Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Визначити кореспонденцію рахунків по операціях з обліку витрат на збут.Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 496
Почему Герострат сжег храм Артемиды в Эфесе? Одно из чудес света, воплощение гармонии, воплощение народного гения, гордость всей Греции! - и вдруг - в один миг - в пепел, в ничто... Почему? На суде он объяснил так: любой ценой хотел увековечить свое имя. Конечно, ложь, но - предположим. Теперь представьте, что вы тоже захотели увековечить свое имя и для этого выбрали идентичное средство: решили взорвать храм Василия Блаженного. Бред? Безусловно. Вам это в голову не придет. И нам не придет тоже. А Герострату не только пришло - он не колеблясь эту идею реализовал. Почему?
Почему Павлик Морозов донес на своего отца? На человека, который дал ему жизнь, который не спал из-за него ночами, ходил по непролазной грязи за лекарем за 20 верст в соседнюю деревню, учил первым шагам и первым словам, учил читать книгу природы и в душах людей, - за что? Ведь если так случится (а это случается сплошь и рядом), что вы разойдетесь со своим отцом во взглядах - предположим, даже на политику, - ведь вы же не побежите тут же в партком, ни тем более в КГБ. Скорее всего, вы скажете: отец, ты не прав. А он вам ответит: поживи с мое - тогда и суди, прав я или нет... Нормальный человеческий разговор. Но пионер Павлик Морозов доносит на отца чужим дядям, причем понимает, что тем обрекает отца на гибель... Почему?! Почему фашисты жгли книги? Созданное самыми светлыми, самыми смелыми человеческими умами, в ночи нашей жизни умеющими находить вехи для души, из хаоса выкристаллизовать бессмертную гармонию, - сваливалось в кучи во дворах и на площадях немецких городов, обливалось бензином и сжигалось. Почему? Вы можете представить, как вы с упоением, со сладострастным восторгом швыряете в пламя томик Пушкина? А они швыряли и Гете, и Шиллера, и Гейне, и ведь никто не принуждал их делать это, и сердца их не переворачивались при этом - почему?.. Откуда брались, из кого рекрутировались исполнители сталинских палаческих идей? Несколько поколений не рассуждающих роботов-людей, живущих сиюминутным приказом, людей, не вспоминающих прошлое и не задумывающихся о будущем, не знающих жалости и не имеющих совести. Все, что не укладывалось в лилипутские размеры сталинского идеала, все, что хоть чуть-чуть отличалось от созданных им псевдомарксистских догм ("шаг влево, шаг вправо - попытка к побегу"), - запрещалось, изымалось, хоронилось в спецхранах - кем? кем?! Откуда они взялись - послушные, исполнительные, нерассуждающие, не знающие ни совести, ни жалости? Каким образом была произведена селекция этих палачей, которые даже полвека спустя не сомневаются, что делали нужное и чистое дело, что перед любым человеческим судом они чисты: "мы были солдатами партии..." (вспомним Нюрнберг: "мы были солдатами фюрера"). Ведь когда-то, в детстве, они были такими же, как и мы. Можете представить, что ваша совесть куда-то делась, и теперь вас не трогает ничья жизнь, ничья боль, ничьи дела - кроме ваших личных, собственных, больше ничьи - можете? А ведь они именно так и живут, и считают, что это единственно правильный способ жизни, что иначе жить - глупо, выдумки дураков- идеалистов. Представьте, что вы устали жить по совести и решили жить, как они, и стали подличать, лгать, обманывать, ступать по живому... Ведь не сможете. Шаг-другой сделаете - и совесть замучит, и потом всю жизнь раскаяние будет глодать вашу душу, всю жизнь вы не будете знать покоя, безмерно расплачиваясь за минутное малодушие. А они - не платят. Потому что совести у них действительно нет. Куда же она делась? Как же они так смогли? Ведь по своей воле это точно не получится. Выходит, есть какой-то реальный, объективный процесс, который штампует этих людей с их особыми, нечеловеческими свойствами? Они и сегодня среди нас. Для нас символ варварства - древний эфесский храм, но разве взорванный посреди Москвы храм Христа Спасителя (чтобы построить гнилой бассейн) и Страстной монастырь (не было места для кинотеатра) - это не деяния геростратов? У вас душа болит, когда вы нечаянно обломите ветку, а они сводят тысячи гектаров заповедных боров (хотя все вокруг умоляют их не делать этого, называют это преступлением) - и ничто в их душе даже не шевельнется. Они травят поля пестицидами, воздух и воды - неочищенными выбросами и стоками. Таланту стоит только голову приподнять, как они с гиком и улюлюканьем бросаются на него отовсюду - затоптать! задушить! уничтожить!.. Они распинают талант на своем прокрустовом ложе: чтоб был, как все! чтоб думал, как все! чтоб делал, как все!.. И когда мы отчаиваемся вырваться из тесных, мрачных лабиринтов бюрократического рабства, они - творцы этих лабиринтов - наблюдают нашу муравьиную суету с равнодушием всемогущих, пресытившихся богов. И Герострат, и Павлик Морозов, и озверевший фашист, и "солдат армии", и чиновник, ради подходящей цифры готовый уморить все живое на земле, - все они близнецы. Потому что доминанта их поведения продиктована одним механизмом - апсией.
