Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Аналіз беззбитковості в роботі підприємств


Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 559



Креативность любого индивидуума складывается из взаимодействия трех компонентов: компетентности, умения творчески мыслить и мотивации. Может ли руководитель влиять на данные компоненты? Вне всякого сомнения, может — как в положительную, так и в отрица­тельную сторону, — создавая условия и правила работы.

 

 

Компетентность — это сумма знаний (общих, специальных, технических, методических), которыми обладает работник

 

 
 
Умение творчески мыслить определяет гибкость и изобретательность в поиске решения проблемы. Приводят ли предлагаемые решения к коренному изменению существующей ситуации? Насколько настойчив работнике в поиске новых путей

 

 

 
 
Существуют разные виды мотивации. Внутренняя заинтересованность в проблеме обычно ведет к неординарным решениям скорее, чем внешние стимулы, такие как, например, денежное вознаграждение. Данный компонент, называемый внутренней мотивацией, наиболее подверженный влиянию рабочей обстановки  

 


Понятие компетентности охватывает все знания и умения, которыми обладает работник в своей сфере деятельности. Возьмем для примера ученого из фармацевтической компании, занимающегося разработкой препарата для свертывания крови, используемого с целью лечения больных гемофилией. Компетентность этого ученого подразумевает и его способность к научному мышлению, и все те навыки и познания, которыми он обладает в области медицины, химии, биохимии и биологии. При этом неважно, как он приобрел опыт - с помощью формального образования в учебном заведении, практической деятельности или посредством общения с другими специалистами. В любом случае его знания образуют то, что лауреат Нобелевской премии, экономист и психолог Герберт Саймон назвал «сферой возможных поисков». Это интеллектуальное пространство, которое ученый использует для освоения и решения, стоящих перед ним проблем, и чем оно обширней, тем лучше.

Креативное мышление, как уже упоминалось, характеризует подход к решению проблем или талант составлять новые комбинации из имеющихся идей. Эта способность во многом зависит от личных качеств работника, но в то же время существенное влияние на нее оказывают его образ мыслей и рабочие привычки. Так, наш ученый из фармацевтической компании имеет шанс быть более творческим человеком, если он не чувствует дискомфорта при необходимости вступать в спор с окружающими, т. е. если для него естественно браться за решения, нарушающие статус-кво. Его творческий потенциал будет еще выше, если он имеет обыкновение переворачивать проблемы с ног на голову и комбинировать информацию из, казалось бы, слабо связанных между собой областей. Например, наш ученый может попытаться поискать ответ на стоящие перед ним вопросы, углубившись в ботанику, с расчетом на то, что информация о сосудистых системах растений натолкнет его на свежие идеи о природе кровотечений у человека.

Что касается стиля работы, то ученый с большей вероятно­стью достигнет творческих вершин, если он упорно добивается поставленной цели. Действительно, умение не отчаиваться из-за временного отсутствия результата и готовность бесконечно продолжать утомительные опыты повышают вероятность настоящего творческого прорыва. То же можно сказать и об умении отложить на какой-то период трудную проблему, переключившись на другие задачи, а впоследствии вернуться к этому вопросу и взглянуть на него свежим глазом.

Компетентность и творческое мышление - стратегическое сырье индивидуума - его, если хотите, естественный ресурс. От третьего фактора - мотивации - зависит то, как человек использует этот ресурс. Наш ученый может отличаться обширными знаниями и умением находить новые подходы к старым проблемам, но если у него отсутствует мотивация для выполнения конкретной работы, он просто не станет ее делать. Его интеллектуальный и творческий потенциал либо останется незадействованным, либо он найдет ему применение где-то в другом месте. При этом мои исследования убедительно демонстрируют, что не все виды мотивации одинаково влияют на уровень креативности. Они показывают, что существует два вида мотивации: внешняя и внутренняя, и последняя гораздо важнее для реализации творческих процессов. Однако разговор мы начнем с мотивации внешней, поскольку именно она, по сути, связана с креативностью в бизнесе. Внешняя мотивация - это стимулирование человека извне, классическая комбинация кнута и пряника.

Деньги не обязательно мешают проявлению креативности, однако во многих случаях они и не помогают
Если начальник нашего ученого обещает ему материальное вознаграждение за успешную разработку препарата для свертывания крови или угрожает, что уволит его в случае неудачи, то ученый, несомненно, имеет мотив найти решение данной проблемы.

Однако такая мотивация заставляет ученого делать свое дело ради того, чтобы получить желаемое или избежать чего-то неприятного.

Безусловно, самый распространенный способ внешнего стимулирования, используемый руководителями, - деньги, и они не мешают проявлениям креативности. Тем не менее, во многих ситуациях они и не помогают, особенно если у людей возникает ощущение, что ими манипулируют или их подкупают. Важно понимать, что деньги сами по себе не могут заставить увлечься работой. Если в глубине души человек считает свое дело скучным, никакое денежное вознаграждение не сделает его захватывающим.

Именно увлечение, интерес, идущее изнутри желание что-то сделать лежат в основе внутренней мотивации. В нашем примере можно говорить о внутренней мотивации разработчика препарата для свертывания крови, если ученый одержим интересом к вопросам гемофилии, или желанием показать, на что он спо­собен, или стремлением справиться с задачей, которую до сих пор никто решить не мог. При наличии внутренней мотивации люди занимаются своим делом ради него самого и связанного с ним удовольствия. Мотивирующий фактор в этом случае - сама работа. Изучая тему креативности, мы с моими студентами и коллегами обнаружили столько свидетельств в пользу внутренней мотивации, что сформулировали принцип внутренней мотивации креативности: люди работают наиболее творчес­ки, если ими движут интерес, удовлетворенность и значимость работы в целом, а не внешние воздействия. (Различиям между внутренней и внешней мотивацией посвящен раздел «Креативный лабиринт», приведенный в конце статьи.)


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Causes and effects of labour market deregulation | Метод рівняння
<== 1 ==> | 2 | 3 | 4 | 5 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.421 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.421 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7