональных или личных интересов в стране.

Отсутствие в настоящее время в России объективных условий для реализации работниками умственного труда потребностей профессионального или личного характера обусловливает действие «выталкивающих» факторов, а наличие таких возможностей за рубежом формирует совокупность «привлекающих» факторов. К ним в первую очередь относятся современная научно-техническая база, более высокие доходы, лучшие условия труда.

«Утечка умов» из России косвенно стимулируется целенаправленной иммиграционной политикой большинства экономически развитых стран мира, в первую очередь США, Канады, Австралии. Так, начиная с 1949 г. иммиграционные службы США стали уделять огромное внимание притоку из-за рубежа высококвалифицированных кадров: на льготных условиях предоставляются въездные визы. В 1990 г. правительство США более чем в два раза увеличило ежегодную иммиграционную квоту для высококвалифицированных специалистов (с 58 до 130 тыс. чел.) при лимите численности иммигрантов с низким уровнем квалификации 10 тыс. чел.

Динамика интеллектуальной миграции из Российской Федерации тесно связана с проблемой финансирования по всем направлениям науки, научного обслуживания и подготовки специалистов в высшей школе. При современном положении дел с оплатой труда в стране наука и высшее образование не являются и не могут являться привлекательной сферой занятости. Поэтому в условиях стабильно высокого спроса на высококвалифицированных ученых и специалистов на рынках труда развитых стран Запада эмиграционный отток наиболее квалифицированных кадров из России может оказаться устойчивым.

Уникальной лингвистической чертой, отличающей Средневековье, является исключительная роль латинского языка. Этот язык, который, по меньшей мере с VI в. ни для кого уже не был родным, оказался более распространен, чем любой из живых языков; на нем свободно говорили все служители Церкви: белое духовенство и монахи, а также купцы и часть феодалов, студенты и профессора университетов на всей территории христианского Запада. Вдобавок это был единственный язык культуры: любое серьезное обучение велось на латинском языке. Человек не мог считаться образованным, если он не знал латыни. Долгое время все записи велись практически только на этом языке.

Однако большая часть мирян латыни не знала. Общество в целом, тем не менее, функционировало на латинском языке, и это было несложно, поскольку везде имелись представители духовенства, то есть люди, получившие образование в единственном учреждении, которое было способно давать образование, – в церкви. И эти люди принимали активное участие в самых различных видах деятельности. Они были министрами, посланниками, экономами, юристами, частными секретарями, вели переписку, оформляли юридические акты.

С Богом они также говорили на латинском языке. И их молитвы слушали те люди, которые приходили на мессу или участвовали в пышных литургических церемониях, совершавшихся по большим праздникам. Даже простые люди слушали речь и пение на латыни. Очевидно, они не понимали слов, но находили вполне естественным, что к Богу следует обращаться не на том языке, на котором говоришь в повседневной жизни. Важно было не самим понимать этот язык, а чтобы Бог его понял.

Таким образом, несмотря на наличие значительного разнообразия языков и диалектов для свершения важных дел, как Божественных, так и человеческих, существовал единый язык. Из этого рождалось ощущение христианского единства. Формирование европейских наций было еще делом далекого будущего. Существовал лишь местный патриотизм, процветало соперничество, постоянное столкновение интересов, порождавшее кровавые конфликты. Однако все знали, что повсюду на Западе люди обращаются к Богу на одном и том же языке. Это заменяло национальные чувства, и именно это сделало в дальнейшем возможным зарождение духа крестовых походов.

В сфере групповых отношений средневековых европейцев характерной особенностью был конформизм по отношению к своим и социальная агрессивность по отношению к чужим. Агрессия по отношению к другим объяснялась борьбой либо с ересью (инакомыслием), либо за ресурсы и не принималась во внимание этническая принадлежность противника (война Ланкастеров и Йорков, Варфаломеевская ночь во Франции, бесконечные войны в Германии и т. п.). Крестовые походы за освобождение Палестины и христианских святынь объединяли французских, английских, немецких и прочих европейских рыцарей и простолюдинов.

