Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Наука и техніка в античному світі


Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 452



1944 г. Генуя. В кабинет начальника СС штандартенфюре­ра Мюллера вводят жулика Бертоне. Он ходил по домам по­литзаключенных, убеждал близких, что имеет связь с тюрь­мой и может передать узникам деньги, одежду, продукты. Люди отрывали от себя последнее, а аферист жил припеваю­чи, присваивая эти передачи. Мюллер приказывает бросить Бертоне в тюрьму и не мешать ему. Он напряженно думает, как выявить лидера Сопротивления. Эсэсовцы арестовали большую группу партизан, и полковник догадывается, что среди арестованных их руководитель. Но кто именно, не зна­ет. И вдруг к нему в кабинет вводят крупного деятеля Сопро­тивления генерала Делла Ровере. Мюллер ошеломлен. Генерал и Бертоне — двойники. Одно лицо, одна фигура. Он вызывает шулера и предлагает ему сыграть роль генерала, втереться в доверие к заключенным, выявить и выдать ихли-дера. За это — свобода и миллион марок. Бертоне согласен. Его переодевают в генеральскую форму, подбивают глаз, раз­бивают нос и бросают в общую камеру. Заключенные уступа­ют ему лучшее место у окна, отдают последние крохи еды, воду. Один из заключенных снимает бинты с ран и перебин­товывает синяки «генерала». Пленники проводят совещание


у его постели, выполняют его указания. И в течение несколь­ких дней происходит перерождение человека. Жулик начи­нает чувствовать себя вождем патриотов, начинает ненави­деть оккупантов, по мере сил помогает товарищам по каме­ре. Фашисты догадываются, что «провокатор» узнал, кто является лидером Сопротивления. Бертоне жестоко пытают, но он не выдает товарища и под пытками умирает.

Так, социальная роль как движущая сила человеческого поведения занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая всю ее сущность. Социальная роль может кар­динально изменить личность. Конечно, так всесторонне и быстро только в экстремальной ситуации. Историческое развитие человечества меняло подход к социальной роли. В христианской философии существовала идея призвания, согласно которой каждый индивид должен выполнять конк­ретные задачи. Это, в частности, предписано апостолом Павлом: «Каждый оставайся в том звании, в котором при­зван» (Первое послание к коринфянам). Средневековый че­ловек чувствовал себя свободным только будучи включен­ным в какую-либо систему, только при занятии «справедли­вого места перед Богом и перед людьми». Социальная роль не оставляла места для инициативы и нестандартного пове­дения. Каждый человек занимал определенное место и дол­жен был соответственно поступать. Сословный индивид не отделял себя от своей социальной среды, от сословия, чле­ном которого являлся.

Но уже М. Монтень стремится отделить свое «я» от задан­ной социальной роли: «Нужно добросовестно играть свою социальную роль, при этом не забывать, что это всего-навсе­го роль, которую поручили. Маску и внешний облик нельзя делать сущностью, чужое — своим»1.

Капитализм отменяет сословные ограничения, приветст­вует индивидуальность: «Что достойней человека, чем выде­литься среди остальных?» — ставит вопрос Д. Понтано (цит. по: И. С. Кон. В поисках себя. М., 1984. С.104). Ныне термин

1 Монтень М. Опыты: В 3 кн. - М.; Л., 1960. - Кн. 3. — С. 291.


«призвание» определяется как персональная готовность к профессии согласно индивидуальным задаткам, личной склонности.

Мы называем социальной ролью предписанные обще­ством, специфической общественной организацией или конкретной группой права и обязанности, которые вытека­ют из положения, занимаемого личностью в данной социа­льной структуре.

Теорию роли впервые разработал профессор Чикагского университета Дж. Мид, умерший в 1931 г. А увидела свет она в 1934 г. в книге «Сознание, личность и общество», которую опубликовал ученик Мида С. Моррис, собравший и отредак­тировавший работы учителя.

Социальная роль преподавателя включает в себя необхо­димость воспитывать и учить молодых людей, заботиться об их быте и отдыхе, распределять обязанности между ними с учетом их индивидуальных особенностей, а игнорирование этих обязанностей говорит о том, что человек не отвечает требованиям, предписываемым ему социальной ролью.

Несовпадение ролей имеет место тогда, когда одного партнера интересует результат, а другого — в большей степе­ни деятельность; одного — цель деятельности, а другого — общение; одного — близкие, серьезные отношения, а друго­го — только деловые контакты. То же происходит, когда, за­бывая о своей социальной роли, оба партнера стремятся к доминированию или, наоборот, оба пассивны. Во всех этих случаях говорят о психологической несовместимости людей.

Правда, следует отметить, что границы ролевого поведе­ния не такие жесткие, как кажется. Каждый педагог испол­няет свою роль по-своему, проявляя неповторимые особен­ности своей личности. Так, преподаватель может быть и ав­тократом, и демократом, и либералом и во всех этих ипостасях будет воспитывать и обучать учащихся. Хотя, ко­нечно, неодинаково успешно.

В любом педагогическом коллективе роли распределяют­ся по вертикали (директор, классный руководитель, старо­ста, рядовые школьники или декан, зав. кафедрой, препода-


ватель, студенты) и по горизонтали (рассказчик, забияка, ворчун, клоун). Горизонтальные, не включаемые ни в какое штатное расписание роли имеются в любом коллективе и предписывают их носителю определенное поведение. «Спой что-нибудь», — требуют от одного члена коллектива, и он на­чинает петь, хотя возможно, что в данный момент ему совсем не до песен. «Достань билеты на футбол», и «доставала», есть и такая социальная роль, бросает все свои дела и, нередко проклиная все на свете, бежит на стадион, чтобы оправдать доверие товарищей, доказать, что в нем не ошиблись. Причем для себя лично он, может быть, вообще не способен что-либо приобрести, хотя в большинстве случаев социаль­ная роль соответствует индивидуальным особенностям че­ловека, и диктуемые ею обязанности выполняются охотно.

Однако надо иметь в виду, что стремление определить сущность личности через ее социальную роль ошибочно, т. к. чем выше развитие личности, тем больше она непохожа на коллег, остается сама собой, независимо от роли, которую выполняет. И все же роль, которую играет человек в коллек­тиве, заставляет его вести себя определенным образом, хотя роль не возникает сама по себе, а проявляется в соответствии с определенными потребностями.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Практична робота №2 | Наука и техніка в Средньовіччі
1 | <== 2 ==> | 3 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.203 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.204 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7