Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
А.2. Загальна частина.Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 836
Для определения основных задач, с которыми человек сталкивается по мере взросления, полезно обратиться к теории Эриксона. Согласно данной теории, люди, достойно встречающие подобные изменения и успешно справляющиеся с ними, лучше сохраняют душевное здоровье. Сохранение идентичности.Одной из основных задач жизни человека начиная с подросткового возраста является поддержание относительно постоянной идентичности. В данном случае идентичностьмы понимаем как обоснованно постоянный набор общих представлений человека о его или ее физических, психологических и социальных качествах. По мнению Сьюзан Вайтбурне и ее коллег (Whit-bourne, Connoly, 1999), процесс поддержания постоянной идентичности во многом соответствует процессу адаптации по Пиаже (глава 2). Он заключается во включении новых явлений и изменяющихся жизненных обстоятельств в существующую «Я»-концепцию и приспособлении к тем важным событиям жизни и неприятностям, которые «Я» не может быстро ассимилировать. Например, перед лицом серьезных хронических заболеваний физические, психологические и социальные аспекты «Я»-концепции ставятся под угрозу и может возникнуть необходимость в значительном приспособлении к изменившимся обстоятельствам. В идеале, согласно С. Вайтбурне, необходимо поддерживать баланс между ассимиляцией и приспособлением. Отказ от приспособления может означать, что человек отрицает реальность. В таком случае он может занимать оборонительную позицию, быть негибким и несправедливо обвинять других людей. С другой стороны, чрезмерно быстрое приспособление может сделать человека истеричным, импульсивным и сверх меры чувствительным. В целом поддержание баланса между постоянством идентичности и открытостью новому опыту — важная задача в пожилом возрасте, равно как и в другие периоды жизни человека. Для очень пожилых людей поддержание чувства постоянства собственной идентичности может быть особенно важно. Группа исследователей опросила более 600 пожилых людей 70-80 лет, у которых на момент проведения исследования серьезно изменилось состояние здоровья и условия проживания (Lieberman, Tobin, 1983). Оказалось, что в этом возрасте приспособление — чрезвычайно сложная задача, особенно для слабых и болезненных стариков, во многом завися- 762 Часть IV. Взрослость щих от окружающих их людей. Пожилые люди, наиболее успешно приспособившиеся к изменениям, столь же хорошо справлялись с поддержанием и «ратификацией» собственной идентичности. Несмотря на неблагоприятные обстоятельства, они могли сказать: «Я тот, кем я был всегда». Как им удалось сделать этоле-ред лицом очень серьезных жизненных изменений и физических недомоганий? Как правило, от размышлений о своем настоящем они переходили к размышлениям о прошлом. Так, например, одна пожилая женщина при первой встрече характеризовала себя так: «Я важна для моей семьи и друзей, нужно видеть, как много поздравительных открыток ко дню рождения я получила». Спустя два года, в течение которых в ее жизни произошли серьезные изменения, она сказала уже следующее: «Мне кажется, я важна для моей семьи; я всегда старалась дать им все самое лучшее, и думаю, они ценят это». Прошлое стало доказательством, позволившим этой женщине сохранить представление о собственной идентичности, согласующееся с тем, кем она была ранее (Ruth, Coleman, 1995). Целостность и отчаяние.Согласно теории Эриксона, завершающая стадия развития — психологический конфликт целостности против безысходности.По его мнению, пожилые люди размышляют о том, оправдала ли их жизнь ожидания молодости. Если человек, оглянувшись назад, чувствует удовлетворение от пройденного жизненного пути и считает, что сделал все возможное, ему удается обрести чувство личностной целостности. Те, кто, размышляя о прошлом, видят лишь длинную череду неверных решений, упущенных возможностей и неудач, чувствуют отчаяние. В идеале разрешение этого конфликта должно привести к преобладанию целостности, сопровождаемой некоторой долей отчаяния (Erikson, Erikson & Kivnick, 1986), которая открывает дорогу к мудрости (см. главу 17). Мудрость позволяет пожилому человеку сохранять достоинство и целостное «Я» перед лицом физического распада и даже неминуемой смерти. Приспособление к старению сопровождается и психологической потребностью вспоминать прошлое, размышлять о прошедших событиях. Пожилые люди часто проводят время, перебирая события и образы, которые придавали их жизни смысл и логичность. Иногда они испытывают потребность выделить, подчеркнуть особую значимость отдельных эпизодов и ситуаций прошлого (Neugarten, 1976). Нередко люди размышляют о том, какое наследие они оставят после себя, каков их вклад в историю, что будут помнить о них? Некоторые люди хотят оставить память о себе посредством созданных ими произведений искусства, служению обществу, успехам в труде, рожденных и воспитанных детей или благодаря материальным ценностям, которые они передадут своим потомкам или обществу. Многие рассматривают своих детей и внуков как наследников, в которых продолжатся их личность и жизненные ценности. Одна 85-летняя женщина красноречиво описала некоторые типичные для этого процесса раздумья, переживания и сожаления:' Если бы я могла прожить жизнь заново, я бы отважилась сделать больше ошибок. Я бы расслабилась. Была бы глупее, чем в этой жизни. Я меньше вещей воспринимала бы серьезно. Больше бы рисковала и больше путешествовала. Я покорила бы больше горных вершин и переплыла бы больше рек. Я ела бы больше мороженого и меньше бобов. Возможно, я испытала бы больше реальных невзгод, но у меня было бы меньше воображаемых несчастий. Как видите, я из числа тех, кто живет благоразумно и здраво, час за часом, день за днем. Да, конечно, у меня были свои приятные мгновения, но если бы мне пришлось Глава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие 763 прожить жизнь заново, у меня было бы их больше. В сущности, я бы постаралась, чтобы не было ничего, кроме них. Только мгновения, одно за другим, вместо того, чтобы каждый день жить на несколько лет вперед. Я была в числе тех, кто никогда не выезжает из дому без градусника, грелки, плаща и парашюта. Если бы мне снова пришлось куда-то ехать, я бы путешествовала налегке. Если бы мне пришлось прожить жизнь заново, я бы раньше переодевалась в более легкую одежду весной и позже обувалась осенью. Я бы чаще ходила на танцы и больше каталась на каруселях. Я собирала бы больше маргариток» (Burnside, 1979, р. 425).
|