Есть множество теорий, утверждающих, что человек - изначально агрессивное существо. Что он жесток; что разрушение - его естественный порыв; что подавление всего окружающего - энергетический, идейный и социальный вампиризм - заложено в его гены. Какую нравственную оценку дают сами себе эти теории? Естественный отбор не жесток - это просто данность, закон природы. И человек подлежит этому закону точно так же, как и любое другое существо. Выживает сильнейший! Значит, стремление стать над другими, властвовать, подавлять слабых и уничтожать соперников - естественно и не подлежит моральной оценке. Оно выше морали. Так утверждают современные философы, социология и психология. Как вы уже знаете, мы думаем иначе. Мы считаем, что человек - инструмент природы. Он отделен от животных способностью чувствовать, мыслить и решать задачи. Иначе говоря - воспринимать гармонию, осознавать гармонию и из менее совершенной гармонии создавать более высокую. Значит, он отделен от всего остального живого мира творческим, созидательным стремлением. Осознанным творческим стремлением, которое проявляется, когда человек развивается свободно. Вспомните: если человека зажать, задавить - он задерживается в своем развитии на уровне эмоций. Живет в раковине. Реагирует на все реактивно. Короче говоря - существует. Какое там творчество! - смешно говорить... Но почки нераскрывшихся чувств, потенциальная способность самостоятельно мыслить и решать задачи, которые выливаются в мучительное томление о смысле жизни, - все это есть в нем! Есть! Он хочет выполнить свое предназначение - себя воплотить. Ведь не случайно же он перестает думать о смысле жизни только на уровне интуиции, на уровне, где он счастлив, поскольку занят свободным, творческим трудом. Так, где же в нем заложенное в гены зло? Где изначальная - естественная - агрессивность? На самом нижнем уровне - уровне эмоций, - он раб, он думает только о самосохранении; чтобы не выделиться - в толпе, - он может стать соучастником зла. Но инкриминировать ему намеренную, врожденную агрессивность можно только по неведению. Ведь он не имеет энергии для агрессии! Ему дай бог самому уберечься - о другом он и не помышляет. На следующем этапе - на уровне чувств - агрессора и вовсе бессмысленно искать. Наконец, на уровне интуиции - творец. Разумеется, он разрушитель: ведь он разрушает несовершенную гармонию, чтобы создать безупречную. Все так. Но ведь был Герострат, был! И Павлик Морозов был. И солдаты фюрера. И "рядовые партии". И те, кто росчерком пера уничтожил храм Христа Спасителя. И те, кто сегодня травит и губит нас и наш прекрасный мир, - они есть, среди нас, они запрограммированно агрессивны на все, что содержит гармонию. Неужели и они - инструменты природы? И где их место в нарисованной нами благостной лестнице восхождения к прекрасному?.. Ответ простой: геростраты - не замысел природы; геростраты - это издержки семьи, обучения, воспитания и социальной жизни. Геростраты - это люди, чье поведение продиктовано апсией.
