Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






WordPad


Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 349



Зарождение светского образования было одной из ярких черт в культурной жизни края 18столетия. С открытием Адмиралтейства была открыта первая «цифирная» школа(1718) В нее для обучения прин-сь дети духовенства. Обучали в ней тем дисциплинам, кот.были необходимы в адмиралтействе( математика, геометрия). Дворяне своих детей в такие школы не отдавали, а крестьянских детей не принимали. Духовенство добивалось отдельного обучения для своих детей. 1722г. вышел указ по кот через год митр.Тихон открыл шк.,где обучали букварю и славянской грамоте. 1726г.собрали 70 детей церковников,такую шк. Не раз закрыв-ли.из-за недостатка средств. 1732 архиеп.Илларион открыл при Зилантовом монастыре славяно-латинское училище,после преобразовано в семинарию. Уровень преподавания в ней был высок. Статус Академии она получила в 1797г и просущ-ла до 1918г. 1758г. открыта первая в России провинциальная гимназия для обучения сыновей дворян и разночинцев. Находилась в ведении Моск.университета. Первым директором стал М.Веревкин.(за ним была инициатива в преподавании в гимназии тат.языка). 1769г.вышел указ об учреждении при Каз.гимназии для желающих класса тат.языка. Учителем был назначен переводчик казанского адмиралтейства Сагит Хальфин, его дело продолжили сыновья Исхак и Исмагил, внук Ибрагим. В 1778г. Хальфин издал «Азбуку» тат.языка на арабском шрифте. Работа над «тат. словарем и тат. грамматикой». Во вр. взятия Казани пугачевцами в 1774г. гимназия полностью сгорела, затем здание перевели на Воскресенскую ул.(ныне Кремлевская). Положение гимназии менялось, при директоре Юлие Иван-че фон Канице несколько улучшилось. 80-е г. кризис гимназии, в 1785г. она перешла в ведение казанского приказа общественного призрения. Влияние Моск.унив. прекратилось. 1788г. из-за недостатка средств закрыта. 1798г. Павел 1.дал указание вновь открыть гимназию, кот руководил Илья Фед-ч Яковкин.( среди тех, кто учился в гимназии был поэт Г.Державин, С.Аксаков, В.Попов, статс-секретарь В. Панаев. Позднее здесь получ.образ-е Н.Лобачевский, астроном И.Симонов). В гимназии изучали иностр.языки, арифметику, геометрию, рисование, танцы, фехтование. Казанская гимназия стала базой Казанского университете, 1814г. гимназия окончательно отделилась от унив-та. Во втор.пол 18в. усиливается принцип сословности образования: для дворян открываются благородные пансионы, новые кадетские корпуса, гимназии. Для низших слоев общ-ва в 1786г. учреждались народные училища. В губернских городах открывались главные училища с 4мя классами, а в уездных городах- малые народные училища с 2х классным обучением. В обоих типах училищ было введено предметное преподавание. В татарских слободах и в уездах дети обучались в мектебе( нач.шк) и медресе( шк.среднего типа), как правило они были в мечетях. Во втор.пол 18в. в Казани возникают крупные медресе- Апанаевское, Ахундовское,(1771) и Амирхановское( 1780). Здесь обучение также было религиозным. Обучали богословию, письму, арабскому языку и лит-ре. В медресе шакирды( ученики) не только учились, жили всю неделю, уход-ли домой на выходные. Для получения высшего мусульм. обрз-я ездили в среднеазиатские медресе в Бухару и Самарканд. Каждый правомерный мусульманин долж.был уметь читать Коран, поэтому грамотность была щироко распространена у татар. Подавляющая часть сельского крестьянского населения оставалась неграмотной( т.к не принимали в уч.заведения).

Первое театральное представление в Казани состоялось 26 апр.1760г.в гимназии Был поставлен спектакль «Школа мужей». Их целями было не только доставление удовольствия публике, но и сбор средств для помощи бедным гимназистам.( ставили пьесы М.Веревкина, А.П Сумарокова «Синав и Трувор», М.Хераскова, И.Дмитриева). В апр.1765г.дано представление в честь ДР Екатерины2 «Судьба. Россия и Казань».После пожаров 1774г. во вр. Пугач-го восст-я театральные представл.были прекращ-ны. В 1791г. создан постоянный театр, придворный актер В.Бобровский использ.для созд-я театра весь свой опыт. Здание находилось недалеко от Гостиного двора на ул.Воскресенская. Просуществовал 6 лет. 1798г. Театр прапорщика Есипова( огромный деревянный театр, своих крепостных посылал учиться у петерб-х актеров.) Театр был очень популярен, посещали как русские, так и тат. зрители. Есиповский театр просущ-л 17 лет, пожар 1815 и смерть Есипова, уничтожили здание театра.

 

Русская (М.И.Веревкин, Г.П.Каменев, Г. И. Державин) и татарская литература (Утыз Имяни, Курсави) в ХVIII в.

Крупнейшим представителем татарской художественной литератур половины XVIII — начала XIX вв. был Утыз Имяни получил образование в медресе Каргалинской слободы тем совершенствовал знания в Бухаре, Герате Кабуле Балхе, служил имам-хатибом и мударрисом в деревнях Казанской и Оренбургской губерний, ни написал десять поэм, в том числе «Подарок обездоленным и притчи о терпении», «Дары эпохи», «Добрые наставления для очищения мыслей», «Важнейшие проблемы эпохи». В его поэзии звучат уже новые, светские мотивы, новые мысли. Он воспевал в своих сочинениях добродетель, справедливость, взаимопомощь, осуждал лесть, стяжательство, зависть, другие пороки. Творчество Утыз Имяни является ярким свидетельством поворота татарской литературы от религиозно-дидактических к социальным, морально-этическим проблемам, демократизации языка, формы и стиля произведений.

