Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Подорожі стародавніх Римлян


Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 466



Глава 8. Динамика креативности при решении проблем в организациях

Проблемную ситуацию можно исследовать с опорой на долгосрочный, среднесрочный или краткосрочный временной фрейм, а также в контексте прошлого, настоящего или будущего.

Проблемы можно рассматривать применительно к элементам, связанным с выполнением задачи, или вопросам, связанным с отношениями, таким как власть и присоединение.

При выполнении задачи акцент может ставиться на цели, процедуры или альтернативы.

Вопросы взаимоотношений могут рассматриваться с точки зрения самого субъекта (Я), других или контекста («компания», «рынок» и т. п.).

Проблему можно исследовать с целью поиска сходства (согласование) или различий (рассогласование) в проблемных элементах.

Практикум

Приведите примеры ситуаций, в которых бы вы подходили к решению проблем с точки зрения движения к желаемой цели или движения прочь от трудностей.

Приведите примеры того, как вы анализировали проблему, концентрируясь на деталях (мелкие элементы информации) или обобщениях (крупные элементы информации).

Приведите примеры того, как вы исследовали проблемную ситуацию, опираясь на долгосрочный, среднесрочный или краткосрочный временные фреймы, а также в контексте прошлого, настоящего или будущего.

Приведите примеры того, как вы рассматривали проблему, концентрируясь на выполнении задачи. А теперь найдите примеры, в которых вы концентрировались бы на взаимоотношениях.

Подумайте, в чем разница между выполнением задачи посредством концентрации на цели и концентрацией на самой процедуре.

Подумайте, каково это: рассматривать проблему с собственной точки зрения? С точки зрения других? Контекста («компания, рынок» и т. п.)?

Приведите пример того, как вы решали проблему путем сравнения элементов и поиска сходства (согласование) или различий (рассогласование).

Подумайте, каково это: решать проблему путем концентрации на видении, действии, логике, эмоции. В чем разница между этими методами? Каковы преимущества каждого из этих подходов?


Часть III. Управление групповой креативностью

РАЗДЕЛ 8.3. КАРТА Б

 

Различные установки/ метапрограммы могут обладать различными ценностями на разных стадиях креативного процесса   Например: есть такие виды деятельности, которые требуют работы с небольшими информационными элементами/деталями, и такие, которые требуют работы с более общими классами информации   Информация может быть сконцентрирована в кластерах метапрограммы, например: короткие сроки + задание + движение «прочь»
  или
Различные стили мышления оказываются полезными на разных стадиях процесса (стадии мечтателя, реалиста, критика)   Метапрограммы, выраженные членами группы, допускают возможность подстройки с ведением для восполнения недостающих звеньев и расширения восприятия проблемного пространства и пространства решения   сфокусирована на последовательности, например: • моя точка зрения; • твоя точка зрения; • точка зрения компании и • что общего; • в чем различия
           

Ключевые положения

Стратегии решения проблем могут акцентировать различные комбинации видения, действия, логики или эмоций.

Различные паттерны метапрограмм охватывают различные области проблемного пространства.

Различные подходы и стили решения проблем могут характеризоваться различными кластерами и последовательностями паттернов метапрограмм в той или иной пропорции.

Управление креативным процессом группы подразумевает подстройку с ведением для различных паттернов метапрограмм членов группы; цель этого— восполнить недостающие звенья и расширить восприятие проблемного пространства.

Практикум

Приведите пример того, как паттерны метапрограмм отражены в различных организационных функциях и ролях. Найдите примеры паттернов метапрограмм в стилях различных культур.

Подумайте, какой тип пространства охватывают различные паттерны метапрограмм. Какие кластеры паттернов вы ассоциируете с различными стадиями креативного цикла?

Какие кластеры метапрограмм вы считаете наиболее эффективными для определения симптомов? Определения причин? Установления результатов? Прогнозирования последствия? Определения ресурсов?


Глава 8. Динамика креативности при решении проблем в организациях

РАЗДЕЛ 8.3. КАРТА В

Метапрограммы

 

 

 

При охвате пространства восприятия существуют «естественные» маршруты, созданные при использовании различных мета-программ   К примеру: движение от чего-либо, затем — к чему-либо   Метапрограммы не бывают правильными или неправильными. Успешность использования метапро-грамм заключается в применении их к области проблемного пространства в соответствии с рассматриваемым вопросом и специфическим контекстом
       
Метапрограммы человека или группы могут также подвергаться: • подстройке; • ведению с целью расширения проблемного пространства или пространства решения  

Ключевые положения

Паттерны метапрограмм представляют собой описания различных способов подхода к проблемному пространству или его элементам.