Пора наконец показать, как появляется апсия. Напомним: апсия - это бездушие. Не бездуховность, не эгоизм, не равнодушие, не жестокость, не мстительность - все эти отрицательные качества вполне умещаются в пространстве души. Человек может совершить жестокость - и потом искупать ее душевными муками и добрыми делами всю жизнь. Он может пройти мимо совершаемой на его глазах несправедливости, но потом, когда он восстановит свой энергопотенциал, совесть не даст ему покоя. Он может не реагировать на прекрасное только потому, что его энергетика едва управляется с задачей сохранения его жизни, поэтому окружающий мир он оценивает самыми экономичными инструментами - штампами, шаблонами, стереотипами. Значит, ему просто нечем оценить гармонию; и мы говорим: какой бездуховный человек... Правильно говорим; бездуховный - но ведь не бездушный! Дайте ему возможность хоть немного восстановить свой энергопотенциал, и вы увидите, как он потянется ко всему прекрасному. Апсия же исключает совесть, исключает сожаление и стыд, раскаяние и покаяние; она исключает потребность вспоминать пережитое и загадывать завтрашний день. Есть только сейчас, есть только действие. Есть действующий - и энергично действующий! - человек, но нет души. Давайте еще раз на примере нашего знакомца - хитроумного Пети - проследим, как чувство превращается в апсию. Напомним: все началось с того, что у него было слабое нравственное чувство (значит, в тех случаях, когда вы принципиально отстаиваете свое мнение, он мог покривить душой). И Марья Ивановна на это чувство наступила (на каждом шагу всяческими способами она старалась Петю унизить). Находись Петя на уровне интуиции, он бы вступил с Марьей Ивановной в борьбу и был бы уничтожен. Но Петя - на уровне чувств (значит имеет недостаточный для борьбы энергопотенциал). Будь у него сильное нравственное чувство, он отступал бы до тех пор, пока не вышел бы из контакта с Марьей Ивановной (оказавшись на уровне эмоций). Но его нравственное чувство слабо, и это позволяет ему выбрать другой путь: борьбу, но не явную - партизанскую. Вспомнили? Цель этой борьбы - сохранение территориального императива. Метод - игра. Средство - хитрость. И он начинает играть на выигрыш. Это ему нетрудно: его энергопотенциал больше, аппарат чувств - в его распоряжении. Марья Ивановна даже не замечает, что становится марионеткой в его игре. Она привычно пытается наступать на его нравственное чувство, но он с помощью великолепно развитого эстетического чувства мгновенно находит в ее выпаде слабину, интеллектуальное чувство тут же подсказывает точный ход - и Петя все превращает в шутку. (Надеемся, вы понимаете, что все три чувства, составляя целостность, работают практически одновременно.)... Но она же не дура, ей не хочется выглядеть смешной. В следующий раз она уже думает, стоит ли с Петей заводиться, а ему этого и нужно.
ОБЫКНОВЕННЫЙ "ЧЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК" (продолжение)
Он убеждается, что игра на выигрыш любой ценой не стоит труда и немедленно приносит дивиденды. Разумеется, ему это нравится. Но игра на выигрыш имеет отличительную особенность: она выключает нравственное чувство. Игрок рассуждает так: что для меня самое главное? Выигрыш; так стоит ли быть переборчивым в средствах? Ведь это же только игра!.. Вот если бы это касалось принципиальных вещей, жизненно важных, тогда имело бы смысл посмотреть - нравственно это или нет; а игра позволяет маленькие вольности; ну, схитрил, выиграл не совсем чисто - ну и что? Ведь это же только игра... Не думайте, что Пете приходится часто себя подобным образом обламывать. Впервые это произошло - когда решался на игру; другой раз - когда предстояла игра в особо крупных размерах, и ущерб партнеру был не совместим ни с какими нравственными нормами. А третьего, пожалуй, и не было. Потому что игра на выигрыш не просто доминантна; по самой своей сути она требует подавления нравственного чувства (а поскольку оно у Пети слабенькое, это происходит как бы само по себе). Итак, он хитрит, обыгрывает всех подряд: учителей, родителей, приятелей, посторонних. Первые острые ощущения быстро притупляются. Чем же поддерживать интерес? - Новизной. - А за счет чего? - Есть два пути: повышение изощренности и повышение ставок. То есть с каждым разом Петя становится все более умелым и все более дерзким игроком, и это происходит до тех пор, пока он не исчерпает возможности своего - к счастью, ограниченного энергопотенциала. Пока синусоида его энергопотенциала не достигнет своей максимальной амплитуды. Новизна теперь недоступна - и Пете становится скучно. Скучно играть. Потому что образовалась привычка. Привычка хитрить, привычка любое дело решать окольным путем, привычка вытаскивать каштаны из