Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Х і д р о б о т и


Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 697



Для обозначения греха в Библии используются разные термины. Одни обращают внимание на его причины, другие на его природу, третьи на последствия. Хотя эти категории не всегда поддаются четкому разграничению, именно их мы будем использовать, чтобы в нашем исследовании библейской терминологии присутствовали порядок и определенная система. Начнем с терминов, относящихся к причинам греха, к тем факторам, которые его порождают,

1. Невежество

Одно из новозаветных слов, относящихся к причине греха, - agnoia, от глагола "знать" (ginwskw из gnow) с отрицательным префиксом a-, знакомое нам по слову агностик. В Септуагинте оно вместе со своими производными используется для передачи смысла глаголов (shagah) и (shagag), которые означают "заблуждаться". Родственный ему глагол - agnoew ("не знать"). Это слово часто используется в случаях, когда имеется в виду непреднамеренное невежество (Рим. 1:13; 2 Кор. 6:9; Гал. 1:22). В одних случаях вещи, совершаемые по неведению, в глазах Бога выглядели как будто вполне невинными или, по крайней мере, не очень серьезными (Деян. 17:30). Но в других они считались греховными. В Бф. 4:18 о язычниках сказано: "Будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их". В двух местах, в Деян. 3:17 и 1 Пет. 1:14, не совсем ясно, считается ли невежество греховным. Но в последнем случае призыв Петра к покаянию как будто подразумевает ответственность за невежество. Слово agnohma появляется только в Евр. 9:7. Здесь автор ведет речь о ежегодном посещении первосвященником Святого-святых для принесения жертвы за себя и "за грехи неведения народа". Это неведение представлено таким, что заслуживает наказания. Следовательно, вполне вероятно, что речь здесь идет о сознательном невежестве: люди могут познать правильный путь, но не избирают его.

2. Ошибка

Гораздо чаще в Библии грех представляется как ошибка, то есть как человеческая склонность заблуждаться или сбиваться с пути, В Ветхом Завете к этому относятся прежде всего слова (shagah) и (shagag) с производными от них. Слово используется как в буквальном, так и в переносном смысле. В прямом смысле это слово относится овцам, отошедшим от стада (Иез. 34:6), и к шатающимся от вина пьяницам (Ис. 28:7).

Хотя производное от него существительное (mishgeh) в Быт. 43:12

описывает случайную ошибку, сам глагол обычно относится к отклонению в моральном поведении. Контекст указывает, что человек, совершающий ошибку, несет ответственность за свои действия. Особенно ясный пример мы видим в 1 Цар. 26:21. Саул замыслил убить Давида, а Давид пощадил его. Саул говорит: "Согрешил я, возвратись, сын мой Давид; ибо я не буду больше делать тебе зла, потому что душа моя была дорога ныне в глазах твоих; безумно поступал я, и очень много погрешал [ошибался]". Глагол и производное от него существительное (sh'gagah) встречается главным образом в обрядовых текстах. Если же обратиться к необрядовым текстам, то в Быт. 6:3, например, он как будто относится к слабости человека, к его склонности ошибаться. Господь говорит: "Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет". В двух других случаях, в Пс. 118:67 и в Ек. 10:5, ошибка вменяется в вину. В последнем стихе читаем: "Есть зло, которое видел я под солнцем, это - как бы погрешность, происходящая от властелина". В Иова 12:16 тоже как будто бы имеется в виду злонамеренная ошибка. Во многих обрядовых текстах речь идет о невольном нарушении закона Господнего из-за невежества или ошибочного суждения (например, Лев. 4:2-3, 22-24, 27-28; Чис. 15:22-29). В Лев. 22:14 рассматривается случай человека, по ошибке съевшего пищу, предназначенную для священников. Хотя это было сделано по ошибке, факт наложения на него небольшого штрафа указывает на необходимость быть более внимательным. Мысль об ответственности за ошибки просматривается и в других местах.

Более распространенный по сравнению с и термин - (ta'ah). В Ветхом Завете он встречается около пятидесяти раз. Основное его значение - "заблуждаться" или "отклоняться". Как и используется для описания людей, находящихся в состоянии опьянения (Ис. 28:7)808. Он используется также для описания растерянности (Ис. 21:4). Исайя пишет о блуждающих духом (Ис. 29:24). Термин относится, скорее, к умышленной, а не случайной ошибке.

В Новом Завете грех как ошибку чаще всего обозначает термин planwmai, форма страдательного залога от planaw. Он подчеркивает причину заблуждения, а именно - обман. Но ошибки в результате обмана можно избежать, как на это указывают выражения типа: "берегитесь, чтобы кто не прельстил вас" - и: "не обманывайтесь" (Мк. 13:5-6; 1 Кор. 6:9; Гал. 6:7; 2 Фес. 2:9-12; 1 Ин. 3:7; 2 Ин. 7). Источником этого прельщения могут быть злые духи (1 Тим. 4:1; 1 Ин. 4:6; Отк. 12:12; 20:3), другие люди (Еф. 4:14; 2 Тим. 3:13) или сам человек (1 Ин. 1:8). Независимо от источника, впадающие в ошибку знают или должны знать, что они прельщены. Иисус сравнивал грешников с заблудшими овцами (Лк. 15:1-7) и говорил также, что саддукеи заблуждаются, потому что не знают Писания и силы Божьей (Мк. 12:24-27). В Рим. 1:27 и Тит. 3:3 противоестественный грех назван заблуждением. Жизнь без Христа Павел характеризовал как "немысленную, непокорную, заблудшую". Люди в пустыне названы заблуждающимися сердцем (Евр. 3:10). Первосвященник должен милостиво относиться к грехам невежествующих и заблуждающихся, потому что сам подвержен тем же слабостям; тем не менее за эти грехи должна приноситься жертва,(Евр. 5:2-3).

Из вышеизложенного ясно, что как в Ветхом, так и в Новом Заветах многие ошибки рассматриваются как грех, хотя за явно неумышленные нарушения, вызванные неведением, либо наказания не предусматривается вообще, либо налагается небольшой штраф. Доказательством тому служат города для убежища тех, кто совершил непреднамеренное убийство (Чис. 35:9-15, 22-28; Нав. 20). Разумеется, неумышленное убийство - скорее, несчастный случай, чем результат неведения. Но в большинстве случаев Библия называет ошибкой просто то, что не должно было произойти: человеку надо было знать лучше, и он несет ответственность за получение знаний. Конечно, по сравнению с преднамеренными и бунтарскими злыми делами такие грехи не столь ужасны" тем не менее человек ответственен за них, а следовательно, с ними связывается наказание.

3. Невнимание

Еще одно библейское указание на грех - невнимание. В классическом греческом языке слово parakoh означает "плохо или неправильно слышать "809. В нескольких местах Нового Завета оно относится к непослушанию в результате невнимания (Рим. 5:19; 2 Кор. 10:6). Самый ясный пример - Евр. 2:2-3, где контекст указывает на тот смысл, о котором мы говорим: "Ибо, если чрез Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание [parakoh] получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении". В свою очередь, глагол parakouw означает "не обращать внимания" (Мф. 18:17) или "слушать невнимательно" (Мк. 5:36). Таким образом, грех parakoh выражается либо в том, что человек не слушает или не обращает внимания, когда говорит Бог, либо в непослушании в результате этого.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теоретичне обґрунтування | Самостійна робота
1 | <== 2 ==> | 3 | 4 | 5 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.188 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.188 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7