Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Фінікійські мореплавці.


Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 505


Для каждой фазы креативного цикла существуют общие стратегии и задачи: Фаза «мечтателя» служит для расширения пространства восприятия. Фаза «реалиста» — для определения действий. Фаза «критика» —для оценки затрат и препятствий. Практикум

Мысленно вернитесь к тому, что вы узнали входе изучения книги о креативном цикле «мечтатель, реалист и критик».

Какие когнитивные процессы связаны с каждой фазой?

Какие паттерны метапрограмм и стили мышления связаны с каждой фазой?

Каким видам проблем адресована каждая фаза?

Какие типы креативности связаны с каждой фазой?


Глава 9. Стимуляция и управление инновационным мышлением РАЗДЕЛ 9.1. КАРТА В

 

 

 

 

 

 

1. Эти три позиции (мечтатель, реалист и критик) в разных пропорциях присутствуют в каждом человеке 2. Они не являются самостоятельными типами личности, но выражают склонность человека рассматривать ситуацию с наиболее привыч- 3. Каждый человек обладает потенциалом для того, чтобы активировать каждую позицию 4. Мечтатель может стать критиком или реалистом, если оказывается в компании других мечтателей
   
б. ной позиции   5.  
Существуют воз-   Системы и группы  
можности предотвратить деструк-тивность критика 6.2. Нужно воспринимать вклад критика как часть системы. Обеспечьте условия, в которых критик окажется полезным (например, найдите позитивные намерения)     стремятся к равновесию полярных циклов    
       
6.1. Есть разница между тем, критикует ли критик саму мечту или мечтателя   7. Каждая позиция может оказаться поддерживающей или ограничивающей в зависимости оттого, как управлять ею в рамках цикла  
               

Ключевые положения

Роли «мечтателя», «реалиста» и «критика» соответствуют не столько отдельным типам личности, сколько склонности человека выражать определенную установку или метапрограмму в группе или команде.

Системы и группы интуитивно стремятся к равновесию и пропорциональному соотношению различных процессов и функций.

Важно, чтобы менеджеры (особенно на руководящих должностях) развили в себе способность выполнять все три функции —«мечтателя», «реалиста» и «критика». Позиция руководителя в группе нередко совпадает с метапозицией.

Упражнение направлено на то, чтобы руководитель выявил и признал каждую роль и ее конструктивный вклад в креативный цикл.

Практикум

Вспомните, в каких эффективных и неэффективных командах вам доводилось работать.

Определите, как члены этих команд естественным образом брали на себя роли «мечтателя», «реалиста» и «критика».

Как эффективное управление и координация трех ролей влияют на эффективность группы?

Какой степенью гибкости обладали члены различных групп применительно к их ролям?


Часть III. Управление групповой креативностью

Раздел 9.2. Типы коммуникативных стратегий

Ключевым аспектом управления креативностью группы является коммуникационная стратегия, принятая руководителем или лидером группы. В предыдущих разделах книги мы исследовали креативный процесс применительно к индивидуальной креативности и со-креа-тивности. Наиболее фундаментальное определение креативности подразумевало до сих пор, что креативность включает расширение карты, на основании которой работает человек или группа. Стимулирование креативности включает преобразование карты для раскрытия новых пространств, будь то проблемное пространство или пространство решения. Мы уже исследовали ряд нейролингвистических процессов, связанных с расширением карт восприятия; в числе этих процессов:

Физиология человека или группы.

Когнитивные карты и каналы восприятия, используемые человеком или группой.

Паттерны метапрограмм, уделяющие непосредственное вниманиеразличным областям пространства восприятия.

Убеждения, ценности и допущения, связанные с мотивацией,а также дозволенностью креативности.

Все эти влияния осуществляют свой вклад в креативность группы и отдельных людей. Коммуникативная стратегия менеджера включает способ определения и направления этих четырех ключевых элементов креативности.

Уровни коммуникации

При формировании коммуникативной стратегии важно помнить, что существуют различные типы групповых целей, связанных с различными уровнями групповых процессов («кто», «почему», «как», «что», «где» и «когда»). Уровни «что», «как» и «почему» — особенно значимый аспект для групповой креативности, равно как и для индивидуальной и со-креативности. При управлении другими людьми важно учитывать ценности, убеждения и виды ТОТЕ, которыми оперирует группа. Нередко ситуации, которые воспринимаются как ограничивающие или сдерживающие, связаны с допущениями или убеждениями относительно того, в каких контекстах уместно или дозволено проявлять креативность. К примеру, ценности и убеждения членов группы влияют на чувство мотивации и дозволенности. Если дать группе право собственности на идею, однако затем привести такие доказатель-


Глава 9. Стимуляция и управление инновационным мышлением

ства, которые заставят членов группы воспринимать невыгодные идеи как ошибки, а не как обратную связь, группа может испытать еще больший стресс.

