Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Тріасовій періодДата добавления: 2015-08-30; просмотров: 531
Формованный кирпич, применявшийся в постройках XVIII в. и первых десятилетий XIX в., имел деформированные грани, скругленные ребра и обтекаемые углы. Это объясняется тем, что оставшаяся в форме от предыдущих забивок глина искажала контуры кирпича. Кроме того, износ форм приводил к деформации их граней. В начале XIX в. неоднократно предпринимались попытки сменить ручной способ производства кирпича машинным. В 40-х гг. XIX в. машинное производство почти полностью вытеснило ручное. С изменением способа изготовления кирпича изменился и его внешний облик: ребра стали более жесткими и прямолинейными, грани более гладкими и ровными. Таким образом, по этим признакам можно визуально отнести кирпич к тому или иному периоду. Однако в этом случае визуальная датировка требует определенного навыка, поэтому следует руководствоваться указанными признаками с особой осторожностью. 2.2. Размеры кирпича (табл. 2, 3) Значительную роль при датировке кирпичной кладки играют данные о длине, ширине и высоте кирпичей. В России регламентация этих размеров была осуществлена Петром Первым и в начале XVIII в. предусматривала длину 11 дюймов (28 см), ширину 5 1/2 (14 см) и толщину 3 дюйма без четверти (7 см). К середине XIX века эти данные уже изменились. И. И. Свиязев в 1833 г. писал о размерах кирпича: «Определенная Правительством мера кирпича есть следующая: длиною 6 (26,5 см), шириною 3 (13,3 см), толщиною 1 1/2 (6,7 см) вершка». В таблице 2 сгруппированы близкие по размерам характеристики. Они не всегда распределены строго по десятилетиям: их хронологические диапазоны могут быть более широкими, либо более узкими. Основное условие для каждой группы - близость к размерам таблицы 3, в которой для иллюстрации приводятся конкретные размеры кирпичей с XV по начало XX в. На основании таблиц 2 и 3 можно проследить поступательную тенденцию уменьшения размеров. Причем изменение идет дискретно, скачками, с заметным разбросом. Особенно резкие скачки наблюдаются в первой половине XVIII в., в период отказа от большемера, а также в 40-х г. XIX в., когда кирпич приобрел размеры, близкие к современному стандарту. В период габаритной нестабильности (конец XVIII - начало XIX вв.) наряду с общей закономерностью изменения всех размеров наблюдаются особенности, характерные только для определенных периодов: В середине XVIII в. они группируются в две и даже в три (по ширине) категории. Далее, до 90-х г. XVIII в., длина и ширина увеличиваются, а толщина уменьшается. Девяностые годы XVIII в. также отличаются нестабильностью размеров, после которой наступает длительный период стабилизации по ширине и толщине вплоть до 40-х гг. XIX вв. По длине кирпича этот период можно подразделить на две части (1790-1812 гг. и 1812-1830 гг.), то есть до и после пожара Москвы. В течение последнего - « послепожарного » периода - самое маленькое "значение длины в среднем около 24 см. 2.3. Клейма (табл. 4) Наличие клейм является уточняющим, сужающим хронологический интервал признаком. Клеймение кирпича сформировались в особую разновидность прикладного искусства, причем клейма в процессе своего графического развития приобретали собственные стилистические и региональные черты, имеющие свои хронологические рамки. Первые из обнаруженных клейм относятся к 40-м годам XVII в. Они лишены семантического содержания и представляют собой четырехугольную рамку - след от штампа. Вполне вероятно, что изначально эти клейма обладали содержанием (орел), рельеф которого выветрился (Спасский собор Новоспасского монастыря в Москве). Первые изображения были анималистичны по содержанию, а по форме стилизованы и весьма наивны. Стилизованный орел скорее напоминает насекомое, нежели хищника, а нечто схожее с единорогом символизирует образ мифического животного. Во всей истории развития московских кирпичных клейм 50-80 гг. XVII в., это пожалуй, единственный и непродолжительный период анималистической символики. В последние десятилетия XVII века содержание клейм становится буквенным и поначалу содержит только одну букву. Размеры клейм во второй половине XVII - первой трети XVIII вв. - примерно 3X3 см. Клеймо «Д» характерно для 1680-х годов. Буквами «П» и «Н» клеймились кирпичи в 1690-х гг. - начале XVIII в. Однобуквенные клейма с пропорциями, приближенными к квадрату, просуществовали до 1730-х гг. Примерно с этого же времени (1730 - 40-е гг.), когда официально было снято ограничение на строительство в Москве, единобуквенная символика оказалась не в состоянии обеспечить предпринимателя своей собственной буквой. В клеймах этого времени появляется вторая буква. Возможности парных комбинационных сочетаний значительно расширили их вариантность. Несколько позже (1760- 1770-е гг.) число букв в клеймах увеличивается и может достигать трех, четырех и даже пяти. Соответственно изменяются и пропорции клейм: при высоте 3-4 см ширина их заметно увеличивается. При общей закономерности увеличения числа букв в клейме однобуквенные клейма, как исключение, бытуют в XVIII и даже в XIX вв. (табл. 4, клейма №№ 71,222). Увеличение количества букв в клейме (более двух) вряд ли можно объяснить стремительностью роста числа кирпичных заводов. Хотя количество их действительно возросло, парных комбинаций букв русского алфавита хватило бы более чем на тысячу заводов. Скорее всего, многобуквенные