Во второй половине XVIII в. в татарской литературе складывается новый жанр — «сэяхатнамэ» (записки о путешествиях), который отражал возраставший практический интерес к укреплению торговых связей с другими государствами. Самым известным памятником этого жанра являются «записки» Исмагила Бекмухамедова о его путешествии в Индию.

Светскую направленность имели и произведения устного народного творчества. В байтах, исторических песнях, сказках, пословицах народ выражал свои представления о справедливом общественном устройстве, о лучших человеческих качествах.

В литературной жизни того времени заметный след оставил Михаил Иванович Веревкин (1732-1795), асессор Московского университета, первый директор Казанской гимназии. Он написал пьесы «Точь- в- точь», «Так и должно быть», «Именинник», сочинял стихи активно занимался переводами, в том числе переводил на русский язык пьесы французского комедиографа, реформатора сценического искусства Мольера.В 1785 г. М.И. Веревкин был избран академиком Российской академии наук и художеств.

Российскую известность получил казанский поэт Гаврила Петрович Каменев (1772-1803). Его отец, купец П.Г. Каменев, происходил из татарского княжеского рода Макуловых.

Перу Г.П. Каменева принадлежат поэмы «Громовой», «Громовал», стихотворения, переводы. Его произведения публиковались во многих московских журналах, а поэма «Громвал» была помещена в «Собрание русских стихотворений», многие годы входила в литературные хрестоматии XIX в. О творчестве Каменева высоко отзывались Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин. «Этот человек, — отмечал А.С. Пушкин, — достоин был уважения: он первый в России осмелился отступить от классицизма. Мы, русские романтики, должны принести дань его памяти». Г.П. Каменев, таким образом, был одним из первых представителей раннего русского романтизма.

«Отцом русских поэтов» стал уроженец деревни Сокуры Лаишевского уезда Гавриил Романович Державин (1743-1816). Он учился в Казанской гимназии, несколько раз бывал в Казани, став уже выдающимся мастером поэзии. О городе своей юности он оставил немало проникновенных строк. В стихотворении «Арфа» Г.Р. Державин писал:

Как весело внимать, когда она

Поет про Родину, Отечество драгое,

И возвещает мне, как там цветет весна,

Как время катится в Казани золотое!

Во второй половине столетия в Казани существовало литературное общество. В него входили секретарь Казанского магистрата С.А. Москотильников, Г.П. Каменев, директор Казанского главного народного училища И.И. Чернявский, литератор и библиофил И.А. Второв, писатель и историк Н.С. Арцыбашев. Общество знакомило общественность города с наиболее важными новинками русской литературы.

Первые публичные театральные представления в Казани известны со второй половины 20-х гг. XVII столетия. Их давали воспитанники Казанского духовного училища. Затем спектакли стали ставить гимназисты. Первой в Казанской гимназии была показана пьеса Мольера «Школа мужей» в апреле 1760 г. Гимназисты ставили также спектакли по пьесам А.П. Сумарокова, М. Хераскова, И.И. Дмитриева, М.И. Веревкина. Эти спектакли посещали и жители татарских слобод.

Абу Ан Насыр ибн Ибрагим Аль Курсави Аль Булгари (1776-1812 гг.) выдающийся философ, религиозный деятель, педагог и писатель. В 1794—1808 гг. — уроженец аула Курса (ныне Арский район). Курсави Аль Булгари занимал должность имам-хатыба мечети родного аула и был ректором (муддарисом) созданного им же медресе. Выступал как педагог-реформатор, стремившийся дать ученикам свое понимание религии и философии.

Шейх Абунасыр Аль Курсави Аль Булгари был горячим булгарским патриотом и искренне верил в то, что его идеи помогут развитию булгарского народа. Пытался организовать в городе Казани булгарский университет.

Центральное место в идеях Курсави Аль Булгари занимали вопросы борьбы с невежеством, вызванным двухвековым духовным геноцидом, культурной отсталостью.

Будучи в Бухаре, с целью изучения исламской науки Курсави Аль Булгари призывал к самостоятельному толкованию Корана, отказу от устаревших мнений богословов. Он начал создавать первый комментарий к Корану - тафсир на родном булгарском языке. Диван муфтиев, состоявший из аглама (старшего муфтия) и еще двенадцати муфтиев, немедленно среагировал - вынес смертный приговор Абу Ан Насыр ибн Ибрагим Аль Курсави Аль Булгари. При этом приговор носил характер фетвы, чтобы никто не осмелился поддерживать идеи Курсави Аль Булгари. За чтение его книг также полагалась смерть.

Приговор Курсави был вынесен под угрозой репрессий со стороны бухарского эмира, лично возглавившего судилище и поставившего подпись под приговором. Но, благодаря поддержке одного из членов суда Турсунбакый бине Габдуррахим аль- Булгари и имама Соборной мечети Бухары шейх Ниязколый ат-Турекмени Курсави Аль Булгари удалось спасти, так как они чуть было не подняли население Бухары на бунт в защиту Курсави Аль Булгари.

Свои основные идеи Курсави изложил в книге "Китаб аль-иршад ли-л-ибад" ("Книга о наставлении людям"), опубликованной в Казани в 1903 г.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
WordPad | Дом купца Наумова
<== 1 ==> |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.196 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.196 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7