Метапрограммы не являются взаимоисключающими, они могут проявляться одновременно в различных пропорциях.

Метапрограммы не бывают правильными или неправильными; их успешность при решении проблем зависит скорее от нашей способности охватывать ими пространство, необходимое для адекватной работы с проблемой.

Практикум

Приведите примеры проблем, которые вам доводилось решать самостоятельно или в группе. Какие паттерны метапрограмм, по вашему мнению, оказались наиболее полезными для поиска решения в каждый конкретный момент?

Подумайте об окружающих вас сотрудниках. Какие метапрограммы особенно часто использует каждый из них?

Какие паттерны метапрограмм кажутся наиболее ясными и знакомыми? Какие — наиболее чуждыми?

Какие виды метапрограмм, присущих окружающим, представляются вам наиболее осложняющими взаимодействие?

11-3335


Часть III. Управление групповой креативностью

РАЗДЕЛ 8.3. КАРТА Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Управление переходными состояниями      
означает
    Применение этапов креативного процесса    
             
Этап1: мечтатель, позволяющий установить целевое состояние   Этап 2: реалист, позволяющий установить маршрут, ведущий к целевому состоянию   ЭтапЗ: критик, позволяющий оценить эффективность этого маршрута
                   
  Каждый этап определяет свой процесс обратной связи   Различные типы: • ЮТЕ; • метапрограмм  
   
       
     
  Общая обратная связь позволяет начать процесс заново  
                         

Ключевые положения

Процесс решения проблем в организации или группе включает в себя определение ряда переходных состояний и управление ими посредством макропетли обратной связи, которая состоит из нескольких микропетель.

Эффективное управление переходными состояниями включает в себя применение креативного цикла как на микро-, так и на макроуровне.

На макроуровне цикл «мечтатель, реалист и критик» может использоваться для определения базовых элементов маршрута переходных состояний, ведущего к желаемому состоянию.

Этап мечтателя задействован в выработке и выборе целевого состояния.

Этап реалиста служит для определения и воплощения маршрута переходных состояний, ведущего к желаемому состоянию.

Этап критика способствует оценке и обеспечению обратной связи в связи с продвижением по направлению к целевому состоянию. Практикум Вспомните случай, когда бы вы участвовали в решении организационной проблемы.

Определите, как на макро- и микроуровнях применялся цикл «мечтатель—реалист— критик».

Подумайте, какие виды процессов были задействованы в а) формировании и выборе целевого состояния, б) установлении маршрута и продвижении к целевому состоянию и в) оценке прогресса.


Глава 8. Динамика креативности при решении проблем в организациях

РАЗДЕЛ 8.3. КАРТА Д

Этапы креативности и инноваций

Повторный цикл

Ключевые положения

На микроуровне цикл «мечтатель, реалист и критик» может — в терминах элементов ЮТЕ и кластеров метапрограмм — быть адресован конкретным вопросам и отдельным лицам, задеиавованным в движении из одного переходного соаояния в другое.

Практикум

Приведите пример специфических вопросов, связанных с движением по различным переходным состояниям в рамках достижения организационных целей.

Как применить цикл «мечтатель, реалист и критик» к движению из одного переходного соаояния в другое?

11*


Часть III. Управление групповой креативностью

Раздел 8.4. Согласование целей, доказательств и действий в групповой креативности

Паттерны метапрограмм относятся к способу, которым мы устанавливаем различные функции ТОТЕ и оперируем ими. Эти паттерны влияют на масштаб и стиль приложения конкретного креативного усилия. На рисунке, приведенном ниже, суммированы некоторые взаимосвязи между паттернами метапрограмм и элементами ТОТЕ.


Паттерны метапрограмм

К позитивноиу — от негативного

Подход — избегание

Задача — взаимоотношения

Внутренняя референтность — внешняя референтность

Я — другие — окружение Согласование — рассогласование

Сходства—различия

Долгий срок — короткий срок

Прошлое — настоящее — будущее

Репрезентативные предпочтения

Видение—логина — действие—эмоция

Крупные группы — мелкие группы


Рис. 8.2. Паттерны метапрограмм/элементы ТОТЕ

Цели могут определяться применительно к задаче или взаимоотношениям, а также в терминах желания достичь чего-либо или избежать чего-либо. Эффективный групповой процесс, как правило, функционирует как набор параллельных петель ТОТЕ, включающих задачу группы и взаимоотношения между ее участниками. Доказательства и действия, связанные с этими отношениями, обычно зависят от консенсуса. Доказательства и операции, связанные с задачами, обычно зависят от результатов.

