Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Share Ownership of Your Ideas


Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 517



Животные играют значительную роль в жизни человека, прежде всего в его питании. На заре своего существования человек был простым собирателем, затем охотником, скотоводом, наконец, земледельцем. И в каждую из этих эпох он так или иначе использовал животных как источник высококалорийного белка. В различных климатических зонах процент животного белка в пище людей значительно колеблется. Различны и сами объекты.

Среди беспозвоночных издавна употребляются в пищу главным образом ракообразные (раки, крабы, креветки) и моллюски (устрицы, мидии, улитки и др.). Особенно интенсивно используются морские беспозвоночные жителями прибрежных районов Средиземного моря и Тихого океана, где в пищевой рацион входят даже морские ежи, голотурии и морские черви (палоло). Мировой промысел морских беспозвоночных уже превысил 10 % мировой добычи рыбы и продолжает расти. Осваиваются новые пищевые объекты, например криль (эвфаузиевые рачки, которыми питаются усатые киты). Проводятся исследования по использованию морского планктона.

Значительно большую роль в питании людей играют различные представители позвоночных животных. В настоящее время человечество получает до 10 % животных белков только за счет рыб.

Продуктивность Мирового океана наиболее высока в пределах так называемой шельфовой зоны с глубинами не более 200 м, но площадь шельфа невелика. В последние десятилетия на рыбопро-дуктивность океана сильно влияет деятельность людей: избыточный промысел, загрязнение воды нефтепродуктами, пестицидами и другими соединениями, уменьшение речного стока и т. п. Требуются серьезные меры по регулированию промысла и охране Мирового океана.

Основу морского промысла составляют такие рыбы, как тресковые, сельди, анчоусовые, камбаловые, скумбриевые и ряд других. Важную роль играют проходные рыбы, особенно тихоокеанские лососи — кета, горбуша, чавыча и др. В пресных водах добываются прежде всего карповые (сазан, лещ, плотва, карась, линь, толстолобик, белый амур).

Использование рыбных ресурсов в новых условиях требует их расширенного воспроизводства. Во многих странах и районах созданы специальные рыбоводные заводы и питомники. В них от идущих на нерест производителей получают половые продукты (икру и молоки), которые затем смешивают, что гарантирует оплодотворение. Развитие икры проходит в инкубационных аппаратах, а вылупившихся личинок — в специальных водоемах. Подросших мальков выпускают в естественные водоемы. В России работают рыбоводные осетровые и лососевые заводы. Молодь пресноводных рыб выращивают во многих районах России.

Большое развитие получило прудовое хозяйство. В прудах разводят не только карпа, но и форель, линя, сома и белого амура. В лучших прудовых хозяйствах получают до 4—5 т рыбы на 1 га водной площади.

В ряде стран в пищу используют некоторых земноводных — лягушек, саламандр. Крупных лягушек в США разводят на фермах. Употребляют в пищу также мясо крупных ящериц, змей и особенно черепах. Под влиянием неумеренной охоты исчезли гигантские сухопутные черепахи и резко сократилась численность морских видов.

Объектами промысловой или спортивной охоты служат многие птицы — гусеобразные, куриные, кулики и др. Все они имеют вкусное мясо. Во многих странах охотничье хозяйство ведется рационально, что наряду с разведением дичи дает добавочную продукцию с обширных территорий.

Немалый доход приносит и охотничий промысел млекопитающих. Дикие копытные — северные и благородные олени, лоси, сайгаки — служат важным источником мяса. Необходимо подчеркнуть, что численность всех этих животных у нас заметно увеличилась. В африканских государствах основную роль поставщиков мяса играют многочисленные антилопы, прекрасно использующие растительность саванны. Одно время большое значение имел китобойный промысел, но сейчас численность китов резко упала, и этот промысел запрещен, хотя некоторые страны нарушают запрет.

Вполне естественно, что в большинстве стран мира основную массу белка животного происхождения дает мясо животных — птиц и млекопитающих. Одомашнивание их началось еще в древности. Например, одомашнивание дикой банкивской курицы произошло в Индии за несколько тысячелетий до нашей эры. В результате селекции сейчас выведено около 100 пород домашних кур и достигнуто увеличение их массы примерно в 7, а яйценоскости в 40 раз. Это же можно сказать и о других домашних птицах — индюках, утках, гусях. Так, селезень крупной руанской породы весит 4—5 кг, а его дикий предок (кряква) — не более 1,5 кг.

Домашние млекопитающие составляют свыше 60% среди прирученных животных. В Европе и странах Северной Америки, так же как и в России, наибольшее количество мяса, а от рогатого скота — и молока получают от домашних животных. Ставится задача увеличения продуктивности домашних животных и выведения новых, еще более продуктивных пород.

Ценное пушно-меховое сырье поставляют многие виды зверей: соболь, куница, белка, бобр, песец, лисица, а также акклиматизированные нутрия и ондатра. Наша страна имеет богатый опыт восстановления численности видов, почти уничтоженных в результате хищнической эксплуатации в дореволюционной России. Так были восстановлены в своем прежнем ареале соболь, калан, котик. Этому способствовали организация заповедников и заказников, полный запрет добывания исчезающих животных.

В ряде стран, а также в южных районах России проводится заготовка яда змей для приготовления высокоэффективных средств (випратокс и др.), применяемых при лечении ревматизма, спазмов сосудов, бронхиальной астмы. Созданы специальные змеиные питомники, где змеи содержатся в подходящих условиях и от них периодически получают яд. Змеепитомники имеются в Узбекистане, Киргизии, для них ежегодно отлавливают сотни змей (гюрзы, эфы, гадюки, щитомордники). В связи с этим возникла проблема охраны и разумного использования последних.

Среди животных, продукты жизнедеятельности которых используются с глубокой древности, большое значение имеют медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

Шелководство возникло около 5 тыс. лет назад в Китае и уже в средние века распространилось в Европе. Тутовый шелкопряд разводят для получения из его коконов натурального шелка. Поскольку гусеницы тутового шелкопряда питаются только листьями тутовника (шелковицы), шелководство возможно лишь в южных районах, где растет это дерево. Шелководством успешно занимаются в Средней Азии, Закавказье, на юге Украины и Молдавии.

Медоносных пчел разводят ради получения меда и воска, а в последнее время также пчелиного молочка (апилака) и прополиса — клеящего вещества. Широкое распространение получил также пчелиный яд, на основе которого готовят лекарства для лечения невралгических и сердечно-сосудистых заболеваний. Натуральный мед обладает очень ценными качествами. Это переработанный пчелами нектар цветов, обогащенный ферментами и другими полезными веществами. В его состав входят сахара (глюкоза, сахароза, фруктоза), органические кислоты, эфирные масла и витамины. Как источник углеводов мед стоит на одном из первых мест среди продуктов питания. Он обладает антибиотическими свойствами, полезен при ряде кишечных и простудных заболеваний и применяется также для лечения ран и язв. Воск употребляется в промышленности и медицине. Только в России заготовляется свыше 2 тыс. т воска в год.

