Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Завдання.Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 634
С вступлением в действие Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения для многих авторов стал важен вопрос о соответствии ранее созданных учебников новому стандарту. Особенно актуален этот вопрос в отношении учебников информатики для начальной школы, учитывая отсутствие единых программных требований к ним и, как следствие, наличие самых разных подходов к их содержанию. В этом смысле можно констатировать, что учебники логико-алгоритмического компонента («Информатика в играх и задачах») полностью удовлетворяют требованиям нового стандарта к новой предметной области «Математика и информатика». Ориентация курса на развитие логического и алгоритмического мышления гармонично сочетается как с повышенным вниманием к метапредметным результатам обучения (в курсе осваиваются универсальные логические действия), так и с постановкой единых целей перед новой предметной областью «Математика и информатика». Особенно наглядна близость целей и содержания математики и логико-алгоритмического компонента информатики в учебниках для I и II класса. Начиная со свойств предметов (цвет, форма, числовые характеристики), авторы курса развивают его содержание, рассматривая совокупности характеристик отдельных предметов, знакомясь с группами однородных предметов с общими совокупностями характеристик, изучая изменение значений характеристик при выполнении алгоритмов. При этом проводится доступное школьникам начальных классов пропедевтическое знакомство с некоторыми понятиями дискретной математики, такими как графы, пути в графах, высказывания, логические операции. Логико-алгоритмический (бескомпьютерный) компонент может изучаться либо в виде отдельного предмета «Информатика» в рамках предметной области «Математика и информатика» в части, формируемой участниками образовательного процесса, либо в качестве модуля при изучении математики, либо на факультативных занятиях, (по 10 часов в неделю). Для подготовки к изучению логико-алгоритмического компонента в качестве модуля на уроках математики можно для примера познакомиться с разработками авторов курса математики на сайте образовательной системы «Школа 2100». Авторы-математики создали два варианта своего курса: «Математика» и «Математика и информатика». Для этого они определили перечень и порядок тем из курса «Информатика в играх и задачах», изучаемых на уроках математики, их место в общей совокупности тем курса математики, создали поурочное планирование объединенного курса и разработали объединенные варианты итоговых и промежуточных контрольных работ. Фактически можно сказать, что учителя, использующие учебники «Информатика в играх и задачах», уже работают в рамках предметной области «Математика и информатика», уже реализуют требования нового стандарта. Новый образовательный стандарт для начальной школы задает требования к освоению практической работы на компьютере в начальной школе, к использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. Если в стандарте 2004 г. освоение практической работы на компьютере предполагалось в III и IV классах на уроках по предмету «Технология», то в новом стандарте использование ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач отнесено к метапредметным результатам, т. е. должно осваиваться и применяться при изучении разных учебных дисциплин. Другими словами, в логике нового стандарта освоение средств ИКТ не концентрируется на одной учебной дисциплине (как в стандарте 2004 г.), а должно происходить на уроках по разным учебным предметам в компьютерном классе. На уроках изобразительного искусства ученики могут создавать рисунки и анимацию, на уроках русского языка — создавать тексты, на уроках математики работать с цифровыми образовательными ресурсами по предмету и так далее. Информационно-технологический компонент курса информатики, разработанный коллективом под руководством А. В. Горячева, создавался при отсутствии планирования точного количества часов, выделяемых на его освоение на уроках технологии. Поэтому авторы сделали учебник, представляющий собой набор учебных модулей, из которых учитель мог собирать учебный курс, руководствуясь потребностями и возможностями школы. Исторически сложившаяся модульная структура учебника «Информатика и ИКТ» с дополнительным названием «Мой инструмент компьютер» очень хорошо согласуется с подходом нового стандарта к освоению и применению средств ИКТ в учебном процессе. Разделение на модули приобретает новый смысл. Вместо средства комплектования предметного курса «Технология» под условия конкретной школы, учебные модули рассматриваются как средство освоения ИКТ на разных учебных предметах. Разные модули изучаются на разных уроках. Модули «Создание рисунков» и «Создание мультфильмов» изучаются на уроках изобразительного искусства, модули «Создание планов домов и дизайн интерьеров» и «Создание компьютерных игр» — на уроках технологии, модуль «Создание текстов» — на уроках русского языка. Некоторые модули могут изучаться на уроках по одной из учебных дисциплин по выбору учителя. Например, модуль «Создание печатных публикаций» может изучаться на уроках русского языка или на уроках технологии. Видимо, пройдет некоторое время адаптации школ к работе по новому стандарту, и будут найдены способы организации учебного процесса, позволяющие на практике применять средства ИКТ на уроках по разным дисциплинам и во внеурочной деятельности. Модульная организация учебника «Мой инструмент компьютер» придает ему необходимую гибкость для применения в учебном процессе в начальной школе, соответствующему требованиям нового стандарта. При этом можно будет игнорировать формальное отнесение этих учебников к III—IV классу (по стандарту 2004 г.) а приступать к обучению создания рисунков и текстов уже во II классе. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что реализованные в учебниках идеи авторского коллектива под руководством А.В. Горячева относительно курса информатики в начальной школе (двухкомпонентная структура курса, ориентация бескомпьютерного компонента на развитие логического и алгоритмического мышления), а также модульная структура учебника по компьютерному компоненту курса соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения для начальной школы.