Стимулировать и направлять креативность позволяют различные уровни действий. Некоторые действия могут совершаться на уровне окружения и поведения — устанавливая «где», «когда» и «что» применительно к временным фреймам, ограничивающим факторам и действиям. Другие действия включают установление планов, стилей мышления и метапрограмм, позволяющих выявить индивидуальную компетентность — «как». Очевидно, что действия на уровне «почему» — убеждения и ценности — являются особенно значимыми для групповой креативности. Возможны также действия на уровне «кто». Создание командного духа включает установление идентификации группы. Таким образом, менеджер может использовать различные типы стратегий для работы с аспектами «хочу сделать», «как сделать», «возможность сделать» и «кому сделать». Например, на определенных уровнях консенсус может препятствовать креативному мышлению. Вместо того чтобы поощрять различия, он поощряет более однородный взгляд на проблему. Именно здесь приобретает значение различие между уровнями процессов. При формировании команды менеджер может определить цели применительно не к конкретным задачам, но скорее к ценностям или желаемым последствиям для группы. Важно изначально сохранить гибкость на уровне «что», но при этом добиться консенсуса относительно пункта «почему». Коммуникативная стратегия может поощрять консенсус относительно «кто» и «почему», и вместе с тем — различия и расхождения точек зрения относительно «как» и «что». Если с «почему» и «кто» связано слишком много различных взглядов, эти различия с большей вероятностью вызовут конфликт, чем окажутся продуктивными.

Анализ взаимоотношений

Управление взаимоотношениями и раппортом между двумя членами группы — важнейший элемент коммуникативной стратегии, которую использует руководитель, направляя креативный процесс группы. Фактически, в некоторых случаях усилия, прикладываемые к управлению креативностью группы, на 80% относятся к сфере отношений и на 20% — к сфере задачи. Стимулирование инноваций в организациях и группах нередко подразумевает работу в большей степени с отношениями между людьми, чем собственно с инструментами, которыми они пользуются. Подумайте о каком-нибудь высококреативном


Часть III. Управление групповой креативностью

окружении, в котором вам довелось побывать. Насколько большое значение имели отношения между людьми, помимо собственно орудий креативности? Многие из наиболее важных креативных достижений берут начало из со-креативных усилий партнеров или команд. Совместная деятельность, основанная на взаимодействии между людьми, нередко оказывается более значимой для инновационного мышления, чем инструменты, с помощью которых осуществляется сама работа.

Взаимоотношения создают пространство для креативности. В этих взаимоотношениях могут быть задействованы две-три ключевые фигуры или целая группа. Высокой интенсивностью могут характеризоваться отношения между несколькими людьми, но здесь все зависит от конкретного типа креативности. Влияние взаимоотношений будет различным в зависимости от типа креативности, который требуется от группы. К примеру, японские компании в отличие от американских не поощряют ситуацию, в которой бы два или три креативных человека вели проект. Они предпочитают работать в контексте общего движения, где креативный вклад вносят все члены группы. В таком контексте будет осуществляться инкрементальный/прирастающий тип креативности, в отличие от креативности «прорывов» или «вдохновительной» креативности, которая основана на взаимоотношениях, построенных вокруг передовиков производства. Соответственно различаются и результаты — в зависимости от схемы отношений и коммуникативной стратегии. Это не отменяет значимости индивидуальных усилий каждого участника, но признает тот факт, что чувство самосознания членов группы применительно ко всей группе играет важную роль.

При формировании стратегии управления креативностью важно осознавать, что роль отдельного человека — участника группы — отличается от роли этого же человека в более крупной организации. Иногда, собирая новую команду, вы вынуждены позволить ролям сформироваться самостоятельно. Что касается команды, здесь роли в креативном процессе не обязательно связаны с функцией и ролью в рамках более крупной компании или организации. Человек может выполнять роль «реалиста» применительно к организации и роль «критика» в меньшей по размеру группе.

