Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Податкові зобов’язання, порядок їх сплатиДата добавления: 2015-09-18; просмотров: 687
В колоде Висконти-Сфорцы (известной в нескольких версиях) карта «La Fortezza» созвучна прозвищу основателя династии Муцио Аттендоло (1369–1423) – Сфорца («Сила» в значении «принуждение» или «обессиливание другого»). Поэтому некоторые исследователи (Гертруда Моукли) полагают, что на ней может быть изображен сам родоначальник. Существует два иконографических сценария этой карты. Ранний итальянский представляет женщину с колонной (или с обломками колонны). В Марсельском Таро на этой карте изображается женщина, укрощающая льва. В то же время встречаются как старые (XV века), так и новейшие карты, на которых совмещены оба мотива – и колонна, и лев. Отмечают, что мотив женщины, сдерживающей пасть льва, чрезвычайно редок вне системы Таро, потому существует предположение, что на одной из ранних колод длинноволосого мужчину, справляющегося со львом, приняли за женщину. Кем бы мог быть этот мужчина? Если брать мифологический контекст, то это мог быть либо длинноволосый Самсон, укротивший в пустыне льва, либо Геркулес, одолевший Льва Немейского. Примечательно, что, хотя по поводу женщины с колонной никаких подозрений не возникало, тема разрушенных колонн присутствует в легенде о Самсоне: когда коварная Далила отрезала ему волосы, и его схватили враги, он сумел разрушить колонны и обрушить крышу и стены здания, похоронив и себя, и недругов. Карта «Сила» достаточно часто может раскрываться как сценарий силовой борьбы, силовых отношений, как явного, так и, в особенности, скрытого соперничества. Она характерна для ситуаций конкуренции или борьбы за власть, влияние и статус внутри парных взаимоотношении. Например, в отношениях двух сильных личностей (или сущностей, структура личности не обязательно может быть развита) может «найти коса на камень», и тогда пара сцепится в безвыходном «клинче», когда невозможно ни уступить, ни победить. Если им еще предопределено существовать на совместном пространстве, то «Сила» может стать актуальной или фоновой картой на все время отношений. Такое часто бывает в неразвившихся любовных отношениях – когда любовные отношения были возможны, но по каким-то причинам их развитие затормозилось или вовсе «заморозилось». Тогда пара застынет в своей вечной скульптуре… пока что-нибудь не отвалится, конечно. В «Пражском Таро» приятно улыбающаяся и стоящая в эффектной позе женщина одолела льва, который преданно пытается ее лизать, в то время как на заднем плане Самсон разрывает льву пасть. При работе с этой картой как с проективной методикой (с озвучиванием голосов всех фигур и значимых элементов карты) она часто раскрывает темы сценарной борьбы в отношениях между мужчиной и женщиной, а также соблазна и стойкости. В некоторых колодах она воспринимается как театральная роль парных отношений, предлагаемая внешнему обществу. Это одна из важнейших сценарных карт Таро, с которой возможно работать как с проективным тестом. В эротической колоде «Декамерон» аркан «Сила» одна из самых красивых, насыщенных эмоциональной мощью карт. Здесь бородатый мужчина в кольчуге предоставляет женщине достаточно удобную позу, а, кроме того, возможность вытащить из ножен его меч. Эта карта говорит о решительном поступке, о предоставлении в пользование своей силы, о своеобразном «принесении в жертву» этой силы и, безусловно, о риске. Кроме того – и с другой стороны – здесь идет речь о познании другого человека, своего партнера, и в его силе, и в его слабости и о принятии, как того, так и этого. Искушением этой карты будет возможность воспользоваться слабостью другого для ощущения своей силы.