Литература
1. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика (Информатика в играх и задачах): 1 класс: Учебник в 2 ч. 2-е изд., испр. Ч. 1. М.: Баласс, 2010. 2. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика (Информатика в играх и задачах): 1 класс: Учебник в 2 ч. 2-е изд., испр. Ч. 2. М.: Баласс, 2010. 3. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика (Информатика в играх и задачах): 2 класс: Учебник в 2 ч. 2-е изд., испр. Ч. 1. М.: Баласс, 2010. 4. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика (Информатика в играх и задачах): 2 класс: Учебник в 2 ч. 2-е изд., испр. Ч. 2. М.: Баласс, 2010. 5. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика (Информатика в играх и задачах): 3 класс: Учебник в 3 ч. 2-е изд., испр. Ч. 1. М.: Баласс, 2010. 6. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика (Информатика в играх и задачах). 3 класс: Учебник в 3 ч. 2-е изд., испр. Ч. 2. М.: Баласс, 2010. 7. Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика (Логика и алгоритмы): 3 класс: Учебник в 3 ч. 2-е изд., испр. Ч. 3. М.: Баласс, 2010. 8. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика (Информатика в играх и задачах): 4 класс: Учебник в 3 ч. 2-е изд., испр. Ч. 1. М.: Баласс, 2010. 9. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика (Информатика в играх и задачах): 4 класс: Учебник в 3 ч. 2-е изд., испр. Ч. 2. М.: Баласс, 2010. 10. Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика (Логика и алгоритмы): 4 класс: Учебник в 3 ч. 2-е изд., испр. Ч. 3. М.: Баласс, 2010. 11. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент — компьютер): Учебник для 3 класса. М.: Баласс, 2010. 12. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент — компьютер): Учебник для 4 класса. М.: Баласс, 2010. 13. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика (Информатика в играх и задачах): 1 класс: Методическое пособие к учебнику. М.: Баласс, 2010. 14. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика (Информатика в играх и задачах): 2 класс: Методическое пособие к учебнику. М.: Баласс, 2010. 15. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика (Информатика в играх и задачах): 3 класс: Методическое пособие к учебнику. М.: Баласс, 2010. 16. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика (Информатика в играх и задачах): 4 класс: Методическое пособие к учебнику. М.: Баласс, 2010. 17. Горячев А.В., Островская Е.М. Графический редактор TuxPaint: Справочник-практикум для школьников. М.: Баласс, 2007. 18. Горячев А.В., Островская Е.М. Конструктор мультфильмов «Мульти-Пульти»: Справочник-практикум для школьников. М.: Баласс, 2007. 19. Горячев А.В., Островская Е.М. Дизайнер интерьеров FloorPlan3D: Справочник-практикум для школьников. М.: Баласс, 2007. 20. Горячев А.В., Островская Е.М. Конструктор игр: Справочник-практикум для школьников. М.: Баласс, 2007. 21. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли//Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 22. Образовательные технологии. Сборник материалов. М.: Баласс, 2008. 23. Федеральный государственный стандарт. Начальное общее образование, http://standart.edu.ru/
|