жара чужими руками, привычка двух маток одновременно сосать... Привычка убивает игру, вынимая из нее сердце - новизну. И тут Петя получает неприятный сюрприз: всплывает на поверхность его нравственное чувство. Пока шла игра, ее доминанта легко оттесняла всякие нравственные колебания в тень. Теперь вдруг доминанта пропала, а у привычки доминанты нет, она - автомат, не мешает быть самим собой, - и Петя почувствовал себя очень неуютно. С одной стороны, он по привычке любую ситуацию решает с помощью хитрости (уже только хитрости - игра кончилась), с другой - понимает, что это безнравственно. От хитрости положительных эмоций не дождешься, она только средство, инструмент, значит - энергетически бесплодна, а нравственные муки (даже если нравственное чувство слабенькое) - сплошной энергетический убыток. Вот беда! Ведь так недолго растерять все на свете. И оглянуться не успеешь, как очутишься на дне... К счастью, Пете это не грозит. Вспомните, кем он был до роли игрока? Мотыльком, перепархивающим с гармонии на гармонию. От источников отрицательных эмоций он шарахался как от огня. И где эти источники - вне, или в нем - не имеет значения. Следовательно, его естественный порыв - задавить создающее дискомфорт нравственное чувство... Вот вам противоречие: Петя живет нектаром с гармоний, и нравственное чувство гармонично; а он ради собственного спасении поставлен перед необходимостью эту гармонию уничтожить. Сделать для себя противоестественное. Неужели это возможно? Запросто! - скажут самые памятливые из вас. - Ведь для этого есть проверенный способ, безотказный прием: облагораживание зла. Браво. Если вы это поняли сами, еще до того, как прочли, - получите пять с плюсом: вы уже разбираетесь в механике человеческой души.
Как же Петя облагораживает зло? Для любой деятельности нужен инструмент. Чтобы видеть - нужен глаз; чтоб рубить дрова - нужен топор; чтобы доказать, что "белое - это черное" - нужны отменные эстетические и интеллектуальные чувства. Первое - чтобы уверенно различать, где белое, а где - черное (цинизм - это кровь работы по облагораживанию зла!), второе - чтобы производить саму работу. Например, Петя по привычке схитрил. Нравственное чувство заикнулось: ай-я-яй... Эстетическое чувство отметило: прежде в душе было хорошо - теперь стало плохо: разрушена гармония (скажем, гармония, общения). Но дискомфорт длится недолго, интеллектуальное чувство уже действует, с помощью послушной логики облагораживает зло. Вот варианты: 1. Обидел? Да нет, вроде бы Марья Ивановна ничего не заметила. 2. Оскорбил? Ничего; я маленький, она мне простит; и не такое переживала. 3. Унизил? Да ничего подобного! - поставил на место. В следующий раз будет знать, с кем имеет дело. Что при этом происходит? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что такое душа. Это целостность, возникшая от слияния памяти, совести и мысли. Как сосуществуют, как взаимодействуют души Марьи Ивановны и Пети? У них общая память (в границах их общей деятельности - учебы) и общая мысль (как порождение общей деятельности). Общие - значит, слиянные, бесконтактные. Следовательно, контакт душ происходит только на почве третьей компоненты - совести. Если они равнодушны друг к другу, то контакт один - фиксирующий: "он есть" (при этом чувство отсутствует, поэтому нет и эмоций; контакт информативный - и только). Если же их отношения расцвечены чувствами (безразлично - положительными или отрицательными), то контактов может быть сколь угодно много. Что же происходит, когда Петя - облагораживая зло - подавляет свое нравственное чувство? Он разрывает свой контакт с Марьей Ивановной. Если контакт был один, между ними сразу разверзнется пропасть. Если контактов было несколько - пропасть разверзнется через неделю, через месяц - когда Петя порвет последний контакт. Но ведь так же - подчиняясь силе привычки - он действует и в общении с другими учителями, с родителями, с приятелями; с классом, с обществом. Вы уже поняли, к чему мы ведем? Ведь эти контакты суть наша совесть, и чем меньше их остается, тем совесть становится менее чувствительной... Нет, не так; тем совести становится меньше - вот так будет точно. Петя знает, что его действия безнравственны? Конечно. Но нравственное чувство у него слабенькое, а привычка к безнравственным действиям (пока - только к хитрости) сильна. И привычка раз за разом - без исключений! - берет верх. Все вроде бы получается, как он хотел: и успех есть, и самоутверждение победой над другими и над собой, а желанного комфорта нет. Потому что - даже побежденное - нравственное чувство своим коготком нет-нет, да и скребанет по живому. Значит, нужно создать такую ситуацию, чтоб нравственное чувство ушло в тень. А это мы уже проходили: нужна доминанта!