Доказательства могут обладать ссылкой на самого человека, на воспринимаемые образы других или последствия для окружающей среды. Оценивание доказательства может производиться применительно к тому, сколь многое соответствует этому доказательству либо не соответствует ему. Доказательства и действия могут зависеть либо от


f.

||ава 8. Динамика креативности при решении проблем в организациях

' Ml I ——in. -II .1 ■■■ .1111 И 11ЧП1 —■ I I Ml

досрочных, либо от краткосрочных результатов и включать раз-цчные пропорции видения, деятельного подхода, логики и эмоций. В групповых ТОТЕ выделяют различные уровни конкретизации чей, доказательств и действий. Таким образом, группа может обла-i как макроцелями, так и микроцелями. Различные уровни дока-втельств соответствуют различным уровням результатов. Доказа-пьство может быть широким (например, «конвергенция идей») или дифичным (например, использование членами группы конкрет-: видов слов).

Мы можем обнаружить ТОТЕ внутри ТОТЕ, внутри многих других )ТЕ. Такие конструкции в НЛП носят название «гнездовые ТОТЕ». 1Я макроуровневой ТОТЕ действия могут быть определены применительно к ряду более микроуровневых ТОТЕ. Иногда то, что являет-действием для одной цели, служит доказательством для другой ли. Забавно, что в управлении системой креативности одни и те же |вещи могут служить как целью, так и действием или доказательством, |в зависимости от того, какие акценты расставлены в данном конкрет-|ном взаимодействии. Достижение микроцелей может являться доказательством для макроцелей.

Групповой процесс включает в себя также последовательные I ТОТЕ — как, например, при переходе от абстрактной, концептуальной Деятельности к конкретным действиям. Доказательства могут отно-I ситься как к текущим, так и к конечным результатам; например, мож-I но говорить о чем-либо или делать это что-то. (В частности, на стадии ? формирования концепции зачастую устанавливается обратная зави-' симость между объемом разговоров о желаемой цели и объемом по-, нимания этой цели.)

Важно различать сами доказательства и процедуры доказательства. Процедуры доказательства нередко определяют качество доказательств, которые возможно собрать, и типы реакций, которые воспринимаются как приемлемые. К примеру, установление дискуссий «за круглым столом» в качестве фрейма обратной связи через определенные временные интервалы является процедурой сбора доказательств, "которая отличается от «книги жалоб и предложений». В основе доказательств и процедур доказательств часто лежат конкретные убеждения и ценности. К примеру, заранее назначенное время для дискуссий за круглым столом является декларацией роли, которую играет обратная связь в групповом процесе. Этот факт символизирует как ценность обратной связи, так и разрешение на то, чтобы ее предоставить.


Часть III. Управление групповой креативностью

Кластеры задач и «отношенческих» целей могут быть установлены с учетом разных размеров «элементов/групп» и разных уровней. К примеру, «давать большее количество новых идей» — цель, определенная на уровне «что»; «построить план для манифестации этих идей» — цель на уровне «как»; «определить ожидания, связанные с результатами», — цель на уровне «почему/зачем».

Степень, в которой различные уровни и масштабы группирования целей, доказательств и действий согласованы для различных членов группы, является важным фактором эффективности этой группы.


Глава 8. Динамика креативности при решении проблем в организациях

РАЗДЕЛ 8.4. КАРТА А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ЮТЕ в группе       ТИПЫ        
[          
Г              
  ЦЕЛЕЙ: • задачи; • взаимоотношения     ДОКАЗАТЕЛЬСТВ: • сам человек; • другие люди   ДЕЙСТВИЙ: • консенсус; • результаты
               
  • их уровень; • согласованность уровней; • размер «группы»  
    Последовательные Параллельные   Последовательные Параллельные
             
     
    1роцедуры доказательства протекают последовательно  
           
  ДЕЙСТВИЯ-ДЕЛАТЬ   Иногда доказательства становятся
  ДОКАЗАТЕЛЬСТВА = НАБЛЮДАТЬ   действиями для достижения цели
                       

Ключевые положения

Эффективный групповой процесс функционирует как набор параллельных ТОТЕ, включающих задачу группы и взаимоотношения между ее членами.

Задачи и цели в отношениях могут быть установлены на различных уровнях и с учетом различного масштаба «группирования».