Влияние репрезентативных каналов

Репрезентативные каналы — другое важное измерение коммуникативной стратегии менеджера Различные репрезентативные каналы и вербальные паттерны направляют когнитивные процессы членов группы


Глава 9. Стимуляция и управление инновационным мышлением

и влияют на восприятие взаимоотношений между ролями в группе. К примеру, письменное отражение хода беседы — простейший способ поощрить консенсус, поскольку, стоит только записать идею на доске, выдвинувший ее человек перестает плотно ассоциировать себя с собственным предложением. Облечение идеи во внешнюю форму позволяет отделить «что» от «кто». Когда человеку приходится постоянно вербализировать собственную идею, чтобы внедрить ее в групповой процесс, получается, будто его идентификация ассоциируется с этим предложением или планом. А такого рода ассоциации порождают конфликты особого рода. Эффективная коммуникативная стратегия согласует каналы и режимы коммуникации, чтобы достичь разных уровней цели и сохранить раппорт между членами группы.

Различные каналы коммуникации и репрезентации обладают различными преимуществами и используются для разных целей. Существует ряд способов усилить репрезентативные каналы, чтобы повысить креативность:

Расширить наиболее часто используемый и наиболее ценный канал (увеличить его силу).

Использовать редко используемый канал, чтобы отыскать новыйспособ мышления или восприятия (укрепление слабых мест).

Акцентировать репрезентативный канал, который наиболее уместен или пригоден для конкретного когнитивного процесса или типакреативности.

Усилить синестезию или общие области для различных репрезентативных каналов.

Автоматическое допущение того, что окружающие пользуются таким же стилем мышления, как и вы, таит в себе опасность. Иногда человек может не иметь привычки к визуализации, даже если часто говорит о таких вещах, которые требуют способности к визуальной памяти или конструированию. В других случаях человек может иметь склонность к излишней концентрации на конкретном образе, который «впечатан» в его сознание и выделяется своей уникальностью или беспрецедентностью. В проблемных или стрессовых ситуациях люди склонны прибегать к помощи наиболее привычных репрезентативных каналов.

Стили мышления

Мы нередко допускаем, что когнитивные способности окружающих совпадают с нашими. Однако чаще всего это не так. В ходе коммуникации


Часть III. Управление групповой креативностью

с другими важно соответствовать каналам репрезентации собеседника, чтобы установить раппорт с ним.

Стили мышления выражаются посредством различных видов физиологических признаков. С точки зрения НЛП физиологические ключи, связанные с конкретными репрезентативными каналами, являются очень действенным средством направления или концентрации внимания. На уровне целой группы паттерны макрофизиологии, речевые паттерны и репрезентативные каналы могут служить для подстройки и ведения, задавая группе общий стиль мышления.

На макроуровне состояние человека, выполняющего ту или иную роль, определяет его результативность плюс установка. Установка может быть представлена применительно к кластеру паттернов мета-программ, которые этот человек проявляет в отношении своей цели.

Один из принципов креативности, который мы уже исследовали, придает особое значение широте охвата проблемного пространства. В этом смысле ни одна метапрограмма, или паттерн метапрограммы, или стиль мышления не являются правильными или неправильными. Успешность группы зависит от ее способности охватывать нужные аспекты проблемного пространства. В каком-то смысле менеджер должен в конечном итоге получить доступ ко всем пространствам: краткосрочное и долгосрочное, будущее, прошлое, задача, взаимоотношения и т. п.

Системы стремятся обрести равновесие собственными силами. При наличии общего состояния системы и приращения изменений, на которые направлена системная метапрограмма, паттерн может:

расшириться,

обрести нейтральность/сбалансироваться,

утратить полярность,

трансформироваться во что-то другое.

Модель SCORE

Ключ в том, чтобы найти наиболее подходящий вариант приращения, с помощью которого можно осуществлять подстройку с ведением метапрограммы для новой области проблемного пространства. Модель SCORE и кластеры метапрограмм могут быть использованы как основа для расширения восприятия проблемного пространства и пространства решения, чтобы решить проблему максимально тщательно. Для охвата различных областей проблемного пространства годятся


Глава 9. Стимуляция и управление инновационным мышлением

различные кластеры метапрограмм, ассоциированные с элементами SCORE. Например:

5 — Симптом — прочь от; прошлое/настоящее; краткий срок; действие; другое. С — Причина — прочь от; прошлое; длительный срок; эмоция; другие/Я. О — Результат — по направлению к; будущее; краткий срок; видение; Я. R — Ресурс — по направлению к; настоящее; краткий срок; действие; Я.