Нужна игра. И Петя - теперь уже сознательно - начинает игру во "все дозволено". Его новая, рукотворная доминанта сложена из таких элементов: цель его деятельности - комфорт, метод - игра, средство - ложь. Почему хитрости теперь недостаточно? Почему потребовалась ложь? Хитрость подразумевает, что Петя - непосредственный участник действия, один из двух полюсов системы: он - и жертва. Игра эта явная, все на виду. И вот эта личность, очевидность авторства и является ограничителем Петиных действий. До - можно; до - это шалость, проказа, уловка, пусть не всегда безобидная, не безболезненная для других, но она - в пределах допустимого, в пределах традиции; "так делают все". За ограничитель - нельзя, потому что за ограничителем начинаются действия, которые осуждаются общественным мнением. Переступишь черту - больше потеряешь, чем приобретешь. Значит, пострадает твой собственный территориальный императив, то есть игра окажется проигранной, а вся затея - бессмысленной, ведь Петя, как вы помните, хитря - играл на выигрыш. Ложь удобна тем, что она как бы выводит Петю из игры. Петя отказывается от аплодисментов, которые в прежней игре доставались ему, как главному герою, и скромно уходит за кулисы. И оттуда, дергая за веревочки, он руководит всеми действующими лицами, которые на сцене исполняют 1) написанную им пьесу, 2) по его же режиссуре и с 3) запланированным им результатом. Теперь он - демиург. Его задача осталась прежней, как и в тот далекий теперь день, когда он решился на свою первую хитрость. Эта задача - сохранение территории. Тогда он сделал вид, что отказывается от всех своих прав; он был готов на любое унижение - только бы сохранить свой энергопотенциал. Теперь обстоятельства изменились: 1) он приобрел опыт партизанской борьбы; 2) он научился подавлять в себе нравственное чувство; 3) он стал неформальным лидером. Именно неформальным! - и на другое он сейчас не согласится. Иначе - зачем были унижения, которые он перенес? Зачем была жестокая школа, которую он прошел? Зачем было ломать себя по самому больному и приучать себя к этой боли, притуплять ее привычкой - зачем? Явному лидеру все эти навыки ни к чему. Он все делает сам. Сам создает некий эталон гармонии и тратит свой энергопотенциал, чтобы заставить остальных воплощать эту идею. Ему не нужен Петин горький опыт!.. Но если этот опыт есть, отказаться от него - просто глупо. Пете это и в голову не придет. Он знает цену своим козырям - и играет ими. Только ими! - потому что таких нет больше ни у кого вокруг. План его простой: вместо того, чтобы собственными руками уничтожать тех, кто находится в пределах его территориального императива, нужно их свести, столкнуть лбами, заставить передраться, и когда они ослабеют, окажется, что он, наблюдавший драку со стороны, теперь самый сильный на этой территории. Этот Яго знает, что намек сильнее утверждения, что любая реальная (сколь угодно безвинная!) деталь выдержит самый чудовищный груз интерпретаций; что перед тщеславным нужно хвалить его соперника, что гордецу нужно сочувствовать по поводу надуманного оскорбления, что упрямца нужно поддержать в его верности себе, что самолюбивого нужно соблазнить погоней за миражем, погоней, в которой он сгорит без всякого смысла... Наконец, в его арсенале есть слухи, сплетни, подметные письма, анонимки... Вам это кажется чудовищным, не так ли? Вы думаете: зачем? Зачем ему все это - вся эта грязь?.. Жаль, что вы не пытаетесь вжиться в ситуацию и осмыслить ее, поддаваясь вместо этого эмоциям. А ведь несколькими абзацами раньше мы дали ясный ответ: ему нужен комфорт; на территории, которую Петя считает своей, он хочет быть единственным хозяином и жить с удовольствием. И разве его вина, что этой цели можно добиться единственным способом - натравив друг на дружку всех этих собак, чтоб