Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Розслідування та облік аварійДата добавления: 2015-09-19; просмотров: 674
Садово-парковое искусство Китая существенно отличается от искусства садов Ислама. В отличие от неизменных регулярных планов, здесь развивалось ландшафтное или пейзажное паркостроение, в основе которого лежало особое отношение к природе, связанное с философией и религией. Сады Китая связаны с даосизмом (одна из трех основных религий Китая), согласно которому природа рассматривалась как обитель богов. Они представляли собой участки естественной природы, выделенные из окружающего ландшафта (так называемые «парки красивых мест» - бодарчу). Создавая сад, европейцы говорят о том, что вначале его нужно посадить, а в Китае - сады строят, или, другими словами, сооружают. В китайских садах Вы не встретите ни знаменитых английских газонов, ни аккуратных очертаний французского стиля. Вместе с тем, садовники в Китае не просто подражают Природе: они стараются создать идеальный ландшафт в миниатюре - с горами, озерами, деревьями, даже энергетикой - и объединить его с жизненным пространством человека. Жить близко к Природе в культуре Китая означает найти источник вдохновения не только для глаз, но для ума и духа. В Китае к созданию садов относятся как к настоящему искусству, такому же, как живопись, скульптура или поэзия, стараясь достичь в нем баланса, гармонии, пропорций и разнообразия, лежащих в основе жизни. Комбинируя такие природные элементы, как камень, вода, деревья и цветы, с искусственно созданными элементами архитектуры, живописи и поэзии, мастера стремятся достичь отвечающего принципам даосизма баланса и гармонии Человека и Природы.
Китайские исследователи считают, что история садов Китая насчитывает более трех тысячелетий. Это вполне вероятно, ведь начиная с середины II тысячелетия до н. э. в Китае было развито строительство пышных дворцов, храмов и гробниц, вокруг которых могли устраиваться первые сады. Первые сведения о садах, дошедшие до нас в письменных источниках, рисунках и других изображениях, относятся к XII в. до н. э. Один из первых парков Древнего Китая создал китайский владыка Чеу. Пришедший после него к власти My Уанг разбил роскошные сады с различными сооружениями. Император Цзин Хи-Хоанг за время своего владычества создал грандиозный парк площадью более 1000 га., император Цин Шихуанди, при котором была построена Великая китайская стена, бал известен также как владелец огромного парка, а у императора Ханьской династии Ву-ди (140-87 гг. до н. э.) был сад с искусственными гротами, ручьями и дорожками. В этом саду росли декоративные деревья и кустарники.
С приходом из Индии в Китай буддизма (64 г. н.э.) садовое искусство стало развиваться в направлении формирования пейзажных композиций, выражающих природу и несущих определенное настроение. Анализируя описания парков Китая, можно сделать заключение, что их пейзажи подразделялись на три основных типа: устрашающий, смеющийся и идиллический. Китайские паркостроители создавали устрашающий пейзаж, строя искусственные холмы и утесы, нависающие над долиной. Был слышен шум подземной реки, вырванное с корнем дерево из темной рощи, преграждало бурный поток. Устрашающий пейзаж обычно сменялся смеющимся. За поворотом дороги темные туи и ели, закрывавшие солнце, расступались и открывали большую долину с залитыми солнцем полянами, украшенными цветами. И в любое время года здесь цвели какие-нибудь растения, и казалось, что весна иногда не покидала эту долину. Светлый, жизнерадостный пейзаж был переполнен контрастами: рядом с плакучей ивой с ее свисающими ветками устремлялась к небу стройная остроконечная ель, переплетались туя и белая акация, в окружении хвойных деревьев росли вишни, яблони, миндаль, кусты сирени, камелии и рододендроны. Третий тип пейзажа - идиллический, или романтический, - навевал легкую грусть. Здесь основным элементом мог быть небольшой островок с хижиной рыбака или ажурная ода на скале, выгнутый мост и ветви плакучей ивы, склоненные к воде. Создание различных типов пейзажей было возможно благодаря большому разнообразию композиционных приемов, умелому использованию законов воздушной перспективы, эффектов, сопровождающих смену времен года.
Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Китая достигло в Х-XII вв. и вновь - в XIII-XIVвв. В северной части Китая получили развитие большие сады, занимающие обширные территории в сотни гектаров, а в южной (экономический центр страны) - малые, устраиваемые при жилых домах. Первый тип представлял собой масштабную картину мира, поражавшую воображение размерами, буйством красок и многообразием форм, а второй - отличался преимущественной монохромностью, меньшими размерами и большой склонностью к деталям и миниатюрным композициям.
Среди многообразия традиционных китайских садов совершенно четко можно проследить шесть их видов, близких друг к другу по принципам организации. Это: 1. крупные императорские парки, при императорских дворцах; 2. при императорских гробницах; 3. при храмах - сады монастырей и храмов; 4. сады естественных пейзажей; 5. небольшие домашние сады при жилых домах; 6.сады ученых или сады литературы (в которых не было официальной парадности, они предназначались для отдыха, размышления, интеллектуальной работы и глубоких размышлений: небольшие озера с высокими арочными мостиками, павильоны с черепичными крышами, небольшие пагоды, композиции из естественного камня).