Е — Эффект — по направлению к; будущее; длительный срок; видение; контекст.

Основная цель коммуникативной стратегии для работы с группой — координация различных типов креативных процессов. Вообще говоря, члены наиболее креативной группы обладают общими целями, общими доказательствами, однако признают и поощряют индивидуальные различия в том, что касается способностей и действий.

12-3335 '


Часть III. Управление групповой креативностью РАЗДЕЛ 9.2. КАРТА А

Типы групповых целей и уровней переживания

 

 

 

 
Создание командного духа — уровень «кто»   Выявление способностей каждого участника команды — уровень «как»   Определение хронометража действий —уровень «где/когда»
         
  Различные типы операторов   Различные типы наблюдаемых доказательств  
                 
  для достижения целей на различных уровнях  
                     

Ключевые положения

Существуют различные типы групповых целей, связанные с различными уровнями групповых процессов («кто», «почему», «как», «что», «где» и «когда»).

Существуют различные типы стратегий (операторы и доказательства) для работы с аспектами «хочу сделать», «как сделать», «возможность сделать» и «кому сделать».

Практикум

Вспомните, как вы работали в группе или команде.

Как происходило сообщение и работа с различными уровнями целей? Как члены группы передавали друг другу и устанавливали такие аспекты, как замысел, роли, задание, хронометраж и ограничивающие факторы?

Какие виды проблем могут возникнуть в группе, лишенной чувства идентичности или «командного духа»?

Какие виды проблем могут возникнуть в группе, лишенной чувства замысла или ценностей?

Какие виды проблем могут возникнуть в группе, лишенной четкого чувства направления или правил взаимодействия?

Какие виды проблем могут возникнуть в группе, лишенной чувства времени или ограничивающих факторов?


Глава 9. Стимуляция и управление инновационным мышлением

РАЗДЕЛ 9.2. КАРТА Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние раппорта релевантно для контекстов коммуникации   ♦■ Управление взаимоотношениями имеет решающее значение   В контекстах коммуникации креативность системы (Я — другие) на 80 % относится к взаимоотношениям и на 20 % — к задаче  
           
         
Выявление креативности в других означает работу над взаимоотношениями с целью«создать пространство» для креативных процессов (одного или нескольких человек)   В Японии широко распространены такие креативные взаимоотношения, результатами которых является пошаговая креативность (по контрасту с «вдохновительной» креативностью)    
  Влияние взаимоотношений различается в зависимости от типа креативности  
     
             
Тип личности и интенсивности ценностей, а также самоосознание относительно других могут повлиять на креативность данного человека   Идея, предложенная группе, должна стать идеей группы, и только тогда члены группы будут мотивированы на работу  
                     

Ключевые положения

Управление взаимоотношениями и раппортом между членами группы — важнейший элемент эффективного креативного процесса группы.

Влияние взаимоотношений различается в зависимости от типа креативности, который требуется от группы.

Практикум

Какие виды проблем могут возникнуть в группе, лишенной чувства роли и ролевых отношений?

Подумайте о различных ролях, которые играют взаимоотношения и раппорт между членами группы в различных видах контекстов, требующих креативности.

В каких видах контекстов взаимоотношения между членами группы имеют меньшее значение? В каких — большее значение?

12*


Часть III. Управление групповой креативностью

РАЗДЕЛ 9.2. КАРТА В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Ma макроуровне полезным оказывается внешнее выражение идеи в различных письменных формах (диаграм-   Это помогает отделять «что» от «кто» в критических замечаниях; в противном случае смешение этих уровней вызывает конфликты —•*>■    
помогает наделять (вербальной) формой и структурировать кластеры чувств/ интуитивных ощущений
мы, схемы)   «Паритет» между деятельностью человека и его идентификацией    
 
      Роль члена группы отличается от его сшганизаиионной
2. На микроуровне использование слова   а     (институциональной) группы
кроме позволяет дифференцировать
  того    
«мы» указывает на позицию группы     роли («ты» и «Я») в контексте «мы»   Определение ролей в команде помогает
            решить проблемы с идентификацией

Ключевые положения

Роль отдельного человека как члена команды отличается от его роли в более крупной организации.

Различные репрезентативные каналы и вербальные паттерны направляют разными путями когнитивные процессы членов группы и влияют на восприятие взаимоотношений групповых ролей.

Эффективная стратегия коммуникации согласует каналы и режимы коммуникации для достижения целей различных уровней и сохранения раппорта между членами группы. Практикум

Приведите пример группы или команды, в которой ваша роль как члена команды существенно отличалась от роли в организации в целом.