Единой среди историков является оценка Средневековья как пестрого конгломерата народов и государств, представляющих единую цивилизацию. Общественно-экономическим строем был феодализм, а мировосприятием—теоцентризм, который объяснял все сущее промыслом всемогущего Бога.

Поиски пряностей и золота, подогреваемые любопытством, привели европейцев XIV-XVI вв. к Великим географическим открытиям. Физический мир менялся на глазах жителей средневековой Европы. Наступила эпоха Нового времени и нового осмысления этнических различий не только между народами, но и между расами. И вновь объяснительным принципом этнических различий стал принцип географического детерминизма, поскольку считалось, что дух (психология) народа есть результат воздействия климата, почвы и рельефа местности проживания. В зависимости от природных условий у народа складываются особые формы социальных отношений, традиций и обычаев, которые и влияют на его жизнь и историю. Географическая среда рассматривалась как первичная основа духовных черт народа и его социально-политической истории.

Эпоха Просвещения в трудах Ш. Монтескье, Д. Юма, Г. Гегеля и многих других способствовала философскому осмыслению феномена психологии народов.

Первые попытки сделать народы предметом психологических наблюдений были предприняты в XVII в. И снова именно среда и климат рассматривались в качестве факторов, лежащих в основе различий между ними. Так, обнаруживая различия в интеллекте, наблюдатели объясняли их внешними (температурными) условиями климата. Якобы умеренный климат Среднего Востока и Западной Европы больше способствует развитию интеллекта, а вместе с ним и цивилизованности, чем климат тропических областей, где «жара душит человеческие усилия».

Французские просветители XVIII в. ввели понятие «дух народа» и также пытались объяснить проблему его обусловленности географическими факторами. Самым ярким представителем географического детерминизма среди французских философов был Ш. Монтескье, который полагал, что людьми управляют очень многие факторы: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; в результате действия всех этих факторов образуется общий дух народа. Но среди множества указанных выше факторов на первое место он ставил климат. Например, «народы жарких климатов», по его мнению, «робки, как старики», ленивы, не способны к подвигам, но наделены живым воображением. А северные народы «отважны, как юноши» и малочувствительны к наслаждениям. При этом климат влияет на дух народа не только непосредственно, но и опосредованно: в зависимости от климатических условий и почвы складываются традиции и обычаи, которые, в свою очередь, влияют на жизнь народов.

Наиболее интересной является позиция английского философа Д. Юма, отраженная в работе «О национальном характере». Юм считает природные условия жизни общности (воздух, климат) факторами, определяющими характер, темперамент, традиции труда и быта. Однако главным в становлении национальных черт, по мнению Юма, являются социальные (моральные) факторы. К ним он относит все, что связано с социально-политическими отношениями в обществе.

Признание роли социальных отношений в формировании психологии общностей и конкретных слоев общества подтолкнуло Юма к проблеме психологии различных слоев общества и их соотношения с общенациональными чертами. По Юму, социально-профессиональные группы имеют свои черты психологии, ибо живут в неодинаковых условиях и деятельность их различна. С этой точки зрения он рассматривал характеры разных социальных групп общества. Общие черты формируются на основе общения в профессиональной деятельности, в результате чего общими становятся склонности, обычаи, привычки, аффекты, что и составляет духовность той или иной социально-профессиональной группы. Групповые черты характера имеют тенденцию к взаимовлиянию, что влечет за собой сближение различных групп. Эта тенденция усугубляется политико-экономическими интересами, например, интересами торговли, обороны, управления. Общие интересы нации, таким образом, способствуют становлению общенациональных черт единого языка и других элементов национальной жизни. Следовательно, по Юму, национальный характер формируется под влиянем двух факторов: во-пер­вых, духовного сближения профессиональных групп общества, во-вторых, экономико-политических закономерностей.

В работах Юма встречается много интересных суждений о характере различных народов. Правда, отмечается и некоторая односторонность (один народ характеризуется как трусливый, другой – как мужественный и честный и

 


СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (Исторический аспект)


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Індуковане випромінювання. Лазери, їх використання в медицині. Люмінесценція. | Спонтанне та індуковане випромінювання. Лазер.
1 | <== 2 ==> | 3 | 4 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.198 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.198 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7