они перегрызли друг другу глотки?.. Поймите! - был бы у него энергопотенциал примитивного типа, Петя затаился бы в раковине - поди сыщи его. Его не тронь - и он не укусит. И при нынешнем его энергопотенциале - оставайся он обычным потребителем, - от него бы не было окружающим ни малейшего зла. Но привычка хитрить и накопленный опыт игры на выигрыш не могут быть - и не работать. Не могут! Раз оно есть - оно должно действовать. Как человек на уровне чувств, Петя неустанно ищет новизну (в форме гармонии), как человек, привыкший облагораживать зло, он в этой новизне ищет самое чувствительное место (сердце гармонии) - и поражает его, получая от этого положительные эмоции. Петя, начинает с малого. Получается. С одним получается, с другим... Петя находит цели безошибочно: ведь он прописан на уровне чувств, гармонию он даже под землей почует; даже в раковинах своих приятелей, давным-давно обжившихся на уровне эмоций, он находит гармоничные структуры. А как же! - ведь только благодаря этим следам гармоний эти приятели обладают потенциальной плавучестью. Значит, именно здесь - самое чувствительное место, сюда и надлежит бить, чтоб раковина - бульк! - надежно и надолго улеглась на дно. Почему Петя не удовлетворяется мелкими пакостями? Да все потому же! Сущность потребителя не в том, что он потребляет (потребляют все), а в том, что - в отличие от раба (для которого потребление - ритуал, поэтому, создав нечто, его удовлетворяющее, раб стремится к постоянству, чтобы сегодня потреблять то же самое, что и вчера, и завтра то же, что и сегодня; он не знает скуки! - для него важно, чтобы было надежно и удобно), и от творца (для которого потребление - десятое дело; он даже не замечает, когда, как и что потребляет), потребитель живет самим процессом потребления, следовательно, именно в потреблении проявляется динамика его жизни, значит - потребление должно развиваться. Вспомнили? - ну конечно, новизна! Чтобы не утратить вкус к потреблению (вкус к жизни), потребитель все время должен ощущать новизну. Либо острее, либо ярче, либо больше, что угодно - только другое! Значит, если Пете удастся погасить все свечки, которые горят в пределах его территориального императива, он, конечно же, получит удовлетворение, но не полное. Просто погасить - мало! Петя должен, гасить каждую как-то иначе, к каждой подходить индивидуально - только так его чувство новизны будет удовлетворено полностью, то есть ему мало быть просто лжецом, он должен стать лжецом артистичным. Зачем? - Разумеется, чтобы получить от этого удовольствие. От малых пакостей он переходит ко все большим и большим. Раскачивает качели. Вот она, игра во "все дозволено"! С каждым днем Петя становится смелей и наглей. При этом - напоминаем - он остается за кулисами. Высовываться у него нет потребности: он знает, что, высунувшись, рискует своим комфортом, - такого он никогда себе не позволит. К тому же он находит особую прелесть быть вершителем чужих судеб, не шевельнув при этом пальцем.
Так все ли дозволено? Как далеко он может взлететь на своих качелях, не рискуя (а Петя - вроде бы рискуя на каждом шагу - не рискует никогда!), что веревки порвутся? Ведь где-то же есть ограничитель, предел, за которым Петя бессилен... Есть. Этот ограничитель - Петин энергопотенциал. Это он очерчивает предел и Петиных притязаний, и Петиных художеств. Проявляя феноменальную изворотливость в сохранении и упрочении своего энергопотенциала, Петя, к счастью, не способен повысить его настолько, чтоб выскочить на уровень интуиции. Причина вам известна: раз Петя замкнут на потребление (доминанта!), решение задачи представляется ему недостойным внимания. Пусть их решают другие. Когда же наступит срок собирать плоды - вот тут уж Петя своего не упустит, и приглашать его не придется - сам первым придет.