Степень, в которой эти цели согласованы и сбалансированы для различных членов группы, является важным фактором эффективности этой группы.

В групповой процесс входят также последовательные ТОТЕ— такие как переход от концептуальной к оперативной деятельности. Доказательства для целей, ориентированных на задачу, нередко устанавливаются со ссылкой на индивидуальное восприятие человека, в то время как доказательства для отношений ссылаются на восприятие других членов группы.

Доказательства могут быть связаны как с текущими результатами, так и с конечными. Действия, касающиеся отношений, обычно зависят от консенсуса. Действия, касающиеся задач, обычно зависят от результатов.


Часть III. Управление групповой креативностью

Практикум

Приведите пример групп, в которых вы работали и где наблюдался баланс либо дисбаланс целей, касающихся задач и отношений. Какие проблемы возникали ввиду несбалансированности концентрации на задаче? На взаимоотношениях?

Как вы себя чувствовали, будучи членом группы, сбалансированной относительно общих целей? Как вы себя чувствовали, будучи членом группы, не сбалансированной относительно общих целей, связанных с задачей? Целей, связанных со взаимоотношениями?

Приведите пример типичной последовательности стадий, которым следовала ваша группа. Можете ли вы определить ГОГЕдля этой последовательности? В чем различия между доказательствами для целей обоих видов?

В чем различия между доказательствами, связанными с текущим процессом, направленным на общую цель, и доказательствами, связанными с конечными результатами?

Как вам кажется, в какие моменты групповой работы важнее сконцентрироваться на собственной точке зрения?

В какие моменты групповой работы важнее сконцентрироваться на точке зрения окружающих?

В какие моменты групповой работы важнее сконцентрироваться на достижении консенсуса?

В какие моменты групповой работы важнее сконцентрироваться на достижении результатов?


Глава 8. Динамика креативности при решении проблем в организациях

Раздел 8.5. Управление креативным циклом группы

\ Креативность может быть стимулирована соответственно каждому • элементу ТОТЕ. Цели можно расширять и обогащать применительно к различным паттернам метапрограмм, выраженным с их помощью (например, короткий срок — долгий срок, задача — отношения, логика — видение и т. п.).

Креативность, связанная с доказательствами, может быть стимулирована посредством изменения уровней восприятия — например, что люди делают или говорят, по сравнению с тем, как они думают или какие ценности выражают. Процедуры доказательств также могут быть расширены применительно к метапрограммам (например, сам человек, другие, точка зрения компании; прошлые прецеденты в сравнении с будущими проектами; эмоциональные реакции и действия; критерий согласования и рассогласования и т. п.).

Действия также выражены на различных уровнях (поведенческий, когнитивный, убеждения и ценности, идентификация) и посредством различных метапрограмм, которые могут быть расширены и обогащены.

Важно анализировать креативный цикл группы при управлении ее креативным процессом. В управлении креативным процессом группы есть макроуровневые и микроуровневые ТОТЕ. Макроуровневые ТОТЕ связаны с циклом обратной связи группового процесса, направленного на достижение цели; микроуровневые ТОТЕ связаны с деятельностью менеджера, направляющего поведение членов группы.

Креативный цикл группы нередко включает в себя движение от крупных «групп» (общая картина, или «видение») к мелким «группам» (установление микрозадач, ведущих к достижению более крупной цели). Ключевой частью управления групповой креативностью является способность анализировать основные роли членов группы или команды, разбивая их на конкретные когнитивные и интерактивные процессы, необходимые для воплощения или выполнения этой роли. Аналогичным образом важно определять доказательства общего типа (такие, как «консенсус») применительно к наблюдаемым поведенческим ключам во взаимодействии членов группы. К примеру, цели, которые стимулируют креативность, обычно направлены на что-то будущее. На стадии мечтателя они связаны с более долгим сроком. На стадии реалиста речь идет о более кратком сроке.


Часть III. Управление групповой креативностью

В процессах установления, выявления и поощрения креативности других людей важна способность определять и адаптировать как физические, так и психологические ограничивающие факторы. Управление креативным процессом группы подразумевает установление физических и психологических ограничителей, которые направляют групповой процесс применительно к текущей фазе креативного цикла.

Различные стадии креативного цикла включают разные ограничители, связанные с различными типами доказательств. Количество выработанных идей может служить доказательством для этапа фантазирования. Однако критик воспримет обилие идей как проблему.

