Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






WordPad


Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 480



Восстание началось стихийно в Бурзянской волости. В 1754 г. в Башкирию был прислан начальником горно-розыскной экспедиции некто Брагин для изыскания драгоценных камней на Ирындыке. Он со своим отрядом силой отнял у башкир Ногайской дороги их земли, скот, всячески издевался над ними: насиловал жен и дочерей на глазах отцов. 15 мая башкиры напали на горно-розыскную экспедицию, разгромили Сапсальский почтовый стан, что нарушило почтовую связь по Исетьскому тракту. Но восстание началось неожиданно, поэтому многие волости Ногайской дороги к нему не присоединились. Некоторые старшины заколебались, другие выступили против восстания. Родовые старшины Бурзянской волости приняли решение, по которому активные повстанцы должны переселиться к казахам и тем самым избежать расправы. Это приостановило ход восстания и дало возможность царским войскам сосредоточить силы в этом районе. 22 мая военные по всей волости организовали охоту на людей: старшины и семьи беглецов, их родственники были схвачены и брошены в крепости.

Выразителем интересов башкирского и татарского крестьянства Башкирии, поднявшегося на восстание в 1755 г., был Абдулла Галиев (Батырша, как называл его народ). Родился он в 1715 г. в деревне Карыш, в Башкирии, в семье татарского крестьянина Гали ага. Начальное образование получил в родной деревне, затем учился в знаменитом медресе деревни Тайсуганово. Потом перебрался в медресе деревни Ташкичу и брал уроки у ахуна Абдессялама Ураева. Он учился в двух медресе более 10 лет. Был имамом, учил мальчиков и призывал народ к добру. Идеи, помыслы у Батырши, проживавшего в этот период в Казанской губернии, отражали чаяния широких народных масс. В своих обращениях к ним он говорил о социально-экономическом и политическом угнетении и призывал народ к борьбе за свободу. Он поднимал народ на борьбу и против всех неверных, в защиту мусульманской религии. Но Батыршу нельзя назвать только религиозным деятелем. Во всем написанном им слышится призыв к борьбе за социальное и национальное освобождение.

В марте 1755 г. Батырша принялся составлять программу, призывая народы Среднего Поволжья и Урала к восстанию. Начало восстания было назначено на 3 июля. Но эти планы не были осуществлены. Восстание началось стихийно, до назначенного срока.

Основные силы повстанцев сосредоточились возле бугульчан по Агидели, где они поджигали заводы, нападали на крепости. Некоторые военные команды правительства были разгромлены. 21 августа основная масса повстанцев-башкир и татар с Ногайской дороги перебралась на казахские земли и нападала оттуда на опорные пункты правительства.

Царское правительство стало умело разжигать национальную рознь, натравливая одни народы на другие. Для того чтобы испортить отношения между башкирами и казахами губернатор Оренбурга Неплюев сразу же после первых выступлений башкир послал к казахам своих агентов. Для начала он сделал заманчивое для феодалов предложение держать переселившихся башкир в качестве пленных и поделить их жен и детей между собой.

С 1 сентября повстанческие отряды должны были широким фронтом начать наступление в Осинском и Кунгурском направлениях. Но и здесь часть феодалов выступила против восстания. Башкирский старшина Тохтамыш Ишбулат углы напал со своим отрядом на повстанцев, собравшихся в деревне Кызыл-Яр, и разогнал их. Это вызвало растерянность в рядах повстанцев, они потеряли инициативу, и восстание не смогло распространиться далее.

В рядах гайнинцев не было единства. Повстанцы обратились к Батырше с просьбой о помощи и предупредили его о грозящей ему опасности ареста. За голову Батырши была обещана 1 тыс. рублей. Батырша с семьей и несколькими учениками бежал в лес. 20 сентября на Осинскую дорогу вошли правительственные войска.

В первых числах сентября правительство издало два указа. По первому указу служилые татары и мурзы были переведены из Казанской губернской канцелярии в ведение конторы Казанского адмиралтейства. Вводилась оплата за ночные работы (при подготовке леса) из расчета заработанного, включаемого в подушный налог. Второй указ приказывал прекратить отселение некрещеных татар из мест проживания крещеных. Религиозные дела мусульман-татар должны были разбираться не в домах архиереев, а в губернской канцелярии.

Правительство этим не ограничилось: 27—28 сентября оно издает новые указы. Первый из них отменил взимавшиеся ранее с татар налоги и набор рекрутов из новокрещенцев. Второй указ касался служилых татар. По этому указу мобилизованным для подавления восстания в Башкирии людям выдавалось двухмесячное жалованье, возвращалась сумма налогов, незаконно взятых за время их службы в царских войсках. В 1755 г. с ясачных татар не взимался подушный налог. В ту же систему уступок входило решение о переводе в другое место ненавистного татарам казанского архиерея Луки Канашевича, крайне обозлившего народ. Продолжением тех же мер был более поздний указ, разрешавший строить мечети.

Одновременно правительство позаботилось о том, чтобы в Казанской губернии находилось достаточное количество военных сил. В результате такой политики татары Казанского уезда не приняли участия в восстании Батырши.

В 1756 г. шли поиски, аресты повстанцев, следствие по их делам. Смертная казнь была впервые запрещена. Но во время восстания и после ареста в тюрьмах, крепостях, на этапах было убито много повстанцев. В 1757 г. вышел указ о прекращении преследований, так как восстание было уже подавлено и люди, считавшиеся опасными, уничтожены.

Восстание Батырши подготовило нерусские народы края к будущей борьбе. Оно послужило предпосылкой для их участия в крестьянской войне под предводительством Пугачева. В ней они выступили более сознательно и сплоченно.

В середине 1757 г. его навсегда заперли в Шлиссельбургскую крепость. Но и здесь он не прекратил своей борьбы. На имя царицы написал много писем, в которых объяснял трагическое положение народных масс, причины, побуждавшие их к борьбе, и выражал надежду, что будут приняты меры для облегчения их жизни.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
С. Кутшеби продовжував досліджуваті історико-правові проблеми. У полеміці профеодалізм в Польщі Його погляди булі близьким до поглядів О. Бальцера. Одним здерло видав двотомн... | WordPad
<== 1 ==> |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.209 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.209 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7