клейма представляли строительные компании с несколькими совладельцами, каждый из которых обладал своим паем в доходах предприятия. В московских памятниках встречаются клейма с цифровым содержанием. Например, при реставрации в середине XIX в. палат бояр Романовых на Варварке архитектор Рихтер применил кирпич, клеймо которого содержит дату реставрационных работ. Клейма анималистические, аббревиатурные и числовые XVII-XIX вв. обладали рядом общих свойств. Они имели незначительные размеры, поэтому ставились на тычок. До 1812 г. клеймо заключалось в рамку, которая являлась следом границ печатного торца. Вторая, внутренняя рамка, которая, как и буквы, вырезалась на лицевой, рабочей поверхности печати, появляется в период с 1812 г. до 70-х гг. Наличие второй рамки при сохранении прежних габаритов клейма повлекло за собой уменьшение букв, .измельчение изображения. В последней четверти XIX в. клейма, несущие полное название фирмы или фамилию ее владельца, не могли вместиться на тычке, поэтому уже клеймился ложок, реже - постель. Рельеф аббревиатурных тычковых клейм - выпуклый (он вогнут в зеркало клейма), рельеф ложковых клейм - вогнутый. Изредка встречаются аббревиатурные вогнутые клейма («КНК», «ННН»). Кирпичи клеймились между двумя технологическими операциями: формовкой и сушкой, когда их складывали в штабеля под навес, пока глина еще не подсохла. С увеличением числа букв соответственно изменились размеры и пропорции клейма. При этом габариты их возрастали до определенного уровня: ограничения диктовались размерами тычка, который клеймился до 70-х г. XIX в. Кирпичные клейма хорошо читаются за счет рельефного характера изображения, благодаря светотеневым контрастам. Пожалуй, никакой другой способ маркировки, помимо рельефно-печатного, не смог бы дать желаемого эффекта. Специфика требований к восприятию клейм такова, что в кирпичной кладке стены или свода они должны читаться не только в упор, т. е. на уровне глаз, но и с определенного расстояния, с высоты, не доступной человеческому росту. Это условие диктовало минимальные ограничения размера букв и, как следствие, самого клейма. Для клейм XVII-XVIII вв. характерно неаккуратное и небрежное написание букв. Поэтому не всегда можно понять и прочесть их. Нередко срабатывалась, стиралась или складывалась сама печать, отдельные части вогнутого рельефа забивались глиной. Поэтому изображение оттиска получалось неполным и при исследованиях его порой можно принять за другое клеймо. Если поверхность стены красили многократно, то рельеф заплывал и нивелировался. Нелегко изображать клеймо и в тех случаях, когда на печати буквы вырезались прямым изображением и при отпечатывании становились зеркально отображенными. В XIX в. такие ошибки уже допускались крайне редко. В первой половине XIX века тычковые клейма приобретают четкость, строгую прямолинейность и упорядоченность (хотя сухая графичность им еще не присуща - это особенность маркировочных шрифтов конца XIX - начала XX вв.). Появившиеся в эпоху зрелого классицизма подсечки - стилевая особенность клейм этой эпохи. К середине XIX века написания букв могли нести черты курсива, не особенно, однако, замысловатого: графически усложненные варианты нежизнеспособны в этой технике маркировки. Содержание клейма одного и того же кирпичного завода могло со временем меняться. Причиной порой служила не только смена владельца, что случалось не так уже редко. Завод Китайцевых, например, в 30-х г. XIX в. выпускал кирпич с клеймом «ЯК» (одно из самых распространенных клейм 30-х годов), которое к середине XIX века сменилось буквами «КИТ». Встречаются и весьма устойчивые клейма, просуществовавшие длительное время. Заводы Байдуковой, маркировавшие кирпич клеймом «БАИ», буквально наводняли рынок в течение сорока лет (40-70 гг. XIX в.). Тычковые клейма в большинстве своем имели прямоугольную, либо квадратную форму. Иногда встречаются и круглые клейма, например, «АС» и «ВЛ». Следует обратить внимание на возможность применения клейм одного содержания в разные периоды. Так, одно из самых распространенных клейм 30-х г. XIX в. «ФИ» вновь возникает в постройках 60-х г. XIX в. Это - не вторичное использование, - в начертании клейм разных периодов есть различие: буквы клейма 60-х г. - с острыми подсечками. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ обследованного материала показал, что четверть (25%) всего количества клейм в кладках - вторичного использования. Поэтому наиболее точной следует считать комплексную датировку на основе знакомства со всеми конструктивными, композиционными и декоративными элементами памятников. Пренебрежение такими параметрами, как тип перевязки, способ обработки шва, вид раствора может привести к ошибкам в связи с возможностью неоднократного использования кирпича. Так, например, юго-восточная церковная пристройка дома № 26 по ул. Н. Басманной (построена после 1834 г.) сложена из кирпича с клеймом «ГД» - самым распространенным клеймом, которое встречается на главном доме (1790 г.). Видимо, при строительстве церкви использовали кирпич из разобранных приусадебных построек. Наличие в кладке, швы которой обработаны способом односторонней или двусторонней подрезки, подскребки и т. д., большемера с клеймами «П» и «Н», также свидетельствует о вторичном использовании кирпича, поскольку клеймам «П» и «Н» в конце XVII в.. соответствовал шов, обработанный способом затирки. приложения
|