Сады Китая очень разнообразны и не похожи друг на друга, а построение сада, основано на созерцание пейзажей. По правилам китайского ландшафтного проектирования, сад нужно было разбивать, так, чтобы существовало несколько видовых планов, один плавно переходящий в другой. Однако для всех садов характерен ряд общих черт: 1. Заранее продуманный пейзаж. 2. Неотъемлемой (или обязательной) частью сада и центром его композиции является водоем. Он занимает значительную часть территории (30-70 %). 3. Около водоема размещаются дворцовые постройки, образующие архитектурное ядро парка. 4. Водоемы имеют изрезанную береговую линию и много островов, что обеспечивает чередование живописных композиций при движении. Для их восприятия устраиваются многочисленные парковые сооружения - беседки, веранды, платформы, галереи, мосты, ориентирующие взгляд в нужном направлении с помощью фигурных проемов в стенах – «проникающих окон», этот проем был как бы рамкой для пейзажа, находящегося за пределами павильона или стены. 5. Сооружения имеют яркую раскраску (красный, изумрудно-зеленый, желтый и др. цвета), которые оттеняют зелень парков, и являются частью пейзажных картин. 6. Эти сооружения имеют поэтические названия, настраивающие зрителя на определенное восприятие картин природы или ее проявлений (например, " Павильон, где слышен снег", "Павильон созерцания и воспоминания" или " Беседка, омываемая ароматом леса", "Беседка ожидания инея" и т. д.). 7. Ассортимент растений тщательно подобран и чрезвычайно богат: различные виды сосен, можжевельников, кленов, дуб китайский, кедр, груша, слива, вишня, ива, бамбук. Много красивоцветущих: камелии, азалии, рододендроны. Цветы, среди которых особенно ценились пионы и хризантемы, водоемы украшались лотосами, а их берега - ирисами. 8. Скульптурное оформление используется редко. В основном это изображения птиц или животных - аиста, дракона, черепахи. Чаще встречаются естественные камни, которыми не только оформляют берег водоема или горку, но и устанавливают как «естественные» скульптуры. По ценности они приравниваются к произведениям искусства.
Наиболее известны императорские сады. Свободная планировка этих садов сочетается со строго симметричными композициями дворцовых зданий, представляющих собой цепочки прямоугольных дворов. Такие цепочки мастерски вписаны в искусно обработанный природный ландшафт, включающий обязательные озера и возвышенности. Одним из лучших образцов парков этого направления, который сохранился до наших дней, является знаменитый парк Ихэюань ("Парк спокойствия" или "Парк Безмятежного отдыха") при летнем дворце императора, который занимал площадь 330 га в живописной местности, в 10 км на северо-запад от Пекина. В XVIII в. Ихэюань имел название Цинъиюань - "Парк чистейшей водяной зыби" или "Парк чистой ряби на воде". Только одну пятую часть его территории занимали гора, узкие полоски земли и островки, а четыре пятых были покрыты водой. Сложная планировка парка Ихэюань сочетала все типичные особенности ландшафтов и все основные приемы паркового искусства Китая. Здесь представлены как бы копии достопримечательных и самых красивых мест Китая. Разнообразные пейзажи тонко сочетались с цепью Западных гор, вершины которых скрывались в облаках. Это комплекс садов (начало его создания относится к XIV в.) неоднократно подвергался разрушениям (в 1860 и 1900 гг.), но вновь восстанавливался. В настоящее время он имеет площадь 270 га, из которой 31га занято озером Куньмыньху. На южном склоне горы Ваньшоушань (горы Долголетия – 109 м над уровнем моря), в северной части парка, обращенной к озеру, расположен архитектурный ансамбль с многоярусной башней и комплексом дворцовых сооружений. К ним примыкают дворики с каменистыми садами, водоемами для декоративных рыб и лотоса, древовидными пионами, магнолиями. Северный склон решен в виде лесного массива. У подножия горы протекает ручей. На озере имеются острова с беседками и дамбы с галереями протяженностью в сотни метров, являющиеся частью прогулочных маршрутов. Северная граница участка искусно замаскирована невысокими холмами. На основании этого краткого обзора можно сделать следующие выводы. Идеологическая основа садово-паркового строительства - религиозные верования китайского народа, связанные с одухотворением сил и явлений природы (конфуцианство и даосизм). Композиция парков основана на творческом воссоздании природных ландшафтов Китая с применением следующих 8 принципов: 1. инь - действовать в зависимости от местных условий, 2. цзе - максимально использовать окружающую природу; 3. отделять главное от второстепенного; 4. применять контрасты: большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое; 5. в малом добиваться большого эффекта; 6. учитывать гармонию пропорций; 7. использовать постепенное раскрытие видов; 8. учитывать фактор времени при восприятии пейзажа.
Китайские сады оказали большое влияние на садово-парковое искусство других стран, и прежде всего Японии. Они способствовали развитию пейзажного стилевого направления в Европе (середины и конца XVIII в.) и побудили к созданию так называемого англо-китайского стиля.
Достопримечательности парка «Ихэюань». Ихэюань состоит из трех пейзажных районов: природное озеро, горка и дворцовые ансамбли. Включает в себя более 100 искусственных пейзажных зон и более 3000 помещений. Каждая архитектурная группа имеет свои особенности. Горы служат дальним планом для Ихэюаня. Здесь природный пейзаж органично соединяется с искусственным садово-парковым ансамблем, благодаря чему Ихэюань является замечательным образцом китайского садово-паркового искусства. Парк опоясывает высокая каменная стена с семью воротами. Главным входом в Ихэюань служат Восточные дворцовые ворота (3) - Дунгунмэнь.
|