Хотя экономическое значение продуктов пчеловодства очень велико, значение пчел как опылителей цветковых растений неизмеримо выше. В опылении растений принимают участие также дикие пчелы, шмели и в меньшей степени мухи и бабочки. Особая ценность шмелей как опылителей заключается в их способности посещать и опылять цветки клевера и люцерны — лучших кормовых трав, которые неохотно посещаются другими опылителями. Еще Дарвин писал о связи урожая семян клевера с наличием шмелей.

Для исследовательских и учебных целей во всех научных лабораториях разводят многих животных. Среди них есть и беспозвоночные (многие простейшие, черви-планарии, ракообразные и насекомые, особенно мушка дрозофила — излюбленный и очень удобный объект генетических исследований), и позвоночные — лягушки, голуби, крысы, золотистый хомячок, собаки, обезьяны. Известно, что большинство знаменитых опытов И. И. Павлова по изучению условных рефлексов было выполнено на собаках.

Кроме традиционных методов эксплуатации животных применяются и новые их формы. Примером этого является использование растительноядных рыб для борьбы с зарастанием водоемов и каналов. Построенный в Туркмении Каракумский канал, имеющий большое значение для орошения пустынных земель и водоснабжения населенных пунктов, очень быстро зарастал водной растительностью. Это препятствовало судоходству по каналу, уменьшало количество проходящей по каналу воды. Положение радикально изменилось после запуска в канал белого амура. Эта скороспелая и чисто растительноядная рыба взяла на себя роль природного мелиоратора и эффективно сдерживает зарастание канала, к тому же амур — еще и вкусная рыба.

Отрицательная роль животных в жизни и хозяйстве человека велика и разнообразна. К таким животным мы относим паразитов, переносчиков возбудителей болезней, ядовитых животных, вредителей сельскохозяйственных растений и продуктов хранения и т. д.

Целый ряд болезней вызывается простейшими. К ним относятся дизентерия, лямблиоз и многие другие. В большинстве случаев возбудители заболеваний попадают в организм человека через укус кровососа-переносчика. Одно из наиболее распространенных и тяжелых заболеваний человека — малярия — вызывается малярийными плазмодиями (одноклеточными из класса споровиков). Одну часть своего жизненного цикла плазмодии проходят в теле комаров. При укусе комара плазмодии попадают в кровь человека. Через укусы москитов человек заражается кожным лейшманиозом (пендинкой). Сонная болезнь вызывается паразитированием в человеке трипаносом (простейших из класса жгутиконосцев), а попадают они в кровь при укусах мухи цеце.

Хранителями и переносчиками возбудителей природно-очаго-вых болезней (вирусного клещевого энцефалита, клещевого возвратного тифа и др.) служат кровососущие, клещи — иксодовые и аргасовые. Возбудителей сыпного и возвратного тифа переносят вши, а основными переносчиками чумного микроба являются блохи.

Многие из перечисленных заболеваний имеют природно-оча-говый характер, т. е. приурочены к определенным районам или частям земного шара. Они передаются от больных животных (доноров) к здоровым (реципиентам) переносчиками — кровососущими насекомыми или клещами. Такие природные очаги существуют долгие годы. Учение о природной очаговости трансмиссивных заболеваний развил советский ученый академик Е. Н. Павловский.

Ощутимый вред здоровью человека (и домашних животных) наносят паразитические черви — гельминты. Паразиты истощают своих хозяев, отравляют их токсическими выделениями, что нередко приводит к тяжелым последствиям, а иногда и к смерти. Изучением биологии и жизненных циклов паразитических червей занимается наука гельминтология. В России крупнейшим гельминтологом был академик К. И. Скрябин. Он же предложил и основные методы профилактики борьбы с гельминтозами.

Среди животных немало ядовитых, укусы которых опасны для людей. Это ядовитые пауки — тарантул и каракурт, скорпионы, крупные сколопендры, жалящие осы и особенно ядовитые змеи. В нашей стране к ядовитым змеям относятся кобра, гюрза, эфа, несколько видов гадюк и щитомордники. Большинство из них встречаются только на юге России. В тропиках ядовитых змей гораздо больше, от их укусов погибают ежегодно несколько тысяч человек. Кожные выделения жаб также ядовиты и вызывают местное раздражение или общее отравление организма. Опасны и ожоги стрекательных батарей многих медуз и сифонофор.

Чрезвычайно существенный вред причиняют животные (насекомые, клещи, грызуны) сельскохозяйственным растениям. Практически каждая сельскохозяйственная культура имеет набор специфических вредителей. Многие из них вредят целому ряду растений, являясь многоядными. Такова, к примеру, саранча. Особые убытки причиняют вспышки массового размножения вредных насекомых. Только в США ущерб от вредных насекомых исчисляется ежегодно 4 млрд долларов. Изучением биологии, вредоносности насекомых и разработкой мер борьбы против них занимается специальная наука — сельскохозяйственная энтомология.

В наше время разработан ряд мероприятий по регуляции численности вредных животных. Широкое развитие получил химический метод борьбы, при котором применяются стойкие и высокотоксичные ядохимикаты. К сожалению, использование пестицидов зачастую приводит к нежелательным побочным результатам — истреблению наряду с вредителями и полезной фауны, а также к загрязнению среды обитания. Включаясь в круговорот веществ в биосфере, пестициды усваиваются растениями, накапливаются в тканях растительноядных животных и попадают в пищевые продукты человека. Поэтому ученые большинства развитых стран давно работают над проблемой ограничения химической борьбы с вредителями и замены ее биологическими методами. Биологическая борьба с вредителями предусматривает применение против них хищных, паразитических или патогенных организмов. Метод этот экологичен: он основан прежде всего на природных связях в биоценозе, таких как отношения хищника с жертвой или паразита с хозяином. Кроме того, такой метод не вносит изменений в круговорот веществ в биосфере, не загрязняет среду обитания человека.

Этот краткий обзор многообразных связей животных с человеком и его хозяйством показывает, что зоология является одной из самых актуальных биологических наук, так как ее данные и выводы широко применяются в медицине, ветеринарии, агрономии, животноводстве и другой хозяйственной деятельности человека.

Огромная роль животных в жизни биосферы заставляет обратить пристальное внимание на проблему охраны животного мира. Расширение масштабов использования природных ресурсов в эпоху научно-технической революции привело ко многим нежелательным последствиям. Самые тяжелые из них — разрушение природных экосистем (изменение среды обитания) и загрязнение биосферы — воздуха, воды и почвы. Все это нанесло большой, а в ряде случаев непоправимый ущерб животному миру. Ученых беспокоит исчезновение под влиянием человека некоторых видов животных, а также неуклонное падение численности и сокращение ареалов других видов. Подсчитано, что за последние 300 лет с лица Земли исчезло 63 вида млекопитающих и 94 вида птиц. О представителях других классов нам ничего неизвестно, так как их исчезновение прошло незаметно.

Международный союз охраны природы составил так называемую Красную книгу. В нее занесены виды животных, численность которых стала угрожающе низкой. Они обречены на гибель, если не будут приняты надлежащие меры охраны. Красная книга — это сигнал бедствия! Выпущены также Красные книги России и ряда регионов.