Внимательный читатель, должно быть, заметил, что наш Петя уже доигрался... до очередного кризиса. Внешне у него полный ажур: раскачивается на качельках, стравливает кого хочет, сеет вокруг склоки и несчастья - но нет ему от этого былой радости. Ни от замыслов, ни от режиссуры, ни от исполнения. Скучно ему. Только подумает: вот бы... - и ничего не делает, потому что все дальнейшее заранее известно. А ведь ему нужна новизна. Только новизна: свежатинка! - а ее-то и нет... Скучно, братцы, жить на белом свете. Не вспомните ли? - кажется, не так давно он уже переживал нечто подобное... Ну конечно же! - это когда хитрость превратилась в привычку - и привычка умертвила доминанту игры на выигрыш. Сходная ситуация и теперь: ограниченный возможностями энергопотенциала, раскачав качельки до предела, Петя перешел на равномерный режим - влево- вправо, влево-вправо, - и хотя работа идет на пределе, отсутствие новизны сперва притупляет ощущения, а потом и закрепляется в привычке лгать. Которая умерщвляет игру. Игру во "все дозволено". Чтобы понять Петины дальнейшие действия, посмотрим, в каком состоянии сейчас его хозяйство. 1. Его первоначальный энергопотенциал сохранился, а может быть, даже и упрочился. 2. Энергопотенциал людей, которые входят в круг его общения, значительно уступает Петиному. 3. Значит, в пределах своего территориального императива Петя сильнее всех. 4. Но сама территория ему пока не принадлежит. 5. Он освоил и полностью перешел на новый для себя способ действий - реактивный. (Сперва действует - потом думает. Как говорила одна наша приятельница: "откуда мне знать, о чем я думаю, пока не скажу".) 6. При этом компас у него сохранился прежний: новизна. Следовательно, его поступки диктует потребность новизны. 7. Наконец, привычка ко лжи, автоматизм лжи освобождает его от необходимости в сознательном облагораживании зла. Теперь ему не нужно себя убеждать: так надо; теперь ему не нужно отгораживаться от уколов совести пользой дела. Весь этот труд, весь этот промежуточный процесс теперь не нужен, потому что привычка ко лжи убила нравственное чувство.
"Черный человек" вылупился. Но прежде чем рассмотреть, как Петя действует в этих обстоятельствах, необходимо разобраться с противоречиями, на которые вы, конечно же, обратили внимание. Похоже, что их два (они на поверхности). Первое: энергетически и территориально Петя остался на уровне чувств, по способу же действий (реактивному) он стал человеком на уровне эмоций. Второе: его интенция (имманентная направленность сознания на свой предмет) осталась прежней - нацеленность на гармонию; но если прежде он гармонию потреблял, чтобы нормально жить (при этом гармонии - отдавая энергию - не истощались: уж таково их свойство, как и у всякой бесконечности), то теперь - чтобы нормально жить - он гармонию разрушает. Для тех, кто предыдущий текст читал невнимательно, разъясняем: каждый человек - это гармония, и нормальные отношения между людьми - гармоничны. А Петя (в меру своих сил) с помощью лжи эти гармонии разрушал, получая положительные эмоции и как зритель и как демиург. И чем больше были чужие страдания, тем полнее он ощущал свой успех. Снова и снова повторяем: Петя не видел в этом злодейства, напротив, он ощущал себя десницей божьей, верховным судьей, вершителем справедливости, искателем правды - вот сколь высоко он может вознестись благодаря несложному искусству облагораживания зла. В чем же второе противоречие? А в том, что он рубит сук (гармонии), на котором сидит. И тут наш самый любимый читатель - любимый потому, что уже усвоил наш понятийный аппарат и систему нашего мышления, - опять ловит нас за руку: постойте, дорогие авторы, но ведь из вышесказанного вытекает и третье противоречие (и он уверовал в триаду, и потому искал третье - и нашел): Петя был и остался потребителем - но ведь потребитель не способен на саморазрушение?! Как освободиться от трех противоречий сразу? Ответ простой: найти целостность. Найти такую целостность, чтобы противоречия были в ней скрепами, цементом; чтобы именно благодаря этим противоречиям целостность жила; чтобы ни одно из противоречий нельзя было убрать без того, чтобы не распался этот живой сгусток.
|