Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Виникнення Київської РусіДата добавления: 2015-08-30; просмотров: 569
Источником исследования является сама работа Геродота, его «История».[1] Творение Геродота занимает особое место в истории европейской науки: оно является первым памятником исторической мысли и одновременно первым памятником художественной прозы. Цицерон метко определил значение творческого подвига гениального греческого писателя, назвав его «отцом истории» (Cic. De leg. I, 1): с той поры этот почетный титул прочно закрепился за Геродотом. Однако, когда Геродот начал писать свой труд, рождение исторической науки было уже совершившимся фактом. Она возникла в первой половине VI в. До н. э. в Ионии. Образцы древнейшей ионийской прозы были историческими, мифологическими, этнографическими, географическими, морализующими и естественнонаучными сочинениями. Несмотря на то, что термин «логограф» нельзя признать удачным, наука всё же не располагает другим сколько-нибудь удовлетворительным обозначением группы ранних греческих историков, писавших до Геродота и Фукидида или бывших их современниками. Необходимо сразу же оговориться, что сочинение Геродота принципиально ничем особым не отличалось от сочинений его предшественников и современников: различие состояло лишь в уровне литературной одаренности и широте замысла. Произведения логографов до нас не дошли, и сохранившиеся в составе сочинений более поздних авторов цитаты (за точность которых поручиться нельзя) не могут дать нам вполне ясного представления о характере греческой исторической прозы до Геродота. Практически греческая историография начинается для нас с Геродота, и, говоря о предшественниках Геродота, мы переходим от более или менее вероятных гипотез к реальным историческим данным. Помимо памятников литературы, в том числе произведений логографов (но, кроме Гекатея, мы не можем с уверенностью говорить о других, хотя и их использование не исключается), Геродот обращался и к другим источникам, в том числе документальным – надписям на посвящениях и стелах (V, 59), храмовым хроникам, сборникам оракулов и многим другим. Свои труды Геродот писал во время путешествий, которые он совершил по странам Востока. «Около десятка лет (примерно 455–445 гг.) Геродот посвятил тяжкому труду путешественника. Он объездил Эгейское море, побывал во многих городах континентальной Греции, был в Персии, Египте, Италии, Македонии, Скифии. Пределы его путешествий очерчиваются на карте Старого Света гигантским четырехугольником: Элефантина на Ниле — Фурии в Южной Италии (2300 км); Фурии — Синдика у Керченского пролива (2000 км); Синдика — Вавилон (1600 км); Вавилон — Элефантина (1500 км).»[2] Значение Геродота в истории мировой культуры огромно. Он приблизился к подлинному историзму в восприятии событий и фактов, представив человеческую историю как развертывающийся во времени и пространстве процесс, в ходе которого меняются судьбы людей и государств. (I, 5) Ценность труда Геродота для данного исследования заключается в том, что это одно из первых описаний племени пеласгов, дошедшее до наших дней и детальное описание племени ионийцев. Это, по сути, по-своему уникальный письменный источник, из которого можно извлечь какую-либо информацию о Греции арахического (и не только) периода. Композиционно все произведение Геродота делится на две части. Первая, заканчивающаяся главой 27 пятой книги, излагает историю Лидии в связи с походом Кира, подробно рассказывает о Египте, повествует о внутренней истории Персии в связи с воцарением Дария; далее описывается поход Дария против скифов; к этой же части труда примыкают ливийский и фракийский логосы. Вся первая часть представляет собой как бы разросшееся введение, в котором преобладают этнографические и географические экскурсы. А вторая часть, которую следует считать главной, посвящена истории греко-персидских войн. Но в данном исследовании нас будет интересовать как раз первая часть «Истории» Геродота, где он дает объемное описание жизни, быта, верований ионийцев и пеласгов. Этнография Геродота заслуживает внимательного исследования, но даже беглое знакомство с его трудом позволяет без преувеличения заявить, что «отец истории» является для нас практически и первым этнографом Европы. Источник повествует об истории возникновения греческого народа, приводя в пример несколько легенд и сказаний, услышанных во время своего путешествия. Достаточно подробному описанию подвергаются занятия, ритуалы, военные навыки ионийского племени. Геродот обращает внимание на природно-климатические условия Ионии, подробно описывает географическое положение страны, а так же приводит свои собственные географические измерения. Можно сказать, что представленные Геродотом картины Пеласгии и Ионии являются редким образцом географической полноты и отделки. Много внимания Геродот так же уделил этнографическому описанию региона. «Отец истории» довольно подробно рассказывает как о самих ионийцах и пеласгах, так и о народах, живущих по соседству, а также о взаимоотношениях между этими древними этносами. Однако возникает вопрос - насколько достоверны сведения, собранные Геродотом? Причина сомнения многих исследователей заключается в том, что невозможно точно определить какие факты, приведенные в своей работе, Геродот наблюдал своими глазами, а какие были услышаны от кого-либо во время его путешествия. Другая сложность в исследовании – это обилие мифологических историй, о которых Геродот рассказывает в своей книге. Следовательно, проблемой данного исследования является попытка определения каким событиям, описанными Геродотом, можно смело доверять, а какие факты не представляют никакой фактической информации. Иными словами, стоит разобраться что представляет собой данный источник и какую информацию из него можно извлечь.
|