В России уделяется большое внимание сохранению животного мира. Уже первыми декретами в 1919 и 1922 гг. были взяты под полную охрану такие звери, как лось, зубр, сайгак, пятнистый олень, бобр и др. В настоящее время в России запрещена охота на многие виды зверей и птиц. Организованы многочисленные заповедники и заказники. Результаты охраны животных можно проиллюстрировать на примере соболя и сайгака, численность которых увеличилась соответственно в 12 и в 1000 раз. Тем не менее другие виды животных из-за сокращения их местообитаний или нарушения равновесия экосистем, в которые они входят, находятся под угрозой. Надо приложить еще немало усилий к охране животного мира нашей страны.

 

 

ТОМАС КАРЛССОН. РУНЫ И НОРДИЧЕСКАЯ МАГИЯ.

Фе (f). Имя руны означает «скот». В древности наличие скота было эквивалентом богатства, поэтому руну часто называют руной богатства. В старшем футарке эта руна первая, однако было бы логичнее, как в утарке, в начале поставить первобытное животное, «ур», а затем прирученное, «фе». Название «руна богатства» также говорит о том, что руна связана с наградами и собранными сокровищами. Логично предположить, что это — окончание процесса. Согласно утарку руна символизирует завершение и сопутствующую награду. Огромные первобытные и хаотичные силы руны «ур» укрощены магом и контролируются им в руне «фе».
Первая и последняя руны — как две стороны одной монеты. Это — противоположности, которые с легкостью переходят друг в друга. Поскольку нордическая традиция не смотрит на время как на линейный процесс, после «фе» новой руной «ур» начинается новый процесс.
Интерпретация при гадании
Богатство и награда. Приручение дикого. Руна «фе» обещает награду за тяжелую работу. Она говорит о том, как, войдя в неведомое, можно приручить его и обрести над ним контроль. Здесь — новые богатства. Не следует останавливаться и просто сидеть на новоприобретенных знаниях и богатстве. Их нужно мудро и ответственно использовать.

 

Ур (u). Руна «ур» — это изначальное состояние, источник. Кроме того, руна «ур» — это первобытный бык или корова Ур, которая в нордической культуре называется «Аудумла». Если руну перевернуть таким образом, чтобы она стала похожей на букву «и», то станет видно, что она символизирует рога животного. Из вымени Аудумлы текут четыре реки молока, которые питают другое первобытное существо, Имира. Четыре молочных реки — это изначальные питающие силы, распространяющиеся в четырех направлениях. Из соляного камня, покрытого инеем, Дудумла вылизывает трех первых богов — Водена, Вили и Be. Соляной камень — это кристалл, в котором видны боги и руны. Потенциал изначального, первобытного состояния выражается последующими рунами утарка. Кристаллическая форма снова возникает в руне «хагаль». Руна «ур» также символизирует Гиннунгагап, широко раскрытый зазор в первобытном хаосе и пустоте. Руна «ур» — это лоно, из которого все рождается и создается.
Интерпретация при гадании
Первобытная сила. Возвращение к источнику. Если перед вами стоит проблема, следует вернуться к ее истокам и на некоторое время отложить планы и решения в сторону. Начните рассматривать ситуацию «с чистого листа», воспользуйтесь всеми возможностями, которые предоставляет такой подход.

 

Тюp (t). Тюр — древнее божество войны и неба, и руна, которая носит его имя, символизирует его силу. Руна «тюр» прежде всего — это руна борьбы и победы. В эддической поэме «Речи Сигрдривы» написано: «Руны победы, коль ты к ней стремишься, — вырежи их на меча рукояти и дважды пометь именем Тюра!» Тюр символизирует храбрость и справедливость. Тюр — это сила, дарующая законы, символизирующая баланс и порядок (то, что поддерживается руной «рэйд»). Форма руны напоминает весы и копье.
Руна также символизирует поддерживающий небеса столб. Руна «тюр» — это та часть ясеня Иггдрасиль, которая находится над землей, подобная саксонскому Ирмунсилю. «Тюр» — руна храбрости и самопожертвования. Когда боги заковывали волка Фенрира в цепи, Тюр поместил свою руку волку в пасть в качестве залога. Когда цепи были закреплены, волк откусил руку. Руна «тюр» приносит победу, но такую, которая включает в себя самопожертвование. Эта руна — мужественная и фаллическая. Ее часто называют руной мужчин, в то время как ниже — руна женщин.
Интерпретация при гадании
Храбрость и победа, закон и порядок. Руна «тюр» показывает, как храбрость и самопожертвование могут привести к успеху и победе. Это не эгоистичный успех, но коллективный, требующий самоотдачи. Руна «тюр» обозначает обычные законы и правила, поддерживает общепринятый порядок и создает структуру, которая может нечто сохранить. Она советует проявлять храбрость и стремиться к успеху и к победе через самопожертвование.

 

Ас (а). Руна асов. Она относится к Одину и остальным богам. Символизирует ветер и дыхание. Один — бог ветров и бури. Он дарует жизнь и дух первой человеческой паре, Аску и Эмбле. Руна «ас» соотносится с «онд», дыханием и духом — духовным ядром человека, подаренным Одином. Три — божественное число, и эта руна в утарке тоже третья. Изначальные боги появлялись по трое: Воден, Вили, Be и Один, Хенир, Лодур. Руна «ас» - объединение рун «ур» и «турс». «Ас» — руна созидания, создающая мир из хаоса. Первые асы убивают великана Имира и творят мир из его тела.
Интерпретация при гадании
Творение, жизненная сила, сила созидания. Руна богов символизирует создания нового и возникновения новой ситуации. Творение — это всегда беспокойный процесс. Боги убивают Имира, чтобы сотворить мир. Сама сила созидания тесно связана с бурей. Созидание требует, чтобы старое осталось позади, требует разрыва с пассивностью и неорганизованностью. Руна также может указывать на возможность возвращения в жизнь чего-то старого и придания ему новой силы так же, как боги даровали бревнам Аску и Эмбле жизнь.

 

Рэйд (r). Руна порядка. Руна бога Тора, которую также называют «руной колесницы». Тор — бог, восседающий на колеснице и обладающий молотом Мьелльниром, бог, сражающийся с силами хаоса. Руна относится к числу «четыре» (колесо, крест, и т. д.) и является четвертой в утарке. Руна колесницы также символизирует свастику и солнечный крест (крест, вписанный в круг), иллюстрируя движение колес и солнца в небе, из которого оно изгоняет силы тьмы. Руна «рэйд» символизирует четыре времени года, Тор — бот земледелия и защитник крестьян. Имя руны относится к езде и четырем лапам животных. «Рэйд» также означает «правильность» (англ. «right», шведск. «rita»), космический порядок. Тор поддерживает порядок. Руна «тюр» иллюстрирует власть закона, руна «рэйд» следит за его исполнением. Итак, «рэйд» соотносится с земледелием, временами года и природными циклами. Жизнь — это движение через изменения, потери и возвращение. «Рэйд» как руна колесницы означает это движение. С этой руной соотносятся четыре карлика, поддерживающих мир. Руна «рэйд» — руна ритма, Тор отмеряет время, пульс и ритм бытия своим молотом. «Рэйд» также относится к крови и сердцебиению.
Интерпретация при гадании
Порядок и структура. Руна Тора советует вести себя подобно Тору, использовать силу и проявлять ответственность, чтобы получить контроль над ситуацией. Руна также означает путешествие. Не хаотичное путешествие турсов, но такое, при котором человек полностью все контролирует. Это путешествие, цель которого ясно видна. Руна «рэйд» советует поступать правильно, даже если сталкиваешься с сопротивлением.

Кен (k). Руна огня. Ее также называют «руна факела». Название руны имеет множество значений. «Кен» — это факел, но может также означать «знать» или «чувствовать». Это слово относится и к искусству (шведск. «konst»). Руна факела - это внутренний огонь, символизирующий понимание или ощущение. Этим огнем управляет нордический персонаж, сходный с Прометеем, Локи, чье имя связано с Логи, богом огня. Руна факела принадлежит Муспельхейму и таким существам, как Сурт и «сыны Муспелля». Руна факела, как и озарение, может быть опасной. Она приносит как тепло и свет, так и разрушения. Иначе руну называют «каун», что можно перевести как «кипеть». Жар вызывает болезнь, но огонь может и уничтожить ее.
Интерпретация при гадании
Огонь и энергия. Руна факела символизирует волю и энергию, которые вами двигают. Воля может принести свет и ясность, но может и увести почву из-под ног. Огонь и игрив, и опасен. «Кен» может означать и просветление, иногда — болезненное осознание проблемы. «Кен» советует использовать огонь, но в виде факела, контролируя его.

 

Гифу (g). Название руны означает дарение или жертвование. Для нордической духовности чрезвычайно важны дары и акт дарения. В Речах Высокого о дарах написано: «Не знаю радушных и щедрых, что стали б дары отвергать; ни таких, что в ответ на подарок врученный, подарка б не приняли» и «Надобно в дружбе верным быть другу, одарять за подарки» (Здесь и далее «Старшая Эдда» цитируется в переводе А. Корсуна. «Младшая Эдда» - в переводе O.A. Смирницкой. Здесь и далее — примечания переводчика). Нордическая традиция смотрит на жизнь через кармическую призму, где все требует эквивалентного ответа. Дается совет не давать и не просить многого: «Лучше не просить и не молиться, чем жертвовать (др. норв. «blota») слишком много, дар требует ответного дара; лучше не жертвовать, чтобы не потратить многого». Отношение с силами в нордической духовности не подчиненное, как в монотеистических религиях. На Севере это отношения дарения. Религиозной основой таких отношений является идея о том, что не боги сотворили человека. Первые люди были бревнами: Аск и Эмбла. Дух, интеллект и чувства им подарили Один, Хенир и Лодур. Боги даровали и качества души: счастье, силу, успех, и получают ответные дары от людей. Руна «гифу» показывает обмен дарами, знаниями и силой. То, что вверху, общается с тем, что внизу, и объединяется в середине. У этой руны есть и эротический аспект, связанный с обменом сексуальными энергиями между людьми. Руна символизирует шесть направлений: четыре на плоскости, а также вверх и вниз. Руну «гифу» можно часто обнаружить на жертвенных хлебах, помеченных знаком «X». Самый важный дар, самая важная жертва — самопожертвование. Без этого процесса невозможно получение магической мудрости или силы. Форма руны напоминает человека, стоящего с расставленными ногами и руками. Один, архетипичный образ мага, получил руны, принеся себя в жертву самому себе: «посвященный Одину, в жертву себе же».
Интерпретация при гадании
Дары. В древнем нордическом мире отношения основывались на дарах: между людьми, с богами и предками. Руна дара советует быть щедрым и готовым к жертвам. Руна дара иллюстрирует баланс между дарами. Это кармическая руна, советующая избавиться от долгов и зависимостей. Руна подчеркивает важность дарения будущим поколениям того, что было подарено вам самим так же, как и важность принесения даров предыдущим поколениям, богам и предкам. Размер даров увеличится, но не чрезмерно. Руна советует дарить, но не раздавать дары безоглядно и без раздумий. Дарение должно быть сбалансировано.

 

Вюнья (w). Руна счастья. Название этой руны значит «счастье», «радость» и «удовольствие». Готическая форма руны «вюнья» также означает пастбище, «место, где скоту хорошо». Радость руны — это место и состояние души. «Вюнья» — древний германский термин, означающий «совершенство». С ним связаны такие слова, как английское «wish» («желание») или немецкое «wunch». Руна означает исполнение желаний и последующую радость, она дает силу, способность победить (англ. «win», также родственное слово). Это седьмая руна в утарке. Число «семь» традиционно связано с совершенством, что подходит руне. Она также соотносится с семицветной радугой. Радуга — мост в миры радости. «Седьмое небо» — это место, наполненное радостью и счастьем, руна «вюнья» описывает как место, так и состояние. В германской магии число «семь» также часто использовалось для обозначения удачи. «Вюнья» соотносится с богом Фрейром, который не только управляет растениями на земле, но и, согласно Снорри Стурлусону, солнечным светом и миром среди людей. Адам из Бремена пишет: «Он приносит смертным мир и удовольствия».
Интерпретация при гадании
Радость и пожелания. Руна радости описывает, как исполняются желания. Это — сила, источником которой является счастье. Руна радости говорит о счастье, которое можно найти в «маленьких» вещах, а также о великом счастье и гармонии, которые достигаются путем установления хороших отношений с богами и другими мирами.

 

 

Хагаль (h). Руна града «хагаль» — одна из наиболее важных рун в рунной магии. Она содержит в себе другие руны. «Хагаль» — эзотерический эквивалент огня Прометея. Однако она не огонь, а лед, падающий с неба, мира богов, на землю, мир людей. Эта сила может вызвать разрушения и бедствия, но при этом является источником знаний. Слово «hagel» изначально означало «камень», «кварц», «кристалл». Слово «кристалл» заимствовано из греческого языка, где соответствующее слово означало «то, что замерзло». Кристаллы кварца, бриллианты и драгоценные камни, как считалось, — это кусочки, упавшие с «хрустальных небес», восьмой божественной сферы, которая находится за сферами планет. В скандинавском футарке форма руны в виде снежинки иллюстрирует связь с градом. Руна может использоваться в качестве эмблемы для града. Этот символ раскрывает кристаллическую форму руны, в этой форме можно обнаружить начертания всех остальных рун. В расширенном начертании у руны восемь лучей, что указывает на ее позицию в утарке. Число «восемь» связано со словом «этт». «Хагаль» — «материнская руна», в которой скрыт потенциал всех остальных рун. В качестве восьмой руны утарка она порождает этты, состоящие из восьми рун каждый. «Хагаль» связана с Хель и миром холода, Нифльхеймом/Нифльхелем. Английское слово «hail» (и в значении «град», и в качестве приветствия) и слово «Хель» — родственные. «Хагаль» можно также рассматривать в качестве осколка изначального соляного камня, из которого первобытная корова Аудумла вылизала предков богов.
Интерпретация при гадании
Семя знаний. Мудрость через разрушение. «Хагаль» содержит тайны рун и жизни. Эти тайны открываются, когда человек сталкивается со смертью и разрушением. Встречаясь с тем, чего хотелось бы избежать, человек осознает сущность жизни, учится делать правильный выбор, используя смерть в качестве советника. Вели всмотреться в разрушение, которое приносит руна града, то можно увидеть воды жизни, скрывающиеся в ней. Становится понятно, что не следует бояться неизбежного, нужно смотреть на него как на источник мудрости, силы и радости. «Хагаль» — семя возможностей. «Хагаль» советует искать в жизни главное, не лениться делать мудрый выбор, видеть все в отдаленной перспективе, хотя поначалу это и сложно. «Хагаль» — руна темной богини Хель, благодаря ее мудрости можно увидеть, что все находится в единстве.

 

Науд (n). Девятая руна - руна нужды. «Науд» означает «нужду» и прежде всего «необходимость». Это — руна судьбы, и она связана с тремя Норнами, которые прядут сеть судьбы. «Науд» — также руна магии и инициации. Магия — это способность оказывать влияние на судьбу, знание, которым иногда не обладают сами боги. Даже боги не могут влиять на решения Норн. Судьба — это нить жизни, данная человеку. Скульд, младшая из Норн, скрыта, потому что она представляет будущее. Она обрезает нить, когда человеку приходит время умереть. Судьба находится в тесной связи со временем и смертью. Магическая инициация — это путь, направленный на управление судьбой и проникновение на глубочайшие уровни владений смерти. Чтобы быть инициированным в тайны рун, Один в течение девяти ночей висит на дереве Иггдрасиль, пронзенный копьями. Владения смерти состоят из девяти миров. Их протяженность — девять дней верхом, как известно из путешествия Хермода, ездившего, чтобы вернуть Бальдра и изменить судьбу. «Науд» — девятая руна утарка. То, что число «девять» связано с «науд», видно на примере амулета Сигтуны, на котором написано: «Да будет у тебя девять нужд, волк». В поздней эддической поэме, «Саге о Самсоне Прекрасном», говорится: «На норн престоле девять дней я сидел». Число «девять» постоянно повторяется в нордической магии. Исландские колдовские книги рекомендуют вырезать девять рун «науд», еще раз подтверждая связь между числом «девять» и этой руной. Девять — это 3x3 и, таким образом, более высокий аспект магии, чем троица. Три ведьмы в «Макбете» (возможно, связанные с Норнами) поют: «Трижды — этой, трижды — той, трижды снова, девять!» (Шекспир У., «Макбет». Пер. М. Лозинского). Девять — это не только судьба и необходимость, но и возможность оказывать влияние на судьбу. «Науд» — это время, необходимость, смерть и также возрождение. Руна «науд» связана с девятью месяцами, в течение которых вынашивается ребенок, и с болью, связанной с инициацией. В нордической духовности жизнь и смерть тесно связаны. Некоторые из инициаторных аспектов руны «науд» проявляются и в восемнадцатой руне (9x2).
Интерпретация при гадании
Нужда и необходимость. Время и судьба. Руна означает сложности и препятствия на пути. Проблемы можно преодолеть только великим самопожертвованием. Руна соответствует девятидневной жертве Одина на дереве Иггдрасиль и богинями времени и судьбы — тремя норнами. Руна рекомендует смириться с судьбой и рассматривать ее как возможность увеличения знаний и понимания. Это руна инициации, она учит искать истинную волю в переплетениях судьбы. Руна символизирует необходимость и неизбежность, советует не бояться их, а приобретать силу, сталкиваясь с ними.
Руна «науд» также описывает рождение после девяти месяцев беременности - неизбежную боль родов, которая дает начало новой жизни. Руна учит нас справляться со сложностями в твердой уверенности, что они приведут к новому.

 

Ис (i). Значение руны «ис», как ясно из ее названия, связано со льдом, зимой и холодом. Это руна Нифльхейма, она символизирует предвечные силы мира льда: связывание и материализацию. Огонь и жар заставляют пар подниматься вверх, в то время как благодаря холоду вода возвращается на землю. Именно поэтому силы льда связаны с материализацией. Холод возвращает души с неба на землю. Руна льда использовалась, чтобы «охладить» ум, который перевозбужден или находится в расстроенном состоянии. Руна льда — руна «эго», она символизирует концентрацию и фокусирование. Она фокусирует, поглощает, концентрирует на себе. Руна факела относится к чувствам, руна льда — к мыслям. Ее силы подобны чистому льду. Во льду сохраняются вещи из прошлого. Лед принадлежит миру смерти и его самому нижнему району — Нифльхелю. В древности на Севере выражение «сделать холодным» означало «убить». Лед соотносится с периодом отдыха зимой и во время смерти: спячка медведей, состояние, непосредственно предшествующее возрождению. В нордической традиции лед — пятый элемент. Руна льда похожа на гвоздь и обладает подобными качествами. Она способна « пригвоздить» к земле.
Интерпретация при гадании
Концентрация и отдых. Фокусирование и пробуждение. Руна «ис» описывает важность отдыха, состояния летаргии и транса, как у медведя, впадающего в спячку. Отдых — это состояние, в котором человек сохраняется. Сохранность очень важна, если хочешь чего-либо создать. Лед уравновешивает огонь, который символизирует волю и ее способность к постоянному движению и горению. Руна льда советует понять настоящее и размышлять. Руна льда также предупреждает о тех вещах, которые могут оказаться замороженными. Всегда наступает момент, когда то, что лежит на льду, нужно достать.

 

Йара (j). Руна года. Она означает год, особенно удачный год. Руна символизирует хороший урожай и плодородие. В традиционном футарке эта руна двенадцатая и связана с числом месяцев в году. В утарке она одиннадцатая. Сигурд Агрелл в своих книгах показывает, как число «одиннадцать» связано с урожаем и магией плодородия. В «Runomas Talmystik och Dess Antika Fdrebild» Агрелл пишет, что в древности число «одиннадцать» могло быть нумерологически связано с плодородием и ежегодной уборкой урожая.
Солнечный год (365 дней) на одиннадцать дней длиннее лунного года (354 = 12 х 29 М). Считалось, что эти одиннадцать дней оказывают мистическое влияние на год. Это неудивительно, если учитывать, что в древности для измерения времени использовались именно солнце и луна. Руна представляет собой два стилизованных полумесяца, вращающихся вокруг общей оси. Они связаны с Фрейром и Фрейей и их силой плодородия, которая дает богатый урожаи. В Эдде Фрейр дает великанше Герд одиннадцать золотых яблок. Они символизируют оплодотворяющую силу Фрейра.
Интерпретация при гадании
Циклы природы и времена года. Возвращение. Руна года рассказывает о природных циклах, о том, что день следует за ночью, весна приходит после зимы и т.д. Это руна экологических циклов. Она означает хороший урожай и плодородие. «Йара» означает игры, танцы и свадьбы. Она рассказывает о браке Фрейра и Фрейи, символизирует праздники урожая и ежегодные праздники. Руна года также означает вечное возвращение, старое, постоянно возрождающееся в новых формах. Руна советует пахать и сеять, рассматривать все в виде циклов.

 

Эйваз (ei). «Эйваз», также называемая «эо», соотносится с тисовым деревом. Во многих случаях эта руна предшествует «пертре». Однако тринадцатая позиция ей подходит, потому что руна связана со смертью. В северных странах тис был традиционным деревом, растущим на могилах. Это — символ смерти и вечной жизни, поскольку может достигать возраста более двух тысяч лет. Англосаксонская рунная песня говорит: «Снаружи эо — грустное дерево, твердое, привязанное к земле, хранитель огня, радость земли унаследованной». Тис — священное дерево в нордической традиции. Жертвенное дерево в Упсале, возможно, было тисом. Тис символизирует мировое дерево Иггдрасиль. Иггдрасиль часто считают ясенем, однако его называют «вечнозеленым», что больше подходит тису. Тис также называют «колючим ясенем». «Эйваз» символизирует мировой столп, соединяющий высшие миры с низшими. «Эйваз» — это общение и путешествие между мирами. Благодаря инициации Один получил знания, дающие возможность путешествовать между мирами. Иггдрасиль — скакун Одина. Тис — очень ядовитое дерево. При правильном приготовлении яд можно преобразовать в мощный галлюциноген. В древних культурах галлюциногены использовались в качестве «средства передвижения» между мирами. Тис также используется при изготовлении амулетов, жезлов и луков. Бог тисового дерева — Улль, бог охоты и искусства стрельбы из лука. В «Речах Гримнира» сказано, что он обитает в Идалире, долине тисов: «Идалир — имя месту, где Улль палаты построил». «Эйваз» — это стрела и столб, символизирующие фаллос. «Пертра» — это вагина. Вместе они — середина рунного ряда.
Интерпретация при гадании
Охота и путешествия между мирами. Руна относится к мужским мистериям и связана с мужским полом. Она описывает мировую ось, которая тянется от миров жизни к мирам смерти. Тис символизирует жизнь, а также смерть и умирание. Это — руна охоты и искусства стрельбы из лука. В гадании «эйваз» советует ориентироваться на цель и выходить на охоту. «Эйваз» описывает деревья и дикую природу, в которых мы можем найти знания о неведомом.

 

Пертра (р). «Пертру» часто называют руной камня. Широко распространено мнение, что слово «пертра» связано с греческим или латинским словом, означающим «камень», «petra». Руну также называют «peorth», что связано с английским словом «birth» («рождение»). В некоторых мифах бог рождается из мировой горы (например, Митра). Гора — это мать-земля, из чьего чрева рождается жизнь. Однако гора может означать и ночное небо (например, египетская богиня Нут и т. д.), чрево, из которого выходят боги. Это объясняет то, что руна является в утарке двенадцатой. Ночное небо и двенадцать знаков зодиака — это чрево, из которого родилась жизнь. Однако позиция руны не настолько очевидна. На некоторых находках руны «пертра» и следующая, «эйваз», меняются местами. На кюльверском камне «пертра» идет первой, однако на амулетах первой идет «эйваз». Двенадцатая и тринадцатая руны — середина рунного ряда. То, что они меняются местами, может означать динамические отношения в центре ряда. Оба положения могут иметь нумерологическое объяснение. Известно, что значения обеих рун тайные, и их повсеместное использование начало сокращаться уже в пятом веке. «Пертра» может также означать «тайну». «Пертра» — это не только чрево, но и могила, что может объяснить ее положение в качестве тринадцатой, поскольку это число традиционно связано со смертью. Иногда руну интерпретируют в качестве горшочка, который используется для бросания костей или рун. В англосаксонской рунной песне говорится: «Пеорт — и игра, и радость для гордых... где воины счастливо пиво пьют вместе» («Peorth byth symble plega and hleter wlancum Thor wigan sittah on beor-sele blithe aetsomne»).
«Пертра» может пониматься и как игра, в которой надо угадать, какие выпадут кости или какая руна выпадет следующей. Это колесо судьбы, а «пертра» — руна судьбы, из которой рождаются все остальные руны. «Пертра» — это и Немезида, и Фортуна. Возможно, что изначально руническая песня говорила о другом: «wigan», «воины», могли быть «wifan», «жены», а зал для распития пива, «beorseele», мог быть родильным залом, «beorthseele». Тогда бы песня говорила, что Пеорт — «это игра и радость гордых, где счастливо жены сидят вместе в зале родильном». Такое толкование раскрыло бы плодородный аспект руны, рождение. Пертра — это божество смерти и плодородия, которая сопровождает Одина во время дикой охоты. Она обитает в скалах или в подземном мире.
Интерпретация при гадании
Скрытые сокровища. Подземный мир. Руна связана с женскими мистериями и женским чревом. «Пертра» соответствует колодцу Урд и означает и чрево, и могилу. Она символизирует колодец, скрытый в подземном мире, среди гор и скал. Здесь хранится тайное семя жизни и судьбы, сюда мы вернемся после смерти. В гадании «пертра» может означать обнаружение скрытых сокровищ и новых источников силы и вдохновения. «Пертра» также описывает сумку, в которой хранятся руны, и игру судьбы, к которой все мы можем присоединиться

 

Альгиз (z или - r). Эту руну часто называют «руной лося», потому что «algiz» можно перевести как «лось». На это указывает и рогатый внешний вид руны. «Альгиз» символизирует животное царство и рогатого бога (эти аспекты соотносятся и с руной «сол»). «Альгиз» — это не только лось, но и другие рогатые животные, например олени. Четверо оленей объедают листья с мирового дерева, и их можно соотнести с этой руной. У названия руны множество значений. «Альгиз» значит «защита»; известно, что это — классическая руна защиты, особенно, если четыре руны объединены в знак «эгисхьяльмар» («aegishjalmаг»), шлем ужаса, знак дракона Фафнира. «Альгиз» также можно соотнести со словом «ahl», что значит «священное место». По мнению Агрелла, руна связана со словом «alcis», божественными близнецами, которым, по рассказам Тацита, поклонялись германские племена. Возможно, это Фрейр и Фрейя. Руну «альгиз» можно вырезать в двух направлениях, каждое из которых означает мужской или женский пол. Эти варианты использовались и для обозначения рождения и смерти. В одном из вариантов рунного ряда руна «альгиз» имеет ту же самую форму, что и скандинавская руна «хагаль». В этом случае два вида руны «альгиз» объединены. Мужское и женское в одном. Связь со словом «ahl» — «священное место» — может иметь сексуальный подтекст. В скандинавском рунном ряде это руна человека - «манназ» - в ее форме легко можно увидеть человека с распростертыми руками. В этом случае руна может пониматься как изображение человека, направляющего силы из мира богов.
Интерпретация при гадании
Защита. Сила природы и богов. «Альгиз» — одна из наиболее сильных рун защиты. Она означает рогатое животное, дерево и человека с распростертыми руками. «Альгиз» описывает поиск контакта с высшими силами и получение от них защиты. Руну «альгиз» можно также интерпретировать как пробуждение сексуальной силы и бойцовского духа. В гадании о духовном развитии руну можно интерпретировать как пробуждение внутренней силы, ее стремление к божественному.

 

Сол (s). Руна солнца. Руна символизирует солнце, находящееся в небе, а также и соответствующую ему божественную силу. В «Речах Альвиса» написано: «Солнцем люди зовут, а боги — Светилом, Друг Двалина — карлики, турсы — Пылающим, Ободом — альвы и асы — Пресветлым». Светило, Сунна — богиня солнца. В нордической традиции, в отличие от многих других культур, солнце — не мужская сила. По крайней мере внутри, солнце — это богиня, чья питающая сила дает плодородие и порождает жизнь на земле. К этой руне относится и бог Бальдр. Он - бог солнца, а его смерть символизирует погружение солнца в мир мертвых. Культ солнца на Севере очень стар. Движение солнца, его исчезновение и возвращение находятся в центре этого культа. Солнце символизирует защиту и преодоление.
Солнце — плодородная сила, связанная с мужественностью и силой воли, которая поможет пережить саму смерть. Солнце — это и око неба. Солнце — один из глаз Одина. Тот глаз, который был пожертвован в колодце Мимира (сны и память, подсознание), символизируется луной. Руна солнца также относится к разрушительному солнечному великану Сурту, который обитает в Муспельхейме. Он являет собой наиболее мощные, но и наиболее деструктивные аспекты солнца.
Интерпретация при гадании
Сила солнца. Руна солнца означает свет и лето, пробуждение и энергию. Она также обещает победу и защиту. Сила солнца дарует тепло и жизнь, ее можно использовать при исцелении. Руна солнца — это огненная энергия, которая, в отличие от руны «кен», не контролируется человеком. Руна предупреждает и об опаляющей силе солнца. Не следует постоянно находиться на свету. Нужно уравновесить жар солнца задумчивостью тьмы и прохлады.

 

Тюp (t). Тюр — древнее божество войны и неба, и руна, которая носит его имя, символизирует его силу. Руна «тюр» прежде всего — это руна борьбы и победы. В эддической поэме «Речи Сигрдривы» написано: «Руны победы, коль ты к ней стремишься, — вырежи их на меча рукояти и дважды пометь именем Тюра!» Тюр символизирует храбрость и справедливость. Тюр — это сила, дарующая законы, символизирующая баланс и порядок (то, что поддерживается руной «рэйд»). Форма руны напоминает весы и копье.
Руна также символизирует поддерживающий небеса столб. Руна «тюр» — это та часть ясеня Иггдрасиль, которая находится над землей, подобная саксонскому Ирмунсилю. «Тюр» — руна храбрости и самопожертвования. Когда боги заковывали волка Фенрира в цепи, Тюр поместил свою руку волку в пасть в качестве залога. Когда цепи были закреплены, волк откусил руку. Руна «тюр» приносит победу, но такую, которая включает в себя самопожертвование. Эта руна — мужественная и фаллическая. Ее часто называют руной мужчин, в то время как ниже — руна женщин.
Интерпретация при гадании
Храбрость и победа, закон и порядок. Руна «тюр» показывает, как храбрость и самопожертвование могут привести к успеху и победе. Это не эгоистичный успех, но коллективный, требующий самоотдачи. Руна «тюр» обозначает обычные законы и правила, поддерживает общепринятый порядок и создает структуру, которая может нечто сохранить. Она советует проявлять храбрость и стремиться к успеху и к победе через самопожертвование.

 

 

Бьярка (b). Руна березы. Имя руны означает «береза» или «березовая ветвь». Форму руны интерпретируют как женские груди или беременную женщину в профиль. Во время ритуалов плодородия в древности молодые мужчины гонялись за женщинами и пороли их березовыми прутьями. Ритуал проводился весной. Считалось, что душа женщины связана с березой и что после смерти женские души обитали в березах. Береза символизирует движение потока жизни от рождения к смерти. Береза также связана с колдовством и трансом сеида. Метущая часть помела ведьмы традиционно изготавливалась из березы. Береза — типично нордическое дерево. Оно первым вернулось после последнего оледенения и символизирует возрождение и новое творение. С березой связаны богини Фригг и Фрейя.
Интерпретация при гадании
Рождение и перерождение. Это самая важная из женских рун. Она связана с Фригг и Фрейей. Эта руна означает силу и храбрость, требуемые для того чтобы принести жизнь в то, что холодно и пусто, и начать новую плодородную эпоху. Она означает и любовь, и колдовство. Метлы ведьм изготавливались из березы, а руна березы может символизировать проход в другой мир. Руна березы советует обрести силу, необходимую для привнесения жизни туда, где ее нет.

 

Э (е). Эту руну называют «руной лошади». Слово «eh» значит «лошадь», обычно эту руну интерпретируют как «партнерство», «дружба» или «сотрудничество». Руну использовали во время свадеб и заключения договоров. У руны есть и более тайное значение. Это восемнадцатая руна в утарке, а 18 — число Одина (2x9, Одину известно 18 песен силы, связанная с Одином магия основана на числах 9 и 18). Таким образом, руна связана с Одином. Лошадь тоже имеет отношение к Одину. Восьминогий конь Одина, Слейпнир, переносит его между мирами. Слово «Иггдрасиль» значит «скакун Одина», это — ось, проходящая через все миры, которой маги пользуются в путешествиях. Руна лошади связана с путешествиями между мирами. Она также связана с руной «рэйд». В нордической традиции лошадь — самое магическое животное. Лошадиная голова отпугивает духов земли, что, как считалось, может приносить неудачи. В то же самое время голову лошади помещали над колодцем для его защиты. Лошадь связана со смертью. Во время зимнего солнцестояния Один ведет за собой легионы мертвых на ужасную «дикую охоту». Лошадь также принадлежит Хель. Подземный мир в дополнение к девяти мирам Иггдрасиля, состоит из еще девяти миров. Эти миры называются «Хельдрасиль» или «конь Хель», темный, женский, подземный эквивалент Иггдрасиля. Руна «э» также связана с кармой и правосудием. Во многих мифологиях хорошие и дурные поступки человека взвешиваются на весах в подземном мире. Руна похожа на весы. Считают, что иногда эта руна похожа на лошадь, иногда — на двух человек, пожимающих руки. Так раскрывается значение партнерства. Руна «э» связана с тотемом человека, его фюльгьей. Это животное помогает перемещаться между мирами и, возможно, является наилучшим помощником в жизни и смерти. Есть такое выражение: «Маrr еr manns fylgja» — «Лошадь — фюльгья человека».
Интерпретация при гадании
Отношения и дружба. Путешествия и общение. Доверие — как основа перехода в неведомое. Руна лошади описывает дружбу и единство лошади и наездника. Чтобы начать путешествие в неведомое, нужно испытывать глубокое доверие к товарищам. Руна «э» обещает дружбу и доверие, но требует заботы и ответственности за товарищей, истинных и добродушных, дружеских ответов.