Паттерны метапрограмм зачастую связаны друг с другом в естественных кластерах (например, сокращение временного фрейма для проекта ведет к концентрации на задаче, а не на отношениях). Как мы уже указывали ранее, существуют определенные кластеры паттернов метапрограмм, которые могут быть ассоциированы с «мечтателем», «реалистом» и «критиком». Знание этих кластеров позволит вам распознавать или преднамеренно выявлять их у других людей. Гибкость группы может быть повышена за счет приписывания членам группы или поощрения у них различных кластеров метапрограмм.

Для эффективной групповой креативности важно инкорпорировать:

все три стадии креативного цикла («мечтатель», «реалист», «критик») и

различные точки зрения членов группы на всех трех стадиях.

Во время общего собрания может возникнуть следующая проблема: «мечтатель» говорит что-то такое, что негативно воспринимается «критиком» и вызывает соответствующую реакцию. В ответ на мнение «критика» «мечтатель» поляризуется и начинает отстаивать свою мечту. «Критик» жалуется, и так они некоторое время ходят по замкнутому кругу. Наконец «реалист» говорит: «У нас больше нет времени. Пора вернуться к работе». И все заканчивается хаотичной смесью полярных точек зрения. Креативный цикл не прогрессирует, потому что «критик» постоянно прерывает «мечтателя», и наоборот.

В эффективной группе каждый поддерживает или дополняет сильные стороны другого; таким образом, результат работы «мечтателя» — несколько идей — передается «реалисту», который вырабатывает проект и передает его «критику», который в свою очередь, оценивает проект и т. п.


'лава 8. Динамика креативности при решении проблем в организациях

Важным критерием стимулирования креативности в группе явля-|ется сохранение баланса. С одной стороны, менеджеру необходимо аявить как можно более полный спектр потенциальных возможно-| стей членов группы. С другой стороны, не менее важно выявить и ис-[ пользовать индивидуальные сильные стороны.

Диснеевская стратегия признает наличие у людей разных видов | потенциалов. Одни сильны как мечтатели, другие — как реалисты или I критики. Один из способов стимулировать креативность — попытаться развить у всех членов группы достаточную гибкость для того, что-; бы охватывать различные фазы. Другая стратегия подразумевает идентификацию и использование конкретных сильных сторон определенных лиц, но при этом необходимо избегать классификации их с навешиванием ярлыков.

Различные процессы эффективно стимулируют креативность на разных стадиях цикла. Дисней, как вы помните, обустроил даже отдельные комнаты для «мечтателя», «реалиста» и «критика». В комнате «мечтателей» по всем стенам висели картины, вдохновляющие рисунки и изречения. Здесь все было хаотично и сияло разными цветами радуги, а критику высказывать строго воспрещалось: только фантазии! На территории «реалистов» находились рабочие столы аниматоров, снабженные всеми видами современного оборудования и прочими инструментами, необходимыми для воплощения мечтаний. Столы были расставлены по просторной комнате так, чтобы все художники видели друг друга и могли говорить друг с другом. «Критикам» была отведена маленькая комнатка под лестницей; здесь они рассматривали и оценивали карандашные наброски к мультфильмам. В комнате всегда было тесно и душно, поэтому ее называли «парилкой».


Часть III. Управление групповой креативностью РАЗДЕЛ 8.5. КАРТА А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размер инф («групп») в ормационных элементов метапрограммах — собов пунктуации я   При использования больших или малых элементов необходима гибкость
один из спо переживани  
             
1. Элементы целей могут быть большего или меньшего размера 2. Действия отражают все виды деятельности, которые — последовательно или параллельно — направлены на цель   Каждое дей стать целью татом более операций . ствие может или резуль-мелких
     
     
     
4. Доказательства общего типа (например, консенсус) могут быть конкретизированы применительно к сенсорным наблюдениям (например, к тому, что и как окружающие видят, слышат, ощущают)  
1.1. например, согласование знания в группе — это крупный элемент 3.1. например, менеджерские или операционные PERT или GANT
   
                 

 

5.   5.1.
Роль/функция (крупный элемент) в бизнес-системе   Каждый элемент в ана-
может быть разделена на мелкие элементы   лизе работы может,
(анализ работы), которые ее воплощают: это будут   в свою очередь,
действия в ЮТЕ всей роли   стать ТОТЕ

Ключевые положения


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
The Red-headed League | Мандрівництво в стародавньому Єгипті.
<== 1 ==> | 2 | 3 | 4 | 5 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2021 год . (0.147 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.147 сек.