Какие виды препятствий для креативности может породить недостаточность раппорта между членами группы?

Подумайте, какие виды каналов коммуникации более эффективны для сообщения различных уровней информации членам группы (т. е. «что», «как», «почему» и т. п.). Исследуйте влияние мышления на группу применительно к оппозиции «мы»: «Я»/«ты».


Глава 9. Стимуляция и управление инновационным мышлением РАЗДЕЛ 9.2. КАРТА Г

 

 

 

 

 

 

 

  Каналы/чувства обладают различной полезностью     Вербальный канал помогает включить   Визуальный канал является более  
  в зависимости от того, как они используются   проблему в последовательность       пригодным для синтеза  
               
  Использование другим человеком того же канала репрезентации укрепляет раппорт   Два способа «вести» окружающих: 1. Обогащение основного (привычного) канала использование собственных преимуществ 2. Заимствование опыта   И: «подтолкнуть» наибол подходящий для даннс стиля мышления кана/ к инициализации: • логический/вербаль ный для критика; • визуальный для мечтателя ее )ГО
       
      другого человека применительно к другим каналам/чувствам Укрепление собственных «слабых мест»      
  Когда человек достигнет предела возможностей, возвращайтесь к его основному каналу  
   

Использование синестезии имеет значение для креативности

Ключевые положения

Различные каналы коммуникации и репрезентации обладают различными преимуществами и могут использоваться по-разному.

В проблемных или стрессовых ситуациях люди нередко полагаются на наиболее привычный репрезентативный канал.

При коммуникации с другими согласование канала репрезентации — важный способ установления раппорта. Существует целый ряд способов усилить креативность с помощью репрезентативных каналов:

Обогатить наиболее часто используемый и высоко ценимый канал (укреплениепреимущества).

Задействовать редко используемый канал, чтобы найти новый способ мышленияили восприятия (укрепление «слабого места»).

Акцентировать репрезентативный канал, наиболее уместный или приспособленный для конкретного когнитивного процесса или типа креативности.


Часть III. Управление групповой креативностью

4. Усилить «общие точки», или синестезию, между различными репрезентативными каналами.

Практикум

Подумайте, какие репрезентативные каналы вы предпочитаете использовать применительно к различным видам задач в группе.

В чем, как вы думаете, заключаются преимущества картин и образов? Написанных слов? Произнесенных слов? Ощущений?

На какой репрезентативный канал вы опираетесь больше всего в проблемных или стрессовых ситуациях?

Определите нескольких знакомых, с которыми вы ощущаете прочный раппорт. В чем схожи ваши способы репрезентации и мышления?

Приведите примеры того, как вы усилили собственную креативность или креативность других людей посредством:

Обогащения наиболее часто используемого и высоко ценимого канала (укрепление преимущества).

Задействования не так часто используемого канала с целью найти новый способмышления или восприятия (укрепление «слабого места»).

Акцентирования репрезентативного канала, наиболее уместного или приспособленного для конкретного когнитивного процесса или типа креативности.

Усиления «общих точек», или синестезии, между различными репрезентативными каналами.


Глава 9. Стимуляция и управление инновационным мышлением РАЗДЕЛ 9.2. КАРТА Д

Стили мышления/репрезентативные каналы в групповых процессах

 

Во время групповых взаимодействий стили   Наблюдайте за 1 L. Подстроиться под
мышления меняются   ассоциированными: членов группы.
от видения к:   • речью; что6ы 2 !. Сконцентрировать/
• логике;   • физиологическими f >ести окружающих
• эмоции;   ключами и их после- к желаемому стилю
• действию   довательностью, мышления
Подстройка к после-     Иногда люди кон-
довательности всех Без подстройки Человека можно центрируются на
чувств в рамках пси- человек ощущает. «привести» к та- «видении», кото-
хического процесса. что в коммуника- кому типу репре- рое является ре-
используемого чело- ции других ему зентации, кото- зультатом имприн-
веком, весьма эф- «чего-то недо- рый он обычно тинга, имевшего
фективна для ком- стает» не использует место задолго
муникации     до того
         

Никогда не позволяйте себе допустить, что стиль мышления окружающих идентичен вашему


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мандрівництво в стародавньому Єгипті. | Активізація туризму в епоху античності.
1 | 2 | <== 3 ==> | 4 | 5 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2021 год . (0.146 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.146 сек.