 

Манназ (m). Руна человека следует за руной лошади. «Манназ» — это человек в состоянии баланса. Иногда форму этой руны интерпретируют как мужчину и женщину, обнявших друг друга. В руне можно обнаружить и крестообразную форму, иллюстрирующую общение между высшими и низшими мирами, а также четыре стороны света. Эта руна принадлежит миру людей. В утарке ее номер — 19. Это число 19 объединяет семь планет и двенадцать знаков зодиака. Существует старое представление, что человек создан силами этих планет и звезд. В готическом футарке руна «манна» значит и «человек», и «дерево». В нордической традиции человек связан с деревьями. В скандинавском рунном ряде заметно, что руна человека имеет форму, сходную с деревом (как у руны лося).
Интерпретация при гадании
Самореализация. Человек в гармонии с божественным. Мужское и женское в равновесии. Руна человека означает человека сознательного и целостного. Возможно, самое трудное - это стать целостной личностью без внутренних конфликтов, вести последовательный образ жизни. Это — стремление к самореализации, которое не превращается в ограниченность и эгоизм, а требует самопожертвования и уважения к величию того, что нас окружает, — богов, природы, предков, других людей и будущего, которое мы сами создаем. «Манназ» советует стремиться к внутреннему балансу, последовательности и, соответственно, осознанию и принятию ответственности за свои действия. Совершенствоваться можно только тогда, когда видишь себя частью большей картины.

 

Лагу (I). Руна воды. Имя руны видно во многих словах: шведские «lag», «lagun», английские «lake», «lagoon», и т. д. «Лагу» означает не только воду, но и жидкость (шведек. «vatska»). «Лагу» — основной закон (шведск. «lag») жизни. Руна символизирует изначальные воды Нифльхейма, которые суть основа всей жизни. «Лагу», как и сама вода, тесно связана с луной. Вода движется в приливах и отливах в соответствии с фазами луны. Лунный цикл связан с менструальным, а «лагу» соотносится с кровью и другими телесными жидкостями. «Лагу» связана с магией и колдовством, в словах «logr» и «laukar» она означает «колдовство». Руна связана и со снами, которые зависят от фаз луны и баланса телесных жидкостей, а также с богиней Нертус, богами Ньердом и Эгиром; женой последнего — богиней Ран, и их девятью дочерьми. Это двадцатая руна в утарке. Сигурд Агрелл говорит о значимости числа «двадцать» в нордической традиции, указывая на Эгира, Ран и их девять дочерей: «Если предположить, что у них было столько же сыновей — а такая симметрия обычно присутствует в мифах — то в нордическом фольклоре море будет представлено 20 демонами вод (2+9+9)». Часто в нордической традиции встречается и церемониальное окропление водой — «vatni ausa», как при крещении.
Интерпретация при гадании
Вода, чувства, фантазии и сны. Руна «лагу» описывает сонные чувства в противоположность волевым чувствам руны «кен». Это руна искусства, интуиции и видений. Как и вода, эти чувства могут принимать различные формы. Они могут течь, как ручей, или широко разливаться, как океан. Они могут замерзнуть, могут кипеть. Руна «лагу» советует освободить творческое воображение и исследовать мир снов, однако «лагу» также предупреждает об опасности утонуть в фантазиях и бесцельных видениях, которые никогда не достигают берега.

 

Инг (ng). Руна «инг» олицетворяет мужскую силу плодородия. Она символизирует сперматозоид или фаллос. Слово «ing» означает «сперма» или «семя» (шведск. «frd»). Инг — бог, связанный с Фре или Фрейром. Это супруг Фрейи и бог плодородия. Возможно, Инг является мужским аналогом Нертус, богини земли. Мифическая шведская королевская династия Инглингов, вероятно, происходит от бога Инга («Ing» или «Yng»). Шведское слово «yngling» означает «молодой и мужественный мужчина». Эта руна связана с весной. С магической точки зрения, в руне скрыт потенциал. Эта руна — семя того, что произойдет.
Интерпретация при гадании
Творчество и плодородие. Семена будущего. Руна «инг» означает семя, в котором содержится суть. «Инг» описывает концентрацию сути — сердцевины. «Инг» также описывает, как человек создает самое основное, чтобы в будущем на его основе возникло нечто большее. «Инг» — это мужская порождающая сила, она символизирует мужское семя. Руна «инг» советует быть творческим, фокусироваться на основном и позволить ему вырасти в будущем.

 

Дагаз (d). Это руна дня. Она, скорее, связана с дневным светом, а не с днем как временем суток, хотя и символизирует промежуток времени от рассвета до заката. «Дагаз» — это просветление, ясность и пробуждение. Ее использовали для защиты от колдовства и вырезали на дверях и окнах. «Дагаз» — руна кульминации. Это — зенит и наивысшая точка. Если руна «йара» символизирует год, который начинается в день зимнего солнцестояния, то руна «дагаз» символизирует летнее солнцестояние. «Дагаз» — наивысшая точка цикла и начало нового. Она похожа на бабочку и символизирует шаг из куколки в новую реальность.
Интерпретация при гадании
Пробуждение. Новый день. Ясность и сознание. Руна дня описывает, как человек перерождается из куколки и достигает нового уровня сознания. Новый день приходит после того, как старое осталось позади.

 

Одаль (о). «Одаль» означает «недвижимость/имение» или «наследие». «Odal-man» — это свободный человек, владеющий землей. «Одаль» также значит «благородный» (шведск. «adel»), то есть, согласно традиции, «odalman» может требовать жизнь, власть и землю. Слово «благородные» также можно соотнести с «одаль» (шведск: «adel»). Руна «одаль» связана с семьей и происхождением. Это руна клана, родственников и народа. Она означает границы и защиту. Руна — это стена с большим отверстием. Это также и руна «инг», которая твердо стоит на двух ногах. Магический аспект руны — поиск корней в прошлом. Самыми древними формами духовности были культы предков, люди поддерживали с предками и местами, которые они населяли, прямые отношения. Часто предки обитали в магических предметах, особенно деревьях, которые считались связанными с их душами. Культ деревьев и культ предков тесно связаны. Таким образом, руна «одаль» символизирует корни и прошлое человека. Это руна защиты, которую можно найти в старых домах. Место руны в ряду не очевидно. Иногда, как на кюльверском камне, ее помещают после руны «дагаз». Во многих других случаях она предшествует ей.
Интерпретация при гадании
Родственники и предки. Безопасность и стабильность. Корни. Руна «одаль» описывает отношения с предками и тем окружением, в котором мы выросли. Она раскрывает потребность в традиции и истории. Чтобы иметь возможность совершенствоваться и двигаться на неизведанные территории, нужно место, куда можно вернуться. Люди постоянно создают такую основу и должны стараться не терять ее. «Одаль» предупреждает о том, чтобы люди не прятались за традициями и не отказывались от свободной воли, прикрываясь историей. «Одаль» советует быть свободным человеком и избегать негативных зависимостей.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Keep an Eye on Your Energy Line 8 страница | Judge and Be Judged Amidst Conflict
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | <== 10 ==> | 11 | 12 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.232 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.232 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7