Стойкость как выдержка (античная добродетель)
Древнегреческая философия очень чутко относилась к идее добродетелей. Они составляли некий этический кодекс, понимались как этические привычки приличного человека. Сократ источником такой целостной добродетели человека считал разум и мудрость. Аристотель различал добродетели воли (этические) и добродетели разума (диа-ноэтические). У Платона в диалоге «Протагор» в качестве добродетелей перечисляются мудрость, знание, благоразумие (рассудительность), мужество, справедливость и умеренность, благочестие. В «Государстве» Платон соотнес их с различными социальными классами: умеренность предназначалась крестьянам и ремесленникам и соответствовала животным желаниям; сила (стойкость) – воинам и соответствовала духовному элементу в человеке; благоразумие – правителям и соответствовало причинам. Справедливость же управляла ими всеми. Интересно, что в тексте Ветхого Завета, в Книге Премудростей Соломоновых, упомянуты также четыре добродетели: рассудительность (аналог благоразумия), справедливость, мужество (аналог силы как стойкости) и целомудрие. И все они – дочери праведности. «Если кто любит праведность, – плоды ее суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни» (8: 7). Таким образом, за исключением ветхозаветного «целомудрия», совершенно чуждого античной культуре, которая склонялась скорее к подобной ему «умеренности», у Соломона предлагаются те же самые или очень похожие добродетели. Карта «Сила» обычно интерпретируется как превосходство сильной человеческой природы над разнообразными слабостями. Так, например, в полном соответствии с Аристотелевыми добродетелями Стюарт Каплан усматривает и этой карте Марсельского Таро «мужество, храбрость, твердую веру, энергию, решимость, твердость, вызов, осознание искупления и умственные и физические способности для его преодоления, уверенность, успех, достижение при значительной опасности» и т.п. В «Таро Элементов» на карте «Сила–Здоровье» мы видим атлетического вида молодую женщину, несущую на плечах ягненка. В левой руке она держит египетский защитный символ. В правой руке – кубок, из которого, как капельки, падают маленькие анкхи, которые поглощает трехголовый змей с хвостом, свернутым наподобие знака бесконечности. Авторы замечают, что змей здесь символизирует примитивную природную силу с характерной для нее тройственностью: рождение, жизнь, смерть; прошлое, настоящее, будущее и т.д. На карте также присутствует светящийся энергией обелиск, символизирующий, согласно авторам, фаллическую созидательную силу. Девиз этой карты в колоде – «То, что ты видишь вне себя, – видишь и внутри; это видно всем, и это – твое одеяние». В данной колоде карта относится к внутреннему миру человека как к тому, что непременно отразится и во внешнем мире, прежде всего – В образе самого человека и в том, что с ним приключается.
Сила сопротивления греху (христианская добродетель)
В христианском мировосприятии к четырем классическим добродетелям – Благоразумию, Умеренности, Силе (или Храбрости) и Справедливости – добавилось еще три: Вера, Надежда и Любовь. Все вместе, всемером, противостояли семи основным грехам человечества: гордости, алчности, похоти, гневу, чревоугодию, зависти и лени (или унынию). Стоит заметить, что самая популярная колода Таро на сегодняшний момент – Таро Райдера-Уэйта – была создана оккультистом-католиком, Артуром Уэйтом, поэтому она в большей степени выглядит как квазихристианский продукт мистического творчества. Соответственно, и ее многочисленные «клоны» во многом повторяют характерное сочетание пафоса и сентиментализма, свойственного этой колоде. Не избежали определенной обусловленности в связи с этим и карты, обозначающие добродетели (а также ассоциирующиеся с грехом). В соответствии с христианскими воззрениями автора в колоде Уэйта (и ее наиболее последовательных «клонах») в этой карте обнаруживают «мягкую власть любви и духовного разумения», духовное самопознание, духовную любовь и терпение. Знак бесконечности над головой девы пошел от колоды Эттейлы, который изобразил в таком виде шляпу девушки из Марсельского Таро. В колоде Хайндля на этой карте изображена обнаженная женщина у воды в причудливом танце-борьбе со Змеем на фоне древесно-скалистого ландшафта (характерного для этой колоды) и под растущей луной. Здесь мы можем увидеть очевидную аллюзию на борьбу с первородным грехом. И все же в позе женщины нет напряжения и усилия, нет даже иллюзии контроля над Змеем: их отношения похожи на танец равных противников. Хвостом Змей касается воды, а его голову сама женщина словно пытается поднять как можно выше. При этом сама она стоит одним коленом на земле. Они оба словно пытаются соединить земное с небесным. Их танец создает небесный просвет в плотном земном ландшафте. Эта карта говорит о борьбе, но и о союзе земного с небесным, природного – с человеческим, смертности – с бессмертием. Эта борьба и этот союз возможны лишь при условии смелости, позволяющей допустить в себе и в